Предмет: алгебра
Класс: 8 - А
Учитель: Шабанова Оксана Николаевна
Урок – путешествие
Тема: «Арифметический квадратный корень из произведения, дроби и
степени»
Цель урока: в игровой форме закрепить знания и умения учащихся об основных свойствах арифметического квадратного корня из
числа; умение применять изученные теоремы об
арифметическом квадратном корне из произведения, дроби и
степени.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД): формирование умений применять изученные теоремы об арифметическом квадратном корне из произведения, дроби и степени; рассмотреть примеры на преобразование различной сложности;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение работать в группе;
- развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать логическое мышление, память, вычислительные навыки, внимание; повышение информационной культуры обучающихся, интереса к предмету; развитие познавательной активности.
Планируемые результаты:
- предметные: отработать умения и навыки применения теорем об арифметическом квадратном корне из произведения, дроби и степени; совершенствование и углубление знаний по изученной теме;
- личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению; умение работать в группах; формирование ответственного отношения к учению;
- метапредметные:
Коммуникативные УУД: создать условия для развития коммуникативных умений; воспитывать ответственность и аккуратность при выполнении заданий.
Познавательные УУД: умение применять теоремы об арифметическом квадратном корне из произведения, дроби и степени;
создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации.
Регулятивные УУД: создать условия для развития умений анализировать, сравнивать; для проявления самостоятельности и инициативности.
Тип урока: формирование умений и навыков обучающихся (урок –
путешествие).
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие обучающихся. Проверка посещаемости.
Урок проходит в форме игры – путешествия. Ученики класса объединяются в три команды. Во время игры необходимо заработать как можно больше баллов. От этого зависит оценка участников игры.
Учитель. Сегодня мы с вами отправляемся в плавание по морям и океанам к острову знаний на трёх кораблях. Кто быстрее туда доберётся, тот получит награду. Много преград и трудностей ждёт вас на пути, но, я надеюсь, вы сможете преодолеть все трудности.
Перед тем, как выйти в плавание, сыграем в игру «Светофор». Называя по очереди цвета светофора, вы объединитесь в три команды, в каждой команде выберете капитана и боцмана, придумаете названия для ваших кораблей и объявите их в конце первого тура.
II. Проверка домашнего задания
Учитель. Предъявите на проверку ваши личные дела и характеристики.
(Проверка наличия выполненного домашнего задания).
III. Формулирование целей и задач урока
Мотивация учебной деятельности обучающихся
IV. Актуализация опорных знаний
1. Сформулируйте теорему о квадратном корне из произведения.
2. Сформулируйте теорему о квадратном корне из дроби.
3. Сформулируйте теорему о квадратном корне из степени.
V. Игра
1-й тур
Учитель. Проверим, насколько ваши команды сплоченные. Я сейчас выдам набор заданий. Задания выполняйте по очереди. В каждом задании, кроме первого есть параметр. Значение этого параметра вы получаете от предыдущего задания. Все значения параметров запишите в контрольную карточку, которую после окончания тура капитан команды сдаёт на проверку учителю.
Команда, которая первой правильно выполнит все задания, получает 3 очка, а вторая и третья команды соответственно – 2 очка и 1 очко.
Задания
Найти значение а :
Найти значение в: в =
Найти значение с: с =
Найти значение d: d =
Ответы. 1) а = 1
2) в = 0,1
3) с = 0,4
4) d = 4
2 – й тур
Учитель. И так, сплочённость команд проверена, можно отплывать. Для этого необходимо выполнить задания.
«Поднять паруса»
Найдите значение выражения 2 ( 3)
«Отдать швартовый»
Найдите значения Х, при которых верно равенство ( 9,2 )
«Полный вперёд»
Существует ли значение переменной Х, при котором ( -1)
3-тур
Учитель. Наш путь лежит к очаровательному острову. Но как его найти. Если мы не знаем названия?
Название острова зашифровано. Чтобы его расшифровать, необходимо сыграть в игру «Поле чудес».
Учитель ставит вопросы, ученики отвечают. За каждый правильный ответ команда получает 1балл и одну открытую букву.
Вопросы
1.Чему равен корень из отрицательного числа?
(не существует).
2.Чему равен корень из нуля?
( О )
3.Чему равно значение выражения ?
( О )
4. Вычислите
(25,25)
5.Чему равен корень из -0,16?
( не существует)
6. Вычислите
(43)
7. Вычислите
( 200 )
8. Найдите значение выражения
( 0,9 )
9. Как называется число Х, если оно является корнем уравнения Х2=а?
(Арифметическим квадратным корнем из числа а )
7 | 4 | 2 | 8 | 5 | 6 | 9 | 3 | 7 | 1 |
А | Л | Ь | Д | Ж | Е | Б | Р | А | С |
Учитель. Как видите, мы плывём к острову «Альджебрас». Кстати, что это за остров, почему он так называется? Дело в том, что известный среднеазиатский астроном и математик аль - Хорезм написал работу под названием «Китаб аль – джебр аль – мукабала». Переводчики перевели все слова, а слово «аль – джебр» просто записали латинскими буквами. Отсюда и пошло название острова, к которому мы плывём и название раздела математики, который называется….. Правильно! АЛГЕБРА!
4 – й тур
Учитель. Чтобы попасть на остров «Альджебрас», каждая команда должна выполнить задания, написанные на карточках. Задания одинаковые, всё зависит от того, как быстро и правильно вы их сможете выполнить. Их можно разделить между членами команды и выполнять не по порядку , а ответы потом вписать в общую карточку. Чем больше вы получите правильных ответов за 1 минуту, тем больше баллов вы получите и тем ближе будете к острову.
Задания
1 2.) 2 3).
4). 7 5). 6).
7). 8). 9)
10). 11). 12).
13). 14). 15).
16). 17). 18).
19). 20).
5 – й тур
Учитель. Первой к острову «Альджебрас» добралась команда……..
Но и для остальных ещё не всё потеряно, поскольку и те, кто приплыл первым, и те, кто только подплывает к острову, должны позаботиться о продовольствии на обратный путь. А для этого необходимы деньги, то есть баллы. Заработать их можно, разгадав загадки острова.
Загадки
1.Что называют квадратным корнем из числа а?
(квадратным корнем из числа а называют число, квадрат которого равен а).
2.Что называют арифметическим квадратным корнем числа а?
(арифметическим квадратным корнем из числа а называют неотрицательное число, квадрат которого равен а)
3.Сформулируйте теорему об арифметическом квадратном корне из степени.
(для любых действительного числа а и натурального числа n выполняется равенство ).
4.Сформулируйте теорему об арифметическом корне из произведения.
(для любых действительных чисел a и b таких, что a≥0 и b≥0, выполняется равенство
5.Сформулируйте теорему об арифметическом корне из дроби.
(для любых действительных чисел a и b таких, что a 0 и 0, выполняется равенство
).
VI. Подведение итогов урока
Учитель. Путешествие прошло прекрасно. Из порта пришло сообщение о наградах для членов команд.
Оглашаются оценки за урок.