СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Простые вещества - неметаллы".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится по химии в 8 классе по теме "Простые вещества", после изучения    Введения   и Атомы химических элементов.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Простые вещества - неметаллы".»


Технологическая карта урока по химии «Простые вещества - Неметаллы"

Учитель: И.С.Купянская. МБОУ Новобатайская СОШ № 9

Предмет: химия.

Класс: 8 Б класс.

Тема урока: Простые вещества - Неметаллы

Цель:

Создать условия для развития ключевых компетенций школьников через формирование полного представления о физических свойствах неметаллов, положении в ПСХЭ, их характерных отличиях от металлов.

Образовательные: расширить знания о классификации и свойствах веществ, познакомиться с общими физическими свойствами неметаллов;

Развивающие: формировать умение получать, обрабатывать и анализировать информацию; развивать умение логично излагать свою точку зрения.

Воспитательные: содействовать формированию мотивации учебной деятельности;

В ходе изучения данной темы урока учащиеся должны достигнуть следующих результатов.

Личностные результаты:


  • Уметь планировать предстоящую деятельность, искать способы решения проблемы, рефлексия собственной деятельности

посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.


Предметные результаты:


  • Характеризовать общие физические свойства неметаллов;

  • Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома и химической связью в простых веществах-неметаллах;


Метапредметные результаты:


Формирование у учащихся УУ

Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое



Познавательные УУД:



1. Работать с информационными текстами

2. Находить отличия

3. Сравнивать и определять признаки



Коммуникативные УУД:

1.Групповая работа по обсуждению информации

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи


Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний. 

Оборудование: раздаточный материал (инструктивная карта), компьютер, мультимедийный проектор, изображения простых веществ-неметаллов, ПСХЭ, карточки хим. элементов.

Учебно-методическая литература:УМК  линии «Дрофа»

Условные обозначения: Л-личностные УУД, К- коммуникативные УУД, Р-регулятивные УУД, П-познавательные УУД.


Эпиграф урока:

«Сами трудясь, вы сделаете многое для себя и для близких, а если в труде успеха

не будет, будет неудача, не беда - попробуйте еще».

Д.И. Менделеев.



Содержание урока:


Этап урока


Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1.Организационный момент




Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать, все готовы к уроку, желаю успеха на уроке.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.




Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, , дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.


2. Постановка цели и задач урока
























Ребята, у вас на столах лежат инструктивные карты, с которыми сегодня будем работать. Свою работу на уроке вы оцените сами, для этого при выполнении заданий будете ставить плюс в инструктивной карте, если верно, минус - если нет.

Задание 1.

Прочитайте стихотворение и запишите с помощью знаков упомянутые химические элементы. Исключите лишний элемент.





Объясните- почему?

О чем сегодня пойдет речь на уроке?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Запишите тему урока в инструкционной карте.



Ребята! Обратите внимание

На слайде ключевые слова. Составьте из них рассказ и предположите о чем пойдет речь на уроке. ( 2-3 предложения)

Так какова же цель нашего урока?

Определите цель нашего сегодняшнего урока

Организует работу по формулировке цели учебной деятельности .







Задание классу.





Вопрос классу









Задание классу

Работают с текстом. Высказывают свое мнение, отвечают на вопрос.



Один ученик у доски пишет знаки и исключает лишний элемент , остальные работают с инструктивными картами, задание 1.

Cu, Fe, Ag, Au, Sn, Pb, S, Hg



. Это сера. Сера относится к неметаллам.

Определяют тему урока: «Простые вещества-неметаллы».

Записывают тему урока.

Составляют рассказ с помощью ключевых слов.



Формулируют конкретную цель урока


Личностные: личностное самоопределение;

Коммуникативные: учатся выражать свои мысли, культуре общения;

Познавательные: учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать;


























3. Актуализация

Какие химические элементы были изучены на прошлом уроке?

Дайте определение.

Где расположены металлы в таблице?

Каковы свойства металлов?

Предлагаю вам

Выполнить задание № 3 в инструктивной карте.

Выполняете индивидуально, а потом проведем взаимопроверку.


Вопрос классу





Учитель организует работу по парам .

Отвечают на вопросы индивидуально.

металлы

Проводят взаимопроверку. корректируют ответы товарищей.

Познавательные: учатся структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, выражать свои мысли;

Регулятивные: учатся осуществлять контроль и коррекцию знания.

4. Открытие нового знания






Итак, вернемся к теме нашего урока.

Изучать мы начинаем неметаллы и их соединения.

В природе ,несомненно их велико значение.

Водород, азот и фосфор, кислород и углерод.

Круг в природе, в организмах. Так идет за годом год.

Баланс природе не нарушишь , они вреда не принесут

Во многом примененье

они всегда себе найдут



Что же такое неметаллы? Найти определение.

Работаем с учебником, стр 73., параграф 14.

Сколько известно неметаллов ? ( 22)

Какие вещества – неметаллы?

А что значит простые? А , какие еще бывают?







Проведем упражнение.



Обратите внимание на коллекцию неметаллов.

Имеют ли они металлический блеск как у металлов?

При обычных условиях, в каком агрегатном состоянии могут находиться неметаллы? Приведите примеры :

уч. стр 73,74, 76



А теперь определим

Какое положение в ПСХЭ занимают неметаллы - ( с 4 по 7 группы, главные подгруппы больших и малых периодов.)

Из известных 114 хим. элементов всего 22 приходятся на неметаллы. Если мысленно провести диагональ от бора к астату, то верхний треугольник ПСХЭ – неметаллы; нижний – треугольник и побочные подгруппы – металлы.


Какие неметаллы встречаются в быту? Где их используют?







Получение неметалла Н2 первым осуществил в 1745 году М. В. Ломоносов. Он действовал на железные опилки жидкостью состава Н2SO4, разбавленной водой. Образовавшийся неметалл Ломоносов называл то "флогистоном", то "горючим паром".

Хлор – это опасный ядовитый газ . История его начинается с 1668 года, когда ученый Иоганн Гельмонт, шведский аптекарь Карл Шееле надышались во время опытов и чуть не погибли. А уже в 1915 году во время 1 мировой войны использовали этот неметалл как отравляющее вещество, погибло более 5 000 солдат.

А чем знаменит кремний? Этот элемент – второй по распространенности на Земле после кислорода. Масса земной коры более чем на четверть – 27,6% – состоит из кремния.

Открытие углерода уходит в историю. Элемент был известен доисторическим людям в форме древесного угля. По словам Всемирной ассоциации угля, углерод как уголь по-прежнему является основным источником топлива во всем мире, обеспечивая около 30 процентов энергии во всем мире..



Организует самостоятельную работу с учебником и работу с инструктивной картой.

Вопросы классу.















Игровое упражнение –встать –простое в-во:

Сесть –сложное:

Представляет коллекции неметаллов.





















Опережающее задание















Сера и ее значение.

Фосфор и его значение.

Углерод и его значение.

Инертные газы.

А теперь рубрика :

А знаете ли вы, что:

Работают с учебником, параграф 14.

Выполняют работу в инструктивной карте

Задания 3-8

Отвечают на вопросы, слушают ответы друг друга, дополняют.









Физминутка.



Определяют по образцам имеется ли металлический блеск у неметаллов





Составляют схему :агрегатное состояние неметаллов.







Работают с ПСХЭ, проводят диагональ.















Сообщение об инертных газах















Слушают сообщения учащихся о значении некоторых неметаллов.

Познавательные: владеют информацией и умеют быстро использовать учебник , выделить главное, учатся строить высказывания; Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, выражать свои мысли;

Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные: формируют жизненное самоопределение.

5. Первичная проверка понимания






Давайте сравним и проанализируем свойства металлов и неметаллов .

Заполняем таблицу в инструктивной карте, задание 8.

Сделаем выводы.


Предлагает поработать с таблицей , провести обсуждение группой

Работа в группе:

Анализируют данные таблицы, делают выводы, приходят к умозаключению.

Познавательные УУД:

учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать;

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

6. Первичное закрепление

А теперь:

Выполним тест по вариантам







В заключении проведем викторину.

Викторина «Неметаллы:»

1.Какой элемент считают «царем живой природы»? (Углерод).

2.Какое вещество составляет основу карандаша? (Графит).
3.Используется она в производстве спичек, бумаги, взрывчатых веществ, лекарств, но основной ее
потребитель – химическая промышленность. Назовите этот неметалл. (Сера).
4.Назовите сильнейший окислитель. (Фтор).
5.Как называется семейство элементов 7 группы главной подгруппы? (Галогены).

6.Это вещество встречается в отбеливателях, чистящих средствах, оно способно возвращать белизну
белым тканям, дезинфицирует. ( Хлор).
7.Какой элемент называют «элементом жизни и мысли?» ( Фосфор).
8.В состав зубных паст входит именно этот химический элемент (Фтор).












Контролирует усвоение материала, самопроверку.


Выполняют задание, осуществляют самопроверку

Задание 10

Работают с тестом самостоятельно по вариантам.

Викторина-работа в группах.

Познавательные: учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, формируют умения выражать свои мысли. Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию

7.Информация о домашнем задании

1.Параграф 14, вопросы после параграфа;

2.Упр 3, стр 78

3.Составить синквейн по теме «Неметаллы», используя данные таблицы.

 

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневники

Личностные: формирование личностного самоопределения

8. Рефлексия деятельности (подведение итогов)












9. Оценки за работу на уроке:


Итак, подведем итоги. Вернемся к ключевым словам. Что они означают?

Мы достигли цели нашего урока?


Закончите фразы и поставьте себе отметку за работу на уроке, учитывая все виды (плюсы).

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал……

Было интересно, потому что…..

Такой урок интересен тем ……





Комментирование оценок, указание на достижения и недоработки обучающихся.




Учитель организует подведение итогов.



Оценивают степень продвижения к цели, формулируют и записывают то, что узнали на уроке

Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности




Список используемой литературы:


1. Габриелян О.С. Химия. 8кл. Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2016г.

2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия, 8 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа 2013г.

3. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. Дидактический материал. М.: Блик плюс. 20013г.

4. Ипатова И.И., Топехина О.Н., Калюжная Е.Н., Свистунова И.Ю., Тимофеева С.С., Демидова С.П. Технология проектирования современного урока при реализации требований ФГОС. Методические рекомендации- С. Петербург, 2014.

5. Кирюшкин, Д.М. Методика обучения химии: учебное пособие для пединститутов Д.М. Кирюшкин, В.С. Полосин. – М.: Просвещение, 1970. – 495 с.

6. Коробельникова Т.А., Деятельностный подход в обучении и его применении на уроках химии.-М.: Чистые пруды, 2009.-32 с.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!