Открытый урок чтения в 5 А классе
Тема урока: «Путешествие по басням И.А. Крылова».
Тип урока: урок - обобщение.
Цель урока:
закрепить и обобщить полученные знания учащихся по творчеству И. А. Крылова.
Задачи урока:
- повторить жанровые особенности басен;
- развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать устную речь.
Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.
Форма урока: путешествие.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс
Вид урока: урок-путешествие.
Средства наглядности:
— раздаточный материал: карточки с названиями животных;
— зрительная наглядность «Презентация к уроку»
Оборудование: карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И. А. Крылова, компьютер, интерактивная доска.
Технология:
— вопросы репродуктивного характера;
— групповая;
— игровая;
— компьютерные средства обучения.
Оформление: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А. Крылова.
Эпиграф:
Люблю, где случай есть пороки пощипать.
И.А.Крылов
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинается урок.
На меня все посмотрели и за парты тихо сели!
Повторение пройденного материала. Объявление целей урока:
- Учитель: Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания.
- Кто не знает басни о трудяге — муравье и стрекозе, которая любила бездельничать? О хитрой лисице и доверчивой вороне. Эти и многие другие герои вышли из-под пера Ивана Андреевича Крылова. Так кто же он? (рассказ ребят о Крылове И. А.)
1 сообщение: Иван Андреевич Крылов – русский писатель, поэт-баснописец, сатирик, переводчик, Статский Советник, член-академик Императорской Академии Наук. (Слайд)
2 сообщение: Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе потому, что семья постоянно переезжала с места на место и грамоте учился дома, так как у отца была большая библиотека книг. Малолетний Крылов обучался французскому, итальянскому языку, математике, литературе и другим наукам. Когда Ивану Крылову исполнилось 10 лет он остался без отца и, чтобы поддержать семейство ему пришлось много работать. (Слайд)
3 сообщение: В 36 лет Иван Андреевич Крылов начал писать басни, принесшие ему громкую славу. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях. (Слайд)
4 сообщение: Иван Андреевич Крылов написал 236 басен. В них он изображал жизнь, нравы и недостатки своих современников. Более двух веков назад открыто говорить об этом было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.
Учитель: - Давайте вспомним – что такое Басня?
- Басня – это короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.
Учитель: Можно дать и другое понятие термину «басня»:
- Басня – небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки.
Учитель: А как называется художественное средство, которое используется в басне?
- Ответ – Аллегория
Учитель: Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя – неуклюжесть, в образе Осла – глупость, упрямство, в образе Муравья – трудолюбие.
Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Например, в басне «Лебедь, Рак и Щука» (Разобщённость в дружбе), в Басне «Волк и ягнёнок» (Трусость). (Слайд)
- А как по-иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?
- Ответ – Мораль.
Учитель: Что такое мораль?
Мораль – нормы поведения людей, нравственное наставление автора.
3. Урок-путешествие.
- То, насколько хорошо вы знаете басни И. А. Крылова, мы сейчас и проверим. Сегодня мы с вами проведём урок-путешествие. А путешествовать мы будем на поезде. Вы любите ездить на поезде? Поэтому нам сейчас надо будет занять свои вагоны и сесть соответственно вашим номерам, а номера ваших мест – это цвет ваших снежинок. Так сколько же вагонов у нас получилось? (3 + вагон наших гостей, которые, надеемся, примут активное участие в нашем путешествии).
- Вы, ребята, знаете, что прежде чем отправится в путь необходимо не только занять свои места, но и помнить о технике безопасности в поезде, о правилах поведения. Думаю, что вы всё это знаете.
- Для начала мы с вами проведём перекличку: Давайте откроем учебник на стр. 99 и прочитаем басню «Ворона и Лисица» (с выражением и по цепочке). (Слайд) - Молодцы!
Конкурс-разминка.
- Назовите героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
- У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом»? (у Стрекозы)
- Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
- Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
- Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
- На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
- Что пленило лисицу? (Сырный дух)
- Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)
(Слайд)
Учитель: Молодцы! А вот уже и приближается Первая остановка, которая называется: Крылатые слова !!!
(Чтение стихотворения Михаила Исаковского «Кто не слыхал его живого слова?»)
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Учитель: Продолжите крылатые слова. (что такое крылатые слова - Выражение «Крылатые слова» - это метафорический образ – «слова, вылетающие из уст говорящего»)
- Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
- А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
- Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
- Когда в товарищах согласья нет … (На лад их дело не пойдёт)
- Вот то-то мне и духу придаёт,
- Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)
- «У сильного всегда … (У сильного всегда бессильный виноват)
- Слона – то я и не … (приметил)
- «А Васька слушает да … (ест)
- И в сердце льстец всегда отыщет … (уголок). (Слайд)
- Молодцы!
Вторая остановка: Назови басню! Из каких басен эти строки?
- «Очков с полдюжины она себе достала; вертит Очками так и сяк... (Мартышка и Очки)
- Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и дом! («Стрекозы и Муравей»)
- «Спой, светик, не стыдись!» («Ворона и Лисица»)
- «А только воз и ныне там!» («Лебедь, Рак и Щука»)
- «А вы, друзья, как ни садитесь; Всё в музыканты не годитесь» (Квартет) (Слайд) - Молодцы!
Следующая остановка №3: Загадочные животные (на столах лежат слова). Составьте и запишите правильно слова – животных:
Асли – лиса, оранво – ворона, райвеум – муравей, акр – рак, маркатыш – мартышка, сретзаок – стрекоза, ведьмед – медведь, ток - кот, снол – слон.
В каких баснях встречаются эти животные?
- «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Рак и Щука», «Квартет», «Щука и кот», «Слон и Моська»
- Хорошо!
А сейчас небольшая остановка: Здоровьесберегающая пауза
Учитель: Прошу встать и выйти из-за парт.
- Мы сидели, рассуждали,
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево –
Стало гибким наше тело.
А теперь попляшут ножки:
Побежали по дорожке
Быстро-быстро – топ, топ, топ.
И в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.
Руки к солнышку потянем
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Улыбнёмся! Не лениться!
(Спасибо, садимся на свои места)
Поэтическая остановка. Посмотрим мультфильм «Щука и Кот»
Театральная станция: Это одна из самых интересных станций. И прежде, чем мы на ней выйдем, вспомним героев одной из басен Крылова «Квартет»: (Слайд)
Главные герои: осёл, козёл, медведь, мартышка, соловей. Характеристика главных героев: Мартышка, Осёл, Козёл и Мишка — дружелюбные и любознательные. Хотели сыграть квартет, но ничего не понимали в музыке. Соловей — справедливый, рассудительный и честный. Сказал зверям правду.
4. Итоги урока.
Учитель: Вы все сегодня были молодцы. Так хорошо работали
- Скажите, о чём мы сегодня говорили на уроке? (о баснях)
- Кто автор этих басен? (И. А. Крылов)
- Подведём итог нашего урока-путешествия Стихотворением Петра Вяземского (читают ребята по строчкам)
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
6. Заключительное слово учителя.
Учитель. Крылов Иван Андреевич умер 21 ноября 1844 года. Похоронен на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь! (Слайд)
- Скажите, понравился урок? Поедем ещё в какое-нибудь путешествие? Пригласим наших гостей в следующий раз, ребята?
5. Домашнее задание:
1. Выразительное чтение полюбившейся басни.
2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.
Урок окончен, всем – спасибо! (Слайд)