Урок-размышление по рассказу А. Платонова "Юшка"
Без доброты и сострадания нет человека...
Цели урока:
Образовательные:
- восстановить и углубить сведения о биографии писателя;
- вырабатывать умение давать характеристику литературным персонажам, главному герою;
- продолжить формирование навыка работы с учебником; помочь ребятам - - глубже осмыслить содержание рассказа.
Развивающие:
- развитие мыслительных операций: анализ, обобщение;
- моделирование ситуаций, разрешение проблемных ситуаций, развитие коммуникативных способностей;
- развитие умения формулировать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, не стесняться своих эмоций
- развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения и находить ответы на вопросы, которые автор ставит перед ними;
Воспитательные:
- воспитывать милосердное отношение к окружающим людям и активную гражданскую позицию к происходящему вокруг.
С творчеством Андрея Платоновича Платонова мы знакомы давно. Платонов – писатель, для которого важна и бесценна жизнь во всех ее проявлениях: он чувствует и понимает боль коровы, у которой отняли детеныша, он восхищается неизвестным цветком, который изо всех сил стремиться выжить на бесплодных камнях. Но самое главное для Платонова - это человек, который живет так, что после него остается яркий свет на земле.
Эпиграфы к уроку:
Я человек, я живу на прекрасной живой земле. Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник, – писал А. Платонов.
– Что ты ищешь, Диоген, днем с фонарем? –спрашивали его афиняне.
– Я ищу человека, - отвечал он.
– Кого именно? Меня? Его?
– Ищу человека, - повторял мудрец, вглядываясь в лица своихсограждан, и продолжал свой путьпо городской площади.
Что вы думаете об этом? Какого человека искал Диоген? Что он понимал под этим словом? Почему во встречных людях не находил человека?
О чем это заставляет вас задуматься?
А теперь обратимся к рассказу Платонова «Юшка». И начнем мы наш разговор с того, понравился ли вам рассказ? Какие чувства он в вас пробудил? Что вам понравилось или не понравилось более всего?
Автор дает подробный литературный портрет главного героя.
Давайте проведем ДжотТотс. 1-3-5 столы пишут слова, словосочетания, касающиеся внешних данных Юшки. 2-4 столы пишут сочетания слов об образе жизни Юшки. Затем, как из пазлов картину, из этих сведений мы составим рассказ-описание о том, как выглядел и чем занимался Юшка. У вас з минуты.
Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. “Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы”. Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он – подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую.
Когда мы видим таких слабых, тихих, больных людей, какое чувство мы к ним испытываем? Жалость, желание помочь.
А в рассказе все по-другому. Давайте сравним. Посмотрим на нашего героя с разных точек зрения.
Участники № 1 – вы дети
Участники № 2 – вы взрослые
Участники № 3 – вы девочка Даша, дочь кузнеца
Участники № 4 – вы веселый прохожий
В течение 5 минут вы напишете, кого вы видите перед собой? Кто он и какой он Юшка.
Теперь проведем Ралли Робин. У каждого участника для ответа будет 30 секунд.
Итак, обратимся к детям
ДЕТИпо натуре своей счастливы и добры. Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?
А сейчас попробуем провести небольшой психологический этюд. Работаем с текстом в парах по плечу. Найдем сцену ДЕТИ И ЮШКА. Участники 1 проанализируют действия детей, и продиктуют глаголы участникам № 4, которые их запишут. Участники 2 понаблюдают, что делает Юшка, а участник 4 запишут его действия. У вас 3 минуты.
ДЕТИ:
переставали играть, бежали, кричали…
поднимали ветки и бросали…
снова окликали, бросали, трогали и толкали…
опять толкали и кидали комья земли…
сильнее толкали…кричали вокруг Юшки…
делали слишком больно…
РАДОВАЛИСЬ…
ЮШКА:
ничего не отвечал и не обижался…
шел тихо и не закрывал лицо…
шел и молчал..
не трогал и не отвечал…
говорил…
РАДОВАЛСЯ…
Вас ничего не удивило в этом списке глаголов?
Сопоставим поведение героев.Герои ведут себя по-разному, а вывод одинаковый -
Чему радуются дети? Чему радуется Юшка?
Сконструируем мысленно ситуацию. Возьмите камень в руку. Смогли бы вы бросить им в Юшку? В больную собаку? В старушку? В малыша?
Вы уверены в этом? ПОЧЕМУ? А как вы поняли, что ты не сможете ударить?
А теперь вопрос к вам: вообразите себя незримым свидетелем того, как дети кидали в Юшку комья земли и ветки,толкали старика и кричали вокруг него. Смоделируйтеситуацию: КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Может быть, вы хотите что-либо детям сказать?
Как сам Юшка объясняет поведение детей и почему он на них не обижается?
ВЗРОСЛЫЕ знают жизнь, разбираются в людях. Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Почему и взрослые иногда обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки?
Как ты это понял? Что заставило тебя так думать?
ДАША (по-своему любит Юшку и жалеет его)
Почему она говорит, лучше бы ты помер?
– Прав ли Юшка, когда говорит Даше, что его народ любит? Что отвечает Даша?
– Юшка на возражения Даши ответил: “Он меня без понятия любит. Сердце в людяхбывает слепое”. Представьте себе человека со слепым сердцем. Как вы понимаете это выражение?
Почему вы так решили?
“Слепое сердце” бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.
Попробуйте сформулировать антоним понятия «слепое сердце»Какое это сердце? Что это значит?
У каких людей бывает «доброе… сердце»? На что способны такие люди? Знаете ли вы людей с добрым сердцем?
НА ДОСКЕ
Терзать – мучить, издеваться, рвать на части Сострадать – жалеть, сочувствовать, хотеть помочь
Чем помешал Юшка веселому прохожему?
(Встреча с веселым прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Ни на кого не похожий, Юшка кажется ему ненужным, лишним в этом мире. И впервые кроткий, молчаливый, смиренный Юшка не молчит, возражает обидчику.)
– Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?
Юшка осознает свою ценность в этом мире (“Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…”.) Платонов говорит о первозданной ценности любой человеческой жизни, неповторимости всякого человека…
– Хотел ли веселый прохожий смерти Юшки?
Скажите, пожалуйста, друзья мои, мог ли такой человек, как Юшка, быть лишним на этой земле? Почему? Еще почему?
– Проститься с Юшкой пришли все люди. Возможно, чье-то слепое сердце прозрело, пусть ненадолго. Однако без Юшки жить стало хуже. Почему? Попробуйте объяснить этот парадокс.
– Какую память оставил о себе Юшка после своей смерти?
К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всем, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.
– Да, именно благодаря девушке-врачу в городе узнают имя человека, которого все привычно называли Юшкой, – Ефим Дмитриевич.
Ребята, а вы знаете, что означают имена Ефим и Дмитрий?
Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью.
Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.
Имя Дмитрия восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные не плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
Еще один вопрос. А каким люди Юшку никогда не видели, и каким автор только нам его показывает? ЗАЧИТАТЬ. МУЗЫКА
Какие чувства вы испытали при прослушивании этого отрывка.
Как этот отрывок характеризует Юшку?
Как вы думаете, если бы у тех людей была возможность узнать другого Юшку, которого знаем мы, благодаря автору, изменили бы они свое отношение к Юшке?
Подумайте секунд 15. Кто считает, что изменилось бы – встаньте.
Кто считает, что отношение людей к Юшке при жизни все равно не изменилось бы – встаньте.
Приведем доводы за и против.
Можем ли мы знать о человеке все? Есть ли у нас в жизни такой рассказчик, который бы раскрыл нам внутреннюю красоту человека, сокрытые в нем достоинства? Значит, о чем мы должны всегда помнить, прежде чем делать выводы о человеке? Каким мы должны изначально принимать человека? Хорошим. Почему? Плохое видится сразу, хорошее может быть глубоко внутри человека.
Есть ли хорошее в каждом человеке? В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ЕСТЬ.
ДЗ: написать письмо Ефиму Дмитриевичу о том, как живется современным юшкам среди нас.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.