СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие" "Роль имени прилагательного в речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие "Роль имени прилагательного в речи"для закрепления изученного по теме в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие" "Роль имени прилагательного в речи»

Ф.И.О. учителя, должность и место работы: Курманалиева Гульнар Оразхановна, учитель русского языка и литературы, КГУ «ОСШ № 7», ВКО, город Аягуз.

Класс: 5

Тема: «Роль имени прилагательного в речи».

Цели урока:

-употребление прилагательных в речи, их роль в художественном описании, осознание значения прилагательных по качеству предмета, оценка прилагательных-определений.

-формирование умений и навыков устной речи, её правильности в употреблении прилагательных, культура речевого поведения.

-воспитание бережного отношения к родному и русскому языкам как культурной ценности (на материале урока).

Тип урока: урок-путешествие.

Оборудование: ИКТ, слайды с иллюстрациями, карточки-задания, рисунки с изображением цветов, тексты, эмблемы с названиями команд. Толковые и орфографические словари. Музыка С. Рахманинова.

Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие учителя, дежурные сдают рапортичку об отсутствующих. «Здравствуйте, дорогие ребята. Начинаем наш урок».

2.Актуализация. Учитель, обращаясь к классу: -Ребята, послушайте 2 текста и сравните их.

Слайд № 1. Март.

  1. Месяц март. На снегах тени, как молнии. На горизонте полоска леса. В марте горят снега, всё усыпано пылью. Солнце обжигает лицо. На солнце даже деревья загорают. Ветви берез, заросли ольхи… Март на дворе-пора солнца и снегов.

Слайд № 2. Март.

  1. Голубой месяц март. На снегах тени, как синие молнии. На горизонте синяя полоска далёкого леса.

В марте горят снега, всё усыпано солнечной пылью. Снежное солнце обжигает лицо. На

мартовском солнце даже деревья загорают. Тонкие ветви берез становятся бронзовыми, а заросли ольхи- лиловыми.

Март голубой на дворе - пора яркого солнца и полосатых снегов.

Учитель: -Какой из текстов звучит более интересно? Какая часть речи помогла 2-му тексту прозвучать выразительно и красочно? (ученики отвечают: -2-ой текст,- имя прилагательное).

Учитель: Сегодня мы проведем урок-путешествие в страну цветов, узнаем роль имени прилагательного в речи. Мы раскроем секреты самой яркой и выразительной части речи русского языка - имени прилагательного, узнаем о его роли в описании, познакомимся со сведениями из этнокультуры и фольклора. (ученики знают значения этих слов).

Представления команд: -Здесь присутствуют 4 команды: «Ромашка», «Сирень», «Василек» и «Тюльпан». В каждой команде -опытные штурманы, смелые капитаны, отважные пилоты. Прежде чем отправимся в полёт, проверим готовность экипажей. За каждый правильный ответ-балл в виде цветка.

1 этап-Разминка. - Что вы можете рассказать об имени прилагательном?

- Назовите морфологические признаки прилагательного?

- Расскажите о синтаксической роли прилагательного в предложении?

2 этап- Итак, команды готовы к полету. «На старт, внимание, марш!»

Команды получают задания-карточки с текстами.

Слайд № 3. Текст № 1.

Лебедь. (заголовок скрыт).

… По своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царём всей водяной и водоплавающей птицы.

Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по тёмно-синей гладкой поверхности воды. (по С. Аксакову).

Задание команде «Ромашка» - Отгадайте, о какой птице идёт речь? Слова какой части речи помогли вам узнать птицу? Запишите прилагательные, которые обозначают признаки по: 1) цвету, 2) по отношению автора к предмету описания. (слайды открываются по щелчку).

Слайд. Текст № 2.

Одноклассники.

У Саши темные глаза и светлые волосы с вихрами на затылке. Саша приглаживает их поминутно ладонями. Днем глаза у Саши совсем не тёмные, а синие, с голубизной. На носу у него веснушки, только они вовсе не большие.

У Веры нос курносый. Волосы с рыжевато-золотым оттенком. Одни пряди посветлее, другие- потемнее. Это они летом на море так выгорают. (по С. Баруздину).

Задание команде «Сирень» - С какой целью использованы имена прилагательные в этом тексте? Словосочетания синие глаза, светлые волосы замените синонимичными сложными прилагательными, запишите их.


Слайд. Текст № 3.

Лесной гигант.

Как он был хорош, весь освещённый весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти - весь тёмно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.

(по Г. Скребицкому).

Задание команде «Тюльпан» - Отгадайте, о каком звере идет речь? Какие слова помогли вам узнать животное, хотя его название в тексте не упомянуто ни разу? Выпишите прилагательные, обозначающие признак предмета: 1) по форме, размеру, 2) по цвету.

Слайд. Текст№ 4.

Осенний лес.

Особенно красив русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы выделяются пурпурные пятна кленов и осин. Медленно кружатся, падают с берёз легкие жёлтые листья.

Тихо в осеннем печальном лесу. Шелестит под ногами сухая листва. Кое-где краснеет шапка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.

Задание команде «Василек» - Найдите словосочетания с прилагательными, с помощью которых автор описывает раннюю осень. Записать прилагательные, которые называют: 1) цветовые, 2) пространственные, 3) временные признаки.

Учитель и класс слушают ответы первых пилотов из каждой команды. Капитан и штурман проверяют записи членов команд.

3 этап. «Поздравляем вас с успешным стартом!»

Учитель: -А теперь мы узнаем, насколько опытны наши штурманы, сумеют ли они проложить дорогу в страну цветов. Штурманы получите маршрутные листы (слайды на экране).

  1. Задание: замени в словосочетаниях главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении: железный гвоздь, колючий ёж, золотые часы, черная шаль, бархатная штора.

  2. - Замени в словосочетаниях зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и втором словосочетании стали омонимами: гибкий лук, водопроводный кран, трамвайный парк, вкусные лисички, ржавый ключ.

  3. -Замени в каждой паре слов синонимы-антонимами: грустный-тоскливый; мрачный-тёмный; храбрый-сильный; ложный-фальшивый; жаркий-знойный.

  4. -Подбери синонимы к данным с/с: простая задача, беспокойный человек, беспокойный взгляд, крепкая дружба, крепкая подошва.

Учитель и команды слушают ответы, подводят итоги данного этапа.

4 этап. Учитель: -Итак, мы в стране цветов. Сейчас мы узнаем, как проходит полёт каждого экипажа. Ведь в стране Цветов много интересного. Вот простой цветок ромашка. А что мы любим делать с этим цветком? Да, правильно - гадать. И первый экипаж «Ромашка» расскажет нам, что они узнали в загадочной стране белых цветов.

Выступление команды (домашнее задание): 1) -Отгадайте загадку:

Белая корзинка-

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(угадавшему дают цветок ромашку).

  1. участник команды: - Многие загадки построены на сравнении. Сравним толкование лексического значения слова «ромашка» в словарной статье и в загадке об этом растении:

Ромашка, и., ж., Травянистое растение с соцветиями, у которых лепестки обычно белые, а середина жёлтая.

3 участник команды: -А вот загадка поэта А. Фетисова:

На травинке сердце бьётся,

С ветерком на небо рвётся.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

Поэт заметил, что ромашка чем-то похожа на солнце. Вопрос: - Чем именно? (слайд с изображением цветка и солнца). Ученики отвечают, приз - цветок.

Учитель: - Ребята, посмотрите, получилось сравнение «ромашка как солнце». На основе сравнения название одного предмета (солнца) переносится на другой (ромашку). Вопрос:

- Как называется употребление слова или оборота речи в переносном значении?

(слайд «Метафора (от греч. Мета «пере» и форо «несу»). Звучит ответ.

4 участник команды: - А теперь отгадайте другие загадки.

- Стоит звонок на тонкой ножке

В фиолетовой одёжке. (колокольчик).

- На зелёной ножке выросли сережки

Белые, душистые, как росинки чистые. (ландыш).

Учитель: -Описание необычного поэтического предмета - цветка, приготовила команда «Сирень». Эту историю им рассказал русский композитор Сергей Рахманинов.

Звучит музыка С. Рахманинова. На доске слайды с изображением сирени, композитора и т.д.

5 этап. Выступление команды «Сирень».

1 участник команды: -Это сирень, прекрасное ароматное растение, любовь к которому С. Рахманинов пронес через всю жизнь. По словам композитора, скромная ветка была «царицей» его души. 2) -Судьба Рахманинова сложилась так, что ему долгое время пришлось жить в разлуке с Родиной. И вот каждый раз после каждого концерта он получал в дар букет белоснежной сирени. 3) - Какой-то неизвестный поклонник, зная о любимых цветах композитора, передавал ему нежный привет - частицу российского пейзажа.

4 участник команды: - А теперь задание от нашей команды: - Посмотрите на картины, скажите - какой вы представляете сирень в майском утреннем саду? Подберите как можно больше определений-прилагательных к данным словам: а) ветви, б) грозди, в) цветы, г) аромат сирени.

На доске слайды - картины, натюрморты разных художников, иллюстрации; команды подбирают слова и получают цветы-призы.

6 этап. Учитель: Прежде чем мы познакомимся с результатами экспедиций следующих команд, я предлагаю вам, ребята, угадать, какие прилагательные употреблены в авторском тексте и выполнить задания.

Творческая работа. Раздаются карточки с текстами, в которых надо подобрать определения к существительным, а также определить род, число, падеж прилагательных.

  1. Вдруг случилось чудо: среди ….. колосьев ржи выросли .…. цветы - словно кто-то кусочки ….. неба раскидал по полю. С тех пор колосья хлеба при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба и шепчут им ….. слова. Народ назвал их васильками.

  2. Красота ….. степи раскрывается весной половодьем тюльпанов. Пленил кочевника ….. цветок …. красотой. ….. бутон на …..ножке скрывал какую-то тайну. Пытался раскрыть чашу тюльпана кочевник, но не хотел ….. цветок выпускать на волю свою тайну.

7 этап. Учитель. С древнейших времен люди почитают цветы. О них говорится в легендах и песнях, они запечатлены в картинах, фресках и скульптурных композициях. У всех народов цветы наполнены символическим содержанием. В славянской культуре - это василёк, в восточной - тюльпан. Послушайте легенды о цветах и попробуйте объяснить значения цветов в картине мира у этих народов.

Выступление команды «Василёк». Ученики рассказывают легенду о васильке. (со слов «Однажды небо упрекнуло ...» до слов «… там и рожь цветёт»).

Задание от команды: - Почему Нива отблагодарила Небо именно цветком василька? Что символизирует цветок василек у славян?

Выступление команды «Тюльпан». Ребята рассказывают легенду о тюльпане (со слов «Красота восточной степи …» до слов «... Красный тюльпан приносит счастье в дом»).

Вопросы: - Почему бутон тюльпана раскрыл свою чашу только ребенку?

- Почему именно степной тюльпан является священным цветком у многих восточных народов?

8 этап. Обобщение: вопросы по теме урока.

Учитель. Что вы узнали о роли прилагательного в речи?

Ответы учащихся: - Имена прилагательные используются в пословицах и загадках.

-С помощью прилагательных писатели рисуют образные картины природы, которые мы можем легко представить. -Прилагательные используются для обозначения признаков предмета по цвету, форме, запаху и другим отношениям. -Они могут передать впечатление человека о предмете. -Придают речи выразительность и образность речи. И т.д.

Рефлексия. Учитель: - Понравился ли вам урок? Покажите это смайликом. (Ребята дают оценку и своей команде).

9. Итоги. Учитель: дом. задание- составить рассказ о цветах, символизирующих времена года или чувства и качества человека. На этом наш урок закончен. До свидания.





Литература.

  1. Л.А. Крылова «Символика цвета: василек и тюльпан. Этнокультурный диалог на уроке.

  2. Г.А. Богданова. Дидактический материал. Имя прилагательное. (5 класс).

  3. Г.Б. Вершинина. Музыка на уроках обучения описанию.

  4. С.С. Мартынова. Формы и приемы групповой работы на уроках и во внеурочное время.

  5. А.К. Маркова. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.

  6. Т.А. Ладыженская. Начало учебного года в пятом классе.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!