Урок-проект литературного чтения «Украинская народная сказка "Колосок"»
1. Комплект средств информационных и телекоммуникационных технологий.
2. Презентационный комплекс (компьютер, проектор, экран).
3. Таблицы, задания для работы в группах (работа в парах в программе «Кликер»).
4. Интерактивные сетевые упражнения, созданные при помощи программного комплекса Hot Potatoes.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Организационный момент(Приложение 1.Слайд 1) Психологический настрой | Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости, поприветствуем их. Проверьте свое рабочее место. Давайте поиграем, я называю отрицательные и положительные качества. Вы должны поднять руки в верх, когда услышите положительное качество, опустить – отрицательное. Трудолюбивый, Ленивый, Жадный, Веселый, Послушный, Справедливый, Добрый, Жестокий, Честный, Любознательный, Милосердный. Определим задачи урока. | | Личностные УУД 1. Согласовано работать в группах и коллективе. 2. Уважительно относиться к партнеру. |
Определим задачи урока (Слайд 2) | На экране: – Будем думать и рассуждать – Будем правильно, выразительно читать – Будем играть и бегать – Будем анализировать – Будем открывать новое – Выкрикивать – Работать в группе и парах – Будем вежливыми и внимательными – Будем работать с компьютером. | | Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке. |
Определение задач урока. | | | |
2. Актуализация опорных знаний(Слайд 3) | На экране каравай хлеба и колос. Посмотрите на экран, что на нем изображено? Проблемная ситуация. Определим взаимосвязь предметов. Что такое колос? Найдите значение этого слова в словаре, используя Интернет. Что можно сделать с колосом? | Хлеб и колос. Хлеб делают из пшеницы. У пшеницы есть колос, полный зерна. Летом пшеничный колос наливается золотой спелостью, становится крупным и тяжелым. Колос – у хлебных растений: семенные зерна, расположенные рядами у стебля. Обмолотить, зерна смолоть, из муки испечь хлеб. | Познавательные УУД 1. Поиск и выделение необходимой информации. 2. Самостоятельное создание алгоритмов в деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 3. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. 4. Осознанное высказывание в устной речи. |
3. Изучение нового материала Проект по окружающему миру «Как рождается хлеб» (макбук) | – Демонстрация видеопроекта «Как рождается хлеб». Чтобы мы каждый день кушали свежий хлеб, много разных людей трудится, не жалея сил. Назовите профессии этих людей. | 1. Тракторист 2. Агроном 3. Комбайнер 4. Работник мельничного производства 5. Пекарь | Регулятивные УУД 1. Последовательность целей с учетом конечного результата. 2. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей. 3. Учить отличать вено выполненное задание от неверного. |
(Слайд 4) | Сегодня на уроке мы будем изучать украинскую народную сказку «Колосок» Зарубежные сказки знакомят нас с жизнью народов разных стран, их национальными традициями и обрядами, природой. Сказки разных народов часто похожи на русские народные сказки. |
Работа над сказкой «Колосок» | 1. Знакомство с содержанием сказки. Разноспособовое чтение: а) Чтение начала сказки учителем. б) читают заранее подготовленные дети. Понравилась ли сказка? Кто главные герои? Почему их так зовут? |
Выборочное чтение | 2. Вторичное знакомство с произведением и анализ произведения. Прочитайте еще раз самостоятельно сказку и найти отрывок, который подходит к иллюстрации в учебнике. – Первая группа задание: объясните значение слов «чехарада», «лапта», «молоть» и «молотить» зерно. |
Определение основного содержания сказки | 1. Кто нашел колосок? 2. Что с ним сделал петушок? 3. Почему мышата не захотели помочь петушку? |
Работа в группах Макбук | 3. Работа в группах. – Третья группа Кликер – последовательность действий Петушка. – Четвертая группа Кликер –последовательность действий мышат. Пятая группа Кликер – дать характеристику, используя, данные слова, героям сказки. |
4. Физкультминутка | | | |
5. Закрепление изученного материала | Проверка заданий Что петушок сделал с колоском? (третья группа) | Петушок – колосок – зерно – мука – тесто – дрова – печь – пироги. | Коммуникативные УУД 1. Умение договариваться, находить общие решения. 2. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Личностные УУД 1. Согласовано работать в группах и коллективе. 2. Уважительное отношение к труду. |
Что делали мышата? (четвертая группа) Почему мышата не захотели помочь петушку? (пятая группа) | Мышата – игра в лапту – чехарда – пляска, нет пирогов. |
Угостил петушок мышат? Почему? | Нет. Мышата не трудились. |
Как вы оцениваете такой поступок петушка? (пятая группа) Как бы вы поступили в этой ситуации? (шестая группа) | |
Так легко ли было петушку одному выполнить свою работу? | Одному выполнять всегда труднее, чем вместе. |
6. Творческая работа(театрализация) | – Шестая группа Задание: придумать продолжение сказки. Ученик 1 (Круть), Ученик 2 (Петух), Ученик 3 (Верть) | – стихотворение (ученик 4) | Коммуникативные УУД 1. Учиться выполнять различные роли в группе 2. Слушать и понимать речь других. |
7. Обобщение изученного материала. Макбук (Слайд 5) | Тест в информационном пространстве. Чему учит сказка? Выберете пословицу, которая отражает основную мысль сказки. | Быть трудолюбивыми, уметь помогать друг другу, дорожить дружбой и осуждать лень. Какие труды, такие плоды. Доплясались, что без хлеба остались. Делу – время, потехе – час. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | Коммуникативные УУД 1. Уметь оформлять свою мысль в устной речи. Познавательные УУД 1. Ориентироваться в своей системе знаний. 2. Делать выводы в результате работы. |
8. Рефлексия. | «Благодарю…» | | |
9. Итог урока(Слайд 6) | | | |