СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие в 6 классе "Имя прилагательное" обобщение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие в 6 классе "Имя прилагательное" обобщение.»

Конспект открытого урока в 6 классе

по теме

«Имя прилагательное. Обобщение»



Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: «Имя прилагательное. Обобщение»

Цели:

- проверить в занимательной форме уровень сформированности у учащихся языковой и лингвистической компетенций по теме «Имя прилагательное», диагностировать устойчивые положительные результаты учащихся по пройденным темам,

- совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся;

- продолжать формирование у школьников мотивации к изучению русского языка, воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Задачи урока:

Знать:

  • Определение имени прилагательного;

  • Разряды прилагательного;

  • Степени сравнения;

  • Морфологические признаки прилагательного;

Уметь:

  • Определять разряды прилагательных;

  • Правильно употреблять прилагательные в речи;

  • Указывать морфологические признаки;

  • Правильно писать прилагательные, объясняя в них орфограммы;

  • Уметь определять синтаксическую роль прилагательных.

Тип урока: комбинированный (систематизация, обобщение, контроль).

Форма урока: нестандартный, урок – путешествие.

Основной метод: эвристический (частично-поисковый).

ТСО: интерактивная доска, таблица рефлексии и т.д.


Ход урока

I.Организационный этап.

Приветствие класса. Эмоциональный настрой на работу.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке в хорошем настроении. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке.

II.Сообщение темы и цели урока.


Наш сегодняшний урок мы начинаем со стихотворения.

Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!



-О какой части речи идет речь?

Правильно, это имя прилагательное.


- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по удивительной стране, которая называется «Имя прилагательное»


- Значит, тема нашего урока… (ответы обучающихся).

- Откройте тетради. Запишите число и тему урока «Имя прилагательное. Обобщение изученного».

- Чем же мы будем заниматься на уроке? (Ребята формулируют цель урока).

- Да, ребята, вы правы, сегодня мы с вами повторим и закрепим изученные орфограммы по данной теме.

3.Сейчас мы с вами находимся на станции «Теоретическая», вы должны ответить на вопросы.

1) Что такое имя прилагательное?

2) Назовите степени сравнения прилагательных.

4) Как изменяется имя прилагательное?


5) Какими членами предложения могут быть прилагательные?


6) Назовите разряды прилагательных?


7) Когда не с прилагательными пишется раздельно?


8) У каких прилагательных есть степени сравнения?

(только у качественных)

9) Когда в прилагательных пишется одна буква –н-?


10) Когда в прилагательных пишется две буквы н?


Учитель: «Молодцы, ребята!




- Мы приближаемся ко 2-ой станции «Орфографическая» (слайд 1)



- На этой станции мы будем работать по карточкам, два пассажира нашего поезда будут выполнять задание у доски, остальные в тетрадях.


- Какая орфограмма живёт здесь?

Карточка № 1

(Не)сладкий, а кислый вкус, далеко (не)удачный ответ, работа (не)брежна, (не)опрятный вид.


Карточка № 2

(Не)глубокая, а мелкая река, совсем (не)интересная книга, (не)брежный почерк, (не)лёгкий диктант.


5. -На станции «Орфографическая» нас ожидают ещё суффиксы. (Слайд 11)


(работа с сигнальными карточками)

- Я сейчас буду называть словосочетания, а вы с помощью сигнальных карточек должны показать, одна или две буквы НН пишутся в суффиксах прилагательных

Каменный мост, комариный укус, глиняный горшок, соломенная крыша, деревянный стол, румяное лицо, бесчисленные звёзды, стеклянный шар, орлиный нос, оловянный солдатик.



-Молодцы! Хорошо справились с заданием!

2. - Итак, мы отправляемся дальше в путь.

Наша 3-я станция «Сравнительная» (слайд 2)

А что здесь интересного?

(работа по вариантам)


- Образовать от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения. (слайд 3)

1) Приятный (приятнее, более приятный, приятнейший, самый приятный)

2) Мелкий (мельче, более мелкий, мельчайший, самый мелкий)

3) Тонкий (тоньше, более тонкий, тончайший, самый тонкий)


- Найдите и исправьте ошибки в словообразовании (слайд 4)

Более вкуснее, мельче, тончайший

Слаще, самый красивейший, более точен

Менее нужная, слабейший, более легче


- Проверим.

- Давайте подытожим, как же образуются степени сравнения?


( сравнительная степень - -ее, ей, -ше , более; превосходная степень- -ейш, -айш, самый, наиболее)


- А можно ли образовать степени сравнения от слова городской?


(Нет, нельзя, потому что это относительное прилагательное, а степени сравнения есть только у качественных прилагательных.)



- Мы приближаемся к станции «Разрядная».


Определить разряд прилагательного. Работа в группах

Качественные

Притяжательные

Относительные




Белый, лисий, узкий, робкий, чуткий, золотой, стальной, орлиный, барсучий, папин, смелый, зимний, холодный, каменный, вчерашний, добрый

- Ребята, наша следующая станция называется «Привал». Давайте отдохнем и выполним физкультминутку, но с пользой!

физкультминутка Проведем игру «Стоп, игра!» (Слайд 5)

Я буду произносить тезисы. Если тезис верный – вы поднимаете руки вверх и кричите «Да!», а вот если неверный, хлопаете в ладоши и кричите: «Стоп, игра!»

В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -онн, -енн пишется нн. (да)

Слово юный пишется с нн (нет)

В суффиксе -ан всегда пишется одна Н (да)

В кратких прилагательных всегда пишется одна -Н. (нет)

В суффиксе -ин всегда пишется одна –Н (да)

Слова ветреный, безветренный всегда пишутся с одной Н? (нет)

В слове старинный пишется Н, потому что прилагательное образовано с помощью суффикса –ин (нет)

В слове оловянный пишется одна Н.

- Молодцы, ребята!



6. Продолжаем наше путешествие и попадаем на станцию «Железнодорожная» (правописание сложных прилагательных)


- Как вы думаете, что мы будем повторять?

(по цепочке у доски)

-Раскрыть скобки и устно объяснить орфограмму.


Бледно - лиловый кустарник, широкоплечий юноша, русско -английский словарь, юго-западный ветер, сельскохозяйственная выставка.



9. Итак, мы продолжаем наш путь и попадаем на станцию «Синтаксическая». (Слайд 6)

- Как вы думаете, с каким заданием нам придётся встретиться на этой станции?

- Совершенно верно, вам необходимо выполнить синтаксический разбор предложений и определить синтаксическую роль прилагательных.

У песчаного дна мы видели длинные тени крупных птиц.


Ослепительно красив зимний наряд тундры.


10. Мы подходим к концу нашего путешествия, попадаем на станцию «Морфологическая». (Слайд 7)

- Какое задание здесь затаилось?

- Из предложений предыдущего задания выпишите прилагательные и выполните морфологический разбор одного слова.


Длинные – прил.

1. Тени (какие?) длинные, н.ф. длинный

2. Пост.- качеств., непост.- в.п., мн.ч

3. Тени (какие?) длинные




11. Итог урока. Итак, вот и подходит к концу наше путешествие. Мы возвращаемся из нашего увлекательного путешествия

- Ребята, как вы думаете, для чего нам нужны имена прилагательные? А прежде чем ответить на этот вопрос, сравним два текста:


1) Всю ночь шел дождьОн начался тихо, без ветра, без молний, без грозы, без туч. Небо потускнело, а после захода солнца звездочки не зажглись. Потянуло сыростью, запахом смолы, и по ветвям деревьев застучали капли. Так всегда начинается обыкновенный дождь.


2) Всю ночь шел теплый задумчивый дождьОн начался тихо, без порывистого ветра, без ослепительных молний, без страшной грозы, без черных туч. Простое небо слегка потускнело, а после захода солнца робкие звездочки не зажглись. Потянуло сыростью, свежим запахом еловой смолы, и по ветвям деревьев застучали крупные редкие капли. Так всегда начинается ничем не приметный, обыкновенный дождь.


- Прилагательные украшают, делают ярче и выразительнее нашу речь.




12. Рефлексия: Я предлагаю вам выразить свое впечатление от урока при помощи разных форм прилагательных. Каким он был?


13. Домашнее задание. Повторить правила, изученные в разделе «Имя прилагательное», упр. 459


Выставление оценок.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!