СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-проект М.Пляцковский “Как Утенок свою тень потерял”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: развитие у школьников УУД ориентации в системе источников ценностных приоритетов человека на основе содержания произведения М.Пляцковского “Как Утенок свою тень потерял”.

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект М.Пляцковский “Как Утенок свою тень потерял”.»

Разработчик: учитель начальных классов МБОУ Школа 12 Ивашина Оксана Александровна

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2

УМК: «Гармония »

Тип урока: урок-проект

Тема урока-проекта: М.Пляцковский “Как Утенок свою тень потерял”.

Цель урока: развитие у школьников УУД ориентации в системе источников ценностных приоритетов человека на основе содержания произведения М.Пляцковского “Как Утенок свою тень потерял”.

Задачи урока:

образовательные:

  • способствовать формированию умения воспроизводить текст по картинному плану ;

развивающие:

  • способствовать совершенствованию техники чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);

  • способствовать расширению словарного запаса детей;

воспитательные:

  • способствовать развитию у учащихся чувства товарищества, взаимопомощи.

Межпредметные связи: Окружающий мир. Тема «Друзья».

Ресурсы урока: рабочая программа; Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебнику литературного чтения для 2 класса(Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. — 232 с. — ISBN 978-5-418-00369- 0); учебник литературного чтения, авт.Кубасова О.В., 2 класс, в 3 частях, часть 2, с. 64- 69( 11-е изд. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. — 176 с.: ); портрет М. С.Пляцковского; вставка книг; презентация; запись песни М. Пляцковского «Если с другом вышел в путь».


Проблема проекта:

Почему?

Ослабевающий интерес к художественной литературе.

Цель проекта:

Зачем?

Развивать у детей младшего школьного возраста интерес к художественной литературе, речевые умения.

Задачи:

Что?

1.Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений;

2.Развитие самостоятельной деятельности учащихся;

3.Развитие коммуникативных качеств у учащихся;

4.Обогащание духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.

Методы и способы:

Как?

1. Деятельностный подход – принципы проблемного обучения;

2. Планирование деятельности: изучение литературы, практическое применение необходимой информации;

3. Презентация хода самостоятельной деятельности и ее результатов – коммуникативности и толерантности.

Результат:

Что получится?

1. Книга с иллюстрациями «Как Утенок свою тень потерял».


Актуальность проекта:

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране.

Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей школьного возраста, уметь интересно беседовать с ребятами и помогать при анализе произведения.

Вид проекта: информационно - познавательный, творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: обучающиеся 2 класса, учитель.

План проведения проекта.

1 ЭТАП. Подготовка

Проведение вводной беседы с целью:

- формирования первичного представления об изучаемом объекте;

- формирования интереса к данной теме;

- создание условий и возможностей для дальнейшей творческой

деятельности

2 ЭТАП. Организация проектной и исследовательской работы

Актуализация знаний

  1. Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию,

беседу)

2. Определение количества участников проекта.

3. Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости

дополнительной информации, постановка цели.

4. Поиск ответов на поставленные вопросы.

5. Оформление результатов деятельности.


3 ЭТАП. Визитная карточка проекта. Представление проекта в классе.

Требования к проекту.

1. Оформление книги. (Обложка, текстовой материал, иллюстрации)

  1. Текстовый материал интересный, занимательный. Доходчивое и яркое представление.

  2. Практическая значимость проекта, возможность использования его в жизни.


4 ЭТАП. Подведение итогов работы.

  1. Оценка работы и активного участия в проекте каждого ребенка учителем.

  2. Самооценка участия и удовлетворенности своей работой.

  3. Оценка.

Реализация проекта через:

  • Непосредственно образовательную деятельность.

  • Совместную деятельность педагога и детей;

  • Создание предметно-развивающей среды.

Необходимые условия реализации проекта:

1. Интерес детей.

2. Наличие необходимой литературы.

3. Методические разработки.

Технологическая карта урока


п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия учащихся

УУД( с указанием вида)

1

2

3

4

5

6

1.

Орг.момент

урока

Метод стимулирования отношений долга и ответственности

Ребята! Сегодня у нас на уроке гости! Повернитесь к ним и поздоровайтесь. Посмотрите на меня. Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению. А теперь улыбнёмся, друг другу и с хорошим настроением начнём урок.

Нам урок начать пора,

В добрый путь, мои друзья!

Прикрепите это солнышко на лист, который лежит на ваших столах. На той стороне, где написано сочетание слов « Начало урока».

Слушают и демонстрируют готовность.

Оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные)

2.

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УУД

Обращается к обучающимся со словами:

«Нас природа окружает,

Много тайн она скрывает,

Чтобы тайны все узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность»

Слушают и оценивают предложение учителя, определяют смысл предстоящего поиска

Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности как ценности (личностные)

3.

Целеполагание

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным обучающимися

Помогает сформулировать цель и задачи предстоящей учебной деятельности.


Работают фронтально, опираясь на модель содержания урока.

УУД постановки новой цели урока.

В основе ООД-известная учащимися модель содержания цели (регулятивный вид используемого УУД)

4.

Актуализация знаний

Беседа с обучающимися

Предлагает рассмотреть выставку книг

Вспоминают прочитанные произведения

УУД самооценки соответствия имеющихся знаний ( регулятивные)

5.

Изучение нового материала

Объяснительно – иллюстративный метод

Организует работу с заданиями на развитие навыка чтения, словарную работу. Дает установку на создание своей книжки-малышки. Знакомит с произведением М. Пляцковского.

Задаёт вопросы, направленные на понимание текста.

Читают текст, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания под руководством учителя.

Поиск и выделение необходимой информации на основе наблюдения ( познавательные)

6.






Физ.минутка

Релаксация






Помогает провести физ.минутку « Как поживаешь?»

Отдыхают

Оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные)

7.

Закрепление (обеспечение осознанности формируемых умений)

Логические методы организации познания и обучения

Для формирования умения воспроизводить текст по картинному плану дает фронтальную и групповую работу. Продолжает направлять по созданию своей собственной книжки- малышки. Выясняет, какой способ проверки понравился больше.


Читают и обсуждают ответы на вопросы. Выполняют задания.

УУД обобщения смыслового содержания текста (познаватальные).


УУД ориентации в системе жизненных ценностей( личностные).


8.

Подведение итога урока.

Логические методы познания и обучения.

Предлагает подвести итог обсуждению, обращается к учащимся с вопросами:

-Кого искал Утенок?

- Кто стал другом?

- Чему нас учит эта сказка?

Предлагает, в паре, составить пословицу( «Нет друга- ищи, а нашел- береги»).

Благодарит за работу, даёт указание по д/з

Отвечают на поставленные вопросы.

Работают в паре, собирают пословицу.

Благодарят учителя за интересный урок.

УУД обобщения смыслового содержания текста (познаватальный вид формируемого УУД).


УУД ориентации в системе жизненных ценностей. В основе ООД(ориентировочная основа действий)- последовательность индуктивных умозаключения, сделанных учащимися совместно с учителем( личностный вид используемого УУД)

9.

Рефлексия

Беседа с учащимися

Предлагает учащимся поделиться впечатлениями от проделанной работы, отметить трудности, которые у них возникли в ходе работы с текстом и проектом. Просит показать свое настроение с помощью солнышек.


Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу в течение урока.


Оценивание ситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правилами логики, поведения и этики(коммуникативные, регулятивные)


Ход урока


1. Организационный момент. 

Учитель:  Ребята! Сегодня у нас на уроке гости! Повернитесь к ним и поздоровайтесь. Посмотрите на меня. Выберите солнышко, из тех которые лежат на ваших столах, соответствующее вашему настроению. А теперь улыбнёмся, друг другу и с хорошим настроением начнём урок. Присаживайтесь.

Нам урок начать пора,

В добрый путь, мои друзья!

Перед вами лежит лист. На него приклейте это солнышко, с той стороны, где написано сочетание слов « начало урока».

2.Мотивация

Нас природа окружает,

Много тайн она скрывает,

Чтобы тайны все узнать,

Все загадки разгадать,

Нужно научиться наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

3.Постановка цели урока. 

-Сегодня у нас необычный урок, а чтобы узнать какой, нужно разгадать загадки. Каждая загадка поможет нам открыть 1 букву слова.

П- С этой буквой веселей!
Ну и как не улыбнуться -
Повисеть могу на ней,
А еще и подтянуться!

Р- У картавого Володи
Эта буква не выходит,
И, конечно, очень странно,
Но выходит у Полкана!

О- Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву ...

Е- Енот на розовой стене рисует букву …

К- Есть она в любом кармане,
В сумке, в комнате, в руке,
Есть в кастрюле, есть в стакане,
И две целых в кошельке.
Без нее не даст корова
Нам парного молока.
Здесь загадано не слово,
А всего-лишь буква...

Т- Она на антенну похожа
И на зонт как будто тоже.

( Учитель на доску вывешивает буквы)

- Конечным результатом проекта будет то, что спряталось в загадке.

Я всё знаю, всех учу, 
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Книга.)


 -Для чего нужно читать книги?( Чтобы узнавать новое, развивать свою речь)

Сегодня в гостях у нас « Бюро находок». Они нашли письмо адресованное для нас. Давайте узнаем, что в письме? (Учитель открывает конверт)
-В нём две загадки. 
Отгадайте загадки их.
1. Ей бродить ничуть не лень
Рядом с вами каждый день.
Стоит солнышку зайти,
Как ее вам не найти.(Тень)( Учитель вывешивает на доску слово).

-А что такое тень? (дети отвечают)

- А теперь послушайте определение из толкового словаря русского языка Ожегова С.И.

Тень- тёмное пространство, отгороженное, застланное чем-н. от источника света, куда не проникают лучи света. 
Чтение стихотворения С. Михалкова « Моя тень». ( Читает ученик.) 
За мною следом ходит тень, 
Куда бы я ни шёл. 
Сажусь к столу , всегда со мной 
Садится тень за стол. 
Она такая же, как я, 
От головы до ног. 
И повторяет каждый шаг 
И каждый мой прыжок. 
В пути отстанет вдруг она, 
А то пойдёт вперёд, 
То сразу, сделавшись худой, 
Куда-то пропадёт. 
То дорастёт до потолка 
За несколько минут. 
А дети, почему они 
Так медленно растут? 
Ходить по свету без меня, 
Должно быть, страшно ей. 
А я не смог бы так ходить 
За матерью своей. 
И даже игры от меня 
Она переняла. 
Сама же ни одной игры 
Придумать не смогла. 
Я раз проснулся раньше всех 
На целых два часа. 
И вышел в сад, пока ещё 
Не высохла роса. 
Но тень за мною не пошла: 
Был сер осенний день. 
До ночи в складках простыни 
Спала лентяйка – тень.


-Когда тень бывает «лентяйкой»?(Когда нет света, солнца) 

2.Отгадайте вторую загадку: 
Пёстрая крякуша 
Ловит лягушек, 
Ходит вразвалочку, 
Спотыкалочку. (утка)


-А вот что ещё я нашла в «Бюро находок».(книга М. Пляцковского «Как Утёнок свою тень потерял».)

-Назовите тему нашего урока?( М. Пляцковский «Как Утёнок свою тень потерял»)

-Сегодня мы познакомимся с произведением М. Пляцковского «Как Утёнок свою тень потерял». ( Ученик рассказывает биографию писателя)
Михаил Спартакович Пляцковский родился 2 ноября 1935 года. Окончил Московский Литературный институт им.Горького (в 1961). Ещё в студенческие годы начал сочинять песни ,стихи и мелодии. В 60-70 годы Пляцковский становится одним из ведущих поэтов-песенников. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Много песен поэт написал для детей "Улыбка", "Вместе весело шагать", "Детства последний звонок", "Конопатая девчонка", "Девчонка из квартиры 45"... . Автор музыкальных комедий, нескольких поэтических сборников и более десятка книг для детей. 
(портрет и выставка книг)

- У вас на столах лежат заготовки книжки-малышки. Возьмите их, на 1 странице вы видите ФИО автора произведения, утенка и ниже свободные строки. Впишите на них название произведения с которым мы познакомимся.(слайд с названием)

4. Работа с произведением

А)Словарная работа: объясните значение слов.(на слайде) 
Ковылять- идти, хромая или медленно, с трудом передвигая ноги. 
Двигаться по пятам – идти очень близко. 
Стало неловко- стыдно. 
Побежать куда глаза глядят- бежать куда-нибудь. 
Карабкаться-лезет куда – нибудь.

Б)Первичное чтение текста учителем и хорошо читающими учениками
-По названию можно определить жанр этого произведения?(предположения детей) 
Чтение текста. 
Вопросы после чтения: 
-Определить жанр этого произведения: рассказ или сказка? (проверка предположений- сказка) 
- Почему? 
- «Как же утенок потерял свою тень?» (Солнышко пропало)

В)Работа над содержанием сказкиПовторить вопросы и дать на них ответы. Выборочное чтение. 
1. Кто главный герой? (Утёнок.)
2. Каким было настроение Утенка утром? Зачитайте на с. 64-65
3. Что помогло его развеселить? Зачитайте на с. 65
4. Кого обидел Утенок, прогуливаясь утром?(устные ответы) 
5. Почему спряталось солнышко? Зачитать с.66 
6. Почему Утенок звал на помощь? (устные ответы) 
7. Кто пришел ему на помощь? Зачитать с.66
8. Чем закончилась наша сказка? (устные ответы)
9. Каким, по вашему мнению, был Утенок? (Он несмышлёный, маленький, глупый)
10. Что приобрел Утенок, когда потерял тень?(Утенок приобрёл друзей)

5. Физ .минутка «Как живешь?»(проводит ученик)

Как живешь? – Вот так!

А плывешь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Ждешь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

Г).Работа с иллюстрациями к сказке. 
Посмотрите на картинки на страницах 68–69. 
- В правильной ли последовательности они расположены? 
-Определите, какая из них лишняя?(4 картинка –нет медведя) 
-А вот какой не хватает, мы узнаем чуть позже, рассматривая и соотнося ее с текстом. 
Эту работу мы будем выполнять для того, чтобы подготовиться к пересказу. 
Составим иллюстрации к сказке.(слайд) 
1 картинка. 
-Каким изображен утенок? Почему? 
-Какими словами автор сказал о действиях утенка? (слайд ) 
(Скучно, ковылял, зевал.)

2 картинка. 
-Что заметил утенок? (слайд ) 
(тень) 
-Почему утенок обрадовался? (Тень двигалась за ним.)

3 картинка. 
-С кем встретился утенок? (слайд ) 
-Что предложил козленок? (Гулять.) 
-Чем закончилась встреча?(Утенок прогнал Козленка)

5 картинка. 
-Найдите ту часть сказки, которая относится к пятой картинке. Четко определите границы. (Встретился Утенку Цыпленок и предложил: «Будь моим другом»)
Прочитайте. 
-Какие слова помогают найти верный тон? 
-Чтение по ролям, придерживаясь интонации. 
(маски героев) 
6 картинка. 
-Как почувствовало себя солнышко? (слайд ) 
(Стыдно, неловко.) 
-А утенок?

7 картинка. 
Что делал утёнок, когда свалился в овраг? (слайд ) 
(Карабкался, пел песни, звал на помощь) 
-Расскажите своими словами, что изображено на 7 картинке. 
Используйте прием звукоподражания. 
6. Физ.мин.(покажите, как мог карабкаться утёнок) 
4.Работа с произведением(продолжение)

8 картинка. 
-Кто пришёл на помощь утёнку? 
-Чему нас учит их поступок? (Прощать)

Словесное рисование. 
-Какой картинки не хватает? (Утёнок, Цыплёнок, Козлёнок весёлые идут по дорожке .Ярко светит солнышко.) 

-Откройте конверт с названием « Картинка».. Создайте эту иллюстрацию на следующей странице своей книги. (составление картинки- прикрепить рисунки героев). .

7.Обобщение прочитанного: 
-Что утёнок искал? (Друзей) 
-Кто стал другом для Утенка? (Цыпленок, Козленок) . 
1.Выявление главной мысли произведения. 
-Чему нас учит эта сказка? (Дорожить своими друзьями)
2.Пословица о дружбе. Откройте конверт с надписью « Пословица». Там дан набор слов, нужно из них собрать пословицу. (собирают)

-Прочитайте эту пословицу.( Нет друга – ищи, а нашел - береги. )
«Нет друга – ищи, а нашел - береги. ».(слайд )

Запишите ее на следующую страницу своей книги.

-Какую песню могли бы распевать друзья в конце сказки? 
(Звучит фонограмма “Если с другом вышел в путь…”) 
-Мы сегодня начали работу над проектом, у каждого из вас лежит книжечка. Покажите их гостям.

8.Рефлексия
-Что нового узнали на уроке? 
-Что удалось? 
-Над чем надо поработать? 

-Выберите то солнышко, которое соответствует вашему настроению, приклейте его на лист со словосочетанием «Конец урока».
9. Домашнее задание: проиллюстрировать до конца свою книжку-малышку и подготовить пересказ сказки по картинному плану. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!