Формирование умений читательской грамотности при помощи информационного текста.
I.Организационный момент. | Добрый день всем! Я рада приветствовать вас в этот замечательный осенний день! |
II. Мотивация к учебной деятельности | Ребята, сегодня мы выполним обычную, но очень важную работу. Навыки, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам в дальнейшей учебе, они разовьют вашу внимательность, умение работать с текстом и находить нужную информацию. А для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить отгадайте загадку: Мама - Прилагательное, папа - сам Глагол, Их сыночек родненький в них двоих пошёл. Мамины вопросики сынок всем задаёт, Признаки по действию предметам раздаёт. Этому ребёнку с рожденья повезло: Как мама, он имеет род, падеж, число. Время он имеет, как родной отец, Имя отгадаешь - Будешь молодец! (Причастие.) |
III. Формулирование темы и целей урока. | Молодцы, ребята! О чем мы сегодня будем говорить? Верно, сегодня у нас урок по формированию читательской грамотности. Мы будем читать и обсуждать различные тексты в которых обязательно используются причастия. Какие цели поставим перед собой? (Научимся находить информацию в тексте, повторим тему «Причастие») Работать вы будете в парах. У вас на партах листки оценивания. Не забывайте оценивать свою работу. |
IV. Материал для работы и закрепления знаний. Работа с текстом №1 Помощь другу: составление понятия о причастии | Диалог на уроке русского языка. – Оля, вот мы вместе сидим и одинаково учительницу слушаем, но я никак не могу различить, где прилагательные, а где причастия. И зачем они, эти причастия, мне вообще нужны, я как-нибудь и без них обойдусь?!. – Нет, Влад, ты не прав! Причастия нам очень даже нужны: во-первых, они «экономят» слова и наше время (например: вместо того, чтобы сказать лист, который летит, мы скажем короче – летящий лист); во-вторых, это загадочная часть речи, потому что соединяет в себе признаки глагола и прилагательного; а в-третьих, это просто красивая часть речи, послушай, как звучит: воспетая, наполненный, украсивший, сияющие. Задание: прочитайте отрывки из книги Т. Рик «Привет, Причастие!». Выступите в роли отличника (языкового эксперта) и объясните своему товарищу, чем причастие отличается от имени прилагательного; при объяснении используйте примеры, данные в тексте, а также собственные примеры. |
ОТВЕТ | Причастие отличается от имени прилагательного тем, что называет признак предмета по действию, а прилагательное называет только признак. Например: пушистая кошка, полосатая кошка – прилагательные; орущая кошка, царапающаяся кошка – причастия, потому что признак по действию: орёт и царапается. |
Сопутствующее задание. | Составьте предложение с причастным оборотом со словами ОРУЩАЯ, ЗАРАПАЮЩАЯСЯ, ВОПЯЩАЯ |
Работа с текстом № 2 Редактирование текста | Представьте, что вы редактор популярного детского журнала. Это очень ответственная профессия. Редактор – это специалист, отвечающий за подготовку материала к печати. То есть, именно он будет виноват, если финальная версия статьи будет содержать ошибки или ложную информацию. Поэтому редактор неустанно следит за тем, чтобы его издание оставалось популярным. В очередном номере должны быть напечатаны притчи для детей, но авторы допустили ряд ошибок в употреблении действительных и страдательных причастий. Задание: Отредактируйте текст, чтобы его можно было сдать в набор и напечатать в журнале. Всё оставляет свой след! Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот его отец, вручая ему мешочек с гвоздями, говорит: «Каждый раз, когда ты не сдержишься, вбивай один гвоздь в столб забора». В первый же день в заборе появились десятки вбивающихся гвоздей. Но с каждым днем число вбившихся гвоздей уменьшалось. Настал день, когда не появилось ни одного нового гвоздя. «Отец, – говорит обрадующийся юноше, – возьми свой мешочек: он мне больше не нужен». И отец ответил: «С этого дня каждый раз, когда ты сможешь сдержать гнев, вытаскивай из столба по одному вбиваемому гвоздю». И приходит день, когда улыбавшийся юноша говорит отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подводит сына к забору и произносит: «У тебя неплохо получилось. Но посмотри: забор весь испортившийся дырами. Он никогда уже не станет таким, как прежде. Когда тебе захочется сказать или сделать человеку что-нибудь злое, у него в душе останется такой же незаживаемый шрам, как эти дыры…» |
ОТВЕТ | Всё оставляет свой след Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот его отец, вручая ему мешочек с гвоздями, говорит: «Каждый раз, когда ты не сдержишься, вбивай один гвоздь в столб забора». В первый же день в заборе появились десятки вбитых гвоздей. Но с каждым днем число забитых гвоздей уменьшалось. Настал день, когда не появилось ни одного нового гвоздя. «Отец, – говорит обрадованному юноше, – возьми свой мешочек: он мне больше не нужен». И отец ответил: «С этого дня каждый раз, когда ты сможешь сдержать гнев, вытаскивай из столба по одному вбитому гвоздю». И приходит день, когда улыбающийся юноша говорит отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подводит сына к забору и произносит: «У тебя неплохо получилось. Но посмотри: забор весь испорчен дырами. Он никогда уже не станет таким, как прежде. Когда тебе захочется сказать или сделать человеку что-нибудь злое, у него в душе останется такой же не заживаемый шрам, как эти дыры…» |
Сопутствующее задание № 1 (дано одному из учеников) | Найти в толковом словаре определение слова «Притча» и слова «Рассказ» |
ОТВЕТ | Притча – краткий рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. Рассказ – произведение об одном событии истории или жизни человека… |
Работа с текстом № 2 | Задание 2: Докажите, что вы получили именно притчу, а не рассказ, для чего сформулируйте основную мысль текста. |
Задание 3: Посмотрите внимательно на причастия в тексте, можем ли мы образовать от них краткие формы? От каких причастий мы не смогла образовать краткую форму? Сделайте вывод. |
Задание 4: Выпишите предложения и определите синтаксическую роль причастия: Но посмотри: забор весь испорчен дырами. В первый же день в заборе появились десятки вбитых гвоздей. |
V. Рефлексия | Составьте схему из предложенных карточек. |
VI. Домашнее задание. | Мини-сочинение: «Значение причастия в нашей жизни». Наш урок подошел концу! Всем спасибо! |
Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот его отец, вручая ему мешочек с гвоздями, говорит: «Каждый раз, когда ты не сдержишься, вбивай один гвоздь в столб забора».
В первый же день в заборе появились десятки вбивающихся гвоздей. Но с каждым днем число вбившихся гвоздей уменьшалось. Настал день, когда не появилось ни одного нового гвоздя. «Отец, – говорит обрадующийся юноше, – возьми свой мешочек: он мне больше не нужен». И отец ответил: «С этого дня каждый раз, когда ты сможешь сдержать гнев, вытаскивай из столба по одному вбиваемому гвоздю».
И приходит день, когда улыбавшийся юноша говорит отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подводит сына к забору и произносит: «У тебя неплохо получилось. Но посмотри: забор весь испортившийся дырами. Он никогда уже не станет таким, как прежде. Когда тебе захочется сказать или сделать человеку что-нибудь злое, у него в душе останется такой же не заживаемый шрам, как эти дыры…»