Урок-размышление
«Путешествие по стране Добра и Зла»
Цели: раскрыть понятия «добро» и «зло», учить сравнивать их, изображать красками, анализировать;
Развивать мышление, устную речь, умение фантазировать, пополнять словарный запас;
Воспитывать доброе отношение к окружающим, сострадание к ближнему, внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: иллюстрации с изображением цариц, их приближенных, конверт с письмом, плакат с пословицами, рисунки детей.
Ход урока:
Организационный момент.
-Сегодня у нас необычный урок. Мы поговорим о Добре и Зле.
Сообщение темы урока.
-Ребята, давайте улыбнемся, чтобы дарить радость, добро, уважение друг другу и нашим гостям.
- Умеем ли мы быть внимательными, беречь друг друга?
-Для чего человеку нужны руки?
-Можно ли общаться с помощью рук?
-Как?
-А могут ли руки быть добрыми?
-Когда?
-А злыми бывают наши руки?
-Докажите?
-Потрогайте руки друг друга.
-Что можете сказать о них?
-Могут ли такие добрые, ласковые руки обидеть человека?
-А могут ли руки помочь подружиться?
-А если вам захочется обидеть, толкнуть, стукнуть кого-то, то о каких руках вы вспомните?
-А было ли у вас такое желание обидеть своего товарища?
-Хорошо ли это?
-Почему?
(звучит спокойная музыка)
-Теперь закройте глаза и попробуйте представить, как выглядит «добро»?
-Как, по-вашему, может выглядеть «зло»?
-Что представили при слове «добро»?
-Что представили при слове «зло»?
-Какие слова можете подобрать к слову «зло»?
-Перед уроком было задание нарисовать «добро» и «зло». Вот что получилось.
(на одном стенде развешаны рисунки детей на тему «Добро», на другом стенде – на тему «Зло»)
-Почему так нарисовали?
-Какие краски использовали при изображении «зла»?
-Пока вы рассказывали, к нам пришло письмо от жителей сказочной страны.
«Дорогие ребята! У нас беда! В стране захватила власть страшная Злобуля. Она замуровала в стену все добрые слова, веселые песни, смех и сделала своими приближенными Жадность, Зависть, Грубость, Ложь, Жестокость. Теперь у нас хмуро даже днем. Все обижают друг друга, сплетничают. Помогите нам! Вы, наверное, знаете волшебные слова, которые помогут нам стать веселыми и добрыми».
-От кого нам, ребята, пришло письмо?
-Что делать?
-Согласны ли вы помочь жителям сказочной страны?
-А вот и сама Злобуля со своими приближенными.
(открывается рисунок с изображением Злобули, а рядом ее приближенные –человечки-таблички)
жадность щедрость
Злобуля Добруля
грубость ласка
ложь правда
зло добро
-Прочитаем вместе их имена.
-Давайте попробуем превратить эти слова в их противоположные значения.
-Имя царицы Злобуля. Придумайте новое противоположное имя царицы.
-Чтобы царица Добруля вступила в свои полноправные права, необходимо ей помочь.
(Исполняется песня Шаинского «Улыбка»)
-Вот и рассеялись злые чары. Остались только добрые слова, а с ними ожили и смех, и веселые песни. В стране стала править Добруля.
3. Обобщение.
-Люди издавна ценили человеческую доброту, уважали добрых людей, поэтому придумано много пословиц о доброте.
-Какие пословицы о доброте знаете вы?
«Доброе братство лучше богатства».
«Худо тому, кто добра не делает никому».
-Мы с вами избавились от грубых слов. Давайте подумаем, каких поступков нам необходимо избегать?
-И люди будут отвечать тебе тем же. Не даром в народе говорится: «За добро добром и платят».