СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-проект по теме: "Стили речи" (Сказки на новый лад)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный урок второй в разделе стилистика.Урок обобщения и систематизации знаний по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект по теме: "Стили речи" (Сказки на новый лад)»

Урок-проект по теме: "Стили речи" (Сказки на новый лад)

( 8 а класс)

Дата:17.01.2016

Цель: представить технику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка.

Дидактические цели проекта:

  • развитие информационной культуры учащихся,

  • формирование у них исследовательских навыков,

  • умения работать в команде над решением единой проблемы,

  • планировать и реализовывать проектную деятельность.


Задачи: 
• передача  своего опыта путем прямого и комментированного показа  технологий, методов, приемов, используемых на уроке русского языка;
• отработка методических подходов и приемов в форме проектной работы;

расширение знаний учащихся об особенностях текстов различных стилей оформлять с помощью компьютера результаты своих исследований



Цель урока: Обобщить и закрепить  знания  о разных жанрах текста, составить тексты различных стилей в форме проектной деятельности.

Тип урока: закрепление и обобщение по теме "Стили речи"

Технология: проектная деятельность на уроках

Тип проекта: групповой, краткосрочный,творческий

Методы и приемы обучения: беседа, инструктаж по оцениванию, создание проблемной ситуации, защита проектов, исследования языкового материала.

Планируемые результаты:

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

Определение понятия стили речи.

Умение различать основные стили речи.

Развитие устной и письменной речи учащихся.


Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение.

Умение извлекать информацию из разных источников и преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.

Умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе.

Способность к самооценке своих действий, поступков.




Этап урока

Задачи урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационный (орг.момент)

Вызвать познавательный интерес к уроку.

Создать психологический настрой на деятельность

Вступительное слово учителя:

В поисках смысла (слайд №1)

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе

Ты только вдумайся,

Только всмотрись -

Кроется самая главная мысль.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Откроется самая главная мысль!

- О чем это стихотворение? Какова основная мысль стихотворения? Как вы понимаете эти строки?

(учащиеся отвечают на вопросы и выходят на слова и словосочетания «поиск», «главная мысль», «вдумайся», «всмотрись»)

-Сегодня мы тоже будем в поисках нового, неизведанного, поэтому я хочу, чтобы вы настроились на работу.

- Для дальнейшей работы я предлагаю вам остаться в группах, в которых вы работали над созданием домашней работы. У каждого из вас «Оценочная карта», заполните ее. За каждый правильный ответ или правильно выполненное задание ставим (+). Если не ответили, потому что не знали или неправильно выполнили большую часть задания – (-). Если вы знали ответ, поднимали руку, но вас не спросили – тоже (+). Таким образом, к концу занятия будет видно, какая группа работала наиболее эффективно. На основании ваших индивидуальных результатов, посовещавшись, вы выставите себе отметки за работу на уроке. (2 минуты)

Читает стихотворение, проводит инструктаж по оцениванию.

Создает положительный эмоциональный фон, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Слушает учителя, отвечает на вопросы.

Осознанно подчиняет себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывает внутреннюю готовность к их реализации.

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию)

Ориентировочный

Организовать совместную с учителем деятельность для постановки проблемных вопросов, установления объекта исследования

- Итак, не будем терять время и перейдем к работе.

Обратите внимание на слайд Отгадайте какое слово зашифровано (слайд №2)

«…означает "палочка для письма", которой писали на доске, покрытой воском. Со временем … стали называть почерк, манеру письма, совокупность приемов использования языковых средств.». (стиль)

- Как вы думаете, что будет объектом исследования на сегодняшнем уроке? (стили речи)

- Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? На какие проблемные вопросы нам предстоит найти ответы? Определите по теме урока и по домашнему заданию (Ребятам заранее было дано задание: составить творческие мини-проекты по данному материалу и дополнительным источникам)

Учащиеся определяют по теме урока проблемные вопросы, на которые будут искать ответы в ходе урока: (слайд №3)

- Что такое стиль?

- Каковы основные основные черты и языковые средства различных стилей?

- Можно ли трансформировать (переделать) текст одного стиля в другой?

- Чтобы ответить на эти вопросы и лучше понять тему, мы поработали со справочниками, учебником, проявили самостоятельность в поисках ответов, наблюдательность, творчество.

Организует выход на проблемные вопросы, объект исследования.

Ставят проблемные вопросы, определяют объект исследования, отвечают на вопросы

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно).

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Поисково-исследовательский и практический этапы

Организовать поиск решения проблемных вопросов.

Организовать исследование языкового материала учащимися


Обеспечить применение полученных знаний


- Итак, обратимся к понятию «Стиль». Чтобы узнать точное значение слова или определения к чему мы должны обратиться? (к толковому словарю)

Учащиеся находят значение: (слайд №4)

  1. Стиль – это выбор языковых средств, связанный с определенной сферой общественной деятельности, целью речевого общения и составом его носителей..

Распределите роли в группе для выполнения след. Задания

1.Координатор (руководит и направляет)

2.Оформитель (красиво грамотно заполняет скелет-схему)

3.Теоретик

4.Генератор идей

5.Хранитель времени (следит за тем, чтобы группа уложилась во времени)

6.Оратор представляет работу группы (полминуты)

Вспомним все о стилях с помощью «Фиш- боун»

(работа по следующей инструкции:

Голова: как определить стиль текста?

Верхняя часть рыбы: перечислить все стили

Нижняя часть к каждому стилю соответственно: вписать перечислить -С какой целью употребляем? - Где употребляется? (сфера употребления) - Жанры речи?- Языковые средства и основные черты ?

Хвост : вывод

Ответ групп

Физкультминутка ( 3 минуты)

Итак, мы ответили на первые два вопроса.

( - Что такое стиль?

- Каковы основные основные черты и языковые средства различных стилей?)

Переходим к третьему вопросу (- Можно ли трансформировать ( переделать) текст одного стиля в другой?)

Вы были распределены на группы – редакции, вы должны были придумать заголовок и логотип своей редакции, выбрать главного редактора, выпускающего редактора, членов редколлегии. Каждая редакция получила творческое задание.

А какое вы мне и гостям сформулируете после видеотчета другой редакции журнала «Ералаш» (просмотр №1) (2,5 минуты)

Что же сделал герой Спартака Мишулина? Переделал художественный текст Н.В. Гоголя в разговорный.

В чём заключалась ваша задача? Тоже взять текст, какой- либо знаменитой сказки и представить её в различных стилях. Причём представить его так, чтобы все остальные смогли понять, что это за произведение, при этом сохранить стиль. Редакция должна представить свой сборник «Сказки на новый лад», чтобы заинтересовать издателей и выиграть тендер, обойдя своих конкурентов. (1-2 минуты)


Реализация домашнего задания: презентация групп:1 группа. «Сказка Красная Шапочка» Ш.Перро.

2 группа. «Теремок» (русская народная сказка)

3 группа. «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» А.С.Пушкин

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ




Организует работу в группах по реализации домашнего задания учащихся, по исследовательской деятельности

Проводят словарную работу, защищают мини-проекты, проводят анализ, исследование языкового материала.

Работают в группах.

.

Предметные: формулировать определение нового понятия.

Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания. корректировать работу по ходу выполнения задания.

Познавательные: проводить исследование языкового материала, обобщать полученные данные, делать выводы.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, договариваться друг с другом (разрешение конфликтов), предвидеть последствия коллективных решений в группе.










Закрепление изученного материала

Закрепить полученные знания на примере выполнения задания

Резервное (Стратегия «Полминутки для шутки», Просмотр видео №2 (3минуты) Выводы: Какую цель преследовал главный герой видеоролика и удалось ли её достичь?

С точки зрения стилистики, что сделал герой?)

Чтение и анализ текста Зощенко на предмет смешения стилей.

Вывод.

Организует самостоятельную работу учащихся.

Заранее готовит текст.

Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку (индивидуальная форма работы).

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные: контроль и оценка, волевая саморегуляция.


Рефлексивно-оценочный

Обеспечить осмысление процесса деятельности и результата труда на уроке.

- Обратимся к проблемным вопросам, которые поставили в начале урока.

Ответили ли мы на эти вопросы?

- Чему научились?

- Какой этап урока показался самым интересным?

- Что было трудно?

- Оцените вашу работу в «Оценочной карте», определим, какая группа работала наиболее эффективно, правильно.

Выставляются и индивидуальные оценки тем, кто лучше справился с работой.

(3 минуты)

Спасибо за урок!

Организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности и деятельности в группе на уроке.

Соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. Дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке.

Личностные: нравственно-этическое оценивание (формирование навыков самооценки и навыков рефлексии на основе исполнения критериальной системы оценки).

Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения).

Д/Задание

Обеспечить понима­ние учащихся цели, со­держания и способов выполнения домашнего задания

(По выбору учащегося)

1.Упр. 405 письм.

2.Сделать подборку текстов различных по стилю (указать автора, произведение, стиль , выделить характерные признаки стиля. Не менее 5 отрывков)

3. Написать небольшое сочинение- рассуждение на тему «Легко ли быть писателем?»

Информация о д/з;

-мотивирование выполнения д/з;

-инструктаж по вы­полнению д/з;

-проверка понима­нию уч-ся содержа­ния и способов вы­полнения д/работы





Ребята (по желанию) высказываются одним предложением, выбирая начало из предложенных рефлексивных фраз (на доске или на экране):

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!