СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие в "МИР КЛЕТКИ" 5 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теме "Клеточное строение организмов" 5 класс ФГОС. Урок -путешествие  по пройденным страничкам учебной книги. В ходе повторения учащиеся заполняют рабочий лист-опору, который поможет систематизировать изученный материал и выполнить контрольный тест по данной теме. 

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие в "МИР КЛЕТКИ" 5 класс ФГОС»

Урок - путешествие в МИР КЛЕТКИ

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

5 класс ФГОС


Сенькина Н.Н., учитель биологии МБОУ «СОШ №14»

г. Сергиев Посад, Московская область.



Цель урока:

- обобщить и закрепить знания о строении клетки;

- развитие у учащихся образную память, логическое мышление

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с материалом, отработка активного умения слушать выступающего, совершенствовать навыки самоконтроля.

УУД:

  • определение цели своего обучения

  • установление причинно-следственных связей строения организмов, их свойств, процессов жизнедеятельности и единства происхождения

  • рефлексия способов и условий действия в соответствии с решением практических и теоретических задач

  • умение формулировать выводы

  • Коммуникативные:

  • умение работать индивидуально

  • отстаивать мнение и позицию

  • Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения

  • Регулятивные:

  • Целеполагания

  • оценка учащимися качества и уровня усвоения материала

  • умение корректировать свои действия относительно заданного эталона

Планируемые результаты:

Предметные: у учащихся формируются первоначальные представления о

жизнедеятельности клетки

Личностные: учащиеся учатся организовывать свою работу, выполнять индивидуальные задания, формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живого

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: таблица «Строение растительной клетки», лупа, листы А4, презентация, микроскопы, дидактический материал, материал для моделирования клетки.

Ход урока

I. Организационно – мотивационный этап:

Учитель. Добрый день, ребята!

Давайте сядем удобно посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Учитель. Сказка о житие – бытие растительной клетки

Загляните на часок в нашу клетку-теремок,

В цитоплазме там и тут органоиды живут.

Там такое происходит - цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье в клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук, удивился б Роберт Гук.

В клетку пища проникает очень даже непростая,

Днем и ночью круглый год поступает кислород.

Должен пищу он окислить, а из клетки – углекислый.

Часть веществ построит клетку - так растет листок иль ветка.

Часть – отложится в запас.

Что не нужно, в тот же час - удаляется из клетки.

Коли пища поступает, клетка быстро подрастает.

Наступает миг деленья, это не одно мгновенье.

Длится рост и размножение столько, сколь живет растение.

И название «растение» получило объяснение.

Мы вам сказку рассказали, что о клетке вы узнали?

Сегодня наш урок необыкновенный.

Мы совершим путешествие по пройденным страничкам нашей учебной книги, т.е. вернемся к первым параграфам. Возьмите в руки учебник биологии и откройте его на странице 16

Мы не просто перелистаем страницы учебника, мы вспомним и закрепим все, что узнали о строении живых организмов, совершим путешествие в мир клетки.

Подведем итоги нашей работы, обобщим материал темы, кратко вспомнить историю развития клетки и повторим строение органоидов клетки.

Ребята! Вспомните все, что я сказала, подумайте и скажите, как же мы назовем тему сегодняшнего урока? (Ответы).

Запишем тему урока в рабочий лист

Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока? (Ответы).

Цель нашего урока следующая: знать строение клетки.

II. Актуализация пройденного материала.

1 Повторение и закрепление знаний

Повторение начинаем с вопросов (устные ответы учеников, после каждого ответа листаем учебник и делаем записи в рабочий лист, который лежит у каждого ученика на парте)

  1. Какие царства живых организмов вы знаете? (Бактерии, грибы, растения, животные).

  2. Какое строение имеет любой живой организм? (Клеточное).

  3. Как называется наука, изучающая клетку. (Цитология).

  4. С помощью чего мы можем рассмотреть клетки различных организмов? (С помощью увеличительных приборов). Стр. 30

  5. Как устроен микроскоп? Как узнать, какое увеличение дает микроскоп? Стр. 31

  6. Первые микроскопы были похожи на современные?

  7. Кто впервые увидел клетки? Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. «Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…» писал Р. Гуг в 1685 году. Эти ячейки получили название «клетки». Мы с вами сделали то же, что сделал Гук 300 лет назад. Слайд 3 (Приложение 3). Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток. Слайд 4 (Приложение 3). Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме.

  8. Какое строение имеет клетка? Назовите органоиды клетки?

Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая покрывает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах. Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Ребята! В рабочих листах, подпишите части клетки. (Приложение 1).

- какую функцию выполняет оболочка клетки?

- зачем в клетке нужна цитоплазма?

- какой органоид клетки принимает участие в деление?

- где находится клеточный сок в клетке и что в нем содержится?

- какие органоиды мы с вами не назвали?

  1. Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?

(Питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие и деление, размножение). Учитель: эти свойства есть и клетки!

Учитель. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.

  1. Какие вещества входят в состав клеток?

(Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников, они делятся на органические и неорганические).

  1. Как делится клетка? Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм.

  2. Что называют тканью? Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определенные функции, называют тканью.

  3. Какие виды тканей известны у растений? Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные.

  4. Чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани? Особенности строения клеток разных тканей связаны с выполняемой ими функцией.

Физкультминутка 3 минуты

III. Исполнительско – исследовательский этап.

Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. Проверьте сами себя – усвоили ли вы этот материал, о котором говорили сегодня на уроке.

Выполните контрольный тест устно. (Если останется время на уроке)

Контроль знаний, тест №1

Какие утверждения верны. (да +; нет -)

1. Все живые организмы состоят из клеток? (+)

2. Расти могут только растения? (-)

3. Размножение — это воспроизведение себе подобных? (+)

4. Растения и грибы относятся к одному царству? (-)

5. Ядро содержит одно или несколько ядрышек? (+)

6. Все клетки живых организмов имеют пластиды? (-)

7. Хромосомы находятся в ядре? (+)

8. Деление клеток лежит в основе размножения и развития организмов? (+)

- Взаимоконтроль - попарно под диктовку учитель.

Контроль знаний, тест № 2 . (Приложение)

IV. Подведение работы на уроке.

Учитель: Вот и заканчивается путешествие в чудесный и неповторимый мир клетки. Мир, который присутствует в каждом из нас. Вы сегодня хорошо поработали и по заслугам получаете оценки:

-   за работу на уроке;

-  за тестирование и работу по карточкам.

V. Домашнее задание.

1.     Повторить блок-схему «Общий план строения клетки».

2.     Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».

 

 







Технологическая карта урока «Урок - путешествие в МИР КЛЕТКИ

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» 5 класс ФГОС».




Этапы урока



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

I.Организационно – мотивационный этап

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Поиск формулирования темы урока через решение проблемного вопроса.

Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса – слайд

№1 – 5 презентации


Чему будет посвящена наша тема урока? Слайды

№6 – 7 презентации





Прослушивают и анализируют сказку « о житие – бытие растительной клетки»









Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.













Включаются в урок во взаимодействии с учителем.











Сотрудничество с учителем













Формулируют тему урока и записывают ее в рабочих листах

(Приложение 1).










Сопоставление известного материала с тем, что еще не известно.

2. Актуализация знаний. Повторение и закрепление знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося



Повторение начинаем с вопросов

1. Какие царства живых организмов вы знаете? (Бактерии, грибы, растения, животные).

2.Какое строение имеет любой живой организм? (Клеточное).

3.Как называется наука, изучающая клетку. (Цитология).

4.С помощью чего мы можем рассмотреть клетки различных организмов? (С помощью увеличительных приборов). Стр. 30

5.Как устроен микроскоп? Как узнать, какое увеличение дает микроскоп? Стр. 31

6.Первые микроскопы были похожи на современные?

7. Кто впервые увидел клетки?

8. Какое строение имеет клетка? Назовите органоиды клетки?

Слайды

9 – 20 презентации

Включаются в урок во взаимодействии с учителем.

Отвечают на вопросы учителя, заполняют рабочие листы.


Анализ известной информации

и её преобразование

Выделение понятий «цитология»,

Включаются в урок во взаимодействии с учителем.




Сотрудничество с учителем








Формулируют законы природы, записывают в рабочих листах


Сопоставление уже известного материала с тем, что еще не известно.




3. Исполнительско - исследовательский этап. Первичное закрепление

Цель: установить правильность усвоения нового материала, выявить неверные представления и их коррекция. Усвоение учащимися нового способа действия при работе с рабочими картами и формирование умений его применять.

Учитель предлагает выполнить исследовательскую работу.

Проверьте сами себя – усвоили ли вы этот материал, о котором говорили сегодня на уроке.


Слайды

38- 39 презентации


Выполняют исследовательскую работу.

Сравнивают и обобщают полученные знания о строении растительной клетки


Определение понятий.

Оболочка, ядро, цитоплазма митохондрии, лизосомы, пластиды и др.

Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные.

Овладение основными понятиями темы «Клеточное строение организмов»,

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

- адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок;

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

- выделять главное.

Осуществление совместной познавательной деятельности в группе и в сотрудничестве с учителем.


Пишут тест №1

Взаимоконтроль - попарно под диктовку учитель.


Проводят самооценку своим действиям.








Умение работать с разнообразными заданиями Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.


4. Физминутка


Демонстрация слайда

с упражнениями для глаз

Слайды

№19 – 23 презентации

Выполнение дыхательных и физических упражнений под музыку, повторяя движения за колобком на слайде презентации.






5. Самостоятельная работа и самопроверка.

Цель: применение нового знания в измененной ситуации, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий

Направляет деятельность учащихся на выполнение итогового контрольного теста по теме.

(Приложение 1).


Индивидуальная работа учащихся в рабочих листах по заданиям.

(Приложение 1). Самопроверка с опорой на слайды № 25-26 презентации

Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации.


Индивидуальная работа в рабочих листах.






Осуществление совместной познавательной деятельности








Контроль знаний, тест

2 . (Приложение 2)



Проводят самооценку своим действиям.


Умение давать самооценку своим действиям.




6. Включение в систему знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление изученного, выявление границы применимости нового знания, введение экологического аспекта

Подведение итогов урока. Введение экологического аспекта, через просмотр слайдов №27-34 презентации (Приложение 1).




Отвечают на вопросы учителя. Высказывают ранее усвоенные знания об охране планеты Земля от человеческого воздействия.


Воспроизведение и корректировка ранее усвоенных знаний, умение формулировать основные понятия.


Диалог с учителем и обучающимися.

Сотрудничество учителя и обучающихся; освоение разных способов коммуникаций.

Умение полно и точно выражать свои мысли.


Проводят самооценку полученным знаниям и умениям.


Осознание уровня качества сформированных знаний

7.Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Предлагает осмыслить свои действия на уроке и дать самооценку, используя для этого задание в рабочих листах (выбрать и подчеркнуть ответы, отражающие ваше отношение к уроку, используя таблицу рефлексии).

(Приложение 1).

Проводят самооценку своей деятельности на уроке индивидуально, с помощью рабочего листа.

Слайд №35 презентации (Приложение 1)


Индивидуальная работа в рабочих листах.

Диалог с учителем и обучающимися.

Открытость учащихся к передаче и осмыслению своих действий;

освоение разных способов коммуникаций.

Умение полно и точно выражать свои мысли.


Проводят самооценку деятельности на уроке.


Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.



9. Домашнее задание.

Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Консультирует и объясняет д/з. Повторить блок-схему «Общий план строения клетки».

Подготовить минисочинение на тему «Мое путешествие в мир клетки»

 

Слушают пояснения учителя, комментируют и записывают д/з

Слайд № 42 презентации (Приложение 1)






Приложение 1

Рабочий лист – опора учащегося

__________________________________________

Тема урока_____________________________________________________________



  1. Царства живых

организмов





  1. КЛЕТКА - _______________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Подпишите основные части растительной клетки.

2

1


1._________________________________

2

6

._________________________________ 3._________________________________

4

5

._________________________________

5._________________________________ 6._________________________________

7._________________________________




7

4

3


6



  1. П

    О

    -

    ризнаки живого

Д---

Ра-


Живой

организм


П--

Ро-



В


Раз-


клеточное строение




  1. ТКАЕНЬ = _________________ + ______________________________

  2. Подпишите виды тканей __________________________________________

__________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________






1

2

3

4

5




  1. Какую функцию выполняют клетки:

- образовательной ткани ________________________________________________

- покровной ткани _____________________________________________________

- механической ткани __________________________________________________

- основной ткани ____________________________________________________

- проводящей ткани __________________________________________________



ВЫВОД __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________



  1. Контроль знаний, тест №1


Какие утверждения верны. (да +; нет -)

1. Все живые организмы состоят из клеток?

2. Расти могут только растения?

3. Размножение — это воспроизведение себе подобных?

4. Растения и грибы относятся к одному царству?

5. Ядро содержит одно или несколько ядрышек?

6. Все клетки живых организмов имеют пластиды?

7. Хромосомы находятся в ядре?

8. Деление клеток лежит в основе размножения и развития организмов?

- Взаимоконтроль - попарно под диктовку учитель.


  1. Д/З Повторить блок-схему «Общий план строения клетки».

Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».









Лист самооценки

Поставьте себе оценку за урок:

  • Если Вы были внимательны и уверены, что все вопросы изучены вами, можете воспроизвести, то поставьте себе «5».

  • Если Вы были не весь урок внимательны, но в целом материал усвоили и можете ответить на вопросы, поставьте себе «4».


Я ставлю себе оценку: ___











Приложение 2.

ТЕСТ «Клеточное строение организмов» Вариант № 1

Часть А. Задания с одним вариантом ответа

А 1. Молодая клетка отличается от старой клетки тем, что в ней

А) мелкие вакуоли Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупные вакуоли

А 2. Наука, изучающая строение и функции клеток:

А) орнитология Б) микология В) цитология Г) ботаника

А 3. Благодаря делению и росту клеток организм:

А) дышит В) питается Б) растет и размножается Г) выделяет вредные вещества

А 4. Органические вещества клетки

А) углеводы Б) вода В) ионы натрия и калия Г) минеральные соли

А 5. Органические вещества клетки, выполняющие строительную функцию:

А) белки Б) жиры В) углеводы Г) нуклеиновые кислоты

А 6. Растительную клетку можно узнать по наличию в ней

А) ядра Б) оболочки В) цитоплазмы Г) хлоропластов

А 7. Первый ученый, обнаруживший с помощью микроскопа клетки:

А) Ч. Дарвин Б) М Шлейден В) Роберт Гук Г) В Вернадский.

А 8. Хлоропласты имеют окраску:

А) желтую Б) зеленую В) красную Г) бесцветную

Часть В.

В 1. Выберите три правильных ответа. Каждая клетка животных и растений:

А) дышит Б) питается В) имеет хлоропласты Г) растет и делится Д) образует питательные вещества, а свету.

В 2. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.


Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)_______, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут быть разных цветов.

Зелѐные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям…


СПИСОК СЛОВ 1.ядро 2. хлоропласт 3. клеточный сок 4. оболочка 5. Вакуоль

6. фотосинтез 7. пластиды


С1. Дайте характеристикй покровной ткани


_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________













Тест «Клеточное строение организмов» Вариант № 2

Часть А. Задания с одним вариантом ответа

А 1. Старая клетка отличается от молодой клетки тем, что в ней

А) нет вакуолей Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупные вакуоли

А 2. Форму растительной клетке придает

А) ядро Б) вакуоль В) оболочка Г) цитоплазма

А 3. Все живые организмы состоят из:

А) стеблей и листьев Б) корней и листьев В) корней и побегов Г) клеток

А 4. Неорганические вещества клетки

А) углеводы Б) нуклеиновые кислоты В) белки Г) минеральные соли

А 5.Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу ее потомкам

А) белки Б) жиры В) углеводы Г) нуклеиновые кислоты

А 6. Каждая клетка появляется путем деления:

А) межклеточного вещества Б) материнской клетки

В) органических веществ Г) минеральных веществ

А 7. Защищает все органы растения снаружи клетки:

А) проводящей ткани Б) покровной ткани

В) механической ткани Г) основной ткани

А 8. Основным запасом питательным веществом клубня картофеля является:

А) крахмал Б) вода В) белок Г) жир

Часть В.

В 1. Выберите три правильных ответа. Каждая клетка животных и растений имеет три главные части:

А) ядро Б) цитоплазму В) хлоропласты Д) оболочку


В 2. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.


Каждая клетка имеет плотную прозрачную (А)________. Под ней находится живое бесцветное вязкое вещество – (Б)_____, которая медленно движется. Внутри клетки находится небольшое плотное тельце – (В)_______, в котором можно различить (Г) ________. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение, в нем находится (Д)________.


СПИСОК СЛОВ

  1. Ядро. 2. Хлоропласт. 3. Цитоплазма. 4. Оболочка. 5. Вакуоль. 6. Ядрышко.

7. Хромосомы


С1. Почему наземные растения имеют механические ткани?


_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________












Фамилия ученика __________________________________________________ Вариант ___


МАТРИЦА ОТВЕТОВ

Часть А


А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8










Часть В 1 - _________________


Часть В 2

А

Б

В

Г

Д








С1.










Фамилия ученика ________________________________________________ Вариант ___




МАТРИЦА ОТВЕТОВ

Часть А


А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8










Часть В 1 - _________________


Часть В 2

А

Б

В

Г

Д








С1.
















МАТРИЦА ОТВЕТОВ Вариант 1

Часть А


А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А

В

Б

А

А

Г

В

Б


Часть В 1 - АБГ


Часть В 2

А

Б

В

Г

Д

5

3

7

2

6





МАТРИЦА ОТВЕТОВ Вариант 2

Часть А


А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

Г

В

Г

Г

Г

Б

Б

А


Часть В 1 - АБД


Часть В 2

А

Б

В

Г

Д

4

3

1

6

7








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!