СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-проект.Русский язык 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по учебнику Рыбченковой упр 93

Просмотр содержимого документа
«1»

1. «Каша - (какой?)

… завтрак, если к его

приготовлению подойти

творчески».



2. «Каша – не просто

пища, но и неотъемлемая

часть русской (чего?)…».



3 «Каша – полезный

завтрак с высоким

содержанием минералов и

(чего?) …».



4. «Возможно, благодаря

овсяной каше в качестве

завтрака (имя

литературного героя)…

всегда рассуждал четко и

действовал правильно,

столь блестяще раскрывая

самые запутанные дела» .



5. «По одной из легенд,

Воронежский край

отмечен Петром Первым

родиной (какой?)…

каши».



Просмотр содержимого документа
«Группа 2»

Группа 2

1. Крупу в кастрюлю насыпают, 5. «И упало то зернышко в землю, а

Водой холодной заливают из зернышка выросла греча,

И ставят на плиту вариться . о семидесяти семи зернах...»

И что тут может получиться?

2. Кашица в печи румянится: летом - 6. Дали Паше кашу с простоквашей,

к дождю, зимой – к снегу. Каша не хотел он каши с простоквашей.

из горшка вылезет из печи – к худу, Дайте мне обычной каши.

в печь – к добру.

3. Маше каша не дается, 7. Сорока-ворона Этому –

В рот из ложки не кладется, Кашу варила на тарелочке,

А конфеты без хлопот На порог скакала, Этому –

Сами так и лезут в рот. Гостей созывала. на ложечке,

Раз, два, три, четыре, пять – Этому дала на

Этому –

Я иду искать блюдечке, поскребышки,

А этому –

ничего не дала

4. Гречневая каша - матушка наша, Скороговорка –

а хлебец ржаной - отец наш родной. потешка –

Кашу маслом не испортишь. загадка –



















народная примета –



считалочка –



сказка –



пословица или поговорка-



скороговорка-



потешка-



загадка-

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка»

Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-

рассуждению по данному началу» (5 класс)

Тип урока: урок-проект.

Вид урока: развитие речи.

Основной подход: системно-деятельностный.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная,

индивидуальная, парная, групповая.

Образовательные технологии: технологии личностно

ориентированного образования (творческая мастерская), проектно-

исследовательская.

Оборудование: Русский язык. 5класс. Учеб. для обшеобразоват.

учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков,

А.Г. Лисицын]; М. : Просвещение

Цель: формирование умения создавать текст-рассуждение в процессе

речевого развития.

Задачи:

1. Усвоить структуру сочинения-рассуждения; совершенствовать

умение рассуждать на поставленную тему (достижение личностных

результатов);

2. Способствовать овладению приемами отбора и систематизации

материала; формировать целесообразное взаимодействие учащихся в

процессе поиска (достижение метапредметных результатов);

3. Создать условия для речевого самосовершенствования учащихся на

основе данной синтаксической конструкции (достижение предметных

результатов).

Планируемые результаты:

- личностный: социальная активность и ответственность,

готовность к сотрудничеству; стремление к здоровому образу жизни.

- предметный: умение создавать текст рассуждения на заданную

тему, принимать позицию другого человека, обосновывать свою;

способность применять знания и умения на практике;

- метапредметный: умение планировать, корректировать и

контролировать свою деятельность, продуктивно взаимодействовать с

другими людьми; формирование навыка понимания, интерпретации и оценки

текстов.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе»





Урок русского языка в 5 классе «Подготовка к сочинению-

рассуждению по данному началу: «Бабушка заставляет меня по утрам есть

кашу. Она говорит, что…»





Тип урока: урок-проект.

Вид урока: развитие речи.

Основной подход: системно-деятельностный.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная,

индивидуальная, парная, групповая.

Образовательные технологии: технологии личностно

ориентированного образования (творческая мастерская), проектно-

исследовательская.

Оборудование: Русский язык. 5класс. Учеб. для обшеобразоват.

учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков,

А.Г. Лисицын]; М. : Просвещение,

Цель: формирование умения создавать текст-рассуждение в процессе

речевого развития.

Задачи:

1. Усвоить структуру сочинения-рассуждения; совершенствовать

умение рассуждать на поставленную тему (достижение личностных

результатов);

2. Способствовать овладению приемами отбора и систематизации

материала; формировать целесообразное взаимодействие учащихся в

процессе поиска (достижение метапредметных результатов);

3. Создать условия для речевого самосовершенствования учащихся на

основе данной синтаксической конструкции (достижение предметных

результатов).

Планируемые результаты:

- личностный: социальная активность и ответственность,

готовность к сотрудничеству; стремление к здоровому образу жизни.

- предметный: умение создавать текст рассуждения на заданную

тему, принимать позицию другого человека, обосновывать свою;

способность применять знания и умения на практике;

- метапредметный: умение планировать, корректировать и

контролировать свою деятельность, продуктивно взаимодействовать с

другими людьми; формирование навыка понимания, интерпретации и оценки

текстов.



1. «Каша - (какой?)

… завтрак, если к его

приготовлению подойти

творчески».

2. «Каша – не просто

пища, но и неотъемлемая

часть русской (чего?)…».

3 «Каша – полезный

завтрак с высоким

содержанием минералов и

(чего?) …».

4. «Возможно, благодаря

овсяной каше в качестве

завтрака (имя

литературного героя)…

всегда рассуждал четко и

действовал правильно,

столь блестяще раскрывая

самые запутанные дела» .

5. «По одной из легенд,

Воронежский край

отмечен Петром Первым

родиной (какой?)…

каши».

Одноклассники, заслуживающие высший балл за подготовку и

«защиту» проекта ______________________________________________

Оценка работы вашей группы______ Самооценка (Себе я ставлю…)_______



Домашнее задание: Упр. 93. Написать сочинение-рассуждение по данному

началу.

Оценка учителя ученику (за д/з)_____________________





1. Индукция. (На данном этапе вводится материал, вызывающий

личностное отношение к предмету обсуждения, положительный

эмоциональный настрой.)

- Друзья, у вас дома есть копилки? А что вы копите? Одна из моих

копилок – блокнот, в который я записываю интересные цитаты, фразы,

которые произносят дети на уроке, пишут в своих сочинениях. Сейчас я

раздам вам листочки - «копилки» и мы наполним эту «копилку». Как вы

думаете – чем? Верно, словами, мыслями.

Мы должны опустить в копилку первое слово, которое является

ключевым в теме нашей мастерской. А чтобы найти его, внимательно

прослушайте песню.

II. Самоконструкция. (Прослушивание песни «Ода каше», слова и

музыка Е. Александровой; ответы на вопросы).

Вы прослушали песню Е. Александровой «Ода каше». Определите тему

нашей мастерской. А что такое каша? (Блюдо из сваренных круп, крупа –

продукт питания из зерновых культур). «Опустите» первое слово в

«копилку».

Ода – это торжественное стихотворение, посвященное какому-либо

событию или герою. Чем же заслуживает каша то, что о ней слагают оды?

Попробуем выдвинуть гипотезу и запишем ее в лист-«копилку». (Каша очень

полезна)

Какой может быть каша? Подберите несколько прилагательных

(крутая, горячая, вкусная, рассыпчатая…).

Анализ и запись эпиграфа в «копилку» (пословица «Если про кашу не

забудешь, здоровым будешь»).

III. Мобилизующий этап.

1.Обращение к учебнику: Упр. 93. Фронтальная беседа.

2.Что такое рассуждение?

3.Какими признаками отличается данный тип речи?

4.Что значит рассуждать на заданную тему? Что называют темой

текста?

5. Какова будет тема нашего сочинения, если начало текста звучит так:

«Бабушка заставляет меня по утрам есть кашу. Она говорит, что…» (Упр. 93

с. 45). Найдите ключевое слово в первом предложении (заставляет)

6.Обозначьте проблему (Если бабушка заставляет, значит, дети без

желания едят кашу, не все ее любят). И это действительно так.

7.Какова основная мысль нашего сочинения?

8.Сколько абзацев должно быть в нашем сочинении? Почему?

9.Как можно озаглавить сочинение?

10.Можно ли пословицу, которая является эпиграфом нашего урока,

включить в вывод? Постройте предложение, включив в него эту пословицу.



КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

ТЕЗИС

«Бабушка Во-первых, … Народная

заставляет меня по Во-вторых, … . мудрость гласит:

утрам есть кашу. Она «…».

говорит, что…».

VI. Социоконструкция: работа в парах. Беседа, ответы учащихся

- Как объяснила бабушка необходимость есть кашу по утрам?

(Бабушка сказала, что…).

- Что мог (могла) ответить внук (внучка) бабушке? (Наверное, ты

права, но…; Спасибо, что ты заботишься обо мне…).

- Кто прав, по вашему мнению?

- Как лучше поступить, чтобы не обидеть бабушку?

V. Актуализация знаний с реализацией метапредметных связей. Поиск и

интерпретация информации для продолжения текста; работа в группах по

интересам.

Группа 1 «Кулинары»

Задание:

- Проанализируйте материалы кулинарного ежедневника.

Контрольные вопросы:

- Какой вывод вы сделали, пролистав страницы кулинарного

ежедневника? (Например, работать с такими книгами «на голодный

желудок» сложно. Я никогда не ел(а) поджаренную манную кашу и рисовую

кашу с сыром).

- Просмотрев рецепты каш, можете ли вы подобрать аргументы,

доказывающие их полезность? (в их составе фрукты, масло и т.п., т.е.

продукты, богатые витаминами, углеводами).

- Чем же можно разнообразить каши, чтобы они не казались детям

скучными, невкусными? (орехами, сухофруктами, сиропом, джемом; подать

вместе с вкусным напитком).

!!! Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам

исследований: «Каша - … завтрак, если к его приготовлению подойти

творчески» («вкусный») – вывешивается на доске в конце отчета группы).





Группа 2 «Фольклористы»

Задания:

- Впишите номера ответов напротив фольклорного жанра (работа со

справочной литературой и ссылками в Интернете с целью отбора и

классификации пословиц и поговорок для сочинения; закрепление материала

по УНТ (жанры фольклорных произведений) – выполнение теста и

коллективная проверка с выразительным чтением произведения каждого

жанра):

1. Крупу в кастрюлю насыпают, 5. «И упало то зернышко в землю, а

Водой холодной заливают из зернышка выросла греча,

И ставят на плиту вариться . о семидесяти семи зернах...»

И что тут может получиться?

2. Кашица в печи румянится: летом - 6. Дали Паше кашу с простоквашей,

к дождю, зимой – к снегу. Каша не хотел он каши с простоквашей.

из горшка вылезет из печи – к худу, Дайте мне обычной каши.

в печь – к добру.

3. Маше каша не дается, 7. Сорока-ворона Этому –

В рот из ложки не кладется, Кашу варила на тарелочке,

А конфеты без хлопот На порог скакала, Этому –

Сами так и лезут в рот. Гостей созывала. на ложечке,

Раз, два, три, четыре, пять – Этому дала

Этому –

Я иду искать на блюдечке

поскребышки

А этому –

ничего не дала

4. Гречневая каша - матушка наша, Скороговорка –

а хлебец ржаной - отец наш родной. потешка –

Кашу маслом не испортишь. загадка –

народная примета –

считалочка –

сказка –

пословица или поговорка –

- Перечислите русские традиции (обряды), связанные с кашами

(обратите внимание на иллюстрации). (У славян каша была ритуальным

блюдом на поминках и праздниках (кутья), родинах (бабья каша),

обязательно — при свадебном обряде (даже свадебный пир называли

«кашею»), при именинах, крестинах, на пирах, каша в качестве

жертвоприношения богам земледелия; гадания и т.п.).

!!! Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам

исследований: «Каша – не просто пища, но и неотъемлемая часть русской

. (культуры)

(Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых

разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого

самовыражения и самопознания, накопление человеком и навыков и умений).

Группа 4 «Здоровячок»

Задания:

- Обобщите и представьте материал о пользе каш,

- Систематизируйте данные о полезных свойствах каш

- Создайте диаграмму по результатам опроса педагогов

!!! Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам

исследований: «Каша – полезный завтрак с высоким содержанием

минералов и …». (витаминов).

Группа 5 «Филологи»

Задача:

- Используя справочную литературу и ресурсы Интернета, соберите

легенды о кашах; перескажите одну из них (заблаговременно).

- С помощью этимологического словаря выясните историю

возникновения названия каш (пшено, гречка, перловка, манка, овсянка);

- Что такое пшено? (Крупа из очищенного проса (хлебного злака)).

- Из чего получают перловку? (Из ячменя (хлебного ярового злака).

- Что такое манка? (Крупа из пшеницы).

- Как правильно говорить: гречка, греча или гречиха? (Все три слова

существуют. Гречка (разг). Так называют посевное травянистое растение

и гречневую крупу).

- Бывает ли ячневая каша? (Существует ячневая крупа, изготовленная

из зерен ячменя).

- Что такое овсянка? (Овсяная каша, а также крупа из ярового злака).

А еще овсянкой называют маленькую перелетную птицу отряда

воробьиных. Как такое явление называется в русском языке? (Омонимы).

- По имени какого мифологического героя назван сорт овсяной крупы?

Почему? (Геркулеса, геркулесовая каша).

- Для кого из литературных героев овсянка – любимое блюдо на

завтрак? Кто автор детективных историй с этим героем? (Шерлок Холмс;

Артур Конан Дойл). (Здесь возможна демонстрация фрагмента худ. фильма

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1980)).

- Назовите авторов произведений, темой которых является каша

(учащимся предлагаются иллюстрации-подсказки).

!!! Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам

исследований: «Возможно, благодаря овсяной каше в качестве завтрака …

(имя литературного героя) всегда рассуждал четко и действовал правильно,

столь блестяще раскрывая самые запутанные дела».

- По словам краеведа В.Л. Елецких, изучающего историю

Воронежского края уже более 30 лет, город Воронеж отмечен как родина

манной каши благодаря легенде о мельнике Остапе. Однажды заехал к нему

сам царь Петр I, который в то время в Воронеже корабли строил. А у

мельника манка пошла первосортного помола. И угостил мельник гостя

манной кашей, сваренной на молоке, со сливочным маслом поверх горячего

яства в небольшом горшочке. Отведал государь новое блюдо, отер губы и

расцеловал мельника! "Сроду такого кушанья не едал! Торговать тебе

беспошлинно во веки веков!"

!!! Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам

исследований: «По одной из легенд, Воронежский край отмечен Петром I

как родина … (какой?) каши» (манной).

VI. Релаксация (Озвучивание фрагмента мультфильма «Каша из топора»

с помощью субтитров, остальные учащиеся играют на деревянных ложках и

произвольно двигаются; фрагмент подготовлен учащимися на внеурочных

занятиях («В стране книг», «Компьютерная грамотность).

ИЛИ

Физкультминутка. (Проводят 2 подготовленных ученика)

Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари. (Повороты туловища влево и

вправо)

Молоко мы нальем, до кипенья доведем. (Имитация наливания

молока)

Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари. (Круговые движения руками)

Кашу нужно посолить, да и сахар положить. (Имитация движения

левой и правой рукой)

Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари. (Руки на поясе, ходьба на

месте)

Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.

Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари. (Руки на поясе, ходьба на

месте)

Каша преет «пых-пых-пых» (Дети произносят)

Для друзей и для родных.

Мы все дружно поедим

И гостей всех угостим. (Имитация движения)

Каша вышла-то у нас -

Просто класс! (Показывают)

VII. Социализация (каждая группа представляет свою работу на

обсуждение класса). Обмен информацией. Выступление групп.

VIII. Подведение итогов. Оценка работы групп. Приглашение гостей к

столу для дегустации каш, приготовленных бабушками пятиклассников по

рецептам, отобранным их внуками и внучками.

VIII. Рефлексия.

- Что вы нового сегодня узнали по теме мастерской?

- Назовите ключевые слова занятия.

- Что нового вы узнали о себе?

- Какая работа (задания) вам показалась новой, сложной? Какая

интересной? Скучной?

- Какой информацией вы поделитесь сегодня с родными? Изменилось

ли ваше отношение к каше?

Учитель: Я тоже хочу похвалить вас, поблагодарить Ваших бабушек

IX. Домашнее задание. Упр. 93. Написать сочинение-рассуждение по

данному началу.






Скачать

© 2016 4047 120

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!