СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие по русскому языку в 4 классе "Страна Глаголия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по русскому языку в 4 классе "Страна Глаголия"»

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс: 4

Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАГОЛИЮ.


Цель: Обобщить и систематизировать знания о признаках глагола как части речи.


Задачи:

  • Расширять и обогащать активный словарь детей;

  • Формировать у учащихся умение использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы языка;

  • Формировать умение решать лингвистические задачи;

  • Развивать абстрактное и образное мышление, память, речь, коммуникативные навыки (умение слушать и слышать, рассуждать, задавать вопросы);

  • Повышать речевую культуру младших школьников;

  • Воспитывать интерес к языку, любовь к родной природе.



Оборудование: компьютер, экран, магнитофон, музыка - звуки природы


Словарь: Весна. Начало лета. Глаголы цвета, звучания, света.
























Ход урока.

I. Постановка задач урока.

У. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания о признаках глагола как части речи.

Нас пригласили в страну Глаголию посетить сказочный дворец Времен глаголов. Невидимые жители Глаголии приготовили нам сюр­призы-задачки. Думаю, что мы сможем разгадать эти задачи, так как хорошо знакомы с этой необыкновенной частью речи, назначение которой «выражать само действие» .






















II. Полет на облаках.

Грамматико-орфографическая зарядка. Минутка чистописа­ния.

У. А вот и наши кораблики-облака, на которых мы полетим в сказочную страну Глаголию. Но что это за необычные сочетания букв на облачках? Видимо, это первая весточка из страны Глаголии.


Ученики узнают, что сочетание букв (кроме чь) — окончания глаголов. Далее идет рассказ о глаголах, имеющих такие окончания. (Окончание -ешь может быть у глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа 1-го спряжения, например: играешь, напишешь. Окончание (суффикс) ть может быть у глаголов в неопределенной форме, например: собирать, видеть.).

Затем дети правильно и красиво записывают в тетрадь росписи «глагольных» облачков.

После записи учащимся предлагается ответить на такие вопросы:

- По каким признакам мы различаем глаголы среди других
частей речи?

- А что вы знаете о глаголе как части речи?

- Какова роль глаголов в нашей речи?

III. На лексической полянке.

1. Выборочный диктант. Лексико-грамматический и орфографический анализ глаголов.

У. Мы справились с загадкой облачков, и они быстро перенесли нас на лексическую полянку весенне-летнего сказочного леса страны Глаголии. Здесь непременно присутствуют наши друзья-глаголы. Узнайте их: я буду читать предложения, вы найдите в них глаголы и запишите в тетрадь.

Посмотришь, а кругом трава, цветы, ягоды. Белеют ромашки, синеют колокольчики, алеет спелая ягодка земляники. А сколько звуков услышишь в лесу! На макушке березы громко кукует кукушка. В глухой еловой чаще тихо попискивает рябчик. Без умолку трещат кузнечики. Жужжат шмели и пчелы.

После выборочного диктанта следуют вопросы:

У. Как вы различили глаголы?

На какие правила встретились орфограммы в глаголах?
Объясните их написание.

Д. Безударная гласная в корне, пристав­ке, суффиксе, окончании; гласная после шипящих; мягкий знак после шипящих; удвоенная согласная.

У. Прочитайте глаголы. Какие из них обозначают цвет?

Д.Белеют, синеют…

У. Подберите другие глаголы цвета и употребите их в составе
предложения. (Желтеют одуванчики. Синеет небо. Зеленеет

молодая травка...)

- Какие из записанных глаголов передают звуки леса?

(Жужжат, трещат...)

- Подберите другие глаголы звучания, составьте с ними
предложения. (Свистят иволги. Журчит ручей. Шелестит

трава..:)

- Напишите самостоятельно по два глагола звучания и цвета.
(Вместо заданий по подбору глаголов цвета и звучания учитель
может сам предложить строки, в которых дети могут распознать
эти глаголы. Материал для такого рода упражнений дан в рубрике
«Дополнительный материал».)

2. Работа с семантикой глаголов света. Лексико-орфографический и грамматический разбор глаголов.

У. Что это?! Наша полянка осветилась ярким солнечным светом. А вот и разгадка! Посмотрите, на полянку один за другим «выбегают» глаголы: блестеть (Как он ярко светится, блестит!), сиять (Еще ярче исходит блеск от глагола, и все вокруг осветилось ровным ярким светом!), сверкать (Этот глагол не только яркий, но от него излучается искрящийся, переливающий­ся свет!) Глаголы встали в ряд и взялись за руки. Кто самый смекалистый?! Догадайтесь, почему глаголы встали в один ряд и взялись за руки? (Они близки по смыслу.)

- А почему первым «выбежал» на полянку глагол блестеть,
потом — сиять, затем — сверкать! (Глаголы различаются
степенью усиления действия излучения света.)

- Подумайте, какие еще глаголы имеют значение «сильно,
ярко светиться?» (Для учителя: светиться — «излучать ровный
свет», искриться — «светиться менее сильно, как бы вспыхивая
искрами», блистать — близко по значению к блестеть, но
указывает на большую степень яркости.)

- Найдите место этим глаголам в синонимическом ряду.

Светить, блестеть, сиять, сверкать.

Глаголы записывают в тетрадь. После записи по заданию учителя дети выделяют орфограммы; «исследуют», можно ли проверить написание безударной гласной в каждом из слов; выделяют корень и подчеркивают безударную гласную, не проверяемую ударением, в корнях сия- (сиять) и сверк- (свер­кать); определяют, в какую форму одеты глаголы и почему эта форма (неопределенная) так называется. Далее учитель предлага­ет подумать, можно ли по неопределенной форме узнать спряже­ние данных глаголов? (У ряда учеников вызывает недоумение глагол блестеть, так как он оканчивается на еть и его можно было бы отнести к 1-му спряжению, но при спряжении этот глагол имеет ударное окончание, что позволяет смело отнести его к глаголам второго спряжения.)

3. Лексико-стилистические упражнения. Поэтическая минутка.

Проводится устная «разминка» в определении сочетаемости

глаголов:

- О чем можно сказать, используя глагол светит? блес­тит? сияет? сверкает? (Солнце, звезды, огни, роса, мол­ния...)

Коллективно составляются словосочетания с любым глаголом, употребленным в 3-м лице единственного числа настоящего времени, и комментированно записываются в тетрадь.

Сверкает (где?) в траве (на солнце, над лесом, вдали, здесь...).

Сверкает (как?) ярко (ослепительно...).

Сверкает (как что?), как золото (как алмаз...).

Затем подготовленные ученики или учитель выразительно читают отрывки из стихотворений; по заданию учителя дети находят предложения, в которых употреблен один из глаголов рассматриваемого синонимического ряда, «исследуют» образность глаголов, «излучающих свет» (Как сказано о солнце? Какую картину вы представили, слушая строки: Солнышко блестит..., Сияет солнце..., Солнце заиграло...? Одинаково ли действие солнца, излучающего свет, в представленных вами картинах? Какие слова помогают нам почувствовать это разли­чие?). Учащиеся задумываются над тем, почему автор употребил именно этот глагол, записывают строки из стихотворений поэтов.

Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев.)


Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. (Ф.Тютчев.)

Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла. Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами! (И. Тургенев.)

Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река. (М.Горький.)


Запись в тетради:


Солнышко блестит. Сияет солнце, воды блещут. Как весело сверкает все крутом! Сияло солнце, блестела трава, золотом сверкала река.

После записи учитель обращает внимание на использование в поэтических строках формы глагола блестеть: блещут вместо блестят. Далее детям предлагается прочитать предло­жения; узнать, из каких они произведений; определить, какие глаголы пропущены, и обосновать их выбор для каждого предложения.

Месяц под косой…

А во лбу звезда .. .

Весело . . .

Месяц над селом;

Белый снег . . .

Синим огоньком. (А.Пушкин.)


(И.Суриков.)

Слова для справок: сверкает, сияет, горит, блестит.

У И.З.Сурикова месяц сияет, освещает ярким ровным светом землю, от воздействия лунного света и ночного неба белый снег искрится, сверкает синим огоньком. А.С.Пушкин для обозначения действия месяца выбирает глагол блестит, а для звезды — горит, вероятно, по тому, чтобы усилить яркость, блеск звезды: звезда сверкает ярким, ослепительным блеском, а месяц лишь излучает яркий свет. Пушкинские строки дополняют синонимический ряд одним из значений глагола гореть (сверкать ярким, ослепительным блеском).

Учащиеся выбирают любые строки и записывают их по памяти.


IV. Фикульт. Минутка.

V. В мастерской Дятла. Лексико-словообразовательные упражнения.

Улаголы пригласили нас в мастерскую мастера своего дела Дятла. (Слайд №13) Он кует одежду для глаголов, но у Дятла очередь! Кого же он пригласит к себе?! Посмотрите, он вы­брал нашего старого знакомого — глагол сверкат., Понравился ему этот гла­гол, вот и захотел Дятел с ним поиграть, а нам свое мастерство показать. Будьте внимательны, следите за за­бавами Дятла и записывай­те, в какой форме является нам глагол сверкать после каждой игры.

  1. Дятел ударил по окончанию (сверкать) и заменил его
    окончанием 3-го лица множественного числа настоящего времени,
    получился глагол . . . (сверкают).

  2. Добавил мастер к глаголу приставку за-, получилось слово. . . (засверкают).

  3. А теперь мастер-волшебник заменил окончание -ют окончанием и, а между суффиксом и окончанием вставил еще суффикс -л-, получился глагол . . . (засверкали).

  4. Дятел убрал приставку, а окончание заменил таким, какое бывает у глаголов женского рода в прошедшем времени, получи­лось слово . . . (сверкала).

5) Мастер-умелец заменил в глаголе суффикс а суффиксом ну , получился глагол . . . (сверкнула).

Учитель от имени Дятла задает детям ряд вопросов:

- Прочитайте глаголы, которые вы записали. (Сверкают, засверкают, засверкали, сверкала, сверкнула)

- В какую форму «оделись» глаголы? (Ученики называют грамматические признаки записанных глаголов: время, спряже­ние, лицо, число, род (у глаголов в прошедшем времени).)

- Как вы различили время глаголов?

- В чем вы видите различие в значении глаголов сверкают засверкают, сверкали засверкали, сверкала сверкнула'? (Приставка за придает глаголам значение начала действия, суф­фикс ну указывает на мгновенность действия.)

- О чем можно сказать, употребляя глагол сверкнула (сверкнул)1! (Молния, огонек, звезда . . . .)

- Приведите пример других глаголов, имеющих приставку за- и обозначающих начало действия. (Зазеленел, засверкал, заискрился, заигрался.) Если позволит время, в дополнение к ответам учащихся учитель может дать примеры из художествен­ной литературы, учитывая лексическую направленность урока.
Такие примеры даны в рубрике «Дополнительный материал к уроку».

VI. У дворца и во дворце Времен глаголов. Восстанов­ление авторского текста.

Слово учителя: из мастерской Дятла мы отправляемся ко дворцу Времен Глаголов (Слайд №15)) Смотрите, перед нами три зала, в каждом из них живут Времена глаголов: Настоящее, Прошед­шее, Будущее. (Слайд №16) А почему так назвали Времена глаголов? У входа в залы стоят сундуки с одеждой, которую поставляет сюда мастер Дятел. Заходя в зал, глаголы должны переодеться в свою одежду-форму. Что это за одежда? ... (Глаголы в залах Настоя­щего и Будущего времени могут надеть форму любого лица и числа, в зале Прошедшего времени глаголы наденут форму мужского, женского и среднего рода в единственном числе и форму множественного числа.) Сегодня сюда пришли на экскурсию глаголы из стихотворения А.Плещеева. В какой они одежде, в каких залах побывают — вам предстоит узнать! Я назову эти глаголы, а вы «расселите» их по залам: греет, зазеленеет, зазвенели, говорят, стали.

Ученики «расселяют» в тетрадях глаголы, указывая их время и выделяя «форму одежды». Один из учащихся на магнитной доске конструирует эти глаголы: из «сундучков-конвертов» выни­мает карточки с личными окончаниями глаголов настоящего и будущего времени либо родовыми окончаниями глаголов в про­шедшем времени, суффиксом -л- и дополняет этой формой основу глагола (гре\ет\ , зазелене\ет\...).

Задания после записи (конструирования) глаголов:

- В каком зале вы нашли каждый из глаголов? Докажите
правильность своего ответа.

- Какие залы мог бы посетить каждый из глаголов? (Глагол
греет мог бы посетить зал Прошедшего времени (грел) и
Будущего времени (будет греть); глагол зазеленеет мог бы
посетить зал Прошедшего времени (зазеленел) ...)

- Как вы думаете, о чем может быть стихотворение А.Пле-­
щеева? Какие глаголы помогли вам предположить, что стихотво-­
рение написано о весне?

- А теперь помогите глаголам занять свое место в строках
стихотворения А.Плещеева «Весна».

Уж теплее солнце . . . , . . . краше небеса. Скоро все ... — Степи, рощи и леса.

Песни жаворонков снова Уж теплее солнце…

... в вышине. … краше небеса.

«Гостья милая, здорово!» — Скоро …

. . . они весне. Степи, рощи и леса

Учащиеся восстанавливают текст, обосновывают отбор необхо­димых глаголов; учитель обращает внимание на то, как по-при­ятельски автор от имени жаворонков приветствует весну, называя ее милой гостьей. Далее дети по своему выбору записывают любое четверостишие и готовятся к выразительному чтению записанных строк. После чтения находят в стихах глаголы звучания и цвета.

VII. В Дворцовом парке. Конструирование текста.

У теперь мы идем в Дворцовый парк. (Звучит тихая музыка.) Парк полон солнечного света, аромата душистых трав и цветов, звонких голосов птиц. Составьте несколько предложений или текст о том, что увидели в парке. Глаголы употребите в соответствии с целью своего высказывания. Напи­шите.


VIII. Итог урока.

Урок завершается рядом вопросов и заданий:

- Чем заинтересовала вас страна Глаголия?

- Какие глаголы нам встретились на пути?

- Использовали ли вы эти глаголы в своих рассказах?

- Кто хочет прочитать составленный текст?


Литература:


  1. Русская поэзия детям. Ред. Е.О.Путиловой, ЛО «Советский писатель», 2000 г.

  2. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. В.В. Волина, Москва: АСТ, 1999 г.

  3. Научно-методический журнал «Начальная школа»

  4. Моя первая книжка о словах. Путешествие в страну слов.И.Голуб, Москва: Дрофа, 1999 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!