СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие на тему «Путешествие в город Лист»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся о строении листов, их разнообразии; установить их общие признаки.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие на тему «Путешествие в город Лист»»

Урок-путешествие на тему «Путешествие в город Лист»

(6 класс)

(Лист – часть побега)

Тема урока. Лист.

Цели урока

        1. Закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся о строении листов, их разнообразии; установить их общие признаки.

        2. Активизировать мыслительные процессы учащихся, применяя активные методы обучения.

        3. Вырабатывать дух коллективизма, стремление к знаниям.

План урока

          1. Путешествие.

          2. Домашнее задание.

Ход урока

Умение действовать с микроскопом является одним из важней­ших условий обучения биологии. Школьники всегда проявляют живой интерес к подобной технике. Сколько восторга можно увидеть в их лицах, когда говоришь, что на следующем уроке нам предстоит работа с микроскопами. Но как научить ребят видеть в рассматриваемом объекте не просто груду клеток? Каким образом заинтересовать их в ус­ыновлении биологических закономерностей? Как незаметно привлечь их к исследовательской деятельности и развить ощущения первоот­крывателя?

А просто нужно вспомнить, что они не шестиклассники, а дети, подростки. В их душах присутствует страсть к путешествиям и при­ключениям. Несмотря на то, что эти путешествия заочные, они вызы­вают у детей воображение, фантазию, эмоции.

1. Путешествие

Давайте совершим увлекательное путешествие. Взяв в руки микроскоп, микропрепараты, рисунки учебника и настенную таблицу, мы посетим город Лист. Мы познакомимся с его жителями и особен­ностями архитектуры, что даст нам возможность лучше понять значе­ние зеленых листьев в жизни растений.

Итак, в путь! Подготовьте микроскопы. Важно помнить, что со­блюдение правил работы с увеличительными приборами облегчит изучение объектов.

Вам представлена кожица листа пеларгонии, которая напоми­нает городскую стену, защитное сооружение. Опишите ее особен­ности.

Мы правильно заметили, что клетки кожицы, как кирпичи го­родской стены, плотно прилегают друг к другу. Подобные клетки мы видели, рассматривая кожицу чешуи лука (а ведь они такие же листья, только видоизмененные). Кожица представляет собой разновидность покровной ткани и предотвращает лист от повреждений и высыхания. Клетки кожицы беспрепятственно пропускают свет внутрь листа. На­рисуйте прозрачные клетки в путевой дневник.

Кожица прикрывает лист сверху и снизу. Как же нам проник­нуть в город? Посмотрите внимательно на кожицу и отыщите парные зеленые клетки. Они играют роль городских ворот — это устьица. Их образуют замыкающие клетки, а между ними находится устьичная щель. Если присмотреться внимательно, можно увидеть, как через во­рота в город и из города проходят его обитатели: благородный и горя­чий гражданин Кислород, самоуверенный и самостоятельный сеньор Углекислый Газ, мобильные Водяные пары. Рассмотрев устьице, вы­полните задание, нарисовав устьице и подписав его строение.

Количество и расположение устьиц на всех поверхностях листьев определяется условиями, в которых находится растения. Посмотрите на таблицу «Число устьиц у разных растений на 1 кв.мм поверхости листа» Отыщите закономерность.

Расте­ния

Число устьиц на 1 кв.мм.

Место произрастания

на верхней поверхности

на нижней поверхности

Кув­шинка

625

3

Водоем

Дуб

0

438

Влажный лес

Слива Яблоня

0 0

253 -246

Умеренно влажный сад

Пше­ница Овес

47 40

32 47

Недостаточно влажное поле

Очиток Моло­дило

21 11

14 14

Сухие песчаные места



У плавающих растений водоемов устьица находятся на верхней поверхности, а почти у всех наземных растений — на нижней. Чем более влажный воздух в пространстве, в котором произрастает расте­ние, тем больше устьиц в кожице, чем меньше эта влажность — тем меньше устьиц. Устьица растений засушливых мест находятся как на верхней, так и на нижней сторонах листа, чтобы поглощать как можно больше влаги из воздуха.

Подведем первые итоги. Клетки кожицы листа не имеют окра­ски, плотно прилегают друг к другу, среди них есть замыкающие клетки с устьичной щелью. Сделайте самостоятельно вывод о значе­нии кожицы листа: клетки кожицы призваны предохранять лист от повреждений и высыхания, через устьичную щель осуществляется газообмен и испарение воды (транспирация), прозрачные клетки бес­препятственно пропускают свет внутрь листа.

Вместе с гражданином Кислородом и сеньором Углекислым Газом проберемся внутрь города Лист. Разглядите поперечный срез лис-та камелии. Итак, мы находимся внутри города. Непосредственно за воротами-устьицами перед нами предстает городская площадь — межклетник (пространство между клетками). В этом месте много воз­духа, и дышится легко. Вокруг нас много домов — зеленых клеток, для города Лист можно использовать также и название Изумрудный, дома-клетки окружают гостей со всех сторон и, что самое порази­тельное, не похожи по форме друг на друга. Они имеют овальную или неправильную формы, между ними — широкие улицы и площади — межклетники.

Данный микрорайон Листа принято называть Губчатой парен­химой, которая представляет собой фотосинтезирующую ткань. В до­мах-клетках проживают зеленые пластиды — хлоропласты, которые вырабатывают органические вещества из неорганических, т. е. они производят фотосинтез. Это основная «работа» горожан.

Проедем дальше и окажемся в другом микрорайоне. Дома- клетки в нем построены ровными рядами и напоминают столбики. Хлоропластов в них очень много. Улицы между домами небольшие, а площадей-межклетников практически нет. Это самый продуктивный микрорайон Листа, в котором больше всего синтезируются органиче­ских веществ, так как сюда лучше попадают лучи Солнца. Ведь дан­ный микрорайон прилегает к верхней кожице Листа, которая обраще­на к свету. Этот район называется Столбчатой паренхимой (тканью).

Подведем итог. Основной функцией листа является фотосинтез. Из-за этого его мякоть образует фотосинтезирующая ткань, в клетках которой содержатся хлорофилл. Более освещенная верхняя часть лис­та состоит из столбчатой ткани, а менее освещенная нижняя — губча­той. Для фотосинтеза необходим свет, который проникает через про­зрачную кожицу, углекислый газ, приходит через устьица, а вода по­дается по сосудам. Где же расположены сосуды? Мы их обязательно отыщем после физкультпаузы.

В городе Лист, как и в каждом городе, обязательно имеется своя система водоснабжения и транспортная сеть. Пронаблюдаем их по­ближе. На поперечном разрезе листа хорошо различимы жилки, кото­рое и представляют собой городской водопровод и транспортную сеть. Она образована сосудами, ситовидными трубками и механиче­скими волокнами. То есть это проводящий пучок. По сосудам пере­мещается вода и минеральные соли. Сосуды образуют мертвые клетки, у которых разрушены поперечные стенки. Это водопровод нашего города Лист. Вода в город приходит по государственной сосудистой системе Растения, т. е. через Стебель от Корня.

По ситовидным трубкам переправляются органические вещества, которые образуются пластидами в клетках фотосинтезирующей ткани. Ситовидные трубки являются живыми клетками, поперечные стенки которых заполнены каналами и похожи на сита. Лист пере­правляет органические вещества во все части государства Растение особенно в растущие и запасающие части (молодые побеги, клубни плоды, семена, корнеплоды и др.).

Прочность проводящего пучка обеспечивается механическими волокнами — мертвыми длинными клетками с толстыми стенками.

Мы погуляли по всему городу, наблюдали за его жителями. Да­вайте составим план города Лист, выполнив задание в тетради: сде­лать подписи к рисунку «Клеточное строение листа».

Наше путешествие подошло к концу. Какой вывод мы можем сделать, рассмотрев строение листа? Строение листа обусловлено вы­полняемыми им функциями: фотосинтезом, газообменом и испарени­ем воды. Вывод необходимо записать в путевом дневнике.

2. Домашнее задание. Закрепление изученного материала при работе с параграфом учебника и путевыми заметками.

****************************


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!