Цели: познакомить учащихся с историей и обычаями Кабардино – Балкарского народа как многонациональной. воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями, традициями; развивать такие нравственные качества учащихся, как уважения к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой; Задача: помочь учащимся понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир.
Оборудование: карта Кабардино - Балкарской республики, плакат, предметы адыгского быта, музыкальное оформление, инсценировка адыгской сказки.
ХОД УРОКА: Звучит песня «Адыги»
I. Оргмомент. II. Вступительное слово учителя.
Фи махуэ фIыуэ, цIыкIухэ, ди хьэщIэ лъапIэхэ! Добрый день, ребята, дорогие гости! Сегодня наш урок пройдет в классе как обычно и все таки наши классные стены раздвинутся и мы совершим путешествие в замечательную страну, которая существует уже много-много веков и славится своими традициями, обычаями, песнями, гостеприимством. Страна эта – Кабардино - Балкария! (показать на карте).
III. Рассказ об адыгах.
1 ученик. Адыги – это маленький народ большой Земли. Адыги – это большой народ своей страны. Адыги – это народ, который вошел в истории мира, как самый свободолюбивый, гордый, отважный народ. 2 ученик. Адыги издревле проживают в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе. Вот какую легенду сложил адыгский народ.
Два мальчика.(Один в национальном костюме)
3 ученик. Когда бог распределял землю между людьми разных национальностей, адыги пришли последними. Бог, успевший к этому времени уже распределить землю, спросил удивленно адыгов: 4 ученик. - Почему вы до сих пор не приходили? 3 ученик. - Мы принимали гостей, а по адыгскому обычаю «ХьэщIэр псом нэхърэ нзхъапэщ» (Гость прежде всего) 4 ученик. - «Если они настолько щедры, что, отложив все свои дела, даже получение земли, ухаживали за гостями, то они достойны самых лучших земель в мире», - подумал бог. - За ваш прекрасный обычай гостеприимства я щедро отблагодарю вас, отдам те земли вам, которые я себе оставил, - сказал бог адыгам. – На этой щедрой земле вы никогда не будете испытывать недостатка и всегда с достоинством будете принимать своих гостей. 3 ученик. - Так адыги получили божию землю. (Вставка «Природа Кабардино - Балкарии»)
Учитель. Действительно, это очень богатый, цветущий уголок земли, где густые леса, бурные реки, пышная растительность, чистый воздух, величественные кавказские горы со снежными вершинами. Путешественники восторгались этой красотой. И как писал француз Ферран: «Ни от этого ли происходит цветущая красота черкесов и черкешенок». Черкесы очень красивый народ, снискавшие достойную славу среди других народов. Увидев красивую девушку говорили: «Она прекрасна как черкешенка», увидев красивого ловкого юношу «восклицали»: «Он прекрасен как черкес». И под стать этой красоте адыги создали прекрасные обычаи, обычаи- правила норм поведения. Где младший уважает старших, где старший оберегает младшего. Где доброта, гостеприимство, человечность – главные добродетели. Исхак Машбаш Адыги 1 ученик. Адыги на земле моей живут, Их издревле черкесами зовут, Смеются солнцу, добрых ждут дождей. Живут адыги на земле людей. 2 ученик. А ты о них не знаешь ничего – Ни песен их гортанных, ни традиций. Когда в ауле человек родится, То дерево сажают в честь него. 3 ученик. И выстрелами миру возвестят, Что человека нового растят. Адыги на земле моей живут, Их издревле черкесами зовут.
Адыгейский стол
4 ученик. Как старый кедр, Он мудр и щедр. Как солнце, кругл Он гостю - друг. Есть хлеб и соль – Садись за стол - Он, как родник, Людей роднит.
(Показать lэнэ – круглый стол) (На столе: къуей – кабардинскийады сыр, пlастэ – мамалыга, джэдлыбжьэ – курица в сметане, хъыршын – лепешки с сыром и кортошкой, псы – ключевая вода)
Звучит песня «У адыгов обычай такой».
(1 куплет в исполнении учащихся)
Если где – то в кругу молодых Держит речь седовласый адыг, - Ты не вздумай его перебить, Уважай его возраст седой,- У адыгов обычай такой. Да,да,да! Да,да,да! У адыгов обычай такой! (Да, да, да, да,да да Хэбзэ дахэу тэ тиlэр джащ фэд. Адыгэм яхабзэр джаш фэд)
Учитель.
На первом месте адыгский народ чтит правила норм поведения.
1 ученик. Будь щедр, как сад, будь добр, как дом, И на добро ответь добром. Но глуп, кто любит всех подряд,- Так в народе говорят.
2 ученик. В беде любому помоги, Не лги врагу, себе не лги, Ложь – не спасенье, а яд, - Так в народе говорят.
3 ученик. С лица смывает грязь вода, С души – не смоет никогда, Не сможет грязи смыть наряд,- Так в народе говорят.
4 ученик. Оставь свой след в чужой судьбе. Пускай же в память о тебе Деревья весело шумят,- Так в народе говорят.
5 ученик. Все на земле имеет вес. Слова свои сначала взвесь, Тогда они и прозвучат,- Так в народе говорят.
6 ученик. Отчизну матерью зовем. Что выше есть и что святее! Нигде не забывай свой дом Каких бы не искал путей.
7 ученик. И мать, и Родина – одна – От колыбели нам дана. Они навек в сердцах царят,- Так в народе говорят.
Учитель. Не будет ошибкой сказать, что любое хабзэ (закон) начинается в семье. Адыги очень серьезно относятся к судьбе родившихся детей. Красивые, мужественные люди в начале жизни были маленькими, ничего не знающими о том мире, куда они пришли. И мудрый народ создал замечательный обычай «Гущэхэпхэ» (укладывание- завязывание ребенка в люльку) и второй обычай, определяющий будущую судьбу малыша «Япэ лъэбакъуэ – Лъэтеувэ» (первый шаг). Как важен он на пути к миру.
Первые шаги.
Со всего аула Прибежал народ: От стола до стула Девочка идет! Счастливы родители, Горд и счастлив дед: Все соседи видели Как идет Айшет. Путь совсем не малый От стола до стула: Девочка устала, На руках уснула.
Учитель. А вот основа жизни адыгов - это труд. И о нем родилась на адыгской земле сказка. (Три ученика участвуют) Сценка.
Ведущий. У одного богатого отца был сын – лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками, при том был очень расточителен. Отец отвез его в дальний аул и отдал одному кабардинцу в работники за один золотой в год. Отец. - Салам алейкум! Будь добр, помоги моему горю. Приучи сына к труду. Кабардинец. - Алейкум салам! Оставляй его добрый человек.
Ведущий. Но за год сын-лентяй ничему не научился. Зачем богатым родителя сын-работник? Но договор он выполнил. Через год говорит юноше: Кабардинец. - На тебе золотой, ступай домой, отдай отцу заработанные деньги. Ведущий. Приезжает сын домой, отдает отцу золотой, а сам песню напевает.
Отец. - Посмотрим, какова цена золотого (бросает монету в реку), а сын песню напевает.
Ведущий. На другой год отец отдал сына на работу другому хозяину. И все повторилось, как в первый год.
Отец. - Посмотрим какова цена золотого (бросает снова монету в реку, а сын все напевает)
Ведущий. - На третий год отец отвез сына в дальний аул, отдал его в работники, но за работу не назначил никакой платы.
Хозяин. - Надо зерно на мельницу свезти, мешки загрузить в арбу, прополоть кукурузу, в горы за дровами съездить, распилить и наколоть, уложить, а вечером отдохнешь.
Ведущий. - Так прошел год. Сын - лентяй привык к работе, на руках натер большие мозоли.
Хозяин. - Вот тебе два золотых. Заслужил ты их честным трудом, отпускаю тебя домой с чистой совестью.
Ведущий. - Пришел сын к отцу и отдал ему два золотых. И как только он сделал движение, чтобы бросить их в реку, как сын бросился к нему и сказал:
Сын. - Не бросай, отец, эти золотые в реку: они достались мне тяжелым трудом!
Учитель. Так из поколения в поколение учат труду в адыгских семьях. И это стало традицией.
Да будет так!
…Вырос умным хлопцем сын – На душе светло! На земле хозяин он – Сыну повезло. Пусть прославят дети род Делом своих рук! Пусть трудом умелых рук Радуют народ!
1 ученик. Адыги на земле моей живут, Их издревле черкесами зовут, Смеются солнцу, добрых ждут дождей Живут адыги на земле моей.
Край мой родной.
2 ученик. …Думы мои Про Отчизну мою, Вы и светлы, И задорны, И строги. С нею расту, Про нее пою, С нею никогда Не собьюсь я с дороги. Учитель. Но маленькая Кабардино - Балкария не смогла бы расцвести и дать своему народу силу, мужество и гордость, если бы не Россия. Россия, как щедрая мать собрала под свое крыло малые народы, она бережет их культуру, традиции, обычаи, язык.
У каждого на свете есть , наверное, Любимый уголок земли, такой Где листья по-особому на вербе Склонились над задумчивой водой. Где небо выше и просторы шире И так привольно и легко дышать, Где ко всему в прекрасном этом мире По-детски чисто тянется душа.
Более 450 лет адыги и русские мирно и дружно живут под одним небом. У Агнии Барто есть небольшое стихотворение и, хотя оно имеет конкретного адресата, мальчика Вовку, каждое слово в нем передает суть отношений, которые помогают мирно жить всем народам, независимо от того на каком языке они говорят. Эта мысль заключена в словах «добрая душа», а суть этой души – открытость.
Агния Барто Вовка – добрая душа
Добрым быть совсем-совсем непросто, Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета, Доброта – не пряник, не конфета.
В России всем хватит места, голубого неба, яркого солнца, и это должен понять каждый, так мы сохраним мир и дружбу в нашей большой семье.
Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие, на протяжении которого мы каждым словом пытались понять, как сделать нашу жизнь счастливой, насыщенной и богатой добрыми делами. И слова, написанные на плакате подводят нас к решению этой задачи. «Хабзэ мышlэныр емыкlущ» - Тот, кто не знает законы, позорит не только себя, но и свой народ. (Адыгская пословица)
Живет адыгский народ. Растит детей, сады сажает снова. Он в мудрости и щедрости красив, И в этом его правда и основа. «Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Мы отправляемся к другим народам, чтобы увидеть их индивидуальность, «непохожесть» и в этой «непохожести» увидеть вечную красоту» Дмитрий Лихачёв «Раздумья».
Мне бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, выразили на листе бумаги те чувства, мысли, которые переполняли вас во время этого путешествия. И это будет домашним заданием (ваши работы могут быть в виде рисунков, сочинений на тему «Моя малая родина»)
Фыпсэу, ныбжьэгъу лъапlэхэ! ФIыкIэ дызэхузэ! Спасибо вам всем огромное. До новых встреч. Удачи, успехов вам всем!
Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие «У адыгов обычай такой»»
Урок-путешествие «У адыгов обычай такой»
Цели:
познакомить учащихся с историей и обычаями Кабардино – Балкарского народа как многонациональной.
воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями, традициями;
развивать такие нравственные качества учащихся, как уважения к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой;
Задача:
помочь учащимся понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир.
Оборудование: карта Кабардино - Балкарской республики, плакат, предметы адыгского быта, музыкальное оформление, инсценировка адыгской сказки.
ХОД УРОКА:
Звучит песня «Адыги»
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
Фи махуэ фIыуэ, цIыкIухэ, ди хьэщIэ лъапIэхэ!
Добрый день, ребята, дорогие гости!
Сегодня наш урок пройдет в классе как обычно и все таки наши классные стены раздвинутся и мы совершим путешествие в замечательную страну, которая существует уже много-много веков и славится своими традициями, обычаями, песнями, гостеприимством.
Страна эта – Кабардино - Балкария! (показать на карте).
III. Рассказ об адыгах.
1 ученик.
Адыги – это маленький народ большой Земли. Адыги – это большой народ своей страны. Адыги – это народ, который вошел в истории мира, как самый свободолюбивый, гордый, отважный народ.
2 ученик.
Адыги издревле проживают в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе. Вот какую легенду сложил адыгский народ.
Два мальчика.(Один в национальном костюме)
3 ученик.
Когда бог распределял землю между людьми разных национальностей, адыги пришли последними. Бог, успевший к этому времени уже распределить землю, спросил удивленно адыгов:
4 ученик.
- Почему вы до сих пор не приходили?
3 ученик.
- Мы принимали гостей, а по адыгскому обычаю «ХьэщIэр псом нэхърэ нзхъапэщ» (Гость прежде всего)
4 ученик.
- «Если они настолько щедры, что, отложив все свои дела, даже получение земли, ухаживали за гостями, то они достойны самых лучших земель в мире», - подумал бог.
- За ваш прекрасный обычай гостеприимства я щедро отблагодарю вас, отдам те земли вам, которые я себе оставил, - сказал бог адыгам. – На этой щедрой земле вы никогда не будете испытывать недостатка и всегда с достоинством будете принимать своих гостей.
3 ученик.
- Так адыги получили божию землю.
(Вставка «Природа Кабардино - Балкарии»)
Учитель.
Действительно, это очень богатый, цветущий уголок земли, где густые леса, бурные реки, пышная растительность, чистый воздух, величественные кавказские горы со снежными вершинами.
Путешественники восторгались этой красотой. И как писал француз Ферран: «Ни от этого ли происходит цветущая красота черкесов и черкешенок».
Черкесы очень красивый народ, снискавшие достойную славу среди других народов. Увидев красивую девушку говорили: «Она прекрасна как черкешенка», увидев красивого ловкого юношу «восклицали»: «Он прекрасен как черкес». И под стать этой красоте адыги создали прекрасные обычаи, обычаи- правила норм поведения.
Где младший уважает старших, где старший оберегает младшего. Где доброта, гостеприимство, человечность – главные добродетели.
Исхак Машбаш
Адыги
1 ученик.
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут,
Смеются солнцу, добрых ждут дождей.
Живут адыги на земле людей.
2 ученик.
А ты о них не знаешь ничего –
Ни песен их гортанных, ни традиций.
Когда в ауле человек родится,
То дерево сажают в честь него.
3 ученик.
И выстрелами миру возвестят,
Что человека нового растят.
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут.
Адыгейский стол
4 ученик.
Как старый кедр,
Он мудр и щедр.
Как солнце, кругл
Он гостю - друг.
Есть хлеб и соль –
Садись за стол -
Он, как родник,
Людей роднит.
(Показать lэнэ – круглый стол)
(На столе: къуей – кабардинскийады сыр, пlастэ – мамалыга, джэдлыбжьэ – курица в сметане, хъыршын – лепешки с сыром и кортошкой, псы – ключевая вода)
Звучит песня «У адыгов обычай такой».
(1 куплет в исполнении учащихся)
Если где – то в кругу молодых
Держит речь седовласый адыг, -
Ты не вздумай его перебить,
Уважай его возраст седой,-
У адыгов обычай такой.
Да,да,да! Да,да,да!
У адыгов обычай такой!
(Да, да, да, да,да да
Хэбзэ дахэу тэ тиlэр джащ фэд.
Адыгэм яхабзэр джаш фэд)
Учитель.
На первом месте адыгский народ чтит правила норм поведения.
1 ученик.
Будь щедр, как сад, будь добр, как дом,
И на добро ответь добром.
Но глуп, кто любит всех подряд,-
Так в народе говорят.
2 ученик.
В беде любому помоги,
Не лги врагу, себе не лги,
Ложь – не спасенье, а яд, -
Так в народе говорят.
3 ученик.
С лица смывает грязь вода,
С души – не смоет никогда,
Не сможет грязи смыть наряд,-
Так в народе говорят.
4 ученик.
Оставь свой след в чужой судьбе.
Пускай же в память о тебе
Деревья весело шумят,-
Так в народе говорят.
5 ученик.
Все на земле имеет вес.
Слова свои сначала взвесь,
Тогда они и прозвучат,-
Так в народе говорят.
6 ученик.
Отчизну матерью зовем.
Что выше есть и что святее!
Нигде не забывай свой дом
Каких бы не искал путей.
7 ученик.
И мать, и Родина – одна –
От колыбели нам дана.
Они навек в сердцах царят,-
Так в народе говорят.
Учитель.
Не будет ошибкой сказать, что любое хабзэ (закон) начинается в семье.
Адыги очень серьезно относятся к судьбе родившихся детей. Красивые, мужественные люди в начале жизни были маленькими, ничего не знающими о том мире, куда они пришли. И мудрый народ создал замечательный обычай «Гущэхэпхэ» (укладывание- завязывание ребенка в люльку) и второй обычай, определяющий будущую судьбу малыша «Япэ лъэбакъуэ – Лъэтеувэ» (первый шаг).
Как важен он на пути к миру.
Первые шаги.
Со всего аула
Прибежал народ:
От стола до стула
Девочка идет!
Счастливы родители,
Горд и счастлив дед:
Все соседи видели
Как идет Айшет.
Путь совсем не малый
От стола до стула:
Девочка устала,
На руках уснула.
Учитель.
А вот основа жизни адыгов - это труд. И о нем родилась на адыгской земле сказка. (Три ученика участвуют) Сценка.
Ведущий.
У одного богатого отца был сын – лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками, при том был очень расточителен. Отец отвез его в дальний аул и отдал одному кабардинцу в работники за один золотой в год.
Отец.
- Салам алейкум!
Будь добр, помоги моему горю. Приучи сына к труду.
Кабардинец.
- Алейкум салам!
Оставляй его добрый человек.
Ведущий. Но за год сын-лентяй ничему не научился. Зачем богатым родителя сын-работник? Но договор он выполнил. Через год говорит юноше:
Кабардинец.
- На тебе золотой, ступай домой, отдай отцу заработанные деньги.
Ведущий.
Приезжает сын домой, отдает отцу золотой, а сам песню напевает.
Отец.
- Посмотрим, какова цена золотого (бросает монету в реку), а сын песню напевает.
Ведущий. На другой год отец отдал сына на работу другому хозяину. И все повторилось, как в первый год.
Отец.
- Посмотрим какова цена золотого (бросает снова монету в реку, а сын все напевает)
Ведущий.
- На третий год отец отвез сына в дальний аул, отдал его в работники, но за работу не назначил никакой платы.
Хозяин.
- Надо зерно на мельницу свезти, мешки загрузить в арбу, прополоть кукурузу, в горы за дровами съездить, распилить и наколоть, уложить, а вечером отдохнешь.
Ведущий.
- Так прошел год. Сын - лентяй привык к работе, на руках натер большие мозоли.
Хозяин.
- Вот тебе два золотых. Заслужил ты их честным трудом, отпускаю тебя домой с чистой совестью.
Ведущий.
- Пришел сын к отцу и отдал ему два золотых. И как только он сделал движение, чтобы бросить их в реку, как сын бросился к нему и сказал:
Сын.
- Не бросай, отец, эти золотые в реку: они достались мне тяжелым трудом!
Учитель.
Так из поколения в поколение учат труду в адыгских семьях. И это стало традицией.
Да будет так!
…Вырос умным хлопцем сын –
На душе светло!
На земле хозяин он –
Сыну повезло.
Пусть прославят дети род
Делом своих рук!
Пусть трудом умелых рук
Радуют народ!
1 ученик.
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут,
Смеются солнцу, добрых ждут дождей
Живут адыги на земле моей.
Край мой родной.
2 ученик.
…Думы мои
Про Отчизну мою,
Вы и светлы,
И задорны,
И строги.
С нею расту,
Про нее пою,
С нею никогда
Не собьюсь я с дороги.
Учитель.
Но маленькая Кабардино - Балкария не смогла бы расцвести и дать своему народу силу, мужество и гордость, если бы не Россия.
Россия, как щедрая мать собрала под свое крыло малые народы, она бережет их культуру, традиции, обычаи, язык.
У каждого на свете есть , наверное,
Любимый уголок земли, такой
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа.
Более 450 лет адыги и русские мирно и дружно живут под одним небом.
У Агнии Барто есть небольшое стихотворение и, хотя оно имеет конкретного адресата, мальчика Вовку, каждое слово в нем передает суть отношений, которые помогают мирно жить всем народам, независимо от того на каком языке они говорят. Эта мысль заключена в словах «добрая душа», а суть этой души – открытость.
Агния Барто
Вовка – добрая душа
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
В России всем хватит места, голубого неба, яркого солнца, и это должен понять каждый, так мы сохраним мир и дружбу в нашей большой семье.
Учитель.
Вот и подошло к концу наше путешествие, на протяжении которого мы каждым словом пытались понять, как сделать нашу жизнь счастливой, насыщенной и богатой добрыми делами. И слова, написанные на плакате подводят нас к решению этой задачи.
«Хабзэ мышlэныр емыкlущ» - Тот, кто не знает законы, позорит не только себя, но и свой народ. (Адыгская пословица)
Живет адыгский народ.
Растит детей, сады сажает снова.
Он в мудрости и щедрости красив,
И в этом его правда и основа.
«Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Мы отправляемся к другим народам, чтобы увидеть их индивидуальность, «непохожесть» и в этой «непохожести» увидеть вечную красоту»
Дмитрий Лихачёв «Раздумья».
Мне бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, выразили на листе бумаги те чувства, мысли, которые переполняли вас во время этого путешествия. И это будет домашним заданием (ваши работы могут быть в виде рисунков, сочинений на тему «Моя малая родина»)
Фыпсэу, ныбжьэгъу лъапlэхэ!
ФIыкIэ дызэхузэ! Спасибо вам всем огромное. До новых встреч. Удачи, успехов вам всем!