Мультимедийный урок математики в 6 классе
Тема: «Решение уравнений»
Тип урока
Урок – путешествие, урок изучения нового материала.
Цель урока:
Образовательная – изучение нового способа решения уравнений;
Развивающая – создание благоприятных условий для развития творческой и мыслительной деятельности учащихся через исследовательский подход к изучению нового материала; способствовать развитию самостоятельности, способности видеть проблему, анализировать, обобщать, развивать логику мышления;
Воспитательная – привитие интереса к предмету через межпредметные знания.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся решать линейные уравнения, используя свойства.
Метапредметные:
Познавательные: научатся решать уравнения новыми способами;
Регулятивные: прогнозировать результат усвоения материала, определять промежуточные цели;
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, программа AD Tester 2.8.1.
План урока:
Оргмомент
- сообщение темы урока, запись числа и темы в тетрадях, настрой на работу
Определение карты маршрута
- решение задачи с помощью графов
Взлет и полет на Меркурий
- рассказ о планете
Контроль всех бортовых систем
-тестирование на компьютерах (устная работа)
Полет к Сатурну
- рассказ о планете и выяснение названия её самого большого спутника (актуализация теоретических знаний)
Полет к Нептуну
- рассказ об открытии планеты
- уравнения от Нептуна (изучение новой темы)
Минута релаксации
- расслабление, гимнастика для глаз
Выход в открытый космос
- решение различных типов уравнений путем обмена знаниями
Расчет скорости движения
- задача о первой и третьей космических скоростях
итоговый контроль знаний
- проверка усвоения нового материала
Рефлексия, выставление отметок, домашнее задание.
Итог урока.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы изучим новую тему «Решение уравнений». Вы скажите, что мы уже решали уравнения и много раз. Но я утверждаю, что такие уравнения вы еще не решали, а еще мы познакомимся с новыми способами решения тех уравнений, которые нам знакомы.
Итак, как успехи с домашней работой? Сдайте тетради на проверку. Откройте полученные тетради, запишите число, классная работа и тему «Решение уравнений». (слайд 1,2)
С чем связан 2021 год?
Учащиеся: 2021 год – год 60-летия со дня полета первого человека в космос.
Учитель: Давайте и мы отправимся в космос. Согласны? Я предлагаю облететь планеты солнечной системы. (слайд 3). Поскольку наше время ограничено 45 минутами, то мы сейчас выясним между какими планетами введено космическое сообщение.
Итак, давайте прочтем космическое расписание и попытаемся составить карту нашего маршрута. (слайд 4)
Ученик выходит к доске и решает задачу с помощью графов:
Между 9 планетами Солнечной Системы введено космическое сообщение. Ракеты летают по следующим маршрутам: Земля – Меркурий, Плутон – Венера, Плутон – Меркурий, Меркурий – Венера, Уран – Плутон, Нептун – Сатурн, Сатурн – Меркурий, Юпитер – Марс, Марс – Уран. Можно ли добраться с Земли до Нептуна?
З емля Плутон Уран Сатурн
М еркурий Венера Нептун Юпитер Марс
Учитель: Мы с вами получили карту нашего маршрута итак, куда мы можем полететь с Земли?
Ученик: Земля – Меркурий - Сатурн – Нептун (слайд 5)
Учитель: Итак, летим к Меркурию! (слайд 6, 7)
Это первая планета Солнечной системы. Самая неизведанная, наверное, потому что на поверхности обращенной к Солнцу температура достигает +427 градусов, а на противоположной стороне – 173 градуса. Мы на Меркурии и нам срочно необходимо проверить исправность всех бортовых систем. (слайд 8)
Переходим к компьютерам и выполняем тестирование. (устный счет)
(учащиеся садятся за компьютеры и начинают выполнять задания в программе AD Tester 2.8.1.)
Учитель: Баллы, полученные за тестирование, отметьте у себя в тетрадях на полях.
Летим к следующей планете! (слайд 9, 10)
У нас на пути шестая планета Солнечной системы – Сатурн. Она вторая по величине после Юпитера. Сатурн окружает не только яркое кольцо, состоящее их мелких космических частиц и снега, но и 22 спутника. Такое количество только у Сатурна, больше ни одна планета Солнечной системы не имеет так много спутников. Если мы правильно выполним космический диктант, то прочтем название самого большого спутника Сатурна.
КОСМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
(слайд 11)
1.Уравнение – это: а) числовое равенство;
б) равенство, содержащее букву; Т
в) буквенное выражение.
(слайд 12)
2. Решить уравнение – значит:
а) подставить число в уравнение;
б) Заменить букву в уравнении;
в) найти все корни уравнения. И
(слайд 13)
3. Корнем уравнения 600 – р = 80 является:
а) 680;
б) 520; Т
в) 399.
(слайд 14)
4. Для того, чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо:
а) из суммы вычесть известное слагаемое;
б) сложить разность и вычитаемое; А
в) из разности вычесть вычитаемое.
(слайд 15)
5. Неизвестное слагаемое в уравнении х+605=700 равно:
а) 1305;
б) 105;
в) 95. Н
(слайд 16)
Ответ: ТИТАН
Учитель: Кто правильно получил слово, поставьте отметку 5, верно написал 4 буквы – 4, верно написал 3 буквы – 3.
(учитель проверяет, пройдя и посмотрев записи в тетрадях учащихся)
Учитель: Сейчас летим к планете НЕПТУН. (слайд 17, 18)
В 18 веке, астрономы, наблюдая за планетой Уран, заметили некоторые отклонения в ее движении и предположили, что существует планета, которая притягивает Уран. А в 19 веке место нахождение неизвестной планеты вычислили математически англичанин Адамс и француз Леверье.
23 сентября 1846 года немецкий астроном Галле, прочитав письмо Леверье, обнаружил планету в точно указанном месте небосвода. Так далекая планета была найдена на кончике пера только с помощью математики.
(слайд 19) Гостеприимно нас встречает Нептун и предлагает решить вот такие уравнения.
(слайд 20)
2х + 5 = 17
(Сначала учащиеся решают так, как они привыкли решать, а затем предложить записать 2х = 17 + (-5).)
Учитель: Обратите внимание: когда число 5 стояло слева оно имело знак +, когда оно оказалось справа, то оно стало отрицательным.
Мы можем утверждать, что перенесли число 5 вправо и при переходе через знак = число сменило свой знак на противоположный.
Это как переход через реку: знак = река. Мы стоим на левом берегу, на нас сухая одежда, потом переходим реку на правый берег. Что произойдет с нашей одеждой? Она станет мокрой. Значит и знак сменится на противоположный. И наоборот.
(Учащиеся решают уравнение до конца.)
Учитель: Какой корень уравнения получили?
Ученик: Такой же, как и при первоначальном решении.
Учитель: Рассмотрите уравнение (слайд 21)
5х = 2х + 6
Что непривычного в нем?
Ученик: Мы всегда решали уравнение когда переменная находилась в левой части уравнения.
Учитель: А как же избавится от неё справа?
(дать немного подумать, высказать предположение).
Учитель: Давайте отнимем 2х и слева, и справа. 5х – 2х = 2х + 6 – 2х
(учащиеся приводят подобные компоненты, решают уравнение получают корень х = 2)
Учитель: (слайд 22)
А теперь давайте воспользуемся правилом реки.
Если мы перенесем 2х влево через равно и сменим знак на противоположный то получим 5х – 2х = 6, 3х = 6, х = 2.
Учитель:
Давайте сделаем вывод. Как влияют на корень уравнения преобразования, которые мы выполняли?
Ученик: Корень уравнения не изменяется, если перенести слагаемое из левой части уравнения в правую или из правой в левую, изменив его знак на противоположный. (слайд 23)
Учитель: (слайд 24)
Решим следующее уравнение 4(х + 5) = 12
(Учащиеся решают тем способом, который им пришел в голову в данный момент, получают корень х = - 2).
Учитель:
В этом уравнении можно обе части уравнения разделить на 4. Что получим?
Ученик: Х + 5 = 3, дальше переносим 5 из левой части в правую, знак меняется на противоположный. Получаем х = 3 - 5, х = -2
Учитель:
Решили уравнение двумя способами. А что можно сказать про корень?
Ученик: Не изменился.
Учитель:
1/3х + 12 = х как решать? (слайд 25)
Ученик: Сначала перенесем х влево, а 12 вправо, используя правило. Получаем 1/3х – х = -12 умножим на 3 обе части уравнения.
Учитель:
Почему?
Ученик: Потому что в знаменателе 3 и если 1/3 умножить на 3 то получится 1. Получаем х – 3х = -36, - 2х = - 36, х = 18.
Учитель:
Сделайте вывод.
Ученик: Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю. (слайд 26)
Учитель:
Сколько много открытий мы сделали. Давайте отдохнем.
Релаксация.
Закройте глаза. (слайд 27) Откройте глаза и посмотрите на экран. Следите глазами за объектами, которые там будут двигаться. Встали. Потянулись, подняв руки вверх. Усаживаемся.
Учитель: (слайд 28)
Сейчас нам предстоит выйти в открытый космос и применить наши знания на практике. Работаем только в парах. (приложение 1) У каждого из вас есть задание. Выполняем первое уравнение и объясняем его решение напарнику, он объясняет вам свое решение. Затем меняемся карточками и приступаем к выполнению второго уравнения на полученной карточке.
Решив второе уравнение на карточке, ученик переходит к другому ученику, который тоже выполнил свое уравнение. Во вновь образованной паре каждый объясняет решение второго уравнения, обмениваются карточками и решают первое уравнение из полученных карточек и так далее (работа в парах сменного состава). Карточек столько, сколько учащихся в классе, а уравнения в них все различны, то есть, нет ни одного повторяющегося.
Роль учителя: контролировать верность выполнения уравнений учащимися, вовремя корректировать возникающие проблемы, неверные решения. Учитель следит за перемещением учащихся по классу, не допускает того, чтобы кто-то из учащихся сидел без дела.
Учитель: А теперь проверим работу всех членов экипажа.
Учащиеся сообщают учителю сколько уравнений им удалось решить верно во время работы в парах.
Учитель: За 4 уравнения поставьте 5, за 3 уравнения–4, за два уравнения – 3.
Пора возвращаться на нашу планету Земля. Ребята возвращаться по проложенному маршруту очень далеко, давайте проложим маршрут напрямую от Нептуна до Земли. Но для этого необходимо правильно рассчитать скорость полета.
Задача:
При первой космической скорости космический корабль может вращаться вокруг Земли, не падая на нее. При третьей космической скорости космический корабль может покинуть пределы Солнечной системы и навсегда улететь во Вселенную. Третья космическая скорость в 4 раза, или на 24 км/с больше первой космической скорости. Найти первую и третью космические скорости.
Ученик: (решает задачу у доски, все остальные решают в тетрадях)
1 - ?
3 - ? в 4 р чем 1, или на 24 км/c чем 1.
Пусть х – 1 космическая, тогда 4х – третья космическая. 3 космическая больше первой на 4х – х, что составляет 24. Составим уравнение: 4х – х = 24 х = 8 км/с – 1, а 4х = 32 км/с – 3.
Учитель:
Какую скорость мы должны развивать, чтобы не покинуть пределы Солнечной системы.
Ученик: Меньше, чем 32 км/с.
Учитель:
Ну, а теперь домой? Поехали!(слайд 29, 30)
Учитель:
Закончился наш полет. (слайд 31) Полезным он был?
Ученики: Да
Учитель:
Познавательным?
Ученики: Да
Учитель:
Какие открытия мы сегодня совершили?
Ученик: Мы научились решать уравнения новыми способами.
Учитель:
Как себя чувствуют космонавты? (слайд 32)
Рефлексия. Прочтите то, что вы видите на экране. Встаньте, кто может про себя сказать первой фразой, второй, третьей.
Оценки: Молодцы! Каждый найдите сумму полученных отметок и разделите на 4. Что получили?
(учитель выставляет хорошие отметки в тетрадь. Если у кого – то будут плохие отметки, то учитель дает оценку его работы с помощью словесной характеристики)
Домашнее задание на экране. (слайд 33)
(Слайд 34)
Спасибо за урок!