СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-проект «Устное народное творчество - источник духовной культуры русского народа»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-проект «Устное народное творчество - источник духовной культуры русского народа»

Цели и задачи урока:

Цель: привитие интереса к традициям русского народа, к истокам народной культуры, исследование глубин русской истории и культуры через постижение фольклорного наследия – одного из главных богатств народной культуры.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект «Устное народное творчество - источник духовной культуры русского народа»»

Тема урока:

Урок-проект «Устное народное творчество - источник духовной культуры русского народа»

Цели и задачи урока:

привитие интереса к традициям русского народа, к истокам народной культуры, исследование глубин русской истории и культуры через постижение фольклорного наследия – одного из главных богатств народной культуры.

Образовательные задачи:

  • продолжить работу с понятием фольклор и его малые жанры;

  • показать связь традиций русского народа и его устного творчества;

  • провести интеграцию литературы и хореографии, используя на уроке литературы элементы народного танца

  • доказать, что устное народное творчество – источник духовной культуры русского народа

  • продолжить работу по анализу произведений устного народного творчества

Развивающие задачи:

  • продолжить формирование монологической речи, умения на научной основе излагать накопленные знания, реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;

  • развивать умения самостоятельной работы;

  • Развивать умение проводить социологические опросы, анализировать и делать выводы;

  • развивать познавательную активность средствами предмета

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение ориентироваться в дополнительной литературе;

  • воспитывать уважительно относиться к одноклассникам, к мнениям других, объективно подходить к оценке чужих знаний;

  • воспитывать бережное отношение к устному народному творчеству;

  • приобщить учащихся к усвоению русского фольклора;

  • прививать любовь, интерес, уважение к творчеству родного народа.

Оборудование:

  • Арм учителя для музыкального оформления.

Оформление доски: схемы, плакаты, цитаты великих людей об устном народном творчестве.



Ход урока:

1. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в прошлое, далекое прошлое. В те времена, когда люди не умели писать, читать, не было книг, журналов.

А все передавалось в устной форме. Такая литература, к счастью, дошла до нас, и называется она … устное народное творчество

Что такое устное народное творчество?


(Устное народное творчество представляет собой обширный пласт русской культуры, формировавшийся на протяжении многих столетий. В произведениях русского фольклора отражаются многие чувства народа и его переживания, история, серьезные раздумья о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое)


Какие жанры устного народного творчества вы знаете? Назовите.

(схему на доску повесить)


Сказки и песни – два распространенных на протяжении многих веков жанра устного народного творчества.


Всем с детства знакома сказка «Колобок».


Знаете ли вы, ребята, кто написал любимого «Колобка»?


Что вы знаете про сказки?


Народные сказки относятся к устному народному творчеству, фольклору. Такие сказки не записывались – они передавались из уст в уста, рассказывались по памяти, «обрастали» деталями, видоизменялись, в итоге один и тот же сказочный сюжет мог существовать одновременно во множестве вариаций. При этом некоторые сказочные сюжеты повторяются в фольклоре разных стран.


И «Колобок» – не исключение.


История про убежавший от дедушки с бабушкой колобок относится к типу историй про «убежавший блин», и похожие сказки есть не только у славянских народов. Например, американский пряничный человек – герой все той же истории о том, как выпечка оживает, убегает от своих создателей и в итоге все равно оказывается съеденной. Эту историю можно встретить среди немецких и узбекских, английских и татарских сказок, в странах Скандинавии и других местах мира. Таким образом, автор сказки «Колобок» – действительно народ, на протяжении столетий пересказывавший эту историю друг другу.



А вот русская народная сказка «Репка» услышанная собирателем русского фольклора А. Н. Афанасьевым от крестьянина какой-то Архангельской деревушки, не имеет аналогов в мире. За 150 лет эта сказка разошлась по всему свету, была переведена на разные языки.

Давайте попробуем проанализировать сказку.

О чём она?

Кто главные герои?

Что они символизируют?

Какова идея сказки?

Это еще раз подчеркивает, что только в России могла родиться такая сказка - о взаимопомощи и дружбе.

Ребята, как вы думаете, для чего люди придумывали сказки?


Для развлечения, и поучения малых деток.


В чём особенность русских народных сказок?


Повторы. И чаще всего троекратные.


Всё это присутствует в сказке про репку?


Чему учит сказка?


Как гласит народная мудрость: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Но сказка – «ложь», выдумка, красивое воплощение мечты, где герой всегда заслуженно награждается за силу и ловкость, ум и смекалку, доброе сердце и верность.


Про сказку все мы с вами помним и знаем, а помните ещё сказки о репе? (Вершки и корешки)


Скажите, у кого в огороде растёт репа?

А что из неё можно приготовить?

Подобные вопросы задала наш исследователь Эвелина и она подготовила нам подробный ответ. Послушаем её.


А кто это к нам стучится в дверь? К нам гостья пришла, вкусной репы принесла. Проходите, соседушка, дорогая, да расскажите всем, кто не знает, что это за удивительный продукт.

Гостья: Репа — это уникальный продукт. В доколумбову эпоху она была основным продуктом питания не только в России, но и во всей Западной Европе. Её ели 12 месяцев в году.

Репа была свидетельницей и участницей большинства событий в истории человечества. Блюда из неё готовили в Древнем Египте, Финикии, Шумере, Вавилонии, Персии, Древней Греции и Римской империи, в Европе, Азии и России.

На Руси репа, пока её не вытеснил картофель, была неотъемлемой частью рациона и бедных, и богатых. Сажали её повсеместно на полях, которые назывались репищами. А первый день уборки урожая именовался репорезом. Что примечательно, за посевной сезон можно получить два урожая. Первый раз репу засеивают в конце апреля, а собирают в конце июня - начале июля. Это молоденькая репа с потрясающим вкусом, но она не хранится долго. Второй раз репу засеивают в середине июля и собирают урожай в сентябре, это крупная репа, которая выдерживает долгое хранение.

О репе сложено великое множество пословиц и поговорок, песен и сказок:

О сказках мы уже говорили, а пословицы и поговорки знаете?

Я просила вас заранее подготовить пословицы, загадки про репу, расскажите, что вы нашли.

Алина, Валя, Марина

«Хороша девка, как мытая репка», «Не дремли баба на репорезов день», «В землю крошки, а из земли лепёшки» (репу часто называли «зелёными лепёшками»), «Проще пареной репы»…

Что такое пословица? (малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с поучительным уклоном), Что такое поговорка? (устойчивое выражение, отражающее какое-либо явление жизни, не являющийся законченным высказыванием (предложением). Поговорка — один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер).

Какая главная мысль звучит во многих пословицах о репе? (Репа – это очень важный продукт, относились к нему с уважением и любовью.)

Загадки: Под дубком, под карандышком, ни клубком, ни камешком. (карандыш – недоросток, коротыш)

Сама клубочком, а хвост под себя.

Сверху зелено, посередке толсто, под конец тонко.

Кругла, да не девка: с хвостом, да не мышь.

Что такое загадка? (метафоричекое выражение или изображение, которое требует разгадки. Проще говоря, это словесное описание какого-то предмета, явления, качеств, благодаря которому начинаешь понимать, о чем же идет речь)

На каких принципах строится загадка о репе? (описывается форма, цвет, используется сходство с предметами)

По народному обычаю, когда у ребенка выпадал молочный зуб, ему полагалось кинуть его за печку, приговаривая (это уже заговОр): «Мышка, мышка! На тебе зуб репяной, а мне дай железный!»

В неурожайные годы, когда рожь вымерзала, этот овощ заменял хлеб. Это был в России самый дешёвый овощ. Отсюда поговорка: «Дешевле пареной репы».

Несмотря на то, что репа традиционно считается русским овощем, во многих странах, например, во Франции, Америке, Индии, Японии, в отличие от России, репа до сих пор пользуется любовью кулинаров и часто оказывается на обеденном столе.

А знаете ли вы о целебной силе репы?

Расскажите нам соседушка о чудодейственной силе нашей репки.

Целебная сила репы

Издавна репу ценили не только как продукт питания, но и как лечебное средство. Целебная сила репы, в отличие от дорогих лекарств, была доступна всем.

В сырой репе содержится до 9% сахаров, очень высокое содержание витамина C – вдвое больше, чем в каком-либо другом корнеплоде. Витамины B1, B2, B5, PP, провитамин A (особенно в жёлтой репе), легко усваивающиеся полисахариды, стерин (элемент, необходимый при лечении атеросклероза. В репе содержится редкий элемент глюкорафанин – растительный аналог сульфорофана, обладающий противораковыми свойствами. Этот элемент содержится только в репе и различных видах капусты: брокколи, кольраби и цветной. В репе содержатся редкие микроэлементы и металлы: медь, железо, марганец, цинк, йод и многие другие. Фосфора в репе содержится больше, чем в редисе и редьке, а серы, необходимой для очистки крови и растворения камней в почках и мочевом пузыре, не встретить ни в одном другом привычным российском овоще. Содержащийся в большом количестве магний помогает организму накапливать и усваивать кальций. В репе даже содержится природный антибиотик, задерживающий развитие некоторых грибков, в том числе и опасных для человеческого организма (не действующий, правда, на кишечную палочку и стафилококки).

  • Репа помогает нормализовать обмен веществ и стимулирует деятельность желудочно-кишечного тракта.

  • Блюда из репы рекомендуется при диабете и ожирении, репа насыщает организм, но не даёт заводиться лишнему весу.

  • Сок из свежих корнеплодов репы используется как отхаркивающее - пьют при кашле, болях в горле (от простой простуды до восстановления полностью «севшего» голоса).

  • от авитаминозов.

  • Этот корнеплод обладает ранозаживляющим, мочегонным, противовоспалительным, антисептическим и обезболивающим действиями.

  • Он облегчает симптомы астмы, улучшает сон и успокаивает сердцебиение.

  • Варёную репу перетирают в кашицу и прикладывают к больным местам при подагре.

  • Репа очень благостно воздействует на суставы. Она даёт материал для межсуставной жидкости. Пляска вприсядку и употребление репы даёт возможность коленным суставам долго оставаться молодыми.

  • При зубной боли отваром из репы полоскали рот.

Вот спасибо вам, соседушка, какая оказывается репа полезная!

А у нас про неё и частушки есть,

Давайте порадуем наших гостей частушками, но сначала вопрос. Что же такое частушка?

Это короткая (преимущественно четырехстрочная) рифмованная народная песня (вне зависимости от того, быстро или протяжно она поется).

Как новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества, частушки возникли во второй половине XIX века. Слово частушка в литературу вошло из очерка Г.И. Успенского Новые народные стишки (1889), где впервые был дан краткий анализ нового явления в народной песенной культуре.


(Поём частушки о репе)


Соседушка: Ой, спасибо, вам друзья, за частушки, а песни о репе вы знаете? Не знаете, тогда давайте вместе разучим и споём. А чтоб было веселей, в хоровод встаём скорей!


Хоровод – это драматический жанр фольклора, мы в нём сейчас тоже поучаствуем.


Хороводы изначально связаны с праздником весеннего обновления природы. Начинали водить с пасхальной недели. Древние хороводные песни прочно связаны с праздничными заклинательными обрядами. Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течением столетий они стали самостоятельными, Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски. Мужские олицетворяли силу и сноровку, женские – нежность, пластичность, статность.


(хоровод) и песня (В центр ставится куча из репы на подносе на красивый табурет).


Солнце на небе,

Солнце на земле,

Радость повсюду

И в моей семье.

Будем сегодня

хоровод водить.

Будем стремиться

Еще счастливей жить.

Репка окрепла

И возросла.

Знаем наступит

Новая весна.

Весело кружится

Жизни колесо,

С репкой желтолицей

Всем нам хорошо!

Всем спасибо, какие молодцы, мы сейчас с вами поучаствовали в древнем русском спектакле, понравилось?

Совсем недавно был репный спас, незаслуженно забытый, он относится к праздникам русского народа дохристианского периода, его отмечали еще более 1000 лет назад.

Н.Н.: Но сегодня он является менее известным, чем два других Спаса: Медовый и Яблочный. Хотя отмечались они друг за другом: 14 августа — Медовый, 19 августа — Яблочный и за неделю до осеннего равноденствия, отмечаемого 21 сентября, — Репный.

А теперь поговорим о народных песнях. Что это такое?


Песня – небольшое стихотворное произведение, предназначенное или используемое для пения. В фольклоре текст песни возникает одновременно с мелодией, а литературная песня создаётся как стихотворение, которое может быть положено на музыку.


Вы уже знаете, что различают … исторические, обрядовые, лирические народные песни.

В песнях нашли отражения реальные события прошлого, уклад народной жизни, обычаи народа, его традиции.


С другими произведениями фольклора народные песни сближают их языковые особенности: народный стих (в народном стихосложении наблюдается определённое количество ударных слов в стихе (чаще три или четыре слова), количество слогов от ударения до ударения может быть разным; как правило, это нерифмованные стихи), повторы, сравнения, постоянные эпитеты, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Основное назначение народных лирических песен?

- выражать чувства, мысли, настроение народа.


Как вы думаете, почему песни для русского народа имели огромное значение в жизни?


Люди много трудились, занимались хозяйством, пахали, обрабатывали землю. И во время работы пели песни. Всегда песня сопровождала тяжкий и добросовестный труд русского человека. Мужчины пахали и сеяли, женщины следили за домом, доили коров, нянчили деток и снова- с песней! Детям рассказывали сказки, пели колыбельные песни, развлекали частушками, прибаутками…


Как вы думаете, что воспевал, кому посвящал все эти замечательные творения русский народ?

Правильно, полю, земле, солнцу, природе, труду, человеку, животному….

Люди невероятно трепетно относились к природе, которая, в свою очередь, одаривала их своими богатствами (земля-хлебом, небо-солнцем и дождем, лес-грибами, ягодами, орехами; луга-цветами и целебными травами, животные помогали в работе (пахать, боронить).


Какие народные песни вы знаете? Можете спеть?


Выйду ночью в поле с конем,
Ночкой темной тихо пойдем,
Мы пойдем с конем по полю вдвоем,
Мы пойдем с конем по полю вдвоем,
Мы пойдем с конем по полю вдвоем,
Мы пойдем с конем по полю вдвоем...

Ночью в поле звезд благодать,
В поле никого не видать,
Только мы с конем по полю идем,
Только мы с конем по полю идем,
Только мы с конем по полю идем,
Только мы с конем по полю идем...

Сяду я верхом на коня,
Ты неси по полю меня,
По бескрайнему полю моему,
По бескрайнему полю моему…

Дай-ка я разок посмотрю,
Где рождает поле зарю,
Ай брусничный цвет, алый да рассвет,
Али есть то место, али его нет.
Ай брусничный цвет, алый да рассвет,
Али есть то место, али его нет.

Полюшко мое - родники,
Дальних деревень огоньки,
Золотая рожь, да кудрявый лен...
Я влюблен в тебя, Россия, влюблен
Золотая рожь, да кудрявый лен...
Я влюблен в тебя, Россия, влюблен..

Будет добрым год хлебороб
Было всяко-всяко, пройдет
Пой златая рожь, пой кудрявый лен
Пой о том как я в Россию влюблен
Пой златая рожь, пой кудрявый клен
Мы идем с конем по полю вдвоем.


Давайте попробуем проанализировать эту песню (План анализа на доске)

О чём песня? Какова основная идея?


Что помогает понять, идею песни, какие художественные средства?

(Повторы)

Важным элементом для понимания значения и употребления ключевых слов является повтор как средство художественной выразительности. Повторяемость - это организующий принцип построения лирической песни.

Изначально ритм формировал мелодию и развивающийся при ней поэтический текст. Когда песня приобрела самостоятельность, ритм потерял в ряде песенных жанров свойство первоэлемета.

Повторение элементов мелодии влияет на повторяемость слов, которые могут быть ключевыми. Повтор которых помогает понять мысли, чувства.

Какие слова в песне будут ключевыми? (Конь, поле, влюблён, Россия)

А вы знаете, что это авторская песня?

«Конь» («Выйду ночью в поле с конём…») — популярная русская песня, впервые исполненная группой «Любэ» в 1994 году. Автор музыки — Игорь Матвиенко, автор текста — его давний соавтор Александр Шаганов.

Песня пользуется чрезвычайной популярностью, исполняется множеством исполнителей и приобрела характер «народной»

Дмитрий Соколов-Митрич пишет: В считанные годы „Конь“ завоевал сумасшедшую популярность. Без особых усилий со стороны продюсера его спели десятки, а затем и сотни самых разных исполнителей. Он парализовал миллионы душ в каждом уголке планеты, где хоть немного говорят и думают по-русски. Хотя, казалось бы, ну что в этой песне такого уж этакого? Почему от неё перехватывает горло и у русского, и у татарина, и у чеченца, и украинца?

Он считает, что песня стала своего рода неофициальным гимном России.

Почему так получилось, что авторская песня стала народной?

В тексте песни используется общий образ, заложенный в коллективном бессознательном, образ коня. Д.В. Соколов-Митрич, пытаясь разгадать секрет её успеха, пишет: «Всё гениальное просто и необъяснимо. Возможно, дело в образе всадника — неисчерпаемом и фундаментальном для любой культуры. Человек и конь — тут и укрощенная мощь, и взаимное подчинение, и ещё много чего. Не бывает таких народов — по крайней мере в России и её ближайшем окружении, — где образ коня не был бы до предела сакрализован» (Придаётся священный характер). По поводу строк «Дай-ка я пойду посмотрю, / Где рождает поле зарю» он формулирует: «А вот и она — национальная идея. И снова неслыханная простота. Добраться до горизонта. Вечно идти в сторону солнца в наивной надежде его поймать. Миссия глупая и в то же время великая. Потому что не важно, есть то место или его нет. Важно, что для этой нации существует бесконечный источник задачи. Идти, скакать, мчаться навстречу рождающемуся свету, на Восток. Туда, где всё начинается и ничего не умирает. Откуда приходит новый день, новый свет, новая жизнь».


Подведение итогов урока.

Беседа. Что вы узнали нового об устном народном творчестве?

Что выражают сказки, пословицы и поговорки, народные песни?


Какой вывод можно сделать из того, что мы сегодня с вами узнали о народном творчестве?


Ласково и с любовью относились люди ко всему окружающему их. Уважительным и заботливым было отношение друг к другу. Помогали, поддерживали советом, делом, соседа, брата, друга… Любили детей и приучали их с малых лет к труду, приобщали к бережному отношению ко всему живому и неживому. И детки учились на замечательных сказках и песнях, росли добрыми, мыслящими, отзывчивыми.

Мы можем гордиться тем, что имеем такой огромный запас творчества Русского народа. Вы станете родителями и научите своих деток хорошему. Не раз обратитесь за помощью к фольклору: песни, сказки, частушки, колыбельные, заговоры… послужат вам добротным подспорьем в воспитании и развитии личности


Рефлексия


Прочитайте слова известных писателей 19 века (на доске).

Как вы понимаете, что хотели сказать авторы?


Продолжите фразу: Народные песни – это…

Народные песни нужны, чтобы…

В моей семье народные песни….


Домашнее задание: (дифференцированное)

1. Найти тексты произведений русских писателей и поэтов, в которых использованы лирические песни. Для чего они используются в произведениях?

2. Записать тексты лирических песен, частушек, поговорок, прибауток, которые звучат в вашей семье (1-2 песни)

3. Сочините частушку о нашем уроке


Игра «Звонарь»

Дети встают в круг. (жанр детского фольклора, рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача к-рой — распределить роли в предстоящей игре. Как и другие виды фольклора, С. имеет в основе песни и игры, сопровождавшие древние обряды)

Считалкой выбирают водящего.

За стеклянными горами
(русская народная считалочка)

За стеклянными горами
Стоит Ваня с пирогами.
Здравствуй, Ванечка-дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три,
А водить-то будешь ты!

Раз, два, три
(русская народная считалочка)

Раз, два, три,
Четыре, пять,
Будем мы

Сейчас играть.
Небо, звезды,
Луг, цветы —
Ты пойди-ка
Поводи!

Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.


Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.


На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – тот становится водящим.


Спасибо за урок. Оценки.  До свидания.

Частушки

  1. Осень щедрая такая

  2. Всех одарит за труды

  3. Мы на праздник урожая

  4. Принесли её плоды

  5. Все посевы поднимались

  6. Соком наливались

  7. Развесёлым рос горох,

  8. А репки округлялись.

  9. Репку нашу поливали

  10. Утром, вечером и днём!

  11. Репка выросла большая,

  12. И теперь мы в ней живём.

  13. Мышку в клетку я поймал

  14. И там запер крепко,

  15. Ведь без мышки не собрать

  16. В огороде репку

  17. Посадил я как-то репку

  18. Выросла красавица!

  19. Захотел я её съесть,

  20. Очень уж мне нравится!

  21. Вас репой буду угощать,

  22. Что выросла за лето.

  23. Ведь это можно причислять

  24. К восьмому чуду света.

  25. Не болею больше гриппом

  26. И живу я крепко,

  27. Все таблетки заменяет

  28. Сладенькая репка.

  29. Разудалый я силач

  30. Вырву с корнем пень,

  31. Потому что я жую

  32. Репку каждый день.

  33. Заявил я всем в обед,

  34. Что теперь я сыроед.

  35. Я не буду есть котлетку,

  36. Нашинкуйте–ка мне репку.

  37. 10. Мы частушки вам пропели

  38. Хорошо ли плохо ли,

  39. А теперь мы вас попросим,

  40. Чтоб вы репу лопали.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!