СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие в страну "Морфология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока путешествии в стпану "Морфология" в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие в страну "Морфология"»

Открытый урок по русскому языку

Организационная информация

Тема урока

Урок- путешествие в страну «Морфология»

Предмет

Русский язык

Класс

6 класс.

УМК

Русский язык Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. учебник для 7 класса. – М.: Просвещение, 2016

Автор урока (Ф.И.О., должность)

Прядезникова Марианна Иннокентьевна, учитель русского языка и литературы

Методическая информация


Тип урока

Урок закрепления


Цели и задачи урока:

  • обобщение, систематизация, контроль знаний по разделу «Морфология»;

  • развитие логики и языковой интуиции посредством игрового элемента;

  • способствование развитию интереса к предмету;

  • воспитание любви к русскому языку;


Формы организации работы детей

Коллективная, индивидуальная, устная и письменная, актуализация знаний, работа с опорными таблицами, решение проблемных вопросов, наблюдение.

Оборудование:

плакаты, проектор, компьютер, карта, книжка-малышка об имени существительном, о прилагательном, о глаголе, слайды.



Этапы урока с содержанием учебного материала, с описанием видов деятельности учителя и учащихся

п/п

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Примечание

1.

Организационный момент и постановка цели урока

(2 минуты)

- Здравтвуйте, ребята!

Слово- великое орудие жизни.

( КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович)

-Прочитайте , что написано на доске ?

-Как вы понимаете это высказывание ?

- Как называются слова, которые отвечают на определенные вопросы, имеют определенное значение, постоянные и изменяющиеся признаки?

-Определите части речи этого высказывания .

- Какова тема нашего урока?

- Цели?


Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране, которая называется «Морфология».

Что это за страна?

- Правильно. Молодцы, ребята.

На днях в школу пришло необычное письмо от жителей страны с красивым и звучным названием Морфология. 
В этом письме есть приглашение для вас. Жители предлагают посетить их страну, полюбоваться её достопримечательностями. Хотите побывать там?
Прекрасно. Тогда в путь!

- Всю свою деятельность на уроке вы будете сами оценивать и результаты заносить в оценочный лист, то есть самостоятельно будете заполнять вот такую карту: «Мои успехи на уроке», куда будете ставить сами себе оценки.

Здравствуйте!

Части речи.


- Части речи.

- Повторить и закрепить знания о частях речи

- Показать знания и умения, которые приобрели

- Морфология - это удивительная страна, в которой живут части речи.

Части речи – самые дружные жители, они всегда ходят вместе и никогда не ссорятся. Ведь они знают, что все слова служат для выражения наших мыслей и составляют предложение, а если они поссорятся, то мы не сможем правильно выразить свою мысль




2.

Актуализация знаний (3 минуты)

Путешествие в Морфологию

– Как образовано слово «Морфология»?

– Кто живет в стране Морфология? 

– Как определить часть речи? 

– На какие группы делятся части речи? 

– Перечислите их.

Я даю вам карточки, вы должны распределить части речи в 2 колонки: 1- самостоятельные части речи, 2- служебные.

Морфология от греч. morphe – форма, logos – слово.)
Части речи

По вопросу и значению

Самостоятельные и служебные

Самостоятельные

Служебные

Имя существительное

Предлог

Имя прилагательное

Союз

Глагол

Частица

Имя числительное

Междометие

Местоимение


Наречие


Причастие


Деепричастие














3.

Закрепление изученного материала

(35 минут)

Молодцы! Наш строгий проводник доволен и не может сдержать улыбки. Пройдем в вагон, сядем. Поезд отправляется. (Звучит музыка.)

Проводник объявил нашу первую остановку. Это город Существительное. 
Дети, посмотрите, какие здесь красивые и аккуратные дома, широкие улицы!
Нас встречает экскурсовод Существительное. (Появляется 1 экскурсовод- К.Слава, в руках книжка-малышка об имени существительном). Затем проецируется текст стихотворения о существительном.)

1. Существительное – это …?
2. Какими членами предложения может быть имя существительное?

– Действительно, это так. Ребята, Существительное подарит нам книжку об имени существительном, но с одним условием. Условие таково: необходимо правильно ответить на вопросы и выполнить ряд заданий.

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду крынку,
Вдруг на Мишку - вот напасть 
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог бы в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало
Им за это и попало.

Задание: Выписать из стихотворения существительные и распределить их в 3 колонки (по I, II, III склонение)
– Молодцы, справились с заданием. Что помогло вам в определении имен существительных?
– Какие существительные относятся к I, II, III склонению?

Второе задание (текст показан в презентации)
– Здесь, ребята, одинаковые слова. Необходимо правильно записать их (со строчной или прописной буквы), определить нарицательное оно или собственное.

Вот село (В,в)ысокое,
Место здесь (В,в)ысокое.
Вот моя подружка (Р,р)оза
У нее в букете (Р,Р)оза.
Это кот (П,п)ушок,
Он и правду как (П,п)ушок.
Это речка (Т,т)ьма,
В речке рыбы – (Т,т)ьма! 
Вот какое чудо – (Р,р)ыбина!
Рисовала Люда (Р,р)ыбина

– Далее поиграем в игру, которую придумали существительные. Я называю существительное, если оно одушевленное, вы встаете с мест, а если оно неодушевленное, то сидите на месте.

Яблоко, горшок, вестибюль, собака, герой, костюм, коллекция, всадник, цветок, ребенок, матрос, книга, парта, космонавт, офицер, жокей, бумага, парашют, водолаз, потолок, кошка, строитель, беседа, птица.

– Молодцы! Жители г. Существительного довольны вами и дарят на память книжку об имени существительном. Мы погуляли по городу, а сейчас отправляемся дальше. Следующая остановка: г. Прилагательное. (2 экскурсовод- Р. Саина) Задания, подготовленные Прилагательными.
- Что мы называем именем прилагательным? 
- Какую форму могут иметь прилагательные?
- Как они согласуются с существительными?

Распространите предложения прилагательными.

У нас в саду вырос ___________ цветок.
Он привлекал всех ___________ запахом и ________ цветом.
_________ цветок радовал и взрослых и _____________детей.

Молодцы, хорошие прилагательные подобрали. А сейчас нам предложили поиграть в веселую игру, которая называется «Подбери слово». Я вам называю предмет, вы же подбираете прилагательное к слову (полные и краткие). Сначала прилагательные в полной форме к словам: стол, тетрадь, шкаф, юбка, экран, часы, печь, осел, рука,
– А теперь прилагательные в краткой форме: ветер, мороз, снег, лес, богатырь.
– Молодцы, справились с заданием. Жители страны Прилагательное дарят нам книжку о прилагательном. Давайте поблагодарим гостеприимных хозяев за теплый прием и попрощаемся с ними. Дальше нас ждет остановка в городе Глагольске.
Появляется Глагол. В руках у него книжка-малышка о глаголе – подарок ученикам-путешественникам.

– Речь идет о Глаголе, который предлагает нам следующие задания.

– Дайте определение глагола.
– Перечислите основные признаки глагола.

– Неопределенная форма глагола – это …
– «Чь» в инфинитиве – суффикс или часть корня?
– Какие слова помогают определить время?
– Сколько времен у глагола?
– Назовите суффикс глаголов прошедшего времени.
1 задание: образуйте от данных существительных глаголы (с помощью приставок).

Луч, голос, дочь, сын, пояс, калека, вред, камень, корм, добро, свет, хвала.


-А сейчас послушайте «Песенку Первоклассника». Выпишите на слух глаголы и попробуйте определить их спряжение.

– Как правильно определить спряжение?

– Молодцы, ребята! Внимание: в гости к глагольцам прибыли другие жители Морфологии. Но они в масках. Определите, о ком идет речь. Подсказкой послужит стихотворение.

Ах, Рыжий Егорка
Ушел в озерко.
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.

– Какие части речи обнаружили в этом тексте? 
– Правильно, ребята, здесь есть служебные части речи. Для чего они нужны в речи?

- Мы с вами еще встретимся со служебными частями речи. Тем временем, наше путешествие приближается к концу. Мы возвращаемся в свой класс.

(Читает Слава)

Всему названия даю
И зверю, и предмету
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету


Имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Имя существительное в предложении может быть любым членом предложения.

Может быть подлежащим, отвечает на вопросы кто или что. Например: Идет (кто?) мальчик.

Может быть сказуемым, отвечает на вопросы что делает? Каков предмет? Например: он мой отец (он- подлежащее, отец- сказуемое).

Может быть дополнением, обозначает предмет или лицо, отвечает на вопросы косвенных падежей. Например: С детства я хотела стать (кем?) художником. (художником- дополнение)

Может быть определением, выражает косвенные признаки предметов, отвечает на вопрос чей? Какой? Например: Поездка (какая?)на лошадях очень увлекательна. (на лошадях- определение).

Обстоятельство, отвечает на вопрос когда? Как? Почему? Обозначает признак действия. Например: Игорь (как?) с любовью смотрел на Ольгу (с любовью- дополнение).



1 скл

2 скл

3 скл

Продажа

Крынка

Мишка

Оса

Армия

Осина


Медведь

Рынок

Мед


Напасть

Ярость

Пасть


Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

1 склонение- существительные женского и мужского рода на –а, -я.

2 склонение- существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончанием –е, -о.

3 склонение- существительные женского рода с нулевым окончанием с мягким знаком в конце.



Вот село Высокое,
Место здесь высокое.
Вот моя подружка Роза
У нее в букете роза.
Это кот Пушок,
Он и правду как пушок.
Это речка Тьма,
В речке рыбы – тьма! 
Вот какое чудо – рыбина!
Рисовала Люда Рыбина





Есть очень нужные слова,

Их очень важно применять,

И с ними станут предложения

По- новому сверкать.


Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?


Прилагательные имеют полную и краткую форму.


Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.


В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми.



У нас в саду вырос красивый цветок.
Он привлекал всех приятным запахом и белоснежным цветом.
Неизвестный цветок радовал и взрослых и маленьких детей.

Полные формы:

Письменный стол

Ученическая тетрадь

Кухонный шкаф

Нарядная юбка

Большой экран

Настенные часы

Теплая печь

Упрямый осел

Бриллиантовая рука


Краткая форма:

Ветер могуч

Мороз трескуч

Снег бел

Лес густ

Богатырь силен


(Читает Коля)

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Как, что делает, расскажет,
Вяжет, лижет иль поёт.
Может плакать и смеяться,
Или забивает гол.
Начинаем удивляться – 
Растолкует всё?










Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? Что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

Глагол имеет 3 времени- прошедшее, настоящее и будущее.

Чь в инфинитиве- это формообразовательный суффикс.

Суффикс глаголов прошедшего времени –л-. Например: ходить-ходил


Излучать, проголосовать, удочерить, усыновить, опоясать, покалечить, повредить, окаменеть, прикормить, несдобровать, осветлиться, похвалить.











Нагружать- 1

Стали- 1

Задает- 1

Плачет- 1

Будет- 1

Стряслась- 1

Не писал-1

Не бываю-1

Не дышу-1

Занимаюсь-1

Ложусь-2

Раздеться-1

Стать-1

Отдохнуть-1


Глаголы 1 спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь (-ешь), -ет (-ет), -ем (-ем), -ете (-ете), -ут (-ют)

Глаголы 2 спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)



Служебные части речи:

Ах- междометие

В- предлог

Не- частица

И- союз


Служебные части речи важны для связи слов в предложении









4.

Рефлексия. Выставление оценок

(3 минут)

- В течение урока вы сами сегодня оценивали себя, поставьте себе оценку в листок учета. Оцени свою работу.



5.

Домашнее задание.

(2 минуты)

- сочинить небольшую лингвистическую сказку про удивительную страну – Морфология. Спасибо за урок!




Приложение:

   

  Решить кроссворд.

Впишите глаголы несовершенного вида, образовав их от глаголов:

1. Сменить. 2. Выстрелить. 3. Тряхнуть. 4. Сказать. 5. Поймать. 6. Осесть. 7. Нырнуть. 8. Оросить. 9. Согреться. 10. Сохранить. 11. Кончить. 12. Оборвать. 12. Заклеймить.


1

   

   

   

   

 

   

   

2

   

   

   

   

   

   

   

   

3

   

   

   

   

   

   

   

   

4

   

   

   

   

   

   

   

   


5

   

   

   

   

   

   

   

   

6

   

   

   

   

   

   

   

   

7

   

   

   

   

   

   

   

8

   

   

   

   

   

   

   

   

   

9

   

   

   

   

   

   

   

10

   

   

   

   

   

   

   

   

   

11

   

   

   

   

   

   

   

12

  

   

   

   

   

   

   

   

13

   

   

   

   

   

   

   

   

В выделенном вертикальном столбце должно получиться название вида этих глаголов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!