Урок-проект по технологии 3 класс "Волшебное дерево"
Автор: Филатова Н. А.
Цель проекта: Формирование образовательных компетенций учащихся 3 класса через включение в коллективный проект по теме «Волшебное дерево».
Цель урока: изготовление поделки из картона, ткани и пуговиц.
Задачи проекта:
1. Развивать мотивацию к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Формировать эстетические потребности, способствующие воспитанию любви к труду, к природе.
3. Формировать способности решать проблемы творческого характера, мотивации успеха и достижений, творческой самореализации.
4. Развивать умения работать с разными материалами: клеем, тканью, пуговицами, развивать аккуратность при работе.
Планируемые результаты
Предметные: Научить обучающихся применять различные пуговицы в аппликации, развивать мелкую моторику; творческое мышление.
Личностные: понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру; воспитывать аккуратность в работе, внимательность; трудолюбие; уважение к труду другого человека;
Метапредметные: действовать в соответствии с инструкцией, планом, прививать эстетический вкус, учить соблюдать технику безопасности; формировать навыки ценностного отношения учащихся к здоровью.
Оборудование: компьютер, проектор, клей – карандаш, ножницы, пуговицы, нитки, иголки, экран, шаблоны из ткани.
Продукт проектной деятельности: коллективная работа «Волшебное дерево»
Практическая значимость: Создание коллективной работы, которую можно использовать в виде демонстрационного материала для дошкольников на занятиях.
Приёмы, используемые на уроке:
• Словесный;
• Наглядный;
• Практический.
Формы организации:
• индивидуальная;
• коллективная
Ход урока
Мотивационно - целевой этап
I.Организационный момент
Цель этапа: настрой учащихся на предстоящие исследования, на получение новых знаний; создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Вижу, класс наш хоть куда,
Мы начнём урок труда.
- А чтобы урок пошёл каждому впрок - активно включайся в работу, дружок!
- Давайте проверим готовность к уроку. Денис и Алина будут читать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и проверяйте, всё ли у вас есть на партах.
Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела,
Будем клеить мы и шить –
Всё должно в порядке быть.
Ножницы, иголки, клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник наш.
Повторение правил организации рабочего места
- На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
- Располагать инструменты и материалы нужно так, чтобы они не мешали работе, и их удобно было брать, у дальнего края стола.
- Во время работы соблюдайте порядок на рабочем месте.
- Не забывайте об осанке, держите спину прямо.
III. Актуализация знаний
Цель этапа: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания
.- Ребята, вы любите чудеса?
- Что же такое чудо?
В словаре С. И. Ожегова.
Чудо - нечто небывалое, нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.
- Послушайте отрывок из стихотворения: «Чудо – дерево» К. И. Чуковского.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки
Словно яблоки!
-
- Как вы себе представляете, бывает ли такое на самом деле?
IV.Проблемное изложение знаний
Цель этапа:
сформулировать и согласовать цели урока
организовать уточнение и согласование темы урока
организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
- Природа тоже волшебница, она создаёт чудо – деревья.
- Давайте отправимся в царство деревьев и посмотрим на них.
Просмотр презентации о необычных деревьях (Во время просмотра идёт комментарий)
Радужный эвкалипт (Eucalyptus deglupta) – относится к высоким деревьям нашей планеты. Когда смотришь на его ствол, то создается ощущение, что кто — то разрисовал его разными красками. Родиной радужного эвкалипта считаются Филиппинские острова.
Драконово дерево – одно из древнейших растений Земли. Это родственник кактуса. В природе встречается на Мадейре и Канарских островах. У драконова дерева красный сок с целебными свойствами. За эту необычную смолу растение получило свое мистическое название. Согласно легенде, первые деревья выросли на крови дракона, погибшего в схватке с бесстрашным и сильным слоном.
Мыльное дерево — это вечнозелёное тропическое растение, которое может вырастать от 5 до 25 метров в высоту. Из плодов получают отличнейшее сырьё для производства натуральных моющих эко-средств – шампуней, мыла и косметики.
Конфетное, или карамельное дерево. Научное название — Берберис. Плоды с удовольствием едят свежими, из них готовят джемы, цукаты, вина, настойки, наливки, мармелады, компоты и соки. Ягоды хорошо утоляют жажду и отлично возбуждают аппетит.
Так, например, в джунглях Амазонки произрастают шоколадное, молочное, капустное, а в африканских саваннах — хлебное, дынное, бутылочное, и даже тюльпанное деревья.
Кигелия, больше известная как колбасное дерево — дерево с раскидистой густой кроной, с крупными кожистыми листьями. С основных веток дерева на довольно толстых «веревках» свисают многочисленные цилиндрические плоды длиной до 60-80 сантиметров, в диаметре до 10 см и весящие до 8 кг Следует обязательно отметить, что колбаски эти несъедобны, за исключением семян, расположенных внутри плодов. Но, прежде чем употреблять их в пищу, следует их обжарить, потому что в сыром виде они ядовиты.
Свечное дерево. Свое необычное название это дерево получило за то, что содержание масла в его семенах очень велико, и поэтому его используют в качестве свеч на родине. Плоды свечного дерева - орехи, небольшие и круглые, 4-6 см, покрытые очень твердой оболочкой. Внутри каждого ореха по одному семечку, содержание масла в котором очень велико. Это семя и используется как свеча.
Молочное дерево растет в Америке. Местные жители употребляют сок этого дерева как молоко.
НАДО СКАЗАТЬ СПАСИБО МАТУШКЕ-ПРИРОДЕ ЗА ТАКИЕ ЧУДЕСА.
ЗАГАДКИ
Никто не пугает,
А вся дрожит.
(Осина)
На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белёны,
Шапочки зелёны.
(Березы)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
(Елка)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(Липа)
- У нас сегодня необычный урок. Урок – проект «Волшебное дерево».
- Посмотрите на дерево. Это дерево из сада волшебницы, и оно необыкновенное заколдованное на нём нет плодов.
- А чтобы его расколдовать, вам нужно потрудиться.
VI.Физкультминутка
- Прежде, чем приступить к работе – нам необходимо отдохнуть и размяться. Во дворе стоит сосна, К небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. Ветки гнутся взад-вперёд, Ветер их качает, гнёт. Будем вместе приседать — Раз, два, три, четыре, пять. Мы размялись от души И на место вновь спешим. | Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.) (Наклоны корпуса вперёд-назад.) (Рывки руками перед грудью.) (Приседания.) (Дети идут на места.) |
VII. Самостоятельная работа:
проверить умения работать по алгоритму
организовать самопроверку работы
организовать выявление и исправление допущенных ошибок по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха
- С каким из предметов, лежащих на столе, вы должны обращаться особенно осторожно?
- Повторим правила при работе с ножницами и иголками
На каждом столе есть памятки. Ответственные читают их вслух по одному.
Работа в группах.
Класс поделён на 4-5 групп.
Ответственные в группах будут смотреть за безопасностью труда в группе и будут моими помощниками.
- Как вы будете работать в группе?
- Правильно, ведь работать вы будете все вместе.
- Что может расти на волшебном - дереве?
1 группа – цифры
2 группа – овощи
3 группа – насекомые
4 группа- игрушки
План работы. (на листочках)
1.Выбрать предмет.
2.Отмерять нитку.
3. Вдеть нитку в иголку, завязать узелок.
4.Выбрать подходящую пуговицу и пришить её к предмету.
5. Готовое изделие приклеить на дерево.
Договоритесь, кто что будет делать. Работайте дружно, помогая друг другу.
Во время работы учитель оказывает помощь ученикам, подбадривает их.)
Из группы выходит командиры к доске и наклеивают свои изделия на дерево, рассказывая, что они выполнили.
- Оказывается, ребята, не только природа может творить чудеса, но и человек, мы с вами тоже сотворили такое «Волшебное дерево»
- Чему вы сегодня научились? Мы достигли поставленной цели?
Ай, да, детки,
Молодцы! Постарались от души!
Рефлексивно-оценочный этап
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа: Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности
- А сейчас оцените работу своей группы на уроке по пятибалльной системе.
- Каждый из моих помощников выйдет к доске и поставит точку около той цифр, на которую себя оценили.
- Ребята, посмотрите, у нас получился график, прямая (кривая) линия.
- Вы все отлично работали и за урок вы получаете 5.
Сегодня, ребята, вы закрепили знания, а самое главное теплая дружеская обстановка нашла путь к хорошему настроению и плодотворной работе.
Спасибо за урок!
IX.Уборка рабочих мест
Вот оно какое наше дерево!
Волшебное дерево расчудесное!
Наше дерево растёт, да к тому ж ещё цветёт!
На нашем дереве может расти всё: и листочки, и яблоки, и буквы, и цифры, и слова, и даже предложения.
Оно будет расти в нашем классе и удивлять нас своими необычными плодами.
-Вот какое дерево,
Волшебное дерево!
Ай, да, детки,
Молодцы! Постарались от души!
- Доставила ли вам работа радость?
-Вы чему-то научились? Чему?
7