Тема: Дроби вокруг нас.
Цели урока:
Осуществить обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме «Дробные выражения» при решении примеров и задач, осуществить межпредметную связь с экологией; обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность.
Развить умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность, навыки творческой работы.
Привить любовь к Родине, используя краеведческий материал.
Тип учебного занятия: обобщение и систематизации знаний и способов деятельности.
Форма проведения: урок- путешествие.
Основные идеи урока:
Создание целостного мировоззрения.
Связь предметов друг с другом.
Активное участие учащихся в создании урока.
Воспитание самостоятельности.
Пути реализации:
Расширение и систематизация опорных знаний ( факты, понятия, законы, идеи) из ряда учебных предметов.
Использование материала предметов (биология, экология) в качестве источника знании для математики и наоборот.
Творческое домашнее задание
Результативность данного урока предполагает:
Высокую активность учащихся на уроке.
Умение применять полученные знания на уроках истории знания на других предметах
Умение работать самостоятельно.
Дидактические материалы и оборудование: индивидуальные листы с заданиями; карточки-«настроения», ПК, мультимедийный проектор, колонки, экран, презентация по страницам урока.
Логика учебного занятия: мотивация – анализ содержания учебного материала – выделение главного в учебном материале – обобщение и систематизация – установление внутрипредметных и межпредметных связей – рефлексия.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычный урок математики и начну я его необычно.
Над желтой нивой купол голубой
Плывет, как лебедь парус у причала
К огромной нашей Родине любовь
Берет от малой родины начало.
Малая родина- это то место, где мы с вами родились и живем - это наша Тамбовская область. А любовь к родине включает в себя бережное отношение к природе. Вы знаете, что существует Красная книга, в которую заносятся исчезающие виды растений и животных. На уроке мы повторим правила умножения и деления дробей и рассмотрим некоторые страницы Красной книги Тамбовской области.
Актуализация знаний и способов действий.
Выполните умножение:
а) ( Сформулируйте правило умножения обыкновенных дробей)
б) ( Сформулируйте правило умножения смешанных чисел)
Найдите:
а) от 15 (Как найти дробь от числа?)
б) число, если 30% составляет 27 (Как найти число по его процентам?)
3. Найдите значение числового выражения:
а) ( Какие числа называются взаимно обратными?)
б) (Как разделить одну дробь на другую?)
Обобщение и систематизация знаний.
Мы успешно справились с этим заданием, а теперь давайте продолжим свою работу и рассмотрим некоторые странички Красной книги Тамбовской области.
1 страница «Насекомые»
Нам нужно узнать названия бабочек, занесенных в Красную книгу Тамбовской области. Для того, чтобы их узнать, нужно выполнить задания на карточках. С каждого ряда к доске вызываются по одному ученику. Класс выполняет задание по рядам. После этого осуществляется коллективная проверка результатов.
1) 2) 3)
махаон аполлон траурница
Ответы:
1)
2) 3)
(каждому ученику информационные буклеты)
2 страница « Растения»
Тест «Кувшинка».
На слайде - кувшинка, на листочках которой написаны уравнения и три возможных варианта ответов к ним. Ответы написаны на геометрических фигурах: квадрате, треугольнике и круге. Это же набор фигур присутствует на партах учеников в качестве раздаточного материала. После самостоятельного решения ученики по очереди поднимают те геометрические фигуры, на которых написаны верные решения соответствующих уравнений.
1
)
Ответ:
2)
Ответ: 2,5
3) 0
Ответ: 0
Дополнительно:
Ответ: корней нет
3 страница «Животные»
Редким животным нашей области является выхухоль-зверек необычного вида и небольшого размера. Размер взрослой особи этого животного мы узнаем, решив задачу.
Определить длину туловища взрослой особи выхухоли, если 80% этой длины составляет столько же, как 25 % от 64 см.
Решение:
64*0,25=16(см)
2)16:0,8=20 (см)
Ответ: 20 см
(Со слайда озвученная информация о выхухоле, подготовленная учащимся)
4 страница «Птицы»
В Тамбовской области водится много редких птиц. Мы рассмотрим двух из них- это беркут и степной орел. (Слайд). Эти птицы имеют высокую скорость полета- около 100 км/ч. Давайте сейчас выполним необходимые расчеты и узнаем скорость каждой птицы.
Задача.
Скорость степного орла на 10 км/ч меньше скорости беркута. Найдите скорость каждой птицы, если скорость степного орла составляет скорости беркута?
Решение:
Пусть ( км/ч)- скорость беркута, тогда (км/ч)- скорость степного орла. Известно, что скорость орла на 10 км/ч меньше скорости беркута, составим и решим уравнение:
Ответ:90 км/ч – скорость беркута, 80 км/ч – скорость степного орла.
(Озвученная информация со слайда)
4. Информация о домашнем задании.
Наша с вами задача – сохранить природу и приумножить ее богатства. Поэтому не торопитесь собирать большие букеты редких цветов, а лучше постарайтесь развести их у себя на дачах.
Задача.
Юннат собрал семена редких растений у себя на даче. 25% собранных семян были семена ландышей, - незабудок, а остальные 150 штук- фиалки. Сколько семян ландыша собрал юннат?
Решение:
Пусть шт. семян собрал юннат всего, тогда шт. ландышей, шт. незабудок. Известно, что 150 шт. общего количества- фиалки. Составим и решим уравнение:
Ответ: 90 семян ландыша. (Озвученная информация со слайда)
5. Подведение итогов учебного занятия.
Давайте подведем итоги нашего урока.
На уроке мы повторили: ( отвечают ученики)
Правила умножения и деления обыкновенных дробей при решении дробных выражений, уравнений,
правила нахождения дроби от числа;
правила нахождения числа по его дроби в процессе решения задач.
Знания этих правил вам необходимы при дальнейшей работе с дробями.
А еще мы познакомились с некоторыми страницами Красной книги нашей области для того, чтобы лучше знать и любить свою Родину.
(Сообщаются оценки за урок).
6. Рефлексия.
А теперь дайте оценку своим знаниям и умениям, полученным на уроке, подняв карточки-«настроения». Спасибо, дети, за урок.
6