СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – проект. Тема: « Детство, опалённое войной».учитель Сидорова Анна Викторовна. ГК ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 25»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - проект подготовлен и проведен с целью расширения знания учащихся о героическойстранице в истории Родины, о героизме и мужестве детей - подростков в военное время.

Просмотр содержимого документа
«Урок – проект. Тема: « Детство, опалённое войной».учитель Сидорова Анна Викторовна. ГК ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 25»»

ГК ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 25»







Урок – проект.

«Детство, опалённое войной».

Литературное чтение.


3 - 4 классы.





Учитель начальных классов:

Сидорова Анна Викторовна.





Урок – проект.

Тема: « Детство, опалённое войной».

Цель: Расширить знания учащихся о героической истории нашего народа, его боевых традициях; полнее раскрыть историческое значение Победы над фашизмом; способствовать патриотическому воспитанию учащихся; показать героизм и мужество детей-подростков в военное время.

Задачи: 
*формирование чувства уважения, гордости, благодарности и памяти перед старшим поколением;
*формирование у учащихся активной жизненной позиции, чувства патриотизма. 
* развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, развитие связной речи, эмоционально-чувственной сферы учащихся; 
* развитие навыков самоорганизации, самоуправления в коллективе через разделительно- коллективную деятельность и рефлексию своей деятельности.

 Методы, приёмы и способы, используемые в ходе подготовки и проведения

урока – проекта:

  • Составление проектов своей деятельности, их защита и реализация.

  • Составление сообщений, докладов.

  • Создание ситуации успеха и творчества

  • Педагогическая поддержка.

  • Выразительное чтение.

  • Трудовая деятельность.

  • Приёмы психологического настроя.

  • Компьютерная поддержка.

  • Рефлексия.

Межпредметные связи на уроке:

  • Русский язык – закрепление знаний о частях речи.

  • Математика – чтение многозначных чисел.

  • Окружающий мир – изучение истории России.

  • Труд – изготовление атрибутов для проведения урока.

Этапы работы над проектом.

ЭТАП 1. Разработка проектного задания.

Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, поста­новка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс делится на 3 группы, которые получают задания:

группа 1 – сбор и изучение материала по теме «Война в цифрах».

группа 2 – поиск и изучение материала о детях – героях войны.

группа 3 – поиск и разучивание стихов на военную тематику.

ЭТАП 2. Разработка проекта.

Задачи этапа - сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информа­цией индивидуально, в группах и парах, анализиру­ют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

ЭТАП 3. Представление и оценка результатов.

Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представ­лению материала на уроке-презентации.

Состав творческих групп

I группа: Диана «Война в цифрах».

Алла

Алексей



II группа: Илья Рассказы о детях– героях войны.

Семен

Вадим

Дмитрий

Никита


III группа: Константин Стихи о войне.

Анастасия

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и целей урока.

3. Беседа.

Учитель: - Работая над проектом «Детство, опалённое войной»,

мы разделились на 3 группы. Каждая группа получила задание и работала в своём направлении.

- В рамках этого проекта мы с вами посетили районный музей, где узнали о подвигах и самоотверженной борьбе с фашистскими захватчиками наших земляков.

- Мы работали в школьной библиотеке. Вели поисковую деятельность – искали материал о юных героях ВОВ, готовили рубрику «Война в цифрах»

- На уроках труда мы коллективно изготовили пилотки, нагрудные

значки, папки для материала.

- Учили стихи о войне.

- Когда началась ВОВ?

- Кто напал на нашу страну?

- Какие произведения о ВОВ мы изучали в 3 классе?

( «Последний день Матвея Кузьмина»,

стихотворение В.Высоцкого «Он не вернулся из боя»)

- Кто герои этих произведений?

- Ребята, а какую знаменательную годовщину наша страна отмечает в этом году?

- Семь десятилетий минуло с тех пор. Наша страна изменилась. Она стала богаче, краше, величественнее. Многие ветераны уже ушли из жизни, но память об их подвигах до сих пор жива. Это и музеи, посвящённые ВОВ, и памятники, книги, памятные даты.

Вот уже 70 лет над нашей Родиной мирное небо. Война стала далекой историей. Может быть пора забыть об ужасах войны? Пусть весна будет веселой и беззаботной?

4. 3 группа: Стихи.

Автор – А. Розенбаум.

Костя:

А может не было войны,

И людям все это приснилось?

Опустошенная земля, расстрелы и лагеря.

Хатынь и братские могилы.

Настя:

А может не было войны,

И у станков не спали дети?

И бабы в гиблых деревнях

Не задыхались на полях, ложась плечом на стылый ветер?

А может не было войны?

Учитель: - Много лет прошло, а люди помнят ту войну. Уже совсем мало осталось очевидцев, на долю которых выпали все тяготы военной поры. Это люди которым сейчас за 70, наши бабушки и дедушки, возможно прадедушки, прабабушки. Тем, кому сейчас 80 лет, в 1941 году, когда началась война им было по 6 лет. Ребятам того времени пришлось многое испытать. До войны у них было такое же счастливое детство, как и у вас. Но 22 июня 1941 года перечеркнуло всю их жизнь.

I группа: «Война в цифрах».

1. Костя. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Давайте помнить о тех, кто не жалел жизни ради жизни на земле.

2. Алла. 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и потерь. Во имя победы погибло 27 миллионов наших граждан.

3. Настя. В первый день войны солдатам было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

4. Леша. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

5. Алла. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

6 . Алла. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.

7. Леша. Война… От Бреста до Москвы - 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600 километров. Итого: 2600 километров - это если считать по прямой.

8. Алла. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года или 1418 дней.

Словарная работа.

Чтение учащимися приемом «эстафета».

Оккупация — временный силовой захват вооруженными силами противника территории другого государства.


Блока́да — окружение города, крепости войсками противника

с целью не дать возможности оказать помощь окруженным и принудить их к сдаче города.


Город Ленинград, ныне Санкт – Петербург. Расположен на северо-западе Российской Федерации, на побережье Финского залива и в устье реки Невы. Город основан в 1703 году царём  Петром I.


Георгиевская лента появилась с Императорским Военным орденом Святого Георгия — высшей военной наградой Российской империи. Этот орден был учреждён императрицей Екатериной II в 1769 году для отличия офицеров за заслуги на поле боя.

Цвета ленты — чёрный и оранжевый — означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата, проявленной им в бою.

В России, в канун Великого праздника Победы, ежегодно, с 24 апреля по 12 мая, начиная с 2005 года, проводится акция под названием «Георгиевская ленточка».

Целью данного мероприятия является создание символа праздника, выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим жизнь во имя жизни на земле.

5. Физминутка. «Ребята на параде»

1,2- стоит ракета, 3,4 — самолет.

1,2- хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.

1,2,3,4- руки выше, плечи шире.

1, 2, 3,4 — и на месте походили.

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом.

Левой — раз, правой — два,

Посмотрите все на нас!


Учитель:  - Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, но сейчас я хочу поговорить с вами о ваших сверстниках времён тех страшных лет. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту страны поднялись тысячи мальчиков и девочек, ваших ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам. Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов. Сейчас мы заслушаем доклады о детях - героях этой войны.



6. 2 группа: Чтение докладов о детях – героях войны.

1. Костя.

В Великой Отечественной Войне участвовало свыше 20 000 детей. Многие из них были в партизанских отрядах, где выполняли обязанности разведчиков и диверсантов, а также участвовали в проведении подпольной деятельности. Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей (так называемые «сыновья и дочери полков»). Дети становились юнгами на военных кораблях; в тылу трудились на заводах, заменяя ушедших на фронт взрослых, участвовали в гражданской обороне.

2. Вадим.

Бородулин Саша

С первых дней войны ленинградец Саша ушел в леса и в одиночку нападал на немцев. Вскоре он встретился с партизанским отрядом и стал полноправным его бойцом, участвуя во всех военных операциях.

Когда однажды отряд попал в окружение, Саша остался в числе пяти добровольцев, вызвавшихся прикрывать отход товарищей. Отряд прорвался, но группа заслона погибла.

Последним погиб Саша. Он подорвал себя и нескольких фашистов гранатой.


3. Илья.

Зенкина Валя

Белорусская девочка Валя, участница героической защиты Брестской крепости, где погиб ее отец, стала санитаркой медсанчасти. Днем она перевязывала раненых, а ночью собирала на поле недавнего боя оружие и перетаскивала в крепость. Вале удалось уйти из окружения и впоследствии она сражалась в партизанском отряде до самого конца войны. После войны Валентина Зенкина жила в городе Могилеве в Белоруссии.



4. Семен.

Юта Бондаровская.

Двенадцатилетняя Юта встретила войну в Новгородской области, где и вступила в подпольную партизанскую бригаду разведчицей. Юта собирала разведданные, распространяла сводки Совинформбюро, участвовала в боевых рейдах отряда в тыл врага.

В начале 1944 года, партизаны продвигались в глубокий тыл немцев к берегам Чудского озера. Под конец тяжелого перехода партизаны вынуждены были принять бой с фашистами. В этом бою и погибла юная разведчица Юта Бондаровская.

5. Семен.

Волков Валерий.

Война застала Валерия в Севастополе. Двенадцатилетний защитник города бесстрашно сражался вместе с горсткой храбрецов-разведчиков морской пехоты, прикрывавшей отход воинских частей из Севастополя. Он погиб как герой. Подбитый им вражеский танк надолго остановил в узком ущелье танковую колонну противника.


6. Никита.

Зина Портнова.

После вторжения гитлеровцев Зина оказалась на оккупированой территории и начала службу в партизанском отряде . Она состояла в подпольной организации «Юные мстители», участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против фашистских захватчиков.

Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу. Во время разбирательств, чтобы доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.

В декабре 1943 года Зину поймали фашисты. На одном из допросов в гестапо, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была поймана. После жестоких пыток Зину расстреляли. Посмертно Зине Портновой присвоено звание Героя Советского Союза.

7. Вадим.

Каманин Аркаша.

В 14 лет Каманин Аркаша стал пилотом связного самолета штурмового авиационного корпуса, действовавшего на Западной Украине.

Он всегда с честью выполнял ответственные задания штаба армии. За это дважды был награжден правительственными наградами. Однажды, пролетая над передовой, Аркаша заметил на нейтральной полосе подбитый краснозвездный «ИЛ-2» с тяжелораненым летчиком. Посадив самолет, Каманин перетащил пилота под непрерывным огнем противника в свой самолет и на глазах у немцев улетел к своим. Награжден орденом Красной звезды и орденом Красного Знамени. Умер Аркаша уже после войны от тяжелой болезни.

8. Илья.

Ковалёв Саша.

Двенадцатилетний Саша после гибели отца на фронте попал в юнги Северного Военно-Морского Флота. Прошел специальный курс обучения, был назначен мотористом на торпедный катер, охранявший воды Баренцева моря. В мае 1944 года группа сторожевых катеров завязала неравный бой с караваном фашистских судов. Катер, на котором служил Саша, залпом торпед потопил немецкий транспорт и пытался уйти. Бак мотора был пробит, катер терял скорость. Тогда Саша грудью закрыл пробоину. Мальчик погиб, но катер ушел от врага.

7.

1 группа: Стихи.

Автор – Р.Казакова.

Настя:

На фотографии в газете

Нечетко изображены

Бойцы, еще почти что дети,

Герои мировой войны.

Они снимались перед боем –

В обнимку, четверо у рва.

И было небо голубое,

Была зеленая трава.

Никто не знает их фамилий,

О них ни песен нет, ни книг.

Здесь чей-то сын и чей-то милый

И чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя,-

Жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

Была зеленая трава.

Костя:

Забыть тот горький год неблизкий

Мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски,

Как души, рвутся из земли.

...Они прикрыли жизнь собою,-

Жить начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зеленая трава.


8. Синквейн о детях – героях войны.

Алгоритм написания синквейна.

9.

учитель:

- 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война, - ожесточенная схватка советского народа с германским фашизмом. Советские люди напрягли все силы

для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.

Путь к победе был тяжелым и долгим.

Во имя победы погибло 27 миллионов наших соотечественников.


Прошло 70 лет, но май 1945 года остается незабываемым, неповторимым. Кажется, что слова «ВЕСНА» и «ПОБЕДА» стали синонимами. 9 мая – это наш главный, всенародный праздник.

Не зря же поется в песне «Это праздник со слезами на глазах…».

– Почему?

Поэт Роберт Рождественский написал:

«Если мы войну забудем, вновь придет война».

Давайте помнить и гордиться подвигом наших дедов.


10.Рефлексия.

- Понравился вам сегодняшний урок?

- Что запомнилось?

- Что было наиболее интересным в подготовке к уроку?

- Какие трудности вы испытали во время работы над проектом?

- Какой вывод вы сделали?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!