СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие "В стране изученных Причастий и деепричастий"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие "В стране изученных причастий и деепричастий" 9урок обобщающего повторения.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие "В стране изученных Причастий и деепричастий"»



Урок-путешествие

по теме:

«Обобщающее повторение. В стране изученных Причастий и Деепричастий»



(русский язык, 7 класс)



Учитель: Ирина Дмитриевна Дубова,

преподаватель русского языка

и литературы

МБОУ «СОШ № 4»

города Сафоново Смоленской области









Урок русского языка по теме: «Обобщающее повторение. В стране изученных Причастий и Деепричастий». Урок-путешествие. 7 класс.


Место в программе: заключительный урок по темам «Причастие», «Деепричастие».


Цели:

Обучающие цели:

  • Обобщить и закрепить изученный материал по темам: «Причастие» и «Деепричастие».

  • Формировать умения применять полученные знания на практике.
    Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

  • Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

Развивать умение правильно употреблять причастия и деепричастия в речи;
• Развивать познавательный интерес к урокам русского языка, культуру речи и общения;
• Развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать;
• Формировать коммуникативные компетенции (навык работы в команде), учебно-познавательные компетенции (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления);
• Развивать креативные навыки продуктивной деятельности ( владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем);

Воспитывающие цели:

  • Воспитывать умение работать в группах.

  • Воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: урок обобщения.

Оборудование: мультимедийный проектор, дидактические материалы.

Используемые методы исследования: опрос, наблюдение, анализ, сравнение, исключение.


Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.


Ожидаемый результат: обобщить знания обучающихся по изученным темам, подготовиться к написанию контрольного диктанта.

Методический комментарий:

Данный урок проводится после изучения тем «Причастие» и «Деепричастие» в нетрадиционной форме, в форме урока-путешествия. После каждого выполненного задания учащиеся в форме самоконтроля или взаимоконтроля определяют уровень усвоения материала и получают жетон в том случае, если материал усвоен, а команда получает баллы, которые в конце урока суммируются. Таким образом определяется команда-победитель.

Список используемой литературы:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 кл.: Книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Мнемозина, 2000.

  2. Гостева Ю.Н. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-М.:Дрофа,2004.

  3. Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений/ – М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский.- М.: Просвещение, 2010.

  4. Русский язык:учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений/ - М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-10-е изд. – М.: Дрофа, 2006.

  5. Уроки русского языка в 6 классе: поурочные планы (по программе М.М.Разумовской). II полугодие/ сост.О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2006.

  6. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000.












































Ход урока.

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

-Мы закончили изучение двух тем: «Причастие» и «Деепричастие». Сегодня на уроке обобщим знания по этим темам. (Слайд 1)

Наш урок будет необычным: мы отправимся в путешествие по стране изученных Причастий и Деепричастий.



Океаны и моря,
Омывают нас водой.
В путешествие сегодня,
Мы отправимся с тобой.


Чтобы не заблудиться во время путешествия, возьмём с собой в дорогу маршрутный лист. (Слайд 2) Посмотрите, на каких станциях мы совершим остановки:



  • Теоретическая

  • Словообразовательная

  • Пунктуационная

  • Речевая

  • Орфографическая

  • Морфологическая

  • Орфоэпическая



Путешествие. Путевка.

Изучение пути.

И на каждой остановке

Так и хочется сойти!

(Слайд 3)

Путешествие совершат две команды знатоков русского языка. Улыбнитесь друг другу, пусть урок пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи вам, новых знаний! А определить уровень овладения материалом, выявить лучшего знатока нам помогут жетоны. Если вы справились верно с заданием, то по моей команде возьмите жетон.





2. Станция «Теоретическая»

(Слайд 4)



-Проверим, насколько хорошо вы знаете теоретический материал по темам «Причастие» и «Деепричастие» ( тестовое задание общее для двух команд).

Будьте внимательны: в каждой группе заданий может быть не один, а несколько ответов!



  1. Причастия – это:

А) слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы какой? чей?

Б) самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

В) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?



2. Деепричастие – это:

А) особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию;

Б) самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;

В) особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.



3. Как и глагол, причастия могут быть:

А) совершенного и несовершенного вида;

Б) первого и второго спряжения;

В) изъявительного, условного и повелительного наклонения;

Г) настоящего, прошедшего и будущего времени;

Д) настоящего и прошедшего времени.



4. В деепричастии совмещаются признаки:

А) глагола и наречия;

Б) глагола и прилагательного;

В) причастия и глагола.



5. Причастные обороты выделяются запятыми, если стоят:

А) после определяемого слова;

Б) перед определяемым словом.



6. Деепричастие :

А) изменяется по числам и лицам;

Б) изменяется по родам, числам и падежам;

В) не изменяется.



7. Деепричастный оборот – это:

А) деепричастие и глагол, к которому оно относится;

Б) деепричастие с зависимым словом.



8. НЕ с причастиями пишется раздельно:

А) с полными, если при них нет зависимых слов;

Б) с полными, если при них есть зависимые слова;

В) с полными, если при них есть противопоставление;

Г) с полными, если при них нет противопоставления;

Д) с краткими.



9. НЕ с деепричастиями пишется:

А) слитно;

Б) раздельно;

В) раздельно, кроме слов, которые без НЕне употребляются.



10. Две буквы Н пишутся в суффиксах причастий, если:

А) в них есть приставки, кромеНЕ-;

Б) есть суффикс –ОВА- (-ЕВА-);

В) к ним относятся зависимые слова;

Г) слово образовано от глагола совершенного вида;

Д) при них нет зависимых слов;

Е) слово образовано при помощи приставки НЕ-;

Ж) причастие краткое.



Ключ к тесту. (Слайд 5)



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

Б

А, Д

А

А

В

Б

Б, В, Д

В

А, Б, В, Г



  1. Станция «Словообразовательная»

( Слайд 6)


-Наше путешествие продолжается. Нас радушно встречает станция «Словообразовательная», на которой мы должны вспомнить, как образуются причастия и деепричастия.

(Слайд 7 )

Задание для команды 1.

От указанных ниже глаголов образуйте причастия настоящего времени (действительные и страдательные) и деепричастия несовершенного вида. Во всех словах выделите суффиксы и окончания.

О бразец: воображать – воображаем – воображаемый, воображающий, воображая.

Исполнять, гнать, озарять, вдохновлять, поддерживать, воспевать, окружать.

Задание для команды 2.

От данных ниже глаголов образуйте причастия прошедшего времени (действительные и страдательные) и деепричастия совершенного вида. Во всех словах выделите суффиксы и окончания.

Образец: выкрасить – выкрашенный, выкрасивший, выкрасив.

Расколоть, отломить, застелить, вырыть, оградить, стереть, поразить.

Ответы. (Слайд 8)

1 команда

2 команда

Исполнять - исполняем – исполняемый, исполняющий, исполняя; гнать – гоним – гонимый, гонящий, гоня; озарять – озаряем – озаряемый, озаряющий, озаряя, вдохновлять- вдохновляем – вдохновляемый, вдохновляющий, вдохновляя; поддерживать – поддерживаем -поддерживаемый, поддерживающий, поддерживая; воспевать –воспеваем – воспеваемый, воспевающий, воспевая; окружать – окружаем – окружаемый, окружающий, окружая.

Расколоть – расколотый, расколовший, расколов; отломить – отломленный, отломивший, отломив; застелить – застеленный, застеливший, застелив; вырыть – вырытый, вырывший, вырыв; оградить – ограждённый, оградивший, оградив; стереть – стёртый, стеревший, стерев; поразить – поражённый, поразивший, поразив.




  1. Станция «Пунктуационная»

(Слайд 9)



(Слайд 10)

Задание для команды 1.

Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

  1. Вернувшись домой, я долго вспоминал о своих летних приключениях.

  2. Один раз, рассматривая семейный альбом и удивляясь разнообразию пережитого, я вспомнил забавный случай.

  3. Мы увидели хлопья снега лениво падающие с неба.

  4. Я остановился и , оглядевшись увидел уже знакомое мне место.

  5. В десяти шагах грохотала река, несущая беловатую воду.

  6. Наполненный голубым светом, сумрак спускался на город.



Задание для команды 2.

Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

  1. Окаймлённое маленькими ёлочками, подножие горы было абсолютно отвесным.

  2. Огни мерцавшие вдали, манили и звали к себе.

  3. Лиловые облака, протягиваясь к западу, едва пропускали красные лучи.

  4. Зима смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель.

  5. Чистые зеркала воды, брошенные в яркую зелень, то переливались на солнце, то замирали, облитые тенью.

  6. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.

































Ключ. (Слайд 11)

1 команда

2 команда

3,4,6

1, 2,4



  1. Станция «Речевая»

(Слайд 12)



-Станция четвёртая – «Речевая». Мы должны вспомнить об употреблении причастных и деепричастных оборотов в речи.
Но сначала послушайте сказку «Великие шутники».
- Знаете, кто самые великие шутники в королевстве Морфология? Причастие и Деепричастие. Как часто они смеются над незадачливыми школьниками, которые не знают законов употребления причастий и деепричастий в предложении.
Семиклассникам кажется:
- Мы все знаем, мы все выучили!
А Причастие и Деепричастие посмеиваются:
- Не зная броду, не суйся в воду. Употребите нас в речи, тогда посмотрим!
- Да что тут особенного? – думают школьники.
- А мы все особенные, необыкновенные, - хвалятся Причастие и Деепричастие.
Не верите в их силу? Тогда вот вам загадки-шутки, попробуйте справиться, найдите в них ошибки:


(Слайд 13)

Задание для команды 1.



При построении некоторых из данных ниже предложений допущена ошибка. Укажите номера этих предложений.Исправьте ошибки.



  1. Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.

  2. Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.

  3. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступавшей весне.

  4. Меня охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни.

  5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх

  6. Широко разливаются наполняемые реки талой водой.

Задание для команды 2.

При построении некоторых из данных ниже предложений допущена ошибка. Укажите номера этих предложений. Исправьте ошибки.



  1. Возвращаясь домой, пошёл дождь.

  2. Показавшееся солнце из-за туч ярко осветило лес и поляну.

  3. Почерневшие от мороза георгины печально свешивали свои головки.

  4. Подплывая к берегу, у меня упал в воду зонт.

  5. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.

  6. Выйдя из дома, человек направился к машине.



Ключ. (Слайд 14)

1 команда

2 команда

1, 3, 4,6

1, 2, 4, 5



  1. Станция «Орфографическая»

(Слайд 15)

-На этой станции нам предстоит повторить и обобщить орфографические правила, связанные с причастием и деепричастием.

Задание для команды 1.

  1. Найдите слово, в котором пишется И:

А) в посветлевш…м воздухе;

Б) разбушевавш…йся метели;

В) о развевающ…мся знамени;

Г) потемневш…м горизонтом.





  1. Укажите слово, в котором пишется Я:

А) обкле…вший;

Б) стел…щий;

В) просе…вший;

Г) ре…щий.



  1. В каком слове пишутся две Н:

А) свежемороже…ые овощи;

Б) фарширова…ый перец;

В ) груже…ая баржа;

Г) смышлё…ый малыш.



  1. С буквой Е пишется:

А) зате…нный;

Б) наве…нный;

В) услыш…нный;

Г) раскле…нный.



  1. В каком случае НЕ пишется слитно:

А) (не) померкнув от времени;

Б) (не) потухшие огни;

В) (не) успев сказать;

Г) (не) измерен.



  1. Укажите ошибку в объяснении написания выделенных букв:

А) ершОвый – в суффиксе прилагательного под ударением;

Б) собачОнка – в суффиксе существительного под ударением;

В) корчЁвка – существительное, образованное от прилагательного;

Г) напряжЁнный – в суффиксе страдательного причастия под ударением.



Задание для команды 2.

  1. Найдите слово, в котором пишется Е:

А) пожелтевш…ми листьями;

Б) пропадающ…е голоса;

В) не видно порхающ…й бабочки;

Г) шепчущ…ми камышами.



  1. Укажите слово, в котором пишется И:

А) зате…вший;

Б) завис…вший;

В) вид…мый;

Г) управля…мый.



  1. В каком слове пишется одна Н:

А) слома..а ребёнком;

Б) броше…ый камень;

В) искуса…ый комарами;

Г) вытка…ый ковёр.



  1. С буквой А пишется:

А) высуш…нный;

Б) выслуш…нный;

В) обиж…ный;

Г) замеч…нный.



  1. В каком случае НЕ пишется слитно:

А) вовсе (не) продуманное решение;

Б) (не) доумевая по поводу случившегося;

В) вода (не) пролита;

Г) смотреть, (не) отрывая глаз .



  1. Найти слово, в суффиксе которого пишется О:

А) окруж…ный;

Б) плюш…вый;

В) девч…нка;

Г) вооруж…ный.



Ключ к тестам. (Слайд 16)


1

2

3

4

5

6

Команда 1

Г

В

Б

Г

Б

Г

Команда 2

В

В

А

Б

Б

В



  1. Станция «Морфологическая»

(Слайд 17)

(Слайд18)

Задание для команды 1.

Найти причастие и деепричастие, выполнить морфологический разбор найденных слов.



Игривый, проиграть, поиграв, игра, играющего.

Задание для команды 2.

Найти причастие и деепричастие, выполнить морфологический разбор найденных слов.



Летучий, полёт, летавший, пролетаем, летая.



Ответы.

(Слайд 19)

1 команда

2 команда

Поиграв – деепричастие.

I. (Что сделав?) поиграв.

II.Морфологические признаки – неизм.ф.,сов.вид.

III.(Что сделав?) поиграв (обстоятельство)


Летая – деепричастие.

I. (Что делая?) летая.

II.Морфологические признаки – неизм.ф.,несов.вид.

III.(Что делая?) летая (обстоятельство)


Играющего – причастие.

I.(Какого?) играющего. Н.ф.- играющий.

II.Пост.п.-действ., наст.вр.,несов.вид; непост.п.- Р.п, ед.ч.,м.р.

III.(Какого?) играющего (определение)


Летавший – причастие.

I.(Какой?) летавший. Н.Ф. – летавший.

II.Пост.п.-действ., прош.вр.,несов.вид; непост.п.- И.п, ед.ч.,м.р.

III.(Какой?) летавший (определение)




  1. Станция «Орфоэпическая»

(Слайд 20)



-Наше путешествие подходит к концу. Станция «Орфоэпическая» ждёт уставших, но очень умных путников.



(Слайд 21)

Задание для команды 1



Расставьте ударение в словах.



Взята, пролит, ржавея, прибывший, искриться, завороженный, застуженный, согнута, нанесена, черпая.







Задание для команды 2.



Расставьте ударение в словах.



Отнят, высмеянный, заговоренный, пролита, заперт, балуясь, создана, добытый, закопченный, включено.



Ключ. (Слайд 22)



1 команда

2 команда

ВзятА, прОлит, ржАвея, прибЫвший, искрИться, заворожЁнный, застУженный, сОгнута, нанесенА, чЕрпая.


Отнят, вЫсмеянный, заговорЁнный, пролитА, зАперт, балУясь, созданА, дОбытый, закопчЁнный, включенО.




8. Итог урока.

Вот и закончилось наше путешествие в «Страну изученных Причастий и Деепричастий». Как хорошо, когда все уроки сделаны, все темы понятны, тогда любая трудность нам по плечу. Вы хорошо справились со всеми проблемами, которые возникли в ходе путешествия.
Но, может быть, вам показалось, что в этой удивительной стране царит непонимание, насмешка, ненависть, вражда… Это не так. Просто мы с вами шли по самым сложным тропам этой необычной страны. Благодарю вас за урок.



(Слайд 23)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!