Литература
Урок развития критического мышления по рассказу Р.Брэдбери «Дракон»
«У нас, землян, есть дар разрушать великое и прекрасное»
«Марсианских хрониках» Р. Брэдбери
(Эпиграф появляется на доске после прочтения и анализа рассказа)
1. Мотивация (Портрет Р.Брэдбери)
-Что вы можете сказать об этом человеке? …. Это писатель – фантаст Р.Брэдбери… Чтобы лучше понять творение писателя, необходимо знать реалии его жизни. Ребята подготовили биографический экспресс-блок. Послушаем их. (презентация)
2. Целеполагание
-Вы любите читать фантастику? Почему она вас так привлекает?
-Как вы думаете, откуда рождаются фантастические образы? Они ведь нереальны?….
Задача: сегодня мы познакомимся с одним рассказом писателя. Но будем читать его не целиком, а по частям. Как вы думаете, почему я это вам предлагаю?....Что ж попытаемся отгадать загадку смысла текста.
3. 1. Усвоение нового материала
-Прочитаем название и уже начнем отгадывать. «Дракон».
-Запишите ассоциативный ряд к слову дракон в тетрадях.
-Какой цветовой и звуковой ряд у этого слова?
-Только ли отрицательные ассоциации возникают с этим образом?
-В каких странах дракон является священным животным?
-Сделаем вывод: дракон существо мифическое, сказочное. Во многих культурах, в том числе и русской, дракон обычно злобное существо, которое наносит урон людям, сжигает их земли, ворует девушек, губит детей. В восточных странах дракон символизирует силу и превосходство, храбрость и героизм, благородство и стойкость, божественное происхождение….
-О чём же будет рассказ? Как вы думаете, в названии данного рассказа заложена тема или идея произведения?
3.2.-Прочитаем первую часть рассказа «Дракон» и попробуем ответить на вопрос: какое настроение создаёт экспозиция?(Приложение 1)
-Как автор создаёт ощущение тревоги( лексический ряд: «ничего не шелохнется», «долгие годы..ни одна птица», «затерянного», «пустыни», «только ночь», «тьма струится по жилам», метафоры: «щит небосвода», «дыхание ночи»..)
-С чем ассоциируется слово щит? От чего он защищает?
-Почему «притворялись живыми мелкие камушки»? (Жизнь иллюзорна, никакого движения..)
-Почему такая тишина (Вечность, страх..) Найдите ещё одно описание в тексте, где подтверждаются наши выводы («По сумрачному краю, где царили тьма….»)
-Попробуем создать кластер к ключевому слову Вечность(создадим тематическую группу слов, выбрав их из текста) (Приложение 2)
-Об этом безвременье говорит и один из героев («Нет, нет, здесь, на равнине, нет Времени…») Автор, кажется, настаивает на том, что только Вечность, а не Время…
-Что мы узнаём из диалога о героях? Какие детали описания указывают на это?
-Можно ли определить характеры героев, послушав их разговор?
-Как речь характеризует героев.
-Откуда появляется дракон? (текст) Чьими глазами мы видим дракона? С помощью чего автору удаётся создать картину ужаса надвигающегося чудовища. (Глаголы, звуковые и цветовые эпитеты)
-Наносил ли ущерб этот дракон жителям данного города? (Только тем, кто путешествует в одиночку)
-Так зачем же сражаться, просто не ходить в одиночку по этому ущелью? (Неслучайно герои рыцари, а не крестьяне или кто-то другой)
-По каким законам жили рыцари? (Вспоминают… проводился урок В Скотту «Айвенго» «Кто выше, кто сильнее»)
-Они знают, что идут на смерть? («Мы ищем не сна, но смерти», «Затаи страх в душе, но не забудь меч и латы», «Да будем уповать на Господа» Жертвы ради блага.)
-Как можно назвать, одним словом, фразы «Мы ищем не сна, но смерти», «Затаи страх в душе, но не забудь мечи латы»? (девизы рыцарей, крылатые фразы, слоганы)
-Как действуют рыцари? (Текст)
3.3. Попробуем выдвинуть прогноз: как пройдёт бой?.....
3.4. Чтение сцены боя.
-Оправдался прогноз?
-Как описан дракон?
-Могли ли герои победить дракона? Знали, что погибнут и всё равно сражались. Посмотрим, как описан их последний в жизни бой? Какие глаголы находит автор? (Кратко, ярко, градация, асидетон…динамика, звук) Бой по законам рыцарской чести. Какие чувства у вас вызывает поступок рыцарей?
3.5. Прогназируем: что произойдёт дальше? Расскажет ли автор, откуда дракон? Покажет земное горе?
3.6. Чтение заключительной части рассказа.
-Неожиданный поворот? Но ведь Рэй Брэдбери фантаст! И нельзя было от него ожидать тривиального конца рассказа.
-Что принимали рыцари за ужасного чудовища?
-Откуда же примчался этот скорый поезд? (Из будущего, столкновение на перекрёстке времени, параллельные миры….) Но неужели Рэй Брэдбери написал этот рассказ только для того, чтобы напугать нас возможностью столкновения с другим миром? Проанализируем диалог машинистов.
(Им тоже страшно. Они тоже боятся непонятного. Попытка предупредить была, но не было понимания. Получается, что будущее не хочет понимать прошлое. )
-В начале урока мы говорили, что в разных мифологиях дракон воспринимается по-разному. Дракон в рассказе - это плод прогресса, который должен человеку нести (он и несёт) благо. Но с точки зрения рыцарей, которые живут по законам чести, этот дракон уничтожает их физическую, духовную и культурную жизнь, и их долг победить чудовище, чтобы не было страха в их домах. Будущее к прошлому равнодушно, безразлично. Оно убивает прошлое ничуть об этом не сожалея, а прошлое не может сопротивляться, потому что оно прошлое. Но ведь будущее тоже когда-нибудь станет прошлым….
- В «Марсианских хрониках» Р. Брэдбери написал: «У нас, землян, есть дар разрушать великое и прекрасное». Можно ли взять эти слова эпиграфом к нашему уроку? Обоснуйте свой ответ.
4. Я предлагаю высказать письменно свою точку зрения, поучаствовав в обсуждении на форуме любителей рассказов Р.Брэдбери. ( Выход в Интернет или распечатка высказываний. Пишут своё мнение на листах) Если вы пока затрудняетесь высказаться, то напишите, чьё мнение из участников форума вам интересно, понятно, близко или с чьим мнением вы не согласны и почему.(Приложение3)
5. Выводы. Самооценка. Домашнее задание. Подведём итоги нашей работы.
-Почему же всё-таки я предлагала вам читать текст по частям? Справились вы с прогнозом?
-Можно ли назвать этот рассказ предупреждением? О чём предупреждает нас автор?
Д/З Дома я попрошу вас написать аннотацию к рассказу Р.Брэдбери «Улыбка». Попробуйте делать остановки и прогноз при прочтении. На следующем уроке поделитесь своими впечатлениями.
Приложение 1
Рэй Брэдбери. Дракон
-----------------------------------------------------------------------
Ray Bradbury. The Dragon. Пер. - Н.Галь
-----------------------------------------------------------------------
Ничто не шелохнется на бескрайней болотистой равнине, лишь дыхание ночи
колышет невысокую траву. Уже долгие годы ни одна птица не пролетала под
огромным слепым щитом небосвода. Когда-то, давным-давно, тут притворялись
живыми мелкие камешки - они крошились и рассыпались в пыль. Теперь в душе
двух людей, что сгорбились у костра, затерянного среди пустыни, шевелится
одна только ночь; тьма тихо струится по жилам, мерно, неслышно стучит в
висках.
Отсветы костра пляшут на бородатых лицах, дрожат оранжевыми всплесками
в глубоких колодцах зрачков. Каждый прислушивается к ровному, спокойному
дыханию другого и даже слышит, кажется, как медленно, точно у ящерицы,
мигают веки. Наконец один начинает мечом ворошить уголья в костре.
- Перестань, глупец, ты нас выдашь!
- Что за важность, - отвечает тот, другой. - Дракон все равно учует нас
издалека. Ну и холодище, Боже милостивый! Сидел бы я лучше у себя в замке.
- Мы ищем не сна, но смерти...
- А чего ради? Ну, чего ради? Дракон ни разу еще не забирался в наш
город!
- Тише ты, дурень! Он пожирает всех, кто путешествует в одиночку между
нашим городом и соседним.
- Ну и пусть пожирает, а мы вернемся домой.
- Тсс... слышишь?
Оба замерли.
Они ждали долго, но в ночи лишь пугливо подрагивала шкура коней, точно
бархатный черный бубен, да едва-едва позванивали серебряные стремена.
- Ох и места же у нас, - вздохнул второй. - Тут добра не жди. Кто-то
задувает солнце, и сразу - ночь. И уж тогда, тогда... Господи, ты только
послушай! Говорят, у этого дракона из глаз - огонь. Дышит он белым паром,
издалека видно, как он мчится по темным полям. Несется в серном пламени и
громе и поджигает траву. Овцы в страхе кидаются врассыпную и, обезумев,
издыхают. Женщины рождают чудовищ. От ярости дракона сотрясаются стены,
башни рушатся и обращаются в прах. На рассвете холмы усыпаны телами жертв.
Скажи, сколько рыцарей уже выступило против этого чудища и погибло, как
погибнем и мы?
- Хватит, надоело!
- Как не надоесть! Среди этого запустения я даже не знаю, какой год на
дворе!
- Девятисотый от Рождества Христова.
- Нет, нет, - зашептал другой и зажмурился. - Здесь, на равнине, нет
Времени - только Вечность. Я чувствую, вот выбежать назад, на дорогу, - а
там все не так, города как не бывало, жители еще и не родились, камень для
крепостных стен еще не добыт из каменоломен, бревна не спилены в лесах; не
спрашивай, откуда я это знаю, сама равнина знает и подсказывает мне. А мы
сидим тут одни в стране огненного дракона. Боже, спаси нас и помилуй!
- Затаи страх в душе, но не забудь меч и латы!
- Что толку? Дракон приносится неведомо откуда; мы не знаем, где его
жилище. Он исчезает в тумане; мы не знаем, куда он скрывается. Что ж,
наденем доспехи и встретим смерть во всеоружии.
Не успев застегнуть серебряные латы, второй вновь застыл и обернулся.
По сумрачному краю, где царили тьма и пустота, из самого сердца равнины
сорвался ветер и принес пыль, что струится в часах, отмеряя бег времени. В
глубине этого невиданного вихря пылали черные солнца и неслись мириады
сожженных листьев, сорванных неведомо с каких осенних деревьев где-то за
окоемом. Под этим жарким вихрем таяли луга и холмы, кости истончались,
словно белый воск, кровь мутилась, и густела, и медленно оседала в мозгу.
Вихрь налетал, и это летели тысячи погибающих смятенных душ. Это был
сумрак, объятый туманом, объятый тьмой, и тут не место было человеку, и не
было ни дня, ни часа - время исчезло, остались только эти двое в безликой
пустоте, во внезапной леденящей буре, в белом громе, что надвигался за
прозрачным зеленым щитом ниспадающих молний. По траве хлестнул ливень, и
снова все стихло, и в холодной тьме, в бездыханной тиши только и осталось
живого тепла, что эти двое.
- Вот, - прошептал первый. - Вот оно!..
Вдалеке, за много миль, оглушительно загремело, заревело - мчался
дракон.
В молчании оба опоясались мечами и сели на коней. Первозданную
полуночную тишину разорвало грозное шипенье, дракон стремительно
надвигался - ближе, ближе; над гребнем холма сверкнули свирепые огненные
очи, возникло что-то темное, неясное, сползло, извиваясь, в долину и
скрылось.
- Скорее!
Они пришпорили коней и поскакали к ближней лощине.
- Он пройдет здесь!
Поспешно закрыли коням глаза шорами, руками в железных перчатках
подняли копья.
- Боже правый!
- Да, будем уповать на Господа.
Миг - и дракон обогнул косогор. Огненно-рыжий глаз чудовища впился в
них, на доспехах вспыхнули алые искры и отблески. С ужасающим надрывным
воплем и скрежетом дракон рванулся вперед.
- Помилуй нас, Боже!
Копье ударило под желтый глаз без век, согнулось - и всадник вылетел из
седла. Дракон сшиб его с ног, повалил, подмял. Мимоходом задел черным
жарким плечом второго коня и отшвырнул вместе с седоком прочь, за добрых
сто футов, и они разбились об огромный валун, а дракон с надрывным
пронзительным воем и свистом промчался дальше, весь окутанный рыжим, алым,
багровым пламенем, в огромных мягких перьях слепящего едкого дыма.
- Видал? - воскликнул кто-то. - Все в точности, как я тебе говорил!
- То же самое, точь-в-точь! Рыцарь в латах, вот лопни мои глаза! Мы его
сшибли!
- Ты остановишься?
- Уж пробовал раз. Ничего не нашел. Неохота останавливаться на этой
пустоши. Жуть берет. Что-то тут нечисто.
- Но ведь кого-то мы сбили!
- Я свистел вовсю, малый мог бы посторониться, а он и не двинулся!
Вихрем разорвало пелену тумана.
- В Стокли прибудем вовремя. Подбрось-ка угля, Фред.
Новый свисток стряхнул капли росы с пустого неба. Дыша огнем и яростью,
ночной скорый пронесся по глубокой лощине, с разгона взял подъем и
скрылся, исчез безвозвратно в холодной дали на севере, остались лишь
черный дым и пар - и еще долго таяли в оцепенелом воздухе.
| Приложение 3 Лаборатория Фантастики https://fantlab.ru/ | | |
Lost | | | |
Замечательный, замечательный рассказ! Вчера прослушала/прочитала его на английском языке — и все еще под впечатлением! Великолепное описание пустоши, темноты, ощущений людей, затерянных в темной холодной осенней ночи, в глухой тишине, вне времени. | |
| Оценка: 10 | |
baroni | | | |
Один из самых великолепных рассказов Брэдбери. Один из самых «атмосферных» рассказов в мировой литературе. И головокружительный финал, переворачивающий всю ситуацию с ног на голову. Это даже не сюжетный поворот, а сюжетный взрыв. Рассказ для многократного перечитывания — перечитываешь, и пытаешься понять: как же в этом рассказе все устроено? в чем заключается его волшебство? Понять не удается. Понимаешь лишь одно: Брэдбери — гений. | |
| Оценка: 9 | |
| | |
Gnbwsyf | | |
Брэдбери не только великий фантаст, но и великий философ!!! В этом коротком рассказе таится глубокий смысл: что для одного привычно и обыденно, для другого необыкновенно и таинственно! Страшный и непобедимый дракон оказался всего лишь поездом из нашего времени. Мне в голову приходит такая шальная мысль — как бы отреагировала моя пра-пра-пра-бабушка на мобильный телефон, компьютер или микроволновую печь, появись они у неё неожиданно? | |
| Оценка: 10 | |
Alexandre | | | |
Совершенно явно — это столкновение прошлого и будущего. «Здесь, на равнине, нет Времени — только Вечность.» Бедные рыцари, долг приказывает им сражаться с драконом, но ведь нет у них шансов. И все же выходят они на битву. А сам Дракон — как внезапно это оказывается — нет чудовища, есть только обычная, недобрая, но и незлая машина, зацепившая своим боком кусок другого времени и натворившая, как и положено машине, немало бед. Эх, огородили бы в прошлом эту лощину, чтоб не забредали туда овцы, да и рыцарям нечего было соваться на верную смерть! Но легко советовать нам, посторонним наблюдателям, а те, кто живет в том давно прошедшем времени, опять собирают в бой очередного рыцаря, желающего победить кошмарного дракона. А ведь кто мешал поставить освящённые кресты — и никогда из своего логова не выбрался бы дракон к людским поселениям. И пусть бы мелькал посреди надёжно огороженного пространства. | |
| Оценка: 10 | |
sham | | |
Рассказ как-то не поразил, чего-то подобного ожидал на протяжении всего рассказа, и ожидания оправдались. Автор в общем-то красиво изобразил противостояние прошлого и будущего. И эти рыцари напоминали Дон Кихота, бьющегося с ветрянными мельницами, только результат битвы, к сожалению, трагичный. Ведь против поезда не пободаешься, каким бы великим рыцарем ты не был. | |
| Оценка: 7 | |
ganist | | |
поезд-дракон на перекрёстке времени. чем не теория (пусть не новая), объясняющая и Лохнесское чудовище и инопланетян на постройках пирамид и многое другое. | |
| Оценка: 6 | |
| | |
Ваш отзыв: | | |
| | |
9