Урок: «Путешествие во времени» . Как человек появился на Земле.
Цели: организовать работ учащихся по изучению представлений о предках человека, первых людях появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении строения и поведения в процессе исторического развития; развивать у детей воображение.
Задачи:
*помочь в осознании и осмыслении материала о древних предках человека, первых людях появившихся на Земле, их образе жизни, усложнений строения и поведения в процессе исторического развития;
*способствовать развитию обще учебных навыков;
*способствовать развитию мышления школьников;
*способствовать формированию эмоционально – ценностного отношения к миру.
Основное содержание темы.
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека; дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Какие существа ученые считают предками человекообразных обезьян и человека? Каковы черты сходства и отличия человекообразных обезьян, древних людей и современного человека? Какое значение для древних людей имело умение изготавливать орудия труда?
Виды деятельности (элементы содержания, контроль).
Тестовый контроль, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с учебником.
Планируемые результаты
Предметные:
Научиться давать сравнительную характеристику человекообразным обезьянам, древним людям и современному человеку; познакомиться с основными этапами эволюции человека; видеть взаимосвязь между появлением, совершенствованием орудий труда и этапами развития человека.
Метапредметные:
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных источников.
Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей
Личностные: Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы; формирование научного мировоззрения.
Ход урока
1.Проверка знаний полученных на прошлом уроке.
Тесты
1.Что такое планктон?
а) множество живых существ, парящих в толще воды
б) мелкие организмы на дне морей
в) мельчайшие организмы, парящие в поверхностных слоях водоемов
2. Отложение известняка происходит
а) на поверхности воды
б) в коралловых рифах
в) на больших глубинах океана
3. О каком сообществе идет речь?
«Множество живых существ, активно плавающих в воде. Водоросли, лучевики, рачки – все они мелкие и обычно имеют на теле выросты, щетинки, чтобы вода лучше поддерживала их. Активно плавают различные рыбы, киты, кальмары.
а) сообщество кораллового рифа
б) сообщество поверхности воды
в) сообщество толщи воды
4. Найдите лишнее.
а) актинии
б) звезды
в) кальмары
5. «То ли цветы, то ли животные?» Карл Линней отнес их к животным. Кто это?
а) морские звезды
б) планктон
в) кораллы
2. Введение в тему. Определение темы урока.
Слайд №1
Эпиграф урока
Не говори, что жизнь - игрушка В руках бессмысленной судьбы, Беспечной глупости пирушка И яд сомнений и борьбы. Нет, жизнь - разумное стремленье Туда, где вечный свет горит, Где человек, венец творенья, Над миром высоко царит.
Учитель читает слова Семена Надсона. Обращает внимание на то, что есть на Земле вид живых организмов, способный рассуждать о смысле жизни. Этот вид имеет название … (Человек разумный)
Слайд №2
- Раздел курса введения в биологию, который мы начинаем изучать, называется «Человек на Земле».
На нашей планете обитает огромное количество живых организмов.
- В какие группы объединены живые организмы? (Царства).
- К какому из них по вашему мнению относится человек? (Животные)
- Почему? (Сходство внешнего строения, особенностей жизнедеятельности)
- Всегда ли человек был таким, каким является сейчас?
- Как бы вы сформулировали тему урока? (Название темы урока)
Слайд №3
Тема урока:
«Как человек появился на земле»
Задачи урока:
1.Изучить, как человек появился на Земле? 2.Какие факторы повлияли на его появление и распространение? 3.Какой образ жизни вели первобытные люди?
Слайд №4
Актуализация знаний о человеке.
- Какие вопросы о человеке, его происхождении есть у вас? (Всегда ли жил человек на Земле? Когда он появился? Как выглядел человек раньше?) Предлагает попробовать ответить на них тем учащимся, кто знает ответ. Учитель никого не поправляет, не обозначает ошибок и неточностей, т.е. принимаются все ответы.
Изучение нового материала в игровой форме «Путешествие во времени»
Слайд №5
Учитель предлагает ребятам сформировать две группы и отправиться в путешествие во времени.
Каждая группа имеет на столе планшет с изображением кайнозойской эры по периодам, несколько коробочек с картинками человека (австралопитека, человека умелого, человека прямоходящего, неандертальца, кроманьонца и предка человека дриопитека). Орудия с помощью которых древние люди охотились, выделывали шкуру. Украшения. Пещера, хижины и т. п. - весь набор для того чтобы наглядно изобразить в виде макета эволюционное развитие человека и его быт. В группах некоторые ребята заранее подготовили сообщения и играют роль ученых.
Слайд№6
Ученые полагают, что человек появился от обезьяны, но это не те современные человекообразные обезьяны: шимпанзе, гориллы, орангутанги которых мы видим в передачах о животных или на фотографиях в учебниках, или в зоопарке.
Слайд №7
Первый «ученый» - ученик (рассказ, ребята устанавливают картину событий на планшете).
Дриопите?ки
(Dryopithecus, от греч. δρυ?ς — дерево и π?θηκος — обезьяна) — род вымерших человекообразных обезьян, известный по ряду остатков, найденных в Восточной Африке и Евразии. Жили примерно 12—9 миллионов лет назад. В длину он был 60 см, и, возможно, имел более длинные передние конечности, с помощью которых передвигался с ветки на ветку, как современные орангутаны. Дриопитеки обитали на деревьях и питались, вероятно, ягодами и фруктами, так как найденные коренные зубы покрыты очень тонким слоем эмали. Учёные полагают, что для дриопитеков был характерен стадный образ жизни.
Слайд №8
Кто родственник, а кто является предком человека?
У человекообразных обезьян и человека существуют общие предки – это дриопитеки
Слайд №9
Второй «ученый» - ученик (рассказ, ребята устанавливают картину событий на планшете).
Австралопитеки
от лат. australis — южный и др.-греч. π?θηκος — обезьяна)
Постепенно условия жизни на Земле стали меняться, в результате чего более сухой климат отодвинул их леса, на смену которым пришли африканские степи и саваны. Так, одни из дриопитеков остались жить в саваннах, из-за чего около 4 млн. лет назад появился новый вид животных – Австралопитеки. Останки этих животных были найдены впервые на юге Африки. Внешне они очень напоминали обезьян, хотя передвигались на задних конечностях, вследствие того, что им приходилось жить в очень высокой траве. При этом передние конечности освободились, и австралопитеки могли использовать при необходимости палки или камни. Впоследствии этот вид вымер, но именно от него около 2 млн. лет назад появился самый первый человек – Человек умелый
Слайд №10
Третий «ученый» - ученик (рассказ, ребята устанавливают картину событий на планшете).
Человек умелый высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo
Человек умелый, который изготавливал те орудия труда, которыми пользовался, мог строить самые примитивные жилища, а по некоторым данным даже умел пользоваться огнем. Размер и объем мозга Человека умелого был гораздо больше, чем у Австралопитека, хотя в сравнении с современным человеком значительно меньше. Ростом Человек умелый был 1 – 1,5 м и весом 30 – 50 кг
Внешность его архаична: крупные надбровные валики, выдвинутая челюсть, слегка приплюснутый нос, но особые выпуклости черепа свидетельствуют о том, что, скорее всего, у них уже был развит центр речи. А из-за того, что гортань отличалась от гортани современного человека, речь была нечленораздельна. У Человека умелого был четко выражен половой диморфизм – самки и самцы значительно отличались. По способу питания, скорее всего, это были вегетарианцы (употребляли растительную пищу), хотя некоторые ученые полагают, что в их рацион входило также и мясо.
Слайд №11-12
Четвертый «ученый» - ученик (рассказ, ребята устанавливают картину событий на планшете).
Человек прямоходящий
На смену этому виду приблизительно 1,5 млн. лет назад пришел Человек прямоходящий. Он был значительно крупнее Человека умелого и изготавливал, использовал более совершенные орудия труда. По мнению ученых, именно у Человека прямоходящего начала появляться членораздельная речь. Эти люди широко распространились: покинули Африку, переселились в Европу и Азию. Именно они дали начало третьему виду людей – Человеку разумному (Homo Sapiens).
Слайд №13
Пятый «ученый» - ученик (рассказ, ребята устанавливают картину событий на планшете).
Неандерта?лец, человек неандертальский (лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis;
появились приблизительно 200 тыс. лет назад, а назвали их так, потому что впервые останки были обнаружены возле реки Неандерталь (Германия).
Жили они главным образом в Европе, где тогда был суровый климат, поэтому неандертальцы научились использовать шкуры животных для утепления жилищ и изготовления одежды.
Охотились они на крупных животных: шерстистого носорога, мамонта, пещерного медведя.
Слайд №14
Шестой «ученый» - ученик (рассказ, ребята устанавливают картину событий на планшете).
Кроманьонцы появились около 40 тыс. лет назад. А своему названию обязаны гроту Кро-Маньон (Франция), где впервые нашли их останки.
Внешним видом они напоминают современных людей. Также имели большие и сложные орудия труда.
Кроманьонцы оставили наскальные надписи, которые изображали сцены из их жизни.
Удивительным является тот факт, что именно этот вид людей одомашнил первых животных – собак.
Слайд №15
Петроглифы– наскальные рисунки, которые, как правило, изображают сцены охоты, реже – фигуры людей или ритуальные маски. Подобные творения доисторического искусства разбросаны по всему миру: их находят и в Казахстане, и в Сибири, и в Испании, и в Италии
Слайд №16
Всех современных людей относят к виду – Человек разумный (Homo Sapiens). Внутри вида есть подразделения на расы:
1. Европеоидная (белый цвет кожи, узкое лицо, тонкие губы, цвет глаз от голубого до карего, мягкие прямые волосы).
Расы появились, потому что человек многолетиями приспосабливался к условиям существования и как следствие, некоторые черты стали более выраженными, а некоторые – менее заметными.
Слайд №17
В истории жизни на Земле массовое вымирание видов 65 млн лет назад ознаменовало собой начало новой, продолжающейся и сегодня, кайнозойской эры.
Эра кайнозоя ознаменовалась появлением первой разумной жизни на Земле — человека разумного.
Человек сформировался в результате длительного эволюционного развития.
Слайд №18
Ребята заполняют таблицу одновременно с созданием макета.
стадия
Особенности строения и образ жизни
Способ ходьбы
Употребление огня
Развитие головного мозга и речи
Слайд №19
Рефлексия (конец путешествия)
Появление человека было связано с рядом существенных изменений:
Появление человека было связано с рядом существенных изменений:
1. Ходьба человека изменилась, возникновение
прямохождения
3. Формирование руки как
органа труда.
4.Облекчение челюстного аппарата в связи с использованием
огня
5.Увеличение объема головного мозга в связи с развитием
мышления, сознания, речи
6.В связи с изменениями происходило развитие общественных
отношений
Слайд №20
Задание на дом:
Параграф №27, стр. 128-135
Ответить на вопросы
Составить примерную схему эволюции человека.
Подготовьтесь к дискуссии «Каким вы видите человека будущего?»
Слайд №21
Источник:
Учебник «Введение в биологию» А.А Плешаков, Н.И. Сонин.
Просмотр содержимого документа
«Урок: «Путешествие во времени» . Как человек появился на Земле.»
Урок «Как человек появился на земле»
Неверова Н.Ф. –учитель биологии МБОУ СШ №10 города Димитровграда Ульяновской области
Не говори, что жизнь - игрушка В руках бессмысленной судьбы, Беспечной глупости пирушка И яд сомнений и борьбы. Нет, жизнь - разумное стремленье Туда, где вечный свет горит, Где человек, венец творенья, Над миром высоко царит.
Семён Надсон
Раздел курса введения в биологию, который мы начинаем изучать, называется «Человек на Земле».
На нашей планете обитает огромное количество живых организмов.
В какие группы объединены живые организмы?
Царства
Назовите известные вам царства
Вирусы
Бактерии
Грибы
Растения
Животные
Как бы вы сформулировали тему урока?
К какому из них по вашему мнению относится человек?
Почему?
Сходство внешнего строения, особенностей жизнедеятельности
Всегда ли человек был таким, каким является сейчас?
Тема урока:
«Как человек появился на земле»Задачи урока:
1.Изучить, как человек появился на Земле? 2.Какие факторы повлияли на его появление и распространение? 3.Какой образ жизни вели первобытные люди?
Какие вопросы о человеке,
его происхождении есть у вас?
Всегда ли жил человек на Земле?
Когда он появился?
Как выглядел человек раньше?
ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ
Ученые полагают, что человек появился от обезьяны, но это не те современные человекообразные обезьяны: шимпанзе, гориллы, орангутанги которых мы видим в передачах о животных или на фотографиях в учебниках, или в зоопарке.
Дриопите́ки
(Dryopithecus, от греч. δρυός — дерево и πίθηκος — обезьяна) — род вымерших человекообразных обезьян, известный по ряду остатков, найденных в Восточной Африке и Евразии. Жили примерно 12—9 миллионов лет назад. В длину он был 60 см, и, возможно, имел более длинные передние конечности, с помощью которых передвигался с ветки на ветку, как современные орангутаны. Дриопитеки обитали на деревьях и питались, вероятно, ягодами и фруктами, так как найденные коренные зубы покрыты очень тонким слоем эмали. Учёные полагают, что для дриопитеков был характерен стадный образ жизни.
Кто родственник, а кто является предком человека?
У человекообразных обезьян и человека существуют общие предки – это дриопитеки
Австралопитеки
(от лат. australis — южный и др.-греч. πίθηκος — обезьяна). Постепенно условия жизни на Земле стали меняться, в результате чего более сухой климат отодвинул их леса, на смену которым пришли африканские степи и саваны. Так, одни из дриопитеков остались жить в саваннах, из за чего около 4 млн. лет назад появился новый вид животных – Австралопитеки. Останки этих животных были найдены впервые на юге Африки. Внешне они очень напоминали обезьян, хотя передвигались на задних конечностях, вследствие того, что им приходилось жить в очень высокой траве. При этом передние конечности освободились, и австралопитеки могли использовать при необходимости палки или камни. Впоследствии этот вид вымер, но именно от него около 2 млн. лет назад появился самый первый человек – Человек умелый
Человек умелый высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo
Человек умелый, который изготавливал те орудия труда, которыми пользовался, мог строить самые примитивные жилища, а по некоторым данным даже умел пользоваться огнем. Размер и объем мозга Человека умелого был гораздо больше, чем у Австралопитека, хотя в сравнении с современным человеком значительно меньше. Ростом Человек умелый был 1 – 1,5 м и весом 30 – 50 кг
Внешность его архаична: крупные надбровные валики, выдвинутая челюсть, слегка приплюснутый нос, но особые выпуклости черепа свидетельствуют о том, что, скорее всего, у них уже был развит центр речи. А из-за того, что гортань отличалась от гортани современного человека, речь была нечленораздельна. У Человека умелого был четко выражен половой диморфизм, самки и самцы значительно отличались. По способу питания, скорее всего, это были вегетарианцы (употребляли растительную пищу), хотя некоторые ученые полагают, что в их рацион входило также и мясо.
Человек прямоходящий
На смену этому виду приблизительно 1,5 млн. лет назад пришел Человек прямоходящий. Он был значительно крупнее Человека умелого и изготавливал, использовал более совершенные орудия труда. По мнению ученых, именно у Человека прямоходящего начала появляться членораздельная речь. Эти люди широко распространились: покинули Африку, переселились в Европу и Азию. Именно они дали начало третьему виду людей - Человеку разумному (Homo Sapiens).
Неандерта́лец,человек неандертальский (лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis;
появились приблизительно 200 тыс. лет назад, а назвали их так, потому что впервые останки были обнаружены возле реки Неандерталь (Германия).
Жили они главным образом в Европе, где тогда был суровый климат, поэтому неандертальцы научились использовать шкуры животных для утепления жилищ и изготовления одежды.
Охотились они на крупных животных: шерстистого носорога, мамонта, пещерного медведя.
Кроманьонцы появились около 40 тыс. лет назад. А своему названию обязаны гроту Кро - Маньон (Франция), где впервые нашли их останки.
Внешним видом они напоминают современных людей. Также имели большие и сложные орудия труда.
Кроманьонцы оставили наскальные надписи, которые изображали сцены из их жизни.
Удивительным является тот факт, что именно этот вид людей одомашнил первых животных – собак.
Петроглифы – наскальные рисунки, которые, как правило, изображают сцены охоты, реже – фигуры людей или ритуальные маски. Подобные творения доисторического искусства разбросаны по всему миру: их находят и в Казахстане, и в Сибири, и в Испании, и в Италии
Всех современных людей относят к виду – Человек разумный (Homo Sapiens). Внутри вида есть подразделения на расы:
1 . Европеоидная (белый цвет кожи, узкое лицо, тонкие губы, цвет глаз от голубого до карего мягкие прямые волосы).
Расы появились, потому что человек многолетиями приспосабливался к условиям существования и как следствие, некоторые черты стали более выраженными, а некоторые менее заметными.
В истории жизни на Земле массовое вымирание видов 65 млн лет назад ознаменовало собой начало новой, продолжающейся и сегодня, кайнозойской эры .
Эра кайнозоя ознаменовалась появлением первой разумной жизни на Земле — человека разумного.
Человек сформировался в результате длительного эволюционного развития.
1250-1600см³
1400—1740 см³
900—1200 см³
600—700 см³
530 см³
Рост
175—180 см
Рост
около 165 см
Рост
120—150 см
Рост до 120 см,
Масса тела-40-50кг.
Рост 120—140 см
Кроманьонец
-40-30 лет
Неандерталец
-1млн.лет
Человек прямоходящий
-2млн.лет
Человек умелый
-4млн.лет
Австралопитек
-5млн.лет
стадия
Дриопитеки (вымершие древесные антропоиды)
Особенности строения и образ жизни
Способны ориентироваться в окружающем пространстве за счет слуха, объемного зрения; рука способна к хватанию, удерживанию и бросанию предметов; жили на деревьях, строили гнезда; стадный образ жизни помогал в защите от хищников, передаче опыта.
Австралопитеки (5,5 млн. лет)
Способ ходьбы
Употребление огня
Человек умелый (2,6 млн лет)
Лазали по деревьям
Жили на равнинах, употребляли мясную пищу; пользовались палками, камнями, костями животных для защиты и нападения; рост120-140 см, вес 20-40 кг.
Человек прямоходящий (питекантроп)
Один из видов австралопитеков; первые проблески сознания; переход от использования предметов в качестве орудия труда к их изготовлению
Нет
Развитие головного мозга и речи
Ходили по земле на двух ногах
Неандерталец (150 тыс. лет)
Рост около 170 см; черепная коробка более низкая чем у современного человека, без подбородочного выступа, лицевая часть больше мозговой
На двух ногах наклоняясь вперед
Нет
Рост 155-158 см, коренастые ; низкий скошенный лоб с сильно развитыми надбровными дугами и слабо развитым подбородочным выступом; жили в пещерах
Кроманьонец (50 тыс. лет)
На двух ногах, слегка наклоняясь вперед
Нет
Объем мозга 500-600 см3
Рост до 180 см; высокий прямой лоб, нет надглазничного валика, развит подбородочный выступ