Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс: 4
Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАГОЛИЮ.
Цель: Обобщить и систематизировать знания о признаках глагола как части речи.
Задачи:
Расширять и обогащать активный словарь детей;
Формировать у учащихся умение использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы языка;
Формировать умение решать лингвистические задачи;
Развивать абстрактное и образное мышление, память, речь, коммуникативные навыки (умение слушать и слышать, рассуждать, задавать вопросы);
Повышать речевую культуру младших школьников;
Воспитывать интерес к языку, любовь к родной природе.
Оборудование: компьютер, экран, магнитофон, музыка - звуки природы
Словарь: Весна. Начало лета. Глаголы цвета, звучания, света.
Ход урока.
I. Постановка задач урока.
У. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания о признаках глагола как части речи.
Нас пригласили в страну Глаголию посетить сказочный дворец Времен глаголов. Невидимые жители Глаголии приготовили нам сюрпризы-задачки. Думаю, что мы сможем разгадать эти задачи, так как хорошо знакомы с этой необыкновенной частью речи, назначение которой «выражать само действие» .
II. Полет на облаках.
Грамматико-орфографическая зарядка. Минутка чистописания.
У. А вот и наши кораблики-облака, на которых мы полетим в сказочную страну Глаголию. Но что это за необычные сочетания букв на облачках? Видимо, это первая весточка из страны Глаголии.
Ученики узнают, что сочетание букв (кроме чь) — окончания глаголов. Далее идет рассказ о глаголах, имеющих такие окончания. (Окончание -ешь может быть у глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа 1-го спряжения, например: играешь, напишешь. Окончание (суффикс) ть может быть у глаголов в неопределенной форме, например: собирать, видеть.).
Затем дети правильно и красиво записывают в тетрадь росписи «глагольных» облачков.
После записи учащимся предлагается ответить на такие вопросы:
- По каким признакам мы различаем глаголы среди других
частей речи?
- А что вы знаете о глаголе как части речи?
- Какова роль глаголов в нашей речи?
III. На лексической полянке.
1. Выборочный диктант. Лексико-грамматический и орфографический анализ глаголов.
У. Мы справились с загадкой облачков, и они быстро перенесли нас на лексическую полянку весенне-летнего сказочного леса страны Глаголии. Здесь непременно присутствуют наши друзья-глаголы. Узнайте их: я буду читать предложения, вы найдите в них глаголы и запишите в тетрадь.
Посмотришь, а кругом трава, цветы, ягоды. Белеют ромашки, синеют колокольчики, алеет спелая ягодка земляники. А сколько звуков услышишь в лесу! На макушке березы громко кукует кукушка. В глухой еловой чаще тихо попискивает рябчик. Без умолку трещат кузнечики. Жужжат шмели и пчелы.
После выборочного диктанта следуют вопросы:
У. Как вы различили глаголы?
На какие правила встретились орфограммы в глаголах?
Объясните их написание.
Д. Безударная гласная в корне, приставке, суффиксе, окончании; гласная после шипящих; мягкий знак после шипящих; удвоенная согласная.
У. Прочитайте глаголы. Какие из них обозначают цвет?
Д.Белеют, синеют…
У. Подберите другие глаголы цвета и употребите их в составе
предложения. (Желтеют одуванчики. Синеет небо. Зеленеет
молодая травка...)
- Какие из записанных глаголов передают звуки леса?
(Жужжат, трещат...)
- Подберите другие глаголы звучания, составьте с ними
предложения. (Свистят иволги. Журчит ручей. Шелестит
трава..:)
- Напишите самостоятельно по два глагола звучания и цвета.
(Вместо заданий по подбору глаголов цвета и звучания учитель
может сам предложить строки, в которых дети могут распознать
эти глаголы. Материал для такого рода упражнений дан в рубрике
«Дополнительный материал».)
2. Работа с семантикой глаголов света. Лексико-орфографический и грамматический разбор глаголов.
У. Что это?! Наша полянка осветилась ярким солнечным светом. А вот и разгадка! Посмотрите, на полянку один за другим «выбегают» глаголы: блестеть (Как он ярко светится, блестит!), сиять (Еще ярче исходит блеск от глагола, и все вокруг осветилось ровным ярким светом!), сверкать (Этот глагол не только яркий, но от него излучается искрящийся, переливающийся свет!) Глаголы встали в ряд и взялись за руки. Кто самый смекалистый?! Догадайтесь, почему глаголы встали в один ряд и взялись за руки? (Они близки по смыслу.)
- А почему первым «выбежал» на полянку глагол блестеть,
потом — сиять, затем — сверкать! (Глаголы различаются
степенью усиления действия излучения света.)
- Подумайте, какие еще глаголы имеют значение «сильно,
ярко светиться?» (Для учителя: светиться — «излучать ровный
свет», искриться — «светиться менее сильно, как бы вспыхивая
искрами», блистать — близко по значению к блестеть, но
указывает на большую степень яркости.)
- Найдите место этим глаголам в синонимическом ряду.
Светить, блестеть, сиять, сверкать.
Глаголы записывают в тетрадь. После записи по заданию учителя дети выделяют орфограммы; «исследуют», можно ли проверить написание безударной гласной в каждом из слов; выделяют корень и подчеркивают безударную гласную, не проверяемую ударением, в корнях сия- (сиять) и сверк- (сверкать); определяют, в какую форму одеты глаголы и почему эта форма (неопределенная) так называется. Далее учитель предлагает подумать, можно ли по неопределенной форме узнать спряжение данных глаголов? (У ряда учеников вызывает недоумение глагол блестеть, так как он оканчивается на еть и его можно было бы отнести к 1-му спряжению, но при спряжении этот глагол имеет ударное окончание, что позволяет смело отнести его к глаголам второго спряжения.)
3. Лексико-стилистические упражнения. Поэтическая минутка.
Проводится устная «разминка» в определении сочетаемости
глаголов:
- О чем можно сказать, используя глагол светит? блестит? сияет? сверкает? (Солнце, звезды, огни, роса, молния...)
Коллективно составляются словосочетания с любым глаголом, употребленным в 3-м лице единственного числа настоящего времени, и комментированно записываются в тетрадь.
Сверкает (где?) в траве (на солнце, над лесом, вдали, здесь...).
Сверкает (как?) ярко (ослепительно...).
Сверкает (как что?), как золото (как алмаз...).
Затем подготовленные ученики или учитель выразительно читают отрывки из стихотворений; по заданию учителя дети находят предложения, в которых употреблен один из глаголов рассматриваемого синонимического ряда, «исследуют» образность глаголов, «излучающих свет» (Как сказано о солнце? Какую картину вы представили, слушая строки: Солнышко блестит..., Сияет солнце..., Солнце заиграло...? Одинаково ли действие солнца, излучающего свет, в представленных вами картинах? Какие слова помогают нам почувствовать это различие?). Учащиеся задумываются над тем, почему автор употребил именно этот глагол, записывают строки из стихотворений поэтов.
Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев.)
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. (Ф.Тютчев.)
Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла. Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами! (И. Тургенев.)
Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река. (М.Горький.)
Запись в тетради:
Солнышко блестит. Сияет солнце, воды блещут. Как весело сверкает все крутом! Сияло солнце, блестела трава, золотом сверкала река.
После записи учитель обращает внимание на использование в поэтических строках формы глагола блестеть: блещут вместо блестят. Далее детям предлагается прочитать предложения; узнать, из каких они произведений; определить, какие глаголы пропущены, и обосновать их выбор для каждого предложения.
Месяц под косой…
А во лбу звезда .. .
Весело . . .
Месяц над селом;
Белый снег . . .
Синим огоньком. (А.Пушкин.)
(И.Суриков.)
Слова для справок: сверкает, сияет, горит, блестит.
У И.З.Сурикова месяц сияет, освещает ярким ровным светом землю, от воздействия лунного света и ночного неба белый снег искрится, сверкает синим огоньком. А.С.Пушкин для обозначения действия месяца выбирает глагол блестит, а для звезды — горит, вероятно, по тому, чтобы усилить яркость, блеск звезды: звезда сверкает ярким, ослепительным блеском, а месяц лишь излучает яркий свет. Пушкинские строки дополняют синонимический ряд одним из значений глагола гореть (сверкать ярким, ослепительным блеском).
Учащиеся выбирают любые строки и записывают их по памяти.
IV. Фикульт. Минутка.
V. В мастерской Дятла. Лексико-словообразовательные упражнения.
У.Глаголы пригласили нас в мастерскую мастера своего дела Дятла. (Слайд №13) Он кует одежду для глаголов, но у Дятла очередь! Кого же он пригласит к себе?! Посмотрите, он выбрал нашего старого знакомого — глагол сверкат., Понравился ему этот глагол, вот и захотел Дятел с ним поиграть, а нам свое мастерство показать. Будьте внимательны, следите за забавами Дятла и записывайте, в какой форме является нам глагол сверкать после каждой игры.
Дятел ударил по окончанию (сверкать) и заменил его
окончанием 3-го лица множественного числа настоящего времени,
получился глагол . . . (сверкают). Добавил мастер к глаголу приставку за-, получилось слово. . . (засверкают).
А теперь мастер-волшебник заменил окончание -ют окончанием и, а между суффиксом и окончанием вставил еще суффикс -л-, получился глагол . . . (засверкали).
Дятел убрал приставку, а окончание заменил таким, какое бывает у глаголов женского рода в прошедшем времени, получилось слово . . . (сверкала).
5) Мастер-умелец заменил в глаголе суффикс а суффиксом ну , получился глагол . . . (сверкнула).
Учитель от имени Дятла задает детям ряд вопросов:
- Прочитайте глаголы, которые вы записали. (Сверкают, засверкают, засверкали, сверкала, сверкнула)
- В какую форму «оделись» глаголы? (Ученики называют грамматические признаки записанных глаголов: время, спряжение, лицо, число, род (у глаголов в прошедшем времени).)
- Как вы различили время глаголов?
- В чем вы видите различие в значении глаголов сверкают засверкают, сверкали — засверкали, сверкала — сверкнула'? (Приставка за придает глаголам значение начала действия, суффикс ну указывает на мгновенность действия.)
- О чем можно сказать, употребляя глагол сверкнула (сверкнул)1! (Молния, огонек, звезда . . . .)
- Приведите пример других глаголов, имеющих приставку за- и обозначающих начало действия. (Зазеленел, засверкал, заискрился, заигрался.) Если позволит время, в дополнение к ответам учащихся учитель может дать примеры из художественной литературы, учитывая лексическую направленность урока.
Такие примеры даны в рубрике «Дополнительный материал к уроку».
VI. У дворца и во дворце Времен глаголов. Восстановление авторского текста.
Слово учителя: из мастерской Дятла мы отправляемся ко дворцу Времен Глаголов (Слайд №15)) Смотрите, перед нами три зала, в каждом из них живут Времена глаголов: Настоящее, Прошедшее, Будущее. (Слайд №16) А почему так назвали Времена глаголов? У входа в залы стоят сундуки с одеждой, которую поставляет сюда мастер Дятел. Заходя в зал, глаголы должны переодеться в свою одежду-форму. Что это за одежда? ... (Глаголы в залах Настоящего и Будущего времени могут надеть форму любого лица и числа, в зале Прошедшего времени глаголы наденут форму мужского, женского и среднего рода в единственном числе и форму множественного числа.) Сегодня сюда пришли на экскурсию глаголы из стихотворения А.Плещеева. В какой они одежде, в каких залах побывают — вам предстоит узнать! Я назову эти глаголы, а вы «расселите» их по залам: греет, зазеленеет, зазвенели, говорят, стали.
Ученики «расселяют» в тетрадях глаголы, указывая их время и выделяя «форму одежды». Один из учащихся на магнитной доске конструирует эти глаголы: из «сундучков-конвертов» вынимает карточки с личными окончаниями глаголов настоящего и будущего времени либо родовыми окончаниями глаголов в прошедшем времени, суффиксом -л- и дополняет этой формой основу глагола (гре\ет\ , зазелене\ет\...).
Задания после записи (конструирования) глаголов:
- В каком зале вы нашли каждый из глаголов? Докажите
правильность своего ответа.
- Какие залы мог бы посетить каждый из глаголов? (Глагол
греет мог бы посетить зал Прошедшего времени (грел) и
Будущего времени (будет греть); глагол зазеленеет мог бы
посетить зал Прошедшего времени (зазеленел) ...)
- Как вы думаете, о чем может быть стихотворение А.Пле-
щеева? Какие глаголы помогли вам предположить, что стихотво-
рение написано о весне?
- А теперь помогите глаголам занять свое место в строках
стихотворения А.Плещеева «Весна».
Уж теплее солнце . . . , . . . краше небеса. Скоро все ... — Степи, рощи и леса.
Песни жаворонков снова Уж теплее солнце…
... в вышине. … краше небеса.
«Гостья милая, здорово!» — Скоро …
. . . они весне. Степи, рощи и леса
Учащиеся восстанавливают текст, обосновывают отбор необходимых глаголов; учитель обращает внимание на то, как по-приятельски автор от имени жаворонков приветствует весну, называя ее милой гостьей. Далее дети по своему выбору записывают любое четверостишие и готовятся к выразительному чтению записанных строк. После чтения находят в стихах глаголы звучания и цвета.
VII. В Дворцовом парке. Конструирование текста.
У.А теперь мы идем в Дворцовый парк. (Звучит тихая музыка.) Парк полон солнечного света, аромата душистых трав и цветов, звонких голосов птиц. Составьте несколько предложений или текст о том, что увидели в парке. Глаголы употребите в соответствии с целью своего высказывания. Напишите.
VIII. Итог урока.
Урок завершается рядом вопросов и заданий:
- Чем заинтересовала вас страна Глаголия?
- Какие глаголы нам встретились на пути?
- Использовали ли вы эти глаголы в своих рассказах?
- Кто хочет прочитать составленный текст?
Литература:
Русская поэзия детям. Ред. Е.О.Путиловой, ЛО «Советский писатель», 2000 г.
Русский язык в рассказах, сказках, стихах. В.В. Волина, Москва: АСТ, 1999 г.
Научно-методический журнал «Начальная школа»
Моя первая книжка о словах. Путешествие в страну слов.И.Голуб, Москва: Дрофа, 1999 г.