СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-размышление по рассказу Е.Габовой "Двойка по поведению"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок внеклассного чтения

Просмотр содержимого документа
«Урок-размышление по рассказу Е.Габовой "Двойка по поведению"»

2

Технологическая карта урока литературыв 5 классе

по рассказу Е.Габовой «Двойка по поведению»

Учитель – Забоева Т.В.

МАОУ «СОШ № 21 с углубленным изучением немецкого языка»


  1. Тема урока: «Любовь бывает разной —... »

  2. Тип урока: урок-размышление

  3. Цель урока - пробудить в детях чувства доброты, понимания, отзывчивости

  4. Технологии урока: интерактивный метод обучения, элементы игровой технологии (ролевая игра).

  5. Формы организации деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.

  6. Опорные понятия: писатель, портрет, эпиграф, ключевые слова, сильная позиция текста, автор, герой, цитата.

  7. Межпредметные связи:литература, русский язык, изобразительное искусство.

  8. Образовательные ресурсы:презентация о писательнице, презентация к тексту, тексты рассказа «Двойка по поведению».


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку (проверка отсутствующих, состояния рабочих мест, внешнего вида учащихся, организация внимания).

Приветствуют учителя, психологически настраиваются на работу.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству.

Личностные: формирование стартовой мотивации к обучению.

Мотивация учебной деятельности

Демонстрирует портретписательницы. Открывает тему, которая не сформулирована до конца.Задает опережающий вопрос урока. Обращается к эпиграфу.

Знакомятся с портретом Е.Габовой, узнают главный вопрос.Начинают думать над опережающим вопросом урока, строить гипотетические утверждения.Определяют цель урока: понять смысл рассказа.

Регулятивные: нацеленность на выполнение действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:готовность организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

Помогает в расшифровке названия рассказа.

Уточнение предмета обсуждения при определении ключевых слов в названии рассказа. Выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять смысл прочитанного.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли

Постановка и формулирование проблемы

Помогает выявить ключевой вопрос урока, ответ на который особенно важен для понимания смысла рассказа.

Поиск ответа на вопрос: «Двойка по какому поведению?»

Познавательные:уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи.

Процессное планирование деятельности

Помогает понять, что своими действиями хотел доказать Валерка

Осознание того, почему и зачем надо быть внимательным друг другу, отрытым и понимающим

Регулятивные: осознание пользы получения новой информации.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии культур и религий.

Процесс решения проблемы

Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. Помогает с помощью вопросов понять смысл рассказа.

Анализируют рассказ, отвечают на вопросы. Групповая работа по формулировке трех проблемных вопросов. Рассказ от первого лица истории мальчика. Лексическая работа.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст.

Коммуникативные: уметь понимать прочитанное.

Личностные: формирование способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Применение знаний и умений

Организует групповую работу, дает творческое задание.

Осмысление темы и вывода урока.

Познавательные: уметь синтезировать и переосмысливать полученную информацию.

Коммуникативные: корректировать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.

Рефлексия

Организует рефлексию после предметно-чувственной деятельности учащихся.

Самопознание и раскрытие своей индивидуальности с помощью совета главному герою

Познавательные:осмысление собственных действий.

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Оценивание и самооценивание

Выявление самооценки учащихся, побуждение их к аналитическому оцениванию собственного впечатления от урока и своих результатов.

Осуществляют устную самооценку собственной учебной деятельности (для словесного высказывания учащиеся выбирают любой из предложенных вопросов).

Регулятивные:контроль и оценка процесса и результата деятельности, самодиагностика и самокоррекция.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Домашнее задание

Мотивация, инструктирование по выполнению вариативного домашнего задания. Какими добрыми мыслями я хотел бы поделиться с друзьями? Написать письмо Валерке или подобрать музыкальное произведение на эту тему.

Запись домашнего задания в дневник.

Познавательные: смысловой просмотр информации, свободный выбор более интересного задания.

Регулятивные: принятие самостоятельного решения при выборе задания.

Коммуникативные: планирование самостоятельной деятельности, направленной на результат.

Личностные: формирование мотивации к индивидуальной деятельности.



Конспект урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Самоопределение к деятельности.

Цель. Включение в деятельность

Приветствие. Включение в деятельность – задание – на каких ценностях, по вашему мнению, должны строиться дружеские отношения?

Высказывают свои размышления по предложенному вопросу с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Проверка Домашнего задания.

Сообщения и презентации подготовленных учащихся о Е.Габовой

Ответ на вопросы:

– Какая тема является основной в творчестве писательницы?


Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.







Отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

умение делать выводы, обобщения

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, если эпиграф: «Самое прекрасное – то, чего не увидишь глазами». (Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц»)

- Что для вас является тем «прекрасным», что вы не можете увидеть глазами?

Пожалуйста, подумайте

Подсказка: картинки о первой любви, о влюбленности

Одним из самых прекрасных чувств на земле – является любовь. Ее мы не всегда можем разглядеть. Можем иное чувство принять за любовь. И тема нашего урока сегодня –

«Любовь бывает разной —...».

- А что же такое для вас любовь?

запишите слова, которые приходят на ум, когда мы говорим о любви

Предполагают, о чем будем говорить на примере прочитанного дома произведения Е.Габовой «Двойка по поведению»





Ответы учеников









Запись темы урока



Ответы учеников



Ассоциативный ряд (кластер)

делятся своими ответами, выбирают 3 самых важных характеристики любви.

Познавательные УУД:

постановка и формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы.

IV.«Открытие» учащимися новых знаний. Работа с текстом

Цель.

Отработать навык анализа текста, познакомить с понятиями «фабула» и «сюжет»




Испытанию любви подвергаются практически все герои различных произведений, различных авторов. Я предлагаю рассмотреть данную проблему на основе рассказа Е.Габовой.

Работа по содержанию рассказа.

– Кто является главными героями рассказа?

– Вспомните, с чего автор начинает повествование?

– Кто такой Валерка? И в какой момент мы узнаем о нем?

– Что вам показалось необычным?



Работа с литературоведческим словарем. Понятия «фабула» и «сюжет».





– Восстановите хронологию событий в рассказе.







-Что предшествовало случившемуся, «2» по поведению?

А ведь вчера еще все было хорошо (эпизод – Валерка и Таня на прогулке).

-Каким мы видим главных героев во время прогулки

-какой был Валерка? (для школы, для дома, для себя)

-он всегда такой? Какая художественная деталь говорит об обратном?

- Когда Валерка заметил, что Таня не такая, как все девчонки?

- почему же он так жестоко поступил с Таней?

– Как Таня реагирует на поведение одноклассника?

– Охарактеризуйте поведение Валерки в то время, когда он учинил расправу над Таней?

- понял ли мальчишка жестокость своего поступка?

–почему слезы злые, а не слезы обиды?











Отвечают на вопросы.











Выразительное чтение отрывков





Находят лексическое значение терминов, записывают в тетрадь.

Фабула – события в их хронологической последовательности, которые положены основу сюжета.

Сюжет – события в произведении, расположенные согласно замыслу автора для достижения определенной художественной цели.

Чтение начала 3 абзаца





Найти ключевые фразы, которые записываются в тетради

Ответы подтверждаем цитатами










Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. находить в тексте разные виды информации;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию.

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

V. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

Составление характеристики главного героя.

Ответ на вопросы:

–Какие черты характера героя помогают понять, что герой неоднозначен?

– Проанализировав рассказ, какой вывод мы можем сделать?




Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о Валерке.

(которые основаны на взаимопонимании, доверии, уважении друг к другу, любви)

Личностные результаты:

1. формирование понятий о семейных ценностях и взаимоотношениях;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VI. Самостоятельная работа по тексту

Цель –тренировать способность к самоконтролю



Вопросы для размышления:

– Почему рассказ называется «Двойка по поведению»?

- двойка по какому поведению?

– С какой целью автор использует фабулу?





Работают в парах (обсуждение, составление ответа – НАДО УМЕТЬ…) записать 3 совета






Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VII. Итог урока. Рефлексия

Цель –зафиксировать новое содержание

  1. – О чем вас заставил задуматься этот рассказ?

  2. – Достигли ли мы в ходе урока поставленной учебной задачи?

  3. – Как вы оцените свою деятельность на сегодняшнем занятии?

Ответы на вопросы.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII. Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: «какими словами вы хотели бы обратиться к Валерке?»

Написать письмо Валерке




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!