1.Организационный момент
| Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать, все готовы к уроку, желаю успеха на уроке. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
| Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, , дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. |
2. Постановка цели и задач урока
| Ребята, у вас на столах лежат инструктивные карты, с которыми сегодня будем работать. Свою работу на уроке вы оцените сами, для этого при выполнении заданий будете ставить плюс в инструктивной карте, если верно, минус - если нет. Задание 1. Прочитайте стихотворение и запишите с помощью знаков упомянутые химические элементы. Исключите лишний элемент.
Объясните- почему? О чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите тему урока в инструкционной карте.
Ребята! Обратите внимание На слайде ключевые слова. Составьте из них рассказ и предположите о чем пойдет речь на уроке. ( 2-3 предложения) Так какова же цель нашего урока? Определите цель нашего сегодняшнего урока | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности .
Задание классу.
Вопрос классу
Задание классу | Работают с текстом. Высказывают свое мнение, отвечают на вопрос.
Один ученик у доски пишет знаки и исключает лишний элемент , остальные работают с инструктивными картами, задание 1. Cu, Fe, Ag, Au, Sn, Pb, S, Hg
. Это сера. Сера относится к неметаллам. Определяют тему урока: «Простые вещества-неметаллы». Записывают тему урока. Составляют рассказ с помощью ключевых слов.
Формулируют конкретную цель урока | Личностные: личностное самоопределение; Коммуникативные: учатся выражать свои мысли, культуре общения; Познавательные: учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать;
|
3. Актуализация | Какие химические элементы были изучены на прошлом уроке? Дайте определение. Где расположены металлы в таблице? Каковы свойства металлов? Предлагаю вам Выполнить задание № 3 в инструктивной карте. Выполняете индивидуально, а потом проведем взаимопроверку. | Вопрос классу
Учитель организует работу по парам . | Отвечают на вопросы индивидуально. металлы Проводят взаимопроверку. корректируют ответы товарищей. | Познавательные: учатся структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, выражать свои мысли; Регулятивные: учатся осуществлять контроль и коррекцию знания. |
4. Открытие нового знания | Итак, вернемся к теме нашего урока. Изучать мы начинаем неметаллы и их соединения. В природе ,несомненно их велико значение. Водород, азот и фосфор, кислород и углерод. Круг в природе, в организмах. Так идет за годом год. Баланс природе не нарушишь , они вреда не принесут Во многом примененье они всегда себе найдут
Что же такое неметаллы? Найти определение. Работаем с учебником, стр 73., параграф 14. Сколько известно неметаллов ? ( 22) Какие вещества – неметаллы? А что значит простые? А , какие еще бывают?
Проведем упражнение.
Обратите внимание на коллекцию неметаллов. Имеют ли они металлический блеск как у металлов? При обычных условиях, в каком агрегатном состоянии могут находиться неметаллы? Приведите примеры : уч. стр 73,74, 76
А теперь определим Какое положение в ПСХЭ занимают неметаллы - ( с 4 по 7 группы, главные подгруппы больших и малых периодов.) Из известных 114 хим. элементов всего 22 приходятся на неметаллы. Если мысленно провести диагональ от бора к астату, то верхний треугольник ПСХЭ – неметаллы; нижний – треугольник и побочные подгруппы – металлы. Какие неметаллы встречаются в быту? Где их используют?
Получение неметалла Н2 первым осуществил в 1745 году М. В. Ломоносов. Он действовал на железные опилки жидкостью состава Н2SO4, разбавленной водой. Образовавшийся неметалл Ломоносов называл то "флогистоном", то "горючим паром". Хлор – это опасный ядовитый газ . История его начинается с 1668 года, когда ученый Иоганн Гельмонт, шведский аптекарь Карл Шееле надышались во время опытов и чуть не погибли. А уже в 1915 году во время 1 мировой войны использовали этот неметалл как отравляющее вещество, погибло более 5 000 солдат. А чем знаменит кремний? Этот элемент – второй по распространенности на Земле после кислорода. Масса земной коры более чем на четверть – 27,6% – состоит из кремния. Открытие углерода уходит в историю. Элемент был известен доисторическим людям в форме древесного угля. По словам Всемирной ассоциации угля, углерод как уголь по-прежнему является основным источником топлива во всем мире, обеспечивая около 30 процентов энергии во всем мире..
| Организует самостоятельную работу с учебником и работу с инструктивной картой. Вопросы классу.
Игровое упражнение –встать –простое в-во: Сесть –сложное: Представляет коллекции неметаллов.
Опережающее задание
Сера и ее значение. Фосфор и его значение. Углерод и его значение. Инертные газы. А теперь рубрика : А знаете ли вы, что: | Работают с учебником, параграф 14. Выполняют работу в инструктивной карте Задания 3-8 Отвечают на вопросы, слушают ответы друг друга, дополняют.
Физминутка.
Определяют по образцам имеется ли металлический блеск у неметаллов
Составляют схему :агрегатное состояние неметаллов.
Работают с ПСХЭ, проводят диагональ.
Сообщение об инертных газах
Слушают сообщения учащихся о значении некоторых неметаллов. | Познавательные: владеют информацией и умеют быстро использовать учебник , выделить главное, учатся строить высказывания; Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, выражать свои мысли; Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные: формируют жизненное самоопределение. |
5. Первичная проверка понимания
| Давайте сравним и проанализируем свойства металлов и неметаллов . Заполняем таблицу в инструктивной карте, задание 8. Сделаем выводы. | Предлагает поработать с таблицей , провести обсуждение группой | Работа в группе: Анализируют данные таблицы, делают выводы, приходят к умозаключению. | Познавательные УУД: учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать; Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы |
6. Первичное закрепление | А теперь: Выполним тест по вариантам
В заключении проведем викторину. Викторина «Неметаллы:» 1.Какой элемент считают «царем живой природы»? (Углерод).
2.Какое вещество составляет основу карандаша? (Графит). 3.Используется она в производстве спичек, бумаги, взрывчатых веществ, лекарств, но основной ее потребитель – химическая промышленность. Назовите этот неметалл. (Сера). 4.Назовите сильнейший окислитель. (Фтор). 5.Как называется семейство элементов 7 группы главной подгруппы? (Галогены). 6.Это вещество встречается в отбеливателях, чистящих средствах, оно способно возвращать белизну белым тканям, дезинфицирует. ( Хлор). 7.Какой элемент называют «элементом жизни и мысли?» ( Фосфор). 8.В состав зубных паст входит именно этот химический элемент (Фтор).
| Контролирует усвоение материала, самопроверку. | Выполняют задание, осуществляют самопроверку Задание 10 Работают с тестом самостоятельно по вариантам. Викторина-работа в группах. | Познавательные: учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, формируют умения выражать свои мысли. Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию |
7.Информация о домашнем задании | 1.Параграф 14, вопросы после параграфа; 2.Упр 3, стр 78 3.Составить синквейн по теме «Неметаллы», используя данные таблицы. | Объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание в дневники | Личностные: формирование личностного самоопределения |
8. Рефлексия деятельности (подведение итогов) 9. Оценки за работу на уроке: | Итак, подведем итоги. Вернемся к ключевым словам. Что они означают? Мы достигли цели нашего урока? Закончите фразы и поставьте себе отметку за работу на уроке, учитывая все виды (плюсы). Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал…… Было интересно, потому что….. Такой урок интересен тем ……
Комментирование оценок, указание на достижения и недоработки обучающихся. |
Учитель организует подведение итогов. |
Оценивают степень продвижения к цели, формулируют и записывают то, что узнали на уроке | Личностные УУД: Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |