СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие в страну Морфология по теме имя прилагательное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в игровой форме. Повторение и обобщение пройденного материала по теме "Имя прилагательное" 6 кл.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие в страну Морфология по теме имя прилагательное»

МБОУ «Буйская СОШ»











Урок-путешествие

Повторение по теме «Имя прилагательное»



























Учитель русского языка и литературы

Пальшина Любовь Михайловна





2021.

Тема урока: Повторение по теме «Имя прилагательное»

Класс: 6

Цель урокаповторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное», подготовить к успешному выполнению контрольной работы.

Задачи урока:

1. Образовательные: в игровой форме повторить

- общие сведения об имени прилагательном;

- правописание падежных окончаний прилагательных;

- разряды имён прилагательных по значению;

- образование степеней сравнения прилагательных;

- слитное и раздельное написание Не с прилагательными;

- правописание одной и двух букв Н в именных прилагательных;

- роль прилагательных в речи;

2) Предоставить учащимся возможность проявить свои способности при выполнении различных видов заданий.
3) Прививать навыки самостоятельной работы, умение рассчитывать свои силы и возможности.

2. Развивающая: Развивать языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь учащихся;

3. Воспитательная: Воспитывать культуру письма, речи, бережное, внимательное отношение к слову, ответственность к учебному труду, сосредоточенность, внимательность.



Планируемые результаты:

Предметные: знать определение имени прилагательного, правописание имен прилагательных; уметь находить имена прилагательные в тексте, согласовывать с именами существительными.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, урок-путешествие.



Оборудование урока: экран, компьютер, раздаточный материал, презентация.

Ход урока.

Слайд 1-2. Ι. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. У нас будет необычный урок, сегодня мы продолжаем путешествовать по стране «Морфологии», в центре этой страны располагается огромный замок, который называется «Имя прилагательное». Говорят, что в этот замок сможет попасть только тот, кто хорошо знает правила русского языка по теме «Имя прилагательное». А замок этот стоит на самой вершине горы. Мы должны подняться на эту вершину. Но это не так-то просто. Нам нужно пройти несколько испытаний Для этого нам нужно взять с собой в путь самое необходимое.

Что же это? Да мы должны взять с собой в путь все наши знания об имени прилагательном.

- А вы знаете, об этой замечательной части речи рассуждал герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка. Давайте познакомимся с ним.

Слайд 3.

ΙΙ. Учащиеся разыгрывают сценку из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Правдин.Митрофанушка, что же ты знаешь по грамматике?

Митрофан.Много. Существительна да прилагательна...

Правдин.Дверь, например, какое имя: существи­тельное или прилагательное?

Митрофан.Дверь, котора дверь?

Правдин.Котора дверь? Вот эта.

Митрофан.Эта? Прилагательна.

Правдин.Почему же?

Митрофан.Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Стародум.Так поэтому у тебя слово дурак - прила­гательное, потому что оно прилагается к глупо­му человеку.

Митрофан.И ведомо.



ΙΙΙ. Повторение по теме «Имя прилагательное»

Правильно ли понимает Митрофанушка, что такое имя прилагательное?

А как бы ответили вы на его месте?

Нам нужно подняться на самую вершину. Как вы думаете, с какой целью мы будем подниматься туда? ( Чтобы повторить весь материал об имени прилагательном).

С собой в путь мы должны взять походные рюкзаки. Что же мы положим в наши рюкзаки? (Выбираем из предложенного на слайде то, что касается имени прилагательного и кладём в рюкзак)

Слайд 4.

Собирательные, книга, качественное, ск-к, склонение, н-нн, притяжательное, з-с, спряжение, вид, относительное, степень сравнения, не, оттенки цветов, о-е после шипящих, дефис,интересная, время, дробное, сложное.

Слайд 5. Проверим, всё ли необходимое мы взяли.

Ну а теперь – в путь!

- А теперь откроем тетради, запишем число.

Слайд 6. Смотрите, первое препятствие – согласующая арка, чтобы пройти через нее, нам нужно выполнить задание: Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.

(Большой) проблемы, (холодный) ночами, (мягкий) тряпкой, (душистый) ландыша, о (верный) подруге, (тёмно-голубой) небо, (звонкий) голосом, (яркий) цветы, (любимый) книгой

Слайд 7. Проверь себя!

Большие проблемы, холодными ночами, мягкой тряпкой, душистго ландыша, о верной подруге, тёмно-голубое небо, звонким голосом, яркие цветы, любимой книгой.

- Ребята, все ли справились с этим заданием? Если не все, то в чём была допущена ошибка. Кто может объяснить ее?

- Поздравляю, первое препятствие пройдено. Привал.

Пока отдыхаем, немного поиграем: придумать эпитеты (образные прилагательные) к слову РЕКА.

И снова отправляемся в путь. И здесь нас ждет испытание – переход «Разрядный». Смотрите, к нему ведут три тропинки. Почему три?

Давайте вспомним, какие разряды прилагательных мы с вами изучили и проверим наши знания.

Выпишите в тетрадь прилагательные, распределяя их по столбикам:

качественные

относительные

притяжательные










Слайд 8. Широкий, дальний, молочный, смелый, стеклянный, настольный, дядин, мамин, заячий, ореховый, низкий, строгий, завтрашний, медвежья лапа, волчий аппетит, медвежья услуга, добрый, лесной, птичий.

Проверь себя!

- Да, задание было не из лёгких, но я рада, что всё-таки мы с ним справились! Можно продолжать путь!

Слайд 9.

- А вот какой-то странный указатель. Что же он обозначает, кто сможет объяснить, ребята?

- Как образуются степени сравнения имен прилагательных?

- Дополните цепочку слов простой формой степеней сравнения:

Сладкий - … - … .

Веселый - … - … .

Интересный - … - … .

Легкий - … - … .

Слайд 10.

Сладкий - слаще - сладчайший.

Веселый - веселей - веселейший.

Интересный - интереснее - интереснейший.

Легкий – легче – легчайший

Слайд 11.

-Следующая вершина называется «Неизвестная». Кто из вас может предположить, почему именно так она называется? (слитно или раздельно?)

Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правила слитного и раздельного написания прилагательных с не.

- Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(один ученик работает у закрытой доски, остальные – с карточками в тетради)



(Не)жаркий день, а прохладный; далеко (не)деш..вый п..дарок; (не)пр..ятный разговор, (не)б..льшой, но милый; (пре)(не)пр..ятное известие; совсем (не)нас..ная погода, (не) верное решение, (не)обдуманный поступок, это (не) соломенная корзиночка.

Слайд 12.

Не жаркий день, а прохладный; далеко не дешёвый подарок; неприятный разговор, небольшой, но милый; пренеприятное известие; совсем ненастная погода, неверное решение, необдуманный поступок, это не соломенная корзиночка.

(После выполнения задания сверяемся с доской, исправляем ошибки)

- Да, согласитесь, что задания с каждым разом только усложняются, но я думаю, что мы с вами основательно подготовились к путешествию и готовы к любым испытаниям.

Чтобы достичь следующей точки, нужно выполнить небольшое задание: записать под диктовку слова: Железнодорожный разъезд, ярко-зеленый куст, синие-пресиние волны, западноевропейские языки, трудолюбивый человек, северо-западное направление, широкоплечий юноша, древнерусские летописи, чёрно-белое кино, юго-восточный ветер, кисло-сладкий сок.

Слайд 13. Проверь себя.

Проверяем, по цепочке объясняем правописание.

- Очередная высота взята. Продолжаем восхождение. Там, наверху крутого склона –находится очередная вершина, название которой «Энная». Чтобы подняться туда, нужно вспомнить правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных.

Слайд 14. Образуйте от существительных имена прилагательные с одной и двумя буквами Н в суффиксе (самостоятельная работа с взаимопроверкой)

Орел, клюква, чугун, песок, олово, стекло, железо, шерсть, рожь, гусь, государство, глина, дерево, серебро, картина, телефон.

Слайд 15. Проверь себя. Орлиный, клюквенный, чугунный, песчаный, оловянный, стеклянный, железный, шерстяной, ржаной, гусиный, государственный, глиняный, деревянный, серебряный, картинный, телефонный.

Слайд 16.

- Следующая остановка «Синтаксическая». Ребята нам придётся вспомнить о членах предложения, и, конечно, о том, каким же из них может быть имя прилагательное. Так каким же?

Записать правильно предложение:

Назеленыхлистьяхпоявилиськрупныекапли, но высокаятемпературана улице совсемне снизилась4.

Выполнить синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного любого прилагательного.

Слайд 17 Проверь себя.

Слайд 18. - Ребята, я вас поздравляю! Впереди цель нашего путешествия – вершина «Итоговая». Еще чуть-чуть и мы в Замке.

- Поднимаясь по склонам горы к замку « Имя прилагательное», мы привели в систему изученное об имени прилагательном.

Теперь предлагаю выполнить задания небольшого теста. (выполняют)

1. Укажите верную морфологическую характеристику слова древнейший.

1) относительное прилагательное

2) превосходная степень качественного прилагательного

3) сравнительная степень качественного прилагательного

4) притяжательное прилагательное

2. Укажите слово, правописание которого определяется правилом: «Написание гласных в корне, которые не могут быть проверены ударением проверяется по орфографическому словарю и запоминается».

1)с...сновый 2)м...лодой 3) з. ..лотистые 4) б...лотная

3. Укажите слово, правописание которого определяется правилом: «Прилагательные образованные от существительных при помощи суффиксов -ан-, -ян-, -ин-, пишутся с одной буквой Н».

1) длин...ые 2) песчан. ..ый 3) пустын...ый 4) ран...ий

4. Укажите вариант ответа, в котором правильно перечислены все прилагательные, пишущиеся с частицей НЕ слитно.

А. (Не)высокий Б. (Не)яркий В. (Не)даром Г. (Не)было

1)АБВ 2)АБ 3)АВ 4)БВ

5. Каким членом предложения является слово хорош (предложение 11)?

1) определение 3) сказуемое

2) дополнение 4) обстоятельство

- Все готовы? Тогда быстренько поменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. (проверяем со слайда 16).

Слайд 16 Проверь себя.

- Ребята, а как вы думаете, для чего мы покоряли сегодня на вершины, пробираясь к замку «Имя прилагательное?»

- Поднимите руки, кто удовлетворён своими знаниями?

- А что же нужно сделать, чтобы их улучшить?

- Как вы думаете, сможем мы Митрофанушке объяснить все правила написания прилагательных?

- Дорогие ребята, наше путешествие подошло к концу! И сейчас мы его оценим.

ΙV. Подведение итогов, выставление отметок.

Домашнее задание: составить небольшой текст «Эти замечательные прилагательные»

Литература

  1. Русский язык. 6 класс. Дидактические материалы - Тростенцова Л.А., Ладыженская Н.В., Стракевич М.М. – М.: Просвещение, 2019.

  2. Интерактивные приемы, методы и формы обучения на уроках русского языка и литературы как способ повышения мотивации и познавательной активности обучающихся: Материалы региональной научно-практической конференции (Смоленск, 22 марта 2018 г.) / Сост. Ю.А. Розонова. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2018. – (CD-R). – 68 с.

  3. https://infourok.ru/zanimatelnie-zadaniya-po-teme-imya-prilagatelnoe-2258778.html


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!