СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-проект "Природные зоны России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теме "Природные зоны России".Урок является продуктом среднесрочного проекта с одноименным названием.

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект "Природные зоны России"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 имени Героя Советского Союза А.Н.Юльева г. Владикавказ РСО-Алания



КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА -ПРОЕКТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ

«Природные зоны России»

Подготовила

учитель начальных классов ,

высшей категории,

Понамарева Т.Н.


Цель: проверить знания и умения по данному разделу, формировать адекватную оценку своих достижений
Задачи:

  • - закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ, взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;

  • проверить знания, умения и навыки учащихся по теме;

  • совершенствовать умение ориентироваться в дополнительной литературе;

  • повысить мотивацию обучения, интерес к окружающему миру, к природе России;

  • развивать творчество обучающихся, умение передавать имеющиеся знания

Формируемые УУД:

Личностные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе;

  • Регулятивные:

  • Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения;

  • Применять базовые знания для решения конкретной проблемы;

Познавательные:

  • Формировать умения самостоятельно работать с источниками информации и понятно излагать свои мысли;

  • Развивать критическое мышление;

  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

Регулятивныеадекватно оценивать собственные достижения;

Коммуникативные:



  • Развивать умение работать в группах;

  • Отстаивать свою точку зрения;

Оборудование:  Карта «Природные зоны России», набор картинок «Растения и животные», альбомные листы А-3, контурные карты России, карточки с заданием, цветные карандаши, клей. Учебник и рабочая тетрадь. Смайлики для самооценки. Контур карты России на ватмане(6 штук)

  • мультимедийный проектор

  • презентация материала урока

  • раздаточный материал для учащихся

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

Технология проектного обучения

Предварительно все учащиеся разбиты на 6 групп : «Арктика», «Тундра», «Лес», «Степь», «Пустыня», «Черноморское побережье Кавказа».

Ребята объединены в группы по желанию. Это урок обобщения и сисстематизации знаний. Каждая группа получила Памятку работы в группе, а также План изучения природной зоны России. Распределены обязанности между членами группы. Готовились ребята дома по дополнительным источникам.

  1. Орг момент. Актуализация знаний.

У ребят каждой группы таблицы. По ходу чтения задания учителем , ребята зачеркивают неверный ответ

Океаны

Тихий

Северный Ледовитый

Индийский

Атлантический

Равнины

Западно-Европейская

Восточно-Европейская

Среднесибирское плоскогорье

Западно-Сибирская равнина

Горы

Кавказские

Уральские

Длинная река

Волга

Обь

Глубокое озеро

Байкал

Онежское

- Наша страна омывается морями океанов:

Тихого,

Северного Ледовитого,

Индийского,

Атлантического.

(Неверный ответ: Индийского).

- На территории России расположены равнины:

Западно-Европейская,

Восточно-Европейская,

Среднесибирское плоскогорье,

Западно-Сибирская равнина.

(Неверный ответ: Западно-Европейская).

- Каменным поясом России называют: Кавказские, Уральские горы.

(Неверный ответ: Кавказские горы)

- Самая длинная река России: Обь, Волга.

(Неверный ответ: Волга)

- Самое глубокое озеро: Байкал, Онежское.

(Неверный ответ: Онежское).



II. Постановка проблемы

Просмотр видеоролика о богатстве природы России

Слайд 1

Как выдумаете о чем этот ролик? Какое отношение он имеет к нашему уроку.

-О природе России, о многообразии животного и растительного мира в России.

-Верно. Я думаю вы без труда сможете назвать мне тему урока.

- «Природные зоны России»

-Поставьте цель урока. Сформулируйте задачи.

Слайд 2

-Как прекрасен и многообразен мир живой природы на территории Российской Федерации! -Как человек узнал об этом?

III.Погружение в проект Слайд 3



1. Рассмотрим карту зон России. Что вы можете сказать? Почему она раскрашена в несколько цветов? Чем вызвано такое разнообразие?

- Перечислите, на какие природные зоны условно поделена территория России?

2. На доске фоторафии

-Какие именно природные зоны мы изучили, вспомним, узнав зону по описанию.

На столе карточки с текстом. Ученик с каждой группы по очереди поднимает кари под фотографией. Ребята по описанию узнают природную зону и выбирают фотографию.Сразу же фотографии с природными зонами расставляются по порядку.

Запуск видеосюжетов с рассказами учеников.(Домашнее задание)

1 ученик

- Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)


2 ученик

- Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)


3 ученик.

- Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)


4 ученик.

- Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)


5 ученик.

- Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой

Черное море. (Черноморское побережье Кавказа)



6 ученик.

- Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)


IV.Проектная деятельность. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний.

-Итак, вы дома готовили дополнительный материал по определенной природной зоне.

Слайд 4

План описания природной зоны:

1.Географическое положение
2. Климат
3. Растительность
4. Животный мир 5.Красная книга 6. Заповедник 7. Занятия людей 8. Экологические проблемы

V.Защита проектов.

Ребята прорабатывают свое выступление в группе и выходят к доске со своими материалами . Они дают полную информацию о природной зоне по плану. У каждого ребёнка в этом выступлении своя роль.

По окончании выступления каждой группе учащимися класса задаются дополнительные вопросы. Ребята дают оценку каждому выступлению по критериям:

  1. Интерес. 2. Новые факты. 3. Использование словаря. 4. Использование дополнительных источников. 5. Логическая связь между частями 6. Стройное последовательное изложение материала 7. Эмоциональный фон 8. Использование презентаций



VI.Контроль и самооценка

Ребята обсуждают и выставляют оценку, комментируя выставленный балл. Каждый ребенок индивидуально на своем листочке.

Лист оценки выступлений


Группы

Интерес

Новые факты

Использование словаря

Использование дополнительных источников

Логическая связь между частями

Стройное последовательное изложение материала

Эмоциональный фон

Использование презентаций

Использование презентаций

Оценка

«Арктика»











«Тундра»











«Лес»











«Степь»











«Черноморье»











«Пустыня»













VII. Итог урока. Рефлексия

-А теперь подведем итог , проверим и закрепим еще раз ваши знания. Перед вами карта….России, конечно. Обведите жирно красным карандашом границу нашей страны. Сейчас каждая группа напишет название своей природной зоны. Зоологи, биологи, ребята, отвечающие за вопросы Красной книги, экологи выходят и на столе выбирают изображения представителей флоры и фауны вашей природной зоны. В это время остальные члены ваших групп раскрашивают только свою природную зону. Далее вы наклеиваете картинки и вывешиваете карту на доску.

-Выберете символ вашей природной зоны. Обоснуйте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!