Урок-путешествие на тему «Путешествие в город Лист»
(6 класс)
(Лист – часть побега)
Тема урока. Лист.
Цели урока
Закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся о строении листов, их разнообразии; установить их общие признаки.
Активизировать мыслительные процессы учащихся, применяя активные методы обучения.
Вырабатывать дух коллективизма, стремление к знаниям.
План урока
Путешествие.
Домашнее задание.
Ход урока
Умение действовать с микроскопом является одним из важнейших условий обучения биологии. Школьники всегда проявляют живой интерес к подобной технике. Сколько восторга можно увидеть в их лицах, когда говоришь, что на следующем уроке нам предстоит работа с микроскопами. Но как научить ребят видеть в рассматриваемом объекте не просто груду клеток? Каким образом заинтересовать их в усыновлении биологических закономерностей? Как незаметно привлечь их к исследовательской деятельности и развить ощущения первооткрывателя?
А просто нужно вспомнить, что они не шестиклассники, а дети, подростки. В их душах присутствует страсть к путешествиям и приключениям. Несмотря на то, что эти путешествия заочные, они вызывают у детей воображение, фантазию, эмоции.
1. Путешествие
Давайте совершим увлекательное путешествие. Взяв в руки микроскоп, микропрепараты, рисунки учебника и настенную таблицу, мы посетим город Лист. Мы познакомимся с его жителями и особенностями архитектуры, что даст нам возможность лучше понять значение зеленых листьев в жизни растений.
Итак, в путь! Подготовьте микроскопы. Важно помнить, что соблюдение правил работы с увеличительными приборами облегчит изучение объектов.
Вам представлена кожица листа пеларгонии, которая напоминает городскую стену, защитное сооружение. Опишите ее особенности.
Мы правильно заметили, что клетки кожицы, как кирпичи городской стены, плотно прилегают друг к другу. Подобные клетки мы видели, рассматривая кожицу чешуи лука (а ведь они такие же листья, только видоизмененные). Кожица представляет собой разновидность покровной ткани и предотвращает лист от повреждений и высыхания. Клетки кожицы беспрепятственно пропускают свет внутрь листа. Нарисуйте прозрачные клетки в путевой дневник.
Кожица прикрывает лист сверху и снизу. Как же нам проникнуть в город? Посмотрите внимательно на кожицу и отыщите парные зеленые клетки. Они играют роль городских ворот — это устьица. Их образуют замыкающие клетки, а между ними находится устьичная щель. Если присмотреться внимательно, можно увидеть, как через ворота в город и из города проходят его обитатели: благородный и горячий гражданин Кислород, самоуверенный и самостоятельный сеньор Углекислый Газ, мобильные Водяные пары. Рассмотрев устьице, выполните задание, нарисовав устьице и подписав его строение.
Количество и расположение устьиц на всех поверхностях листьев определяется условиями, в которых находится растения. Посмотрите на таблицу «Число устьиц у разных растений на 1 кв.мм поверхости листа» Отыщите закономерность.
Растения | Число устьиц на 1 кв.мм. | Место произрастания |
на верхней поверхности | на нижней поверхности |
Кувшинка | 625 | 3 | Водоем |
Дуб | 0 | 438 | Влажный лес |
Слива Яблоня | 0 0 | 253 -246 | Умеренно влажный сад |
Пшеница Овес | 47 40 | 32 47 | Недостаточно влажное поле |
Очиток Молодило | 21 11 | 14 14 | Сухие песчаные места |
У плавающих растений водоемов устьица находятся на верхней поверхности, а почти у всех наземных растений — на нижней. Чем более влажный воздух в пространстве, в котором произрастает растение, тем больше устьиц в кожице, чем меньше эта влажность — тем меньше устьиц. Устьица растений засушливых мест находятся как на верхней, так и на нижней сторонах листа, чтобы поглощать как можно больше влаги из воздуха.
Подведем первые итоги. Клетки кожицы листа не имеют окраски, плотно прилегают друг к другу, среди них есть замыкающие клетки с устьичной щелью. Сделайте самостоятельно вывод о значении кожицы листа: клетки кожицы призваны предохранять лист от повреждений и высыхания, через устьичную щель осуществляется газообмен и испарение воды (транспирация), прозрачные клетки беспрепятственно пропускают свет внутрь листа.
Вместе с гражданином Кислородом и сеньором Углекислым Газом проберемся внутрь города Лист. Разглядите поперечный срез лис-та камелии. Итак, мы находимся внутри города. Непосредственно за воротами-устьицами перед нами предстает городская площадь — межклетник (пространство между клетками). В этом месте много воздуха, и дышится легко. Вокруг нас много домов — зеленых клеток, для города Лист можно использовать также и название Изумрудный, дома-клетки окружают гостей со всех сторон и, что самое поразительное, не похожи по форме друг на друга. Они имеют овальную или неправильную формы, между ними — широкие улицы и площади — межклетники.
Данный микрорайон Листа принято называть Губчатой паренхимой, которая представляет собой фотосинтезирующую ткань. В домах-клетках проживают зеленые пластиды — хлоропласты, которые вырабатывают органические вещества из неорганических, т. е. они производят фотосинтез. Это основная «работа» горожан.
Проедем дальше и окажемся в другом микрорайоне. Дома- клетки в нем построены ровными рядами и напоминают столбики. Хлоропластов в них очень много. Улицы между домами небольшие, а площадей-межклетников практически нет. Это самый продуктивный микрорайон Листа, в котором больше всего синтезируются органических веществ, так как сюда лучше попадают лучи Солнца. Ведь данный микрорайон прилегает к верхней кожице Листа, которая обращена к свету. Этот район называется Столбчатой паренхимой (тканью).
Подведем итог. Основной функцией листа является фотосинтез. Из-за этого его мякоть образует фотосинтезирующая ткань, в клетках которой содержатся хлорофилл. Более освещенная верхняя часть листа состоит из столбчатой ткани, а менее освещенная нижняя — губчатой. Для фотосинтеза необходим свет, который проникает через прозрачную кожицу, углекислый газ, приходит через устьица, а вода подается по сосудам. Где же расположены сосуды? Мы их обязательно отыщем после физкультпаузы.
В городе Лист, как и в каждом городе, обязательно имеется своя система водоснабжения и транспортная сеть. Пронаблюдаем их поближе. На поперечном разрезе листа хорошо различимы жилки, которое и представляют собой городской водопровод и транспортную сеть. Она образована сосудами, ситовидными трубками и механическими волокнами. То есть это проводящий пучок. По сосудам перемещается вода и минеральные соли. Сосуды образуют мертвые клетки, у которых разрушены поперечные стенки. Это водопровод нашего города Лист. Вода в город приходит по государственной сосудистой системе Растения, т. е. через Стебель от Корня.
По ситовидным трубкам переправляются органические вещества, которые образуются пластидами в клетках фотосинтезирующей ткани. Ситовидные трубки являются живыми клетками, поперечные стенки которых заполнены каналами и похожи на сита. Лист переправляет органические вещества во все части государства Растение особенно в растущие и запасающие части (молодые побеги, клубни плоды, семена, корнеплоды и др.).
Прочность проводящего пучка обеспечивается механическими волокнами — мертвыми длинными клетками с толстыми стенками.
Мы погуляли по всему городу, наблюдали за его жителями. Давайте составим план города Лист, выполнив задание в тетради: сделать подписи к рисунку «Клеточное строение листа».
Наше путешествие подошло к концу. Какой вывод мы можем сделать, рассмотрев строение листа? Строение листа обусловлено выполняемыми им функциями: фотосинтезом, газообменом и испарением воды. Вывод необходимо записать в путевом дневнике.
2. Домашнее задание. Закрепление изученного материала при работе с параграфом учебника и путевыми заметками.
****************************