Урок – путешествие
« Сокровища пиратов Карибского моря»
по теме «План и карта» (обобщение знаний)
5 класс
Урок подготовила: учитель географии, биологии, химии «МКОУ ООШ с. Талон»
Белякова Татьяна Юрьевна
Цель: Развитие творческой активности и познавательной способностей учащихся при повторении учебного материала.
Задачи:
Закреплять умение и навыки детей в соревновательно -игровой форме, развивать умственные способности, эрудицию;
Воспитывать стремление к развитию позитивных качеств личности: взаимопомощи, доброжелательности, общительности, коллективизма.
Технические средства: компьютер, презентация.
Оборудование:(образцы картинок для изготовления атрибутов приведенных в приложении)
послание капитана Воробья , бутылка
музыка;
Атрибуты для игры «рыбалка» - удочка с магнитом, коробка-море (оклеена бумагой или тканью синего цвета), плоскостные изображения рыб с укрепленной на них скрепкой (с обратной стороны рыбы нарисован ребус[3]), плоскостные изображения «мусора» - ведро, бутылка, ботинок, колесо, с укрепленными на них скрепками.[2]
Скотч
Карта с указанием клада
Повязки на голову двух цветов (для команд красные и чёрные )
Ход урока:
Звучит музыка из к/ф «Пираты Карибского моря».
Учитель:
-Приветствуем вас, юнги! Вас интересуют далекие страны, интересные приключения и сказочные клады? Капитан Джек Воробей приказал набрать команды отважных пиратов на свои шхуны «Чёрная жемчужина» и «Морской Волк» начинаю набор в команду пиратов. Есть желающие вступить в ряды джентльменов удачи?
(дети: Да!)
-Ну тогда начнём!
Отлично. В начале мы узнаем , что знаете о пиратах. Вы будите по очереди выбирать вопросы, и отвечать на них . Кому достанется вопрос с красной меткой , идёт в команду на шхуну « Чёрная жемчужина», а кто с чёрной на шхуну « Морской волк». Только на наших кораблях строгая дисциплина. Те, кто будет выкрикивать ответ, в команду не попадут. Если знаешь ответ, то сожми руку в кулак и высоко-высоко подними его. Договорились?
Викторина:
1. Кто такой пират? (морской разбойник) красная
2.Как называется рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблем? (штурвал) красная
3. Самая распространенная среди моряков одежда. (Тельняшка) чёрная
4. Как называется приспособление, удерживающее судно во время стоянки? (якорь) красная
5. Как называют башню с сигнальными огнями на берегу моря? (маяк) чёрная
6. Как называется задняя часть корабля? (корма)чёрная
7. Как называется повар на морском судне? (кок)красная
8. Как называется передняя часть корабля? (нос) чёрная
9. Что такое «Веселый Роджер»? (пиратский флаг с черепом и костями) красная
10. Как называется полное безветрие на море? (Штиль) чёрная
Учитель:
-Так, команды набраны. А зачем же капитану Воробью понадобились пираты.
Он прислал нам по бутылочной почте письмо.
-Вот оно!
Клад я спрятал на острове. Но что бы его найти , вам предстоит потрудиться. И найти карту с указанием места , где он зарыт.
Капитан Воробей
-И так мы отправляемся в путь.
Поднимаем якоря,
Уплываем за моря!
Мы бесстрашные ребята
Дети хором («потому что мы пираты!»)
1испытание. В любом путешествии надо хорошо ориентироваться .Вот я и проверю как вы с этим справитесь.
- Вам пришло письмо от мальчика Пети ,но оно непростое. Прочтите его.
2 испытание. Географические координаты.
1. Что такое географическая широта?
2. Что такое географическая долгота?
3 испытание. Игра «Слушай мою команду!»
По команде «Лево руля» - делаем шаг влево,
По команде «Право руля» - делаем шаг вправо,
По команде «Нос» - шаг вперед,
По команде «корма» - шаг назад.
По команде «Поднять парус!» - руки сложить домиком над головой,
По команде «Пушечное ядро!» - присесть.
Команды подаются в хаотичном порядке. Выбираются самые внимательные игроки, кто не ошибся в действиях.
4 испытание. А сейчас мы пойдём по следам литературных героев.
1.Герой романа Жюля Верна «20000 лье под водой» начал свое кругосветное путешествие по морским глубинам под 34° с. ш. и 139° в. д. . В каком океане он начал свой путь и вблизи каких островов?
( Тихий океан, Японские острова)
2. Герои романа «Таинственный остров» отправились в путешествие на воздушном шаре в точке 38° с. ш. и 78° з. д. .По политической карте определите, героями какой страны они были?
(США)
3. Потерпевший крушение капитан Грант, герой романа «Дети капитана Гранта», сумел добраться до острова Табор с координатами 37° ю. ш. и 139° в. д. Вблизи какого материка находился долгое время капитан Грант?
(Австралия)
5 испытание. Игра «Рыбалка»
Удочкой с магнитом дети по очереди вытаскивают из «моря» - коробки рыбу с прикрепленной скрепкой. На каждой рыбе – ребус. Тот, кто вытащил рыбу, должен разгадать ребус. Вместо рыбы могут попадаться несъедобные предметы – ботинок, ведро, бутылка… (Рыбу ловят по очереди )
Учитель:
-Рыбы на обед наловили. Порядок! О, а это что? Кто поймал бутылку? Молодец! Что же ты громко не кричишь об этом? В бутылках, выловленных в море, иногда попадаются очень интересные послания. Может это карта капитана Джека Воробья с указанием места ,где он зарыл клад? («Открывает» бутылку, там карта с указанием места ,где зарыт клад)
Учитель:
-Вот и карта ! В путь за сокровищами!
-Учащиеся по карте ищут сокровища.
( сладости)
Учитель:
-А теперь, команды, подсчитайте свои метки!
( Подсчёт меток. Объявление команды-победителя. Награждение всех участников «Дипломами настоящего пирата» )
Учитель:
-Пришло время делить сокровища. Вперёд отважны бродяги морей ,вы это заслужили.
Учитель: Наше путешествие закончено!
-До новых встреч, братья-пираты!
Методические рекомендации: Данный урок в познавательно-игровой форме с присутствием соревновательного компонента. Соревновательный компонент способствует более полной мобилизации знаний и умений учащихся. Морские просторы, грозные корабли, захватывающие приключения и, конечно, неунывающие морские разбойники Всё это интересно и увлекательно для ребят.
Приложения.
2. Для игры «Рыбалка»
Диплом ПИРАТА
ДИПЛОМ
настоящего
пирата