СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - промежуточного повторения по теме "Причастие и формирование читательской грамотности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, направленный на развитие читательской грамотности на основе повторения полученных знаний о причастии.

Просмотр содержимого документа
«Урок - промежуточного повторения по теме "Причастие и формирование читательской грамотности"»

Тема урока: «Работа со сплошным текстом. Промежуточное повторение темы «Причастие».

Цель:

Формирование умений читательской грамотности при помощи информационного текста.

Повторить изученное по теме «Причастие»

Планируемые результаты:

Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мобилизация внимания, положительный настрой на работу.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: целеполагание; мотивация учебной деятельности; развивать самостоятельную познавательную деятельность.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; признавать право другого человека на иное мнение.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки.

Рефлексивные УУД: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности: формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Технологии обучения:

п/п

Технология

Достигаемые результаты

1

Технология обучения в сотрудничестве

Эффективное взаимодействие учащихся и учителя

2

Здоровьесберегающая технология

Положительный эмоциональный настрой, предупреждение утомляемости

3

Технология проблемного обучения (элемент)

Развитие аналитических способностей учащихся

4

Технология развития критического мышления

Повышение интереса к чтению


Ход урока.

I.Организационный момент.

Добрый день всем! Я рада приветствовать вас в этот замечательный осенний день!

II. Мотивация к учебной деятельности


Ребята, сегодня мы выполним обычную, но очень важную работу. Навыки, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам в дальнейшей учебе, они разовьют вашу внимательность, умение работать с текстом и находить нужную информацию.

А для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить отгадайте загадку:

Мама - Прилагательное, папа - сам Глагол,

Их сыночек родненький в них двоих пошёл.

Мамины вопросики сынок всем задаёт,

Признаки по действию предметам раздаёт.

Этому ребёнку с рожденья повезло:

Как мама, он имеет род, падеж, число.

Время он имеет, как родной отец,

Имя отгадаешь - Будешь молодец! (Причастие.)

III. Формулирование темы и целей урока.


Молодцы, ребята! О чем мы сегодня будем говорить?

Верно, сегодня у нас урок по формированию читательской грамотности. Мы будем читать и обсуждать различные тексты в которых обязательно используются причастия.

Какие цели поставим перед собой?

(Научимся находить информацию в тексте, повторим тему «Причастие»)

Работать вы будете в парах. У вас на партах листки оценивания. Не забывайте оценивать свою работу.

IV. Материал для работы и закрепления знаний.

Работа с текстом №1 Помощь другу: составление понятия о причастии


Диалог на уроке русского языка.

– Оля, вот мы вместе сидим и одинаково учительницу слушаем, но я никак не могу различить, где прилагательные, а где причастия. И зачем они, эти причастия, мне вообще нужны, я как-нибудь и без них обойдусь?!.

– Нет, Влад, ты не прав! Причастия нам очень даже нужны: во-первых, они «экономят» слова и наше время (например: вместо того, чтобы сказать лист, который летит, мы скажем короче – летящий лист); во-вторых, это загадочная часть речи, потому что соединяет в себе признаки глагола и прилагательного; а в-третьих, это просто красивая часть речи, послушай, как звучит: ­воспетая, наполненный, украсивший, сияющие.

Задание: прочитайте отрывки из книги Т. Рик «Привет, Причастие!». Выступите в роли отличника (языкового эксперта) и объясните своему товарищу, чем причастие отличается от имени прилагательного; при объяснении используйте примеры, данные в тексте, а также собственные примеры.

ОТВЕТ

Причастие отличается от имени прилагательного тем, что называет признак предмета по действию, а прилагательное называет только признак. Например: пушистая кошка, полосатая кошка – прилагательные; орущая кошка, царапающаяся кошка – причастия, потому что признак по действию: орёт и царапается.

Сопутствующее задание.

Составьте предложение с причастным оборотом со словами ОРУЩАЯ, ЗАРАПАЮЩАЯСЯ, ВОПЯЩАЯ

Работа с текстом № 2 Редактирование текста

Представьте, что вы редактор популярного детского журнала. Это очень ответственная профессия. Редактор – это специалист, отвечающий за подготовку материала к печати. То есть, именно он будет виноват, если финальная версия статьи будет содержать ошибки или ложную информацию. Поэтому редактор неустанно следит за тем, чтобы его издание оставалось популярным. В очередном номере должны быть напечатаны притчи для детей, но авторы допустили ряд ошибок в употреблении действительных и страдательных причастий.

Задание: Отредактируйте текст, чтобы его можно было сдать в набор и напечатать в журнале.

Всё оставляет свой след!

Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот его отец, вручая ему мешочек с гвоздями, говорит: «Каждый раз, когда ты не сдержишься, вбивай один гвоздь в столб забора».

В первый же день в заборе появились десятки вбивающихся гвоздей. Но с каждым днем число вбившихся гвоздей уменьшалось. Настал день, когда не появилось ни одного нового гвоздя. «Отец, – говорит обрадующийся юноше, – возьми свой мешочек: он мне больше не нужен». И отец ответил: «С этого дня каждый раз, когда ты сможешь сдержать гнев, вытаскивай из столба по одному вбиваемому гвоздю».

И приходит день, когда улыбавшийся юноша говорит отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подводит сына к забору и произносит: «У тебя неплохо получилось. Но посмотри: забор весь испортившийся дырами. Он никогда уже не станет таким, как прежде. Когда тебе захочется сказать или сделать человеку что-нибудь злое, у него в душе останется такой же незаживаемый шрам, как эти дыры…»

ОТВЕТ

Всё оставляет свой след

Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот его отец, вручая ему мешочек с гвоздями, говорит: «Каждый раз, когда ты не сдержишься, вбивай один гвоздь в столб забора».

В первый же день в заборе появились десятки вбитых гвоздей. Но с каждым днем число забитых гвоздей уменьшалось. Настал день, когда не появилось ни одного нового гвоздя. «Отец, – говорит обрадованному юноше, – возьми свой мешочек: он мне больше не нужен». И отец ответил: «С этого дня каждый раз, когда ты сможешь сдержать гнев, вытаскивай из столба по одному вбитому гвоздю».

И приходит день, когда улыбающийся юноша говорит отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подводит сына к забору и произносит: «У тебя неплохо получилось. Но посмотри: забор весь испорчен дырами. Он никогда уже не станет таким, как прежде. Когда тебе захочется сказать или сделать человеку что-нибудь злое, у него в душе останется такой же не заживаемый шрам, как эти дыры…»

Сопутствующее задание № 1 (дано одному из учеников)

Найти в толковом словаре определение слова «Притча» и слова «Рассказ»

ОТВЕТ

Притча – краткий рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.

Рассказ – произведение об одном событии истории или жизни человека…

Работа с текстом № 2

Задание 2: Докажите, что вы получили именно притчу, а не рассказ, для чего сформулируйте основную мысль текста.

Задание 3: Посмотрите внимательно на причастия в тексте, можем ли мы образовать от них краткие формы? От каких причастий мы не смогла образовать краткую форму? Сделайте вывод.

Задание 4: Выпишите предложения и определите синтаксическую роль причастия:

Но посмотри: забор весь испорчен дырами.

В первый же день в заборе появились десятки вбитых гвоздей.

V. Рефлексия


Составьте схему из предложенных карточек.

VI. Домашнее задание.

Мини-сочинение: «Значение причастия в нашей жизни».

Наш урок подошел концу! Всем спасибо!








Текст № 1 Прочитайте отрывки из книги Т. Рик «Привет, Причастие!». Выступите в роли отличника (языкового эксперта) и объясните своему товарищу, чем причастие отличается от имени прилагательного; при объяснении используйте примеры, данные в тексте, а также собственные примеры.






Текст № 2. Представьте, что вы редактор популярного детского журнала. Это очень ответственная профессия. Редактор – это специалист, отвечающий за подготовку материала к печати. То есть, именно он будет виноват, если финальная версия статьи будет содержать ошибки или ложную информацию. Поэтому редактор неустанно следит за тем, чтобы его издание оставалось популярным. В очередном номере должны быть напечатаны притчи для детей, но авторы допустили ряд ошибок в употреблении действительных и страдательных причастий.

Задание: Отредактируйте текст, чтобы его можно было сдать в набор и напечатать в журнале.

Всё оставляет свой след!

Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот его отец, вручая ему мешочек с гвоздями, говорит: «Каждый раз, когда ты не сдержишься, вбивай один гвоздь в столб забора».

В первый же день в заборе появились десятки вбивающихся гвоздей. Но с каждым днем число вбившихся гвоздей уменьшалось. Настал день, когда не появилось ни одного нового гвоздя. «Отец, – говорит обрадующийся юноше, – возьми свой мешочек: он мне больше не нужен». И отец ответил: «С этого дня каждый раз, когда ты сможешь сдержать гнев, вытаскивай из столба по одному вбиваемому гвоздю».

И приходит день, когда улыбавшийся юноша говорит отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подводит сына к забору и произносит: «У тебя неплохо получилось. Но посмотри: забор весь испортившийся дырами. Он никогда уже не станет таким, как прежде. Когда тебе захочется сказать или сделать человеку что-нибудь злое, у него в душе останется такой же не заживаемый шрам, как эти дыры…»




















Материал для схемы:

-АЩ-

-ОМ-

ПРИЧАСТИЕ

-ЯЩ-

-ИМ-

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ

-УЩ-

-ЕМ-

СТРАДАТЕЛЬНОЕ

-ЮЩ-

-НН-

ДОПОЛНЕНИЕ

-ВШ-

-Т-

СКАЗУЕМОЕ

-Ш-

КРАТКОЕ

ПОЛНОЕ

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.


п\п

Задание

Оценка

1

Составление понятия о причастии


2

Составление предложения


3

Редактирование текста


4

Выводы о жанре рассказа


5

Выводы о формах причастий


6

Определение синтаксической роли причастия


7

Составление схемы


ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!