ГК ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 25»
Урок – проект.
«Детство, опалённое войной».
Литературное чтение.
3 - 4 классы.
Учитель начальных классов:
Сидорова Анна Викторовна.
Урок – проект.
Тема: « Детство, опалённое войной».
Цель: Расширить знания учащихся о героической истории нашего народа, его боевых традициях; полнее раскрыть историческое значение Победы над фашизмом; способствовать патриотическому воспитанию учащихся; показать героизм и мужество детей-подростков в военное время.
Задачи:
*формирование чувства уважения, гордости, благодарности и памяти перед старшим поколением;
*формирование у учащихся активной жизненной позиции, чувства патриотизма.
* развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, развитие связной речи, эмоционально-чувственной сферы учащихся;
* развитие навыков самоорганизации, самоуправления в коллективе через разделительно- коллективную деятельность и рефлексию своей деятельности.
Методы, приёмы и способы, используемые в ходе подготовки и проведения
урока – проекта:
Составление проектов своей деятельности, их защита и реализация.
Составление сообщений, докладов.
Создание ситуации успеха и творчества
Педагогическая поддержка.
Выразительное чтение.
Трудовая деятельность.
Приёмы психологического настроя.
Компьютерная поддержка.
Рефлексия.
Межпредметные связи на уроке:
Русский язык – закрепление знаний о частях речи.
Математика – чтение многозначных чисел.
Окружающий мир – изучение истории России.
Труд – изготовление атрибутов для проведения урока.
Этапы работы над проектом.
ЭТАП 1. Разработка проектного задания.
Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Класс делится на 3 группы, которые получают задания:
группа 1 – сбор и изучение материала по теме «Война в цифрах».
группа 2 – поиск и изучение материала о детях – героях войны.
группа 3 – поиск и разучивание стихов на военную тематику.
ЭТАП 2. Разработка проекта.
Задачи этапа - сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
ЭТАП 3. Представление и оценка результатов.
Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
Состав творческих групп
I группа: Диана «Война в цифрах».
Алла
Алексей
II группа: Илья Рассказы о детях– героях войны.
Семен
Вадим
Дмитрий
Никита
III группа: Константин Стихи о войне.
Анастасия
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и целей урока.
3. Беседа.
Учитель: - Работая над проектом «Детство, опалённое войной»,
мы разделились на 3 группы. Каждая группа получила задание и работала в своём направлении.
- В рамках этого проекта мы с вами посетили районный музей, где узнали о подвигах и самоотверженной борьбе с фашистскими захватчиками наших земляков.
- Мы работали в школьной библиотеке. Вели поисковую деятельность – искали материал о юных героях ВОВ, готовили рубрику «Война в цифрах»
- На уроках труда мы коллективно изготовили пилотки, нагрудные
значки, папки для материала.
- Учили стихи о войне.
- Когда началась ВОВ?
- Кто напал на нашу страну?
- Какие произведения о ВОВ мы изучали в 3 классе?
( «Последний день Матвея Кузьмина»,
стихотворение В.Высоцкого «Он не вернулся из боя»)
- Кто герои этих произведений?
- Ребята, а какую знаменательную годовщину наша страна отмечает в этом году?
- Семь десятилетий минуло с тех пор. Наша страна изменилась. Она стала богаче, краше, величественнее. Многие ветераны уже ушли из жизни, но память об их подвигах до сих пор жива. Это и музеи, посвящённые ВОВ, и памятники, книги, памятные даты.
Вот уже 70 лет над нашей Родиной мирное небо. Война стала далекой историей. Может быть пора забыть об ужасах войны? Пусть весна будет веселой и беззаботной?
4. 3 группа: Стихи.
Автор – А. Розенбаум.
Костя:
А может не было войны,
И людям все это приснилось?
Опустошенная земля, расстрелы и лагеря.
Хатынь и братские могилы.
Настя:
А может не было войны,
И у станков не спали дети?
И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях, ложась плечом на стылый ветер?
А может не было войны?
Учитель: - Много лет прошло, а люди помнят ту войну. Уже совсем мало осталось очевидцев, на долю которых выпали все тяготы военной поры. Это люди которым сейчас за 70, наши бабушки и дедушки, возможно прадедушки, прабабушки. Тем, кому сейчас 80 лет, в 1941 году, когда началась война им было по 6 лет. Ребятам того времени пришлось многое испытать. До войны у них было такое же счастливое детство, как и у вас. Но 22 июня 1941 года перечеркнуло всю их жизнь.
I группа: «Война в цифрах».
1. Костя. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Давайте помнить о тех, кто не жалел жизни ради жизни на земле.
2. Алла. 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и потерь. Во имя победы погибло 27 миллионов наших граждан.
3. Настя. В первый день войны солдатам было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
4. Леша. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
5. Алла. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
6 . Алла. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.
7. Леша. Война… От Бреста до Москвы - 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600 километров. Итого: 2600 километров - это если считать по прямой.
8. Алла. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года или 1418 дней.
Словарная работа.
Чтение учащимися приемом «эстафета».
Оккупация — временный силовой захват вооруженными силами противника территории другого государства.
Блока́да — окружение города, крепости войсками противника
с целью не дать возможности оказать помощь окруженным и принудить их к сдаче города.
Город Ленинград, ныне Санкт – Петербург. Расположен на северо-западе Российской Федерации, на побережье Финского залива и в устье реки Невы. Город основан в 1703 году царём Петром I.
Георгиевская лента появилась с Императорским Военным орденом Святого Георгия — высшей военной наградой Российской империи. Этот орден был учреждён императрицей Екатериной II в 1769 году для отличия офицеров за заслуги на поле боя.
Цвета ленты — чёрный и оранжевый — означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата, проявленной им в бою.
В России, в канун Великого праздника Победы, ежегодно, с 24 апреля по 12 мая, начиная с 2005 года, проводится акция под названием «Георгиевская ленточка».
Целью данного мероприятия является создание символа праздника, выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим жизнь во имя жизни на земле.
5. Физминутка. «Ребята на параде»
1,2- стоит ракета, 3,4 — самолет.
1,2- хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.
1,2,3,4- руки выше, плечи шире.
1, 2, 3,4 — и на месте походили.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой — раз, правой — два,
Посмотрите все на нас!
Учитель: - Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, но сейчас я хочу поговорить с вами о ваших сверстниках времён тех страшных лет. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту страны поднялись тысячи мальчиков и девочек, ваших ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам. Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов. Сейчас мы заслушаем доклады о детях - героях этой войны.
6. 2 группа: Чтение докладов о детях – героях войны.
1. Костя.
В Великой Отечественной Войне участвовало свыше 20 000 детей. Многие из них были в партизанских отрядах, где выполняли обязанности разведчиков и диверсантов, а также участвовали в проведении подпольной деятельности. Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей (так называемые «сыновья и дочери полков»). Дети становились юнгами на военных кораблях; в тылу трудились на заводах, заменяя ушедших на фронт взрослых, участвовали в гражданской обороне.
2. Вадим.
Бородулин Саша
С первых дней войны ленинградец Саша ушел в леса и в одиночку нападал на немцев. Вскоре он встретился с партизанским отрядом и стал полноправным его бойцом, участвуя во всех военных операциях.
Когда однажды отряд попал в окружение, Саша остался в числе пяти добровольцев, вызвавшихся прикрывать отход товарищей. Отряд прорвался, но группа заслона погибла.
Последним погиб Саша. Он подорвал себя и нескольких фашистов гранатой.
3. Илья.
Зенкина Валя
Белорусская девочка Валя, участница героической защиты Брестской крепости, где погиб ее отец, стала санитаркой медсанчасти. Днем она перевязывала раненых, а ночью собирала на поле недавнего боя оружие и перетаскивала в крепость. Вале удалось уйти из окружения и впоследствии она сражалась в партизанском отряде до самого конца войны. После войны Валентина Зенкина жила в городе Могилеве в Белоруссии.
4. Семен.
Юта Бондаровская.
Двенадцатилетняя Юта встретила войну в Новгородской области, где и вступила в подпольную партизанскую бригаду разведчицей. Юта собирала разведданные, распространяла сводки Совинформбюро, участвовала в боевых рейдах отряда в тыл врага.
В начале 1944 года, партизаны продвигались в глубокий тыл немцев к берегам Чудского озера. Под конец тяжелого перехода партизаны вынуждены были принять бой с фашистами. В этом бою и погибла юная разведчица Юта Бондаровская.
5. Семен.
Волков Валерий.
Война застала Валерия в Севастополе. Двенадцатилетний защитник города бесстрашно сражался вместе с горсткой храбрецов-разведчиков морской пехоты, прикрывавшей отход воинских частей из Севастополя. Он погиб как герой. Подбитый им вражеский танк надолго остановил в узком ущелье танковую колонну противника.
6. Никита.
Зина Портнова.
После вторжения гитлеровцев Зина оказалась на оккупированой территории и начала службу в партизанском отряде . Она состояла в подпольной организации «Юные мстители», участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против фашистских захватчиков.
Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу. Во время разбирательств, чтобы доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.
В декабре 1943 года Зину поймали фашисты. На одном из допросов в гестапо, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была поймана. После жестоких пыток Зину расстреляли. Посмертно Зине Портновой присвоено звание Героя Советского Союза.
7. Вадим.
Каманин Аркаша.
В 14 лет Каманин Аркаша стал пилотом связного самолета штурмового авиационного корпуса, действовавшего на Западной Украине.
Он всегда с честью выполнял ответственные задания штаба армии. За это дважды был награжден правительственными наградами. Однажды, пролетая над передовой, Аркаша заметил на нейтральной полосе подбитый краснозвездный «ИЛ-2» с тяжелораненым летчиком. Посадив самолет, Каманин перетащил пилота под непрерывным огнем противника в свой самолет и на глазах у немцев улетел к своим. Награжден орденом Красной звезды и орденом Красного Знамени. Умер Аркаша уже после войны от тяжелой болезни.
8. Илья.
Ковалёв Саша.
Двенадцатилетний Саша после гибели отца на фронте попал в юнги Северного Военно-Морского Флота. Прошел специальный курс обучения, был назначен мотористом на торпедный катер, охранявший воды Баренцева моря. В мае 1944 года группа сторожевых катеров завязала неравный бой с караваном фашистских судов. Катер, на котором служил Саша, залпом торпед потопил немецкий транспорт и пытался уйти. Бак мотора был пробит, катер терял скорость. Тогда Саша грудью закрыл пробоину. Мальчик погиб, но катер ушел от врага.
7.
1 группа: Стихи.
Автор – Р.Казакова.
Настя:
На фотографии в газете
Нечетко изображены
Бойцы, еще почти что дети,
Герои мировой войны.
Они снимались перед боем –
В обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый
И чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,-
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Костя:
Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
Как души, рвутся из земли.
...Они прикрыли жизнь собою,-
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
8. Синквейн о детях – героях войны.
Алгоритм написания синквейна.
9.
учитель:
- 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война, - ожесточенная схватка советского народа с германским фашизмом. Советские люди напрягли все силы
для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.
Путь к победе был тяжелым и долгим.
Во имя победы погибло 27 миллионов наших соотечественников.
Прошло 70 лет, но май 1945 года остается незабываемым, неповторимым. Кажется, что слова «ВЕСНА» и «ПОБЕДА» стали синонимами. 9 мая – это наш главный, всенародный праздник.
Не зря же поется в песне «Это праздник со слезами на глазах…».
– Почему?
Поэт Роберт Рождественский написал:
«Если мы войну забудем, вновь придет война».
Давайте помнить и гордиться подвигом наших дедов.
10.Рефлексия.
- Понравился вам сегодняшний урок?
- Что запомнилось?
- Что было наиболее интересным в подготовке к уроку?
- Какие трудности вы испытали во время работы над проектом?
- Какой вывод вы сделали?