СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-размышление по рассказу А. Платонова "Юшка" Без доброты и сострадания нет человека...

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

С творчеством Андрея Платоновича Платонова мы знакомы давно.  Платонов – писатель, для которого важна и бесценна жизнь во всех ее проявлениях: он чувствует и понимает боль коровы, у которой отняли детеныша, он восхищается неизвестным цветком, который изо всех сил стремиться выжить на бесплодных камнях. Но самое главное для Платонова - это человек, который живет так, что после него остается яркий свет на земле.

Просмотр содержимого документа
«Урок-размышление по рассказу А. Платонова "Юшка" Без доброты и сострадания нет человека...»



Урок-размышление по рассказу А. Платонова "Юшка"

Без доброты и сострадания нет человека...


Цели урока:

Образовательные:

- восстановить и углубить сведения о биографии писателя;

- вырабатывать умение давать характеристику литературным персонажам, главному герою;

- продолжить формирование навыка работы с учебником; помочь ребятам - - глубже осмыслить содержание рассказа.

Развивающие:

- развитие мыслительных операций: анализ, обобщение;

- моделирование ситуаций, разрешение проблемных ситуаций, развитие коммуникативных способностей;

- развитие умения формулировать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, не стесняться своих эмоций

- развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения и находить ответы на вопросы, которые автор ставит перед ними;

Воспитательные:

- воспитывать милосердное отношение к окружающим людям и активную гражданскую позицию к происходящему вокруг.

С творчеством Андрея Платоновича Платонова мы знакомы давно. Платонов – писатель, для которого важна и бесценна жизнь во всех ее проявлениях: он чувствует и понимает боль коровы, у которой отняли детеныша, он восхищается неизвестным цветком, который изо всех сил стремиться выжить на бесплодных камнях. Но самое главное для Платонова - это человек, который живет так, что после него остается яркий свет на земле.


Эпиграфы к уроку:

Я человек, я живу на прекрасной живой земле. Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник, – писал А. Платонов.


– Что ты ищешь, Диоген, днем с фонарем? –спрашивали его афиняне.

– Я ищу человека, - отвечал он.

– Кого именно? Меня? Его?

– Ищу человека, - повторял мудрец, вглядываясь в лица своихсограждан, и продолжал свой путьпо городской площади.


Что вы думаете об этом? Какого человека искал Диоген? Что он понимал под этим словом? Почему во встречных людях не находил человека?


О чем это заставляет вас задуматься?


А теперь обратимся к рассказу Платонова «Юшка». И начнем мы наш разговор с того, понравился ли вам рассказ? Какие чувства он в вас пробудил? Что вам понравилось или не понравилось более всего?


Автор дает подробный литературный портрет главного героя.

Давайте проведем ДжотТотс. 1-3-5 столы пишут слова, словосочетания, касающиеся внешних данных Юшки. 2-4 столы пишут сочетания слов об образе жизни Юшки. Затем, как из пазлов картину, из этих сведений мы составим рассказ-описание о том, как выглядел и чем занимался Юшка. У вас з минуты.


Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. “Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы”. Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он – подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую.


Когда мы видим таких слабых, тихих, больных людей, какое чувство мы к ним испытываем? Жалость, желание помочь.


А в рассказе все по-другому. Давайте сравним. Посмотрим на нашего героя с разных точек зрения.

Участники № 1 – вы дети

Участники № 2 – вы взрослые

Участники № 3 – вы девочка Даша, дочь кузнеца

Участники № 4 – вы веселый прохожий

В течение 5 минут вы напишете, кого вы видите перед собой? Кто он и какой он Юшка.

Теперь проведем Ралли Робин. У каждого участника для ответа будет 30 секунд.


Итак, обратимся к детям

ДЕТИпо натуре своей счастливы и добры. Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?


А сейчас попробуем провести небольшой психологический этюд. Работаем с текстом в парах по плечу. Найдем сцену ДЕТИ И ЮШКА. Участники 1 проанализируют действия детей, и продиктуют глаголы участникам № 4, которые их запишут. Участники 2 понаблюдают, что делает Юшка, а участник 4 запишут его действия. У вас 3 минуты.

ДЕТИ:

переставали играть, бежали, кричали…

поднимали ветки и бросали…

снова окликали, бросали, трогали и толкали…

опять толкали и кидали комья земли…

сильнее толкали…кричали вокруг Юшки…

делали слишком больно…

РАДОВАЛИСЬ…

ЮШКА:

ничего не отвечал и не обижался…

шел тихо и не закрывал лицо…

шел и молчал..

не трогал и не отвечал…

говорил…

РАДОВАЛСЯ…      

Вас ничего не удивило в этом списке глаголов?

Сопоставим поведение героев.Герои ведут себя по-разному, а вывод одинаковый -


Чему радуются дети? Чему радуется Юшка?

Сконструируем мысленно ситуацию. Возьмите камень в руку. Смогли бы вы бросить им в Юшку? В больную собаку? В старушку? В малыша?

Вы уверены в этом? ПОЧЕМУ? А как вы поняли, что ты не сможете ударить?


А теперь вопрос к вам: вообразите себя незримым свидетелем того, как дети кидали в Юшку комья земли и ветки,толкали старика и кричали вокруг него. Смоделируйтеситуацию: КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Может быть, вы хотите что-либо детям сказать?

Как сам Юшка объясняет поведение детей и почему он на них не обижается?


ВЗРОСЛЫЕ знают жизнь, разбираются в людях. Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Почему и взрослые иногда обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки?


Как ты это понял? Что заставило тебя так думать?


ДАША (по-своему любит Юшку и жалеет его)

Почему она говорит, лучше бы ты помер?


Прав ли Юшка, когда говорит Даше, что его народ любит? Что отвечает Даша?

Юшка на возражения Даши ответил: “Он меня без понятия любит. Сердце в людяхбывает слепое”. Представьте себе человека со слепым сердцем. Как вы понимаете это выражение?

Почему вы так решили?

“Слепое сердце” бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.


Попробуйте сформулировать антоним понятия «слепое сердце»Какое это сердце? Что это значит?

У каких людей бывает «доброе… сердце»? На что способны такие люди? Знаете ли вы людей с добрым сердцем?

НА ДОСКЕ

Терзать – мучить, издеваться, рвать на части Сострадать – жалеть, сочувствовать, хотеть помочь


Чем помешал Юшка веселому прохожему?

(Встреча с веселым прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Ни на кого не похожий, Юшка кажется ему ненужным, лишним в этом мире. И впервые кроткий, молчаливый, смиренный Юшка не молчит, возражает обидчику.)

Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?

Юшка осознает свою ценность в этом мире (“Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…”.) Платонов говорит о первозданной ценности любой человеческой жизни, неповторимости всякого человека…

Хотел ли веселый прохожий смерти Юшки?


Скажите, пожалуйста, друзья мои, мог ли такой человек, как Юшка, быть лишним на этой земле? Почему? Еще почему?


– Проститься с Юшкой пришли все люди. Возможно, чье-то слепое сердце прозрело, пусть ненадолго. Однако без Юшки жить стало хуже. Почему? Попробуйте объяснить этот парадокс.


Какую память оставил о себе Юшка после своей смерти?

К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всем, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.


– Да, именно благодаря девушке-врачу в городе узнают имя человека, которого все привычно называли Юшкой, – Ефим Дмитриевич.

Ребята, а вы знаете, что означают имена Ефим и Дмитрий?

Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью.

Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.

Имя Дмитрия восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные не плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.


Еще один вопрос. А каким люди Юшку никогда не видели, и каким автор только нам его показывает? ЗАЧИТАТЬ. МУЗЫКА

Какие чувства вы испытали при прослушивании этого отрывка.

Как этот отрывок характеризует Юшку?


Как вы думаете, если бы у тех людей была возможность узнать другого Юшку, которого знаем мы, благодаря автору, изменили бы они свое отношение к Юшке?

Подумайте секунд 15. Кто считает, что изменилось бы – встаньте.

Кто считает, что отношение людей к Юшке при жизни все равно не изменилось бы – встаньте.

Приведем доводы за и против.


Можем ли мы знать о человеке все? Есть ли у нас в жизни такой рассказчик, который бы раскрыл нам внутреннюю красоту человека, сокрытые в нем достоинства? Значит, о чем мы должны всегда помнить, прежде чем делать выводы о человеке? Каким мы должны изначально принимать человека? Хорошим. Почему? Плохое видится сразу, хорошее может быть глубоко внутри человека.

Есть ли хорошее в каждом человеке? В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ЕСТЬ.


ДЗ: написать письмо Ефиму Дмитриевичу о том, как живется современным юшкам среди нас.


Человек, как звезда, рождается

Средь неясной, тревожной млечности

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается

Век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!