Этапы, цель урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
Мотивационно -ориентировочн ый момент. (Оргмомент). Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, психологически настроить к общению и предстоящему занятию, создать атмосферу доброжелательности, доверительного отношения со стороны учителя и детей друг к другу. (2 мин.) | Здравствуйте, ребята. Все у парты ровно встали, Улыбнулись, подравнялись, Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор. | Взаимное приветствие, обучающиеся настраиваются на учебную деятельность, проверяя готовность своего рабочего места. |
Сообщение темы, целей урока. Этап подготовки учащихся к активному повторению усвоенных знаний. Цель: сообщить тему, основную цель урока, подготовить учащихся к повторению пройденного материала. Эвристическая беседа. Проверка домашнего задания. Цель: проверить знания уча-щихся по теме ; умеют ли составлять с фразеологиз- мами небольшие тексты. Выяснить, зачем нужно употреблять фразеологизмы в речи. (3 мин.) | Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по столице необыкновенного государства, имя которому Фразеология. Но въезд в эту страну разрешён только при наличии визы. Чтобы её получить, вы должны ответить на вопросы. У тех, кто справится, золотой жетон появится! - Ребята, а вы помните, почему страна, куда мы отправляемся, называется Фразеологией? - Что такое фразеология? - А что такое фразеологизмы? Приведите примеры. - Чтобы ответить на вопрос, за- чем употребляют фразеологиз- мы в речи, вы должны были до- ма поработать с текстом : заме- нить выделенные слова фра- зеологизмами и сравнить 2 получившихся текста. Давай- те проверим, что получилось. - Молодцы! Вы справились с домашним заданием. У вас есть необходимые знания, которые позволяют выдать вам визы для пересечения границы этого государства и осмотра всех достопримечательностей его столицы. Всех въезжающих сюда туристов хозяева приветствуют очень распространённым фразеологизмом, обозначающим приветствие, вежливое приглашение прийти, приехать. Что же это за слова? Назовите этот известный всем фразеологизм. (Добро пожаловать!) -Верно! Итак, граница открыта. Вы отправляетесь в путешествие, где вас ждёт очень много неожиданных встреч и сюрпризов, нелёгких испытаний, преодолевая которые. Вы будете зарабатывать себе иностранную валюту, Покинув эту страну, вы обменяете её на школьные отметки. - Итак, мы начинаем знакомиться с достопримечательностями города. | Ученики открывают тетради, записывают число, классная работа, тему урока. Ответы учащихся: - Слово фразеология произошло путём сложения 2 греческих слов: phrasis (фрасис)– выражение, оборот речи и logos (логос) – слово, понятие, учение. -Раздел лингвистики, который изучает фразеологизмы. - Это устойчивые сочетания, которые имеют неизменный порядок слов. Например: жить на широкую ногу, бить баклуши, лить колокола… Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы воро- ны не нашли. Вороны любят сыр. Об этом еще дедушка Крылов писал! Уже видно, что вороны нашли сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья! Сейчас незаметно украдут. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появи- лась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Уда- лилась, чтобы ее не поймали. Когда сороки догадались обо всем, лиса была уже далеко. Так и надо сорокам! Нечего было от сыра отвлекаться да спорить! Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от ра- дости стали совет держать, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны –известные любительницы сыра. Об этом еще дедушка Крылов писал! Уже видно, что вороны нюхом почуяли наход- ку. Вот одна кружится, потом другая, третья! Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа. Спорили сороки, стреко- тали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись - лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам! Не надо было ворон считать. Судите сами! Ответ очевиден: фразеологизмы украшают речь, делают её образной, выразительной, эмоциональ- ной! Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли! |
Этап повторения и обобщения изученного материала. (35 мин.) Цель: установить осознанность усвоения учащимися изученного материала, глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся. Дифференцированная работа. Цель: вспомнить, что такое синонимы, антонимы, фразеологизмы с животными, объяснять их значения. | А теперь выбираем, куда пойти... В этом городе чего только нет: музей, зоопарк, школа, справочное бюро, картинная галерея , зал игровых автоматов, государственное учреждение, знаменитая площадь Фразеологизмов! Всем повсюду не успеть. Разделимся на группы, кто куда направится. А нужна помощь – добро пожаловать в Справочное бюро! 1 группа отправится в зоопарк. Но, чтобы пройти туда, вам надо пересечь две улицы: Синонимов и Антонимов. Ваш путь преграждает полицейский, который требует выполнить следующие задания: Подберите к фразеологизмам синонимы. Кот наплакал, сломя голову, в тот же миг, видимо – невидимо. Подберите к фразеологизмам антонимы. Как кошка с собакой, за словом в карман не полезет, от горшка два вершка, рукой подать. - Задания успешно выполнены, и вот мы в зоопарке. Вспомните, какие животные живут во фразеологизмах? Впишите вместо точек названия жителей зоопарка. Объясните значения фразеологизмов. Пишет как …лапой Делить шкуру неубитого… На сердце… скребут Топает как … Трусливый как … Ползёт как… … наплакал … не клюют - Молодцы! | Ответы учащихся: С гулькин нос, капля в море, раз – два и обчёлся. Во всю прыть, что есть духу, в мгновение ока, не успеешь моргнуть. Сию минуту, не отходя от кассы, по горячим следам. Тьма – тьмущая, с три короба, пруд пруди, как собак нерезаных. Душа в душу. Язык проглотил, воды в рот набрал. Верста коломенская. За тридевять земель, куда Макар телят не гонял. Курица Медведя Кошки Слон Заяц Черепаха Кот Куры |
(Выборочный диктант – 5 мин.) Цель: учиться находить в тексте фразеологизмы, объяснять их значения. | - 2 группа пойдёт в школу фразеологизмов. Вы должны прочитать сказку, найти и выписать 10 фразеологизмов. Кашу маслом не испортишь. - Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. - Прекрати стук! –сказал папа. А Саша стучит. - Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голо- ве теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. - Отдай! - Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. - Я машину чиню. А бабушка: « Всему своё вре- мя». - Зачем молоток унесла? - Ему про Ерёму, а он про Фо- му. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, позд- но уже, все спят. - Не все: мы не спим. - Ну, хватит воду в ступе то- лочь. Марш в кровать. Папа сказал: «Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка». А бабушка говорит: «Кашу мас-лом не испортишь». | Ответы учащихся: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано - сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, Русским языком сказано, воду в ступе толочь. |
(5 мин.) Цель: учиться с помощью словаря давать лексическое значение фразеологизмов. | - 3 группа отправится в музей фразеологизмов. ЗАДАНИЕ: Приготовьте речь экскурсово- да, отвечая на вопросы: - Что обозначают эти фразео- логизмы? - Каково их происхождение? - Дайте современное толкова- ние этих фразеологизмов. - Встреча - на площади фразеологизмов. Проверяем задания 3 групп. Молодцы! | Ответы учащихся: Ариаднина нить. Из буквального словосочета- ния Ариаднина нить, то есть клубок ниток, принадлежав- ший Ариадне, дочери критского царя Миноса. Ариадна помогла афинскому герою Тезею убить Минотавра ( полубыка – получеловека) и выбраться из лабиринта с помощью нити, прикреплён- ной у входа. В современном языке этот фразеологизм обозначает способ, помогающий выйти из трудного положения. Авгиевы конюшни. Из буквального словосочета- ния Авгиевы конюшни, то есть громадные конюшни Авгия, царя Элиды. По мифу, эти конюшни, которые не уби- рались 30 лет, Геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей. В современном языке этот фразеологизм обозна- чает очень загрязнённое место, запущенное помеще- ние. Ахиллесова пята. Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс. В современном языке этот фразеологизм обозначает уязвимое место, слабую сторону. |
Физкультминутка. (5 мин.) Цель: расслабиться и отдохнуть на уроке. | -Ребята, вы хорошо поработали. Теперь пора и отдохнуть! Сейчас мы послу- шаем частушки – фразеушки. В них вы услышите фразеологи- ческие обороты со словом «ухо». | Выступление учащихся. Ставьте ушки на макушки, Слушайте внимательно. Мы частушки – фразеушки Пропоем старательно. Жужжит в уши педагог на уроке тему, Но не может сам понять странную проблему: В одно ухо у ребят тема залетает, Не проходит двух минут – в другое вылетает. Нерадивый ученик – голова два уха – С неохотою урок слушал краем уха. Не ведет он даже ухом на совет своих друзей, Не видать ему пятерок так, как собственных ушей. Медведь ухо отдавил Васе при рождении, И теперь мычит, рычит он на уроке пения. До ушей краснеет Вася – петь не получается, Уши вянут у других – а он во всю старается. Мы в столовую влетаем, видим – Петя там сидит, Пиццу ест, а за ушами у него уже трещит. Хохотать все начинают, рот у всех аж до ушей, Успокоиться не могут, хоть завязочки пришей. Мы пропели фразеушки, верьте вы своим ушам, Не ушами надо хлопать, а учиться лучше нам. Мы надеемся, куплеты не прошли мимо ушей, Не тужить чтоб в жизни, нужно быть с наукою дружней! |
Тренировочные задания. (5 мин ). Творческая работа. Цель: проверить умение учащихся продолжать фразеологизмы. | - Внимание на экран! Как и в любом городе, в столице фразеологизмов есть, где развлечься. Мы добрались до зала игровых автоматов. Пропуском сюда будет выполнение такого задания: Дрожит как …, катается как…, выводить на …, держать в …, поразить как…, вариться в …, сидеть …, знать как… | Ответы учащихся: … осиновый лист, … сыр в масле, …чистую воду, …ежовых рукавицах, … гром среди ясного неба, … собственном соку, … сложа руки, … свои пять пальцев. |
(5 мин.) (Индивидуальная работа). Цель: назвать правильно фразеологизм по картинкам. | - Следующий объект нашего маршрута – картинная галерея. И здесь нас ждёт испытание. Вот рисунки, сделанные известными художниками, но они почему-то забыли дать названия своим картинам. Сделайте это вы при помощи фразеологических оборотов. Для просмотра предлагаются рисунки с изображением фразеологических оборотов в их прямом понимании. | Ответы учащихся: Как рыба в воде, класть зубы на полку, на воре шапка горит, водить за нос, как кошка с собакой, спустя рукава, как курица лапой, море по колено, как с гуся вода, волчий аппетит. |
ное учреждение. (5 мин.) (Самостоятельная работа в виде цифрового диктанта). Цель: учиться находить среди словосочетаний фразеологизмы, отличать синонимичные фразеологизмы от антонимичных. | - Следуем дальше. Перед нами - важное государственное учреждение. Вход сюда раз- решён только коренным жи- телям (фразеологизмам). Но кто-то удачно замаскировал - ся под них и пытается про - никнуть в здание. Их не пус - кают, хотя все желающие по - пасть сюда мало чем отличают-ся друг от друга. Как вы думаете , кого не пропустят в здание и почему? Найдите этих самозванцев в словосо - четаниях. А) 1- является фразеологиз- мом. 2- не является фразеоло- гизмом. Ходил растерянный, разоб- лачить обман, семи пядей во лбу, трудно отыскать, хорошо потрудиться, как в воду опущенный, вывести на чис- тую воду, очень умный, днём с огнём не найти, засучив ру- кава. Б) 1- синонимичные фразео- логизмы. 2 - антонимичные фра- зеологизмы. Положить зубы на полку – за- тянуть поясок, вывести на чистую воду - водить за нос, попасть впросак – сесть в ка- лошу, без сучка без задорин- ки – как по маслу, рукой по- дать – у чёрта на куличках, кот наплакал – с гулькин нос, по воде вилами писано – бабушка надвое сказала, стреляный воробей – тёртый калач, бить баклуши – работать не сгибая спины. | Код: 2, 2, 1, 2, 2, 1, 1, 2, 1, 1. Код:1, 2, 1, 1, 2, 1, 1, 1, 2. |
Этап информации о домашнем задании. (2 мин.) Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | Вот наше путешествие подош- ло к концу. Я надеюсь, что оно вам понравилось, вы приобре- ли новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзья-ми, вы не будете забывать использовать их в своей речи, а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из трудных ситуаций. Давайте попрощаемся, поже- лаем друг другу всего самого доброго, И сделаем это тоже при помощи известных фразео-логизмов. каком – либо деле, начи-нании. (С Богом!) жизни, благополучия. (Многие лета) - Итак, ребята , пора открыть дневники и записать домашнее задание. -1 группа (1 уровень, сильные ученики) получают в качестве домашнего задания кроссворд, ответами в котором являются фразеологизмы. - 2 группе (2 уровень, средние ученики) предлагается тест. Найди соответствия. 1. Как снег на голову 2. Держать язык за зубами 3. Намять бока 4. Не в бровь, а в глаз a) Метко b)Набить c)Молчать d)Неожиданно Продолжи фразеологиз- мы, используя слова для справок (форму слов можно изменить) 1. Дрожит как 2. Держать в ежовых рукавицах 3. Вариться в собственном 4. Выводить на чистую a)Вода b)Осиновый лист c)Рукавицы d)Сок Вычеркни «четвёртый лишний» в каждом столбце. 1. a)Хоть пруд пруди b)Кот наплакал c)Тьма-тьмущая d)Яблоку негде упасть 2. a)Во все лопатки b)Сломя голову c)Черепашьим шагом d)В мгновение ока 3. a)Слово в слово b)Тютелька в тютельку c)Вилами на воде писано d)Комар носа не подточит 4 a)Попасть впросак b)Попасть на седьмое небо c)Попасть в переделку d)Попасть в переплёт - У 3 группы (3 уровень, слабые ученики) задание называется « С головы до ног». Вас приглашают на аукцион слов ГОЛОВА, НОГИ, ГЛАЗА. Кто больше фразеологизмов с их участием приведёт, того награда ждёт! - Остаётся пожелать Вам плодотворной работы дома. | Ученики записывают домашнее задание. Смотрите слайд в презентации. Ответы смотрите на слайде в презентации. Ответы: хоть кол на голове теши, иметь голову на плечах, ходить на голове, сложить голову, поставить с ног на голову, посыпать голову пеплом, окунуться с головой во что- то, быть о двух головах. Глаза разбежались, есть глазами, бросаться в глаза, с глазу на глаз, делать большие глаза, бить в глаза, не в бровь, а в глаз, в глаза не знать, правда глаза колет, глаза на мокром месте. Со всех ног, встать на ноги, встать с левой ноги, ног под собой не чуять, путаться под ногами, сбиться с ног, идти в ногу, потерять почву под ногами… |
Итоги, выводы урока. ( Рефлексия ) (3 мин.) Цель: дать анализ успешности урока, подвести итоги. | - Мы благополучно покинули страну Фразеологию и её госте-приимную столицу. Теперь давайте подведём итоги. (Подсчитывается количество жетонов, заработанных каждым учащимся, и выставля-ется оценка за урок). - Ребята, где именно в столице Фразеологии Вам было интере- сно? - Для чего нужно использовать в речи фразеологизмы? - К каким выводам мы пришли? - Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, насколько сегодня вы были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно; разобрались с темой; умеете применять свои знания. (Сидят за партами – плохо, слабо; Просто стоят – хорошо; Стоят, руки вверх – отлично). - Молодцы, ребята! До встречи на следующем уроке. | - Разные ответы учащихся. Дети подают дневники для выставления оценок. |