СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития критического мышления по рассказу Р.Брэдбери «Дракон»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать на уроке внеклассного чтения после изучения раздела "О страшном и страхе". Данный рассказ уместно использовать в качестве аргументации в итоговом сочинении по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития критического мышления по рассказу Р.Брэдбери «Дракон»»


Литература

Урок развития критического мышления по рассказу Р.Брэдбери «Дракон»


«У нас, землян, есть дар разрушать великое и прекрасное»

«Марсианских хрониках» Р. Брэдбери

(Эпиграф появляется на доске после прочтения и анализа рассказа)

1. Мотивация (Портрет Р.Брэдбери)

-Что вы можете сказать об этом человеке? …. Это писатель – фантаст Р.Брэдбери… Чтобы лучше понять творение писателя, необходимо знать реалии его жизни. Ребята подготовили биографический экспресс-блок. Послушаем их. (презентация)

2. Целеполагание

-Вы любите читать фантастику? Почему она вас так привлекает?

-Как вы думаете, откуда рождаются фантастические образы? Они ведь нереальны?….

Задача: сегодня мы познакомимся с одним рассказом писателя. Но будем читать его не целиком, а по частям. Как вы думаете, почему я это вам предлагаю?....Что ж попытаемся отгадать загадку смысла текста.

3. 1. Усвоение нового материала

-Прочитаем название и уже начнем отгадывать. «Дракон».

-Запишите ассоциативный ряд к слову дракон в тетрадях.

-Какой цветовой и звуковой ряд у этого слова?

-Только ли отрицательные ассоциации возникают с этим образом?

-В каких странах дракон является священным животным?

-Сделаем вывод: дракон существо мифическое, сказочное. Во многих культурах, в том числе и русской, дракон обычно злобное существо, которое наносит урон людям, сжигает их земли, ворует девушек, губит детей. В восточных странах дракон символизирует силу и превосходство, храбрость и героизм, благородство и стойкость, божественное происхождение….

-О чём же будет рассказ? Как вы думаете, в названии данного рассказа заложена тема или идея произведения?

3.2.-Прочитаем первую часть рассказа «Дракон» и попробуем ответить на вопрос: какое настроение создаёт экспозиция?(Приложение 1)

-Как автор создаёт ощущение тревоги( лексический ряд: «ничего не шелохнется», «долгие годы..ни одна птица», «затерянного», «пустыни», «только ночь», «тьма струится по жилам», метафоры: «щит небосвода», «дыхание ночи»..)

-С чем ассоциируется слово щит? От чего он защищает?

-Почему «притворялись живыми мелкие камушки»? (Жизнь иллюзорна, никакого движения..)

-Почему такая тишина (Вечность, страх..) Найдите ещё одно описание в тексте, где подтверждаются наши выводы («По сумрачному краю, где царили тьма….»)

-Попробуем создать кластер к ключевому слову Вечность(создадим тематическую группу слов, выбрав их из текста) (Приложение 2)

-Об этом безвременье говорит и один из героев («Нет, нет, здесь, на равнине, нет Времени…») Автор, кажется, настаивает на том, что только Вечность, а не Время…

-Что мы узнаём из диалога о героях? Какие детали описания указывают на это?

-Можно ли определить характеры героев, послушав их разговор?

-Как речь характеризует героев.

-Откуда появляется дракон? (текст) Чьими глазами мы видим дракона? С помощью чего автору удаётся создать картину ужаса надвигающегося чудовища. (Глаголы, звуковые и цветовые эпитеты)

-Наносил ли ущерб этот дракон жителям данного города? (Только тем, кто путешествует в одиночку)

-Так зачем же сражаться, просто не ходить в одиночку по этому ущелью? (Неслучайно герои рыцари, а не крестьяне или кто-то другой)

-По каким законам жили рыцари? (Вспоминают… проводился урок В Скотту «Айвенго» «Кто выше, кто сильнее»)

-Они знают, что идут на смерть? («Мы ищем не сна, но смерти», «Затаи страх в душе, но не забудь меч и латы», «Да будем уповать на Господа» Жертвы ради блага.)

-Как можно назвать, одним словом, фразы «Мы ищем не сна, но смерти», «Затаи страх в душе, но не забудь мечи латы»? (девизы рыцарей, крылатые фразы, слоганы)

-Как действуют рыцари? (Текст)

3.3. Попробуем выдвинуть прогноз: как пройдёт бой?.....

3.4. Чтение сцены боя.

-Оправдался прогноз?

-Как описан дракон?

-Могли ли герои победить дракона? Знали, что погибнут и всё равно сражались. Посмотрим, как описан их последний в жизни бой? Какие глаголы находит автор? (Кратко, ярко, градация, асидетон…динамика, звук) Бой по законам рыцарской чести. Какие чувства у вас вызывает поступок рыцарей?

3.5. Прогназируем: что произойдёт дальше? Расскажет ли автор, откуда дракон? Покажет земное горе?

3.6. Чтение заключительной части рассказа.

-Неожиданный поворот? Но ведь Рэй Брэдбери фантаст! И нельзя было от него ожидать тривиального конца рассказа.

-Что принимали рыцари за ужасного чудовища?

-Откуда же примчался этот скорый поезд? (Из будущего, столкновение на перекрёстке времени, параллельные миры….) Но неужели Рэй Брэдбери написал этот рассказ только для того, чтобы напугать нас возможностью столкновения с другим миром? Проанализируем диалог машинистов.

(Им тоже страшно. Они тоже боятся непонятного. Попытка предупредить была, но не было понимания. Получается, что будущее не хочет понимать прошлое. )

-В начале урока мы говорили, что в разных мифологиях дракон воспринимается по-разному. Дракон в рассказе - это плод прогресса, который должен человеку нести (он и несёт) благо. Но с точки зрения рыцарей, которые живут по законам чести, этот дракон уничтожает их физическую, духовную и культурную жизнь, и их долг победить чудовище, чтобы не было страха в их домах. Будущее к прошлому равнодушно, безразлично. Оно убивает прошлое ничуть об этом не сожалея, а прошлое не может сопротивляться, потому что оно прошлое. Но ведь будущее тоже когда-нибудь станет прошлым….

- В «Марсианских хрониках» Р. Брэдбери написал: «У нас, землян, есть дар разрушать великое и прекрасное». Можно ли взять эти слова эпиграфом к нашему уроку? Обоснуйте свой ответ.

4. Я предлагаю высказать письменно свою точку зрения, поучаствовав в обсуждении на форуме любителей рассказов Р.Брэдбери. ( Выход в Интернет или распечатка высказываний. Пишут своё мнение на листах) Если вы пока затрудняетесь высказаться, то напишите, чьё мнение из участников форума вам интересно, понятно, близко или с чьим мнением вы не согласны и почему.(Приложение3)

5. Выводы. Самооценка. Домашнее задание. Подведём итоги нашей работы.

-Почему же всё-таки я предлагала вам читать текст по частям? Справились вы с прогнозом?

-Можно ли назвать этот рассказ предупреждением? О чём предупреждает нас автор?

Д/З Дома я попрошу вас написать аннотацию к рассказу Р.Брэдбери «Улыбка». Попробуйте делать остановки и прогноз при прочтении. На следующем уроке поделитесь своими впечатлениями.

Приложение 1


Рэй Брэдбери. Дракон

-----------------------------------------------------------------------

Ray Bradbury. The Dragon. Пер. - Н.Галь

-----------------------------------------------------------------------


Ничто не шелохнется на бескрайней болотистой равнине, лишь дыхание ночи

колышет невысокую траву. Уже долгие годы ни одна птица не пролетала под

огромным слепым щитом небосвода. Когда-то, давным-давно, тут притворялись

живыми мелкие камешки - они крошились и рассыпались в пыль. Теперь в душе

двух людей, что сгорбились у костра, затерянного среди пустыни, шевелится

одна только ночь; тьма тихо струится по жилам, мерно, неслышно стучит в

висках.

Отсветы костра пляшут на бородатых лицах, дрожат оранжевыми всплесками

в глубоких колодцах зрачков. Каждый прислушивается к ровному, спокойному

дыханию другого и даже слышит, кажется, как медленно, точно у ящерицы,

мигают веки. Наконец один начинает мечом ворошить уголья в костре.

- Перестань, глупец, ты нас выдашь!

- Что за важность, - отвечает тот, другой. - Дракон все равно учует нас

издалека. Ну и холодище, Боже милостивый! Сидел бы я лучше у себя в замке.

- Мы ищем не сна, но смерти...

- А чего ради? Ну, чего ради? Дракон ни разу еще не забирался в наш

город!

- Тише ты, дурень! Он пожирает всех, кто путешествует в одиночку между

нашим городом и соседним.

- Ну и пусть пожирает, а мы вернемся домой.

- Тсс... слышишь?

Оба замерли.

Они ждали долго, но в ночи лишь пугливо подрагивала шкура коней, точно

бархатный черный бубен, да едва-едва позванивали серебряные стремена.

- Ох и места же у нас, - вздохнул второй. - Тут добра не жди. Кто-то

задувает солнце, и сразу - ночь. И уж тогда, тогда... Господи, ты только

послушай! Говорят, у этого дракона из глаз - огонь. Дышит он белым паром,

издалека видно, как он мчится по темным полям. Несется в серном пламени и

громе и поджигает траву. Овцы в страхе кидаются врассыпную и, обезумев,

издыхают. Женщины рождают чудовищ. От ярости дракона сотрясаются стены,

башни рушатся и обращаются в прах. На рассвете холмы усыпаны телами жертв.

Скажи, сколько рыцарей уже выступило против этого чудища и погибло, как

погибнем и мы?

- Хватит, надоело!

- Как не надоесть! Среди этого запустения я даже не знаю, какой год на

дворе!

- Девятисотый от Рождества Христова.

- Нет, нет, - зашептал другой и зажмурился. - Здесь, на равнине, нет

Времени - только Вечность. Я чувствую, вот выбежать назад, на дорогу, - а

там все не так, города как не бывало, жители еще и не родились, камень для

крепостных стен еще не добыт из каменоломен, бревна не спилены в лесах; не

спрашивай, откуда я это знаю, сама равнина знает и подсказывает мне. А мы

сидим тут одни в стране огненного дракона. Боже, спаси нас и помилуй!

- Затаи страх в душе, но не забудь меч и латы!

- Что толку? Дракон приносится неведомо откуда; мы не знаем, где его

жилище. Он исчезает в тумане; мы не знаем, куда он скрывается. Что ж,

наденем доспехи и встретим смерть во всеоружии.

Не успев застегнуть серебряные латы, второй вновь застыл и обернулся.

По сумрачному краю, где царили тьма и пустота, из самого сердца равнины

сорвался ветер и принес пыль, что струится в часах, отмеряя бег времени. В

глубине этого невиданного вихря пылали черные солнца и неслись мириады

сожженных листьев, сорванных неведомо с каких осенних деревьев где-то за

окоемом. Под этим жарким вихрем таяли луга и холмы, кости истончались,

словно белый воск, кровь мутилась, и густела, и медленно оседала в мозгу.

Вихрь налетал, и это летели тысячи погибающих смятенных душ. Это был

сумрак, объятый туманом, объятый тьмой, и тут не место было человеку, и не

было ни дня, ни часа - время исчезло, остались только эти двое в безликой

пустоте, во внезапной леденящей буре, в белом громе, что надвигался за

прозрачным зеленым щитом ниспадающих молний. По траве хлестнул ливень, и

снова все стихло, и в холодной тьме, в бездыханной тиши только и осталось

живого тепла, что эти двое.

- Вот, - прошептал первый. - Вот оно!..

Вдалеке, за много миль, оглушительно загремело, заревело - мчался

дракон.

В молчании оба опоясались мечами и сели на коней. Первозданную

полуночную тишину разорвало грозное шипенье, дракон стремительно

надвигался - ближе, ближе; над гребнем холма сверкнули свирепые огненные

очи, возникло что-то темное, неясное, сползло, извиваясь, в долину и

скрылось.

- Скорее!

Они пришпорили коней и поскакали к ближней лощине.

- Он пройдет здесь!

Поспешно закрыли коням глаза шорами, руками в железных перчатках

подняли копья.

- Боже правый!

- Да, будем уповать на Господа.

Миг - и дракон обогнул косогор. Огненно-рыжий глаз чудовища впился в

них, на доспехах вспыхнули алые искры и отблески. С ужасающим надрывным

воплем и скрежетом дракон рванулся вперед.

- Помилуй нас, Боже!

Копье ударило под желтый глаз без век, согнулось - и всадник вылетел из

седла. Дракон сшиб его с ног, повалил, подмял. Мимоходом задел черным

жарким плечом второго коня и отшвырнул вместе с седоком прочь, за добрых

сто футов, и они разбились об огромный валун, а дракон с надрывным

пронзительным воем и свистом промчался дальше, весь окутанный рыжим, алым,

багровым пламенем, в огромных мягких перьях слепящего едкого дыма.

- Видал? - воскликнул кто-то. - Все в точности, как я тебе говорил!

- То же самое, точь-в-точь! Рыцарь в латах, вот лопни мои глаза! Мы его

сшибли!

- Ты остановишься?

- Уж пробовал раз. Ничего не нашел. Неохота останавливаться на этой

пустоши. Жуть берет. Что-то тут нечисто.

- Но ведь кого-то мы сбили!

- Я свистел вовсю, малый мог бы посторониться, а он и не двинулся!

Вихрем разорвало пелену тумана.

- В Стокли прибудем вовремя. Подбрось-ка угля, Фред.

Новый свисток стряхнул капли росы с пустого неба. Дыша огнем и яростью,

ночной скорый пронесся по глубокой лощине, с разгона взял подъем и

скрылся, исчез безвозвратно в холодной дали на севере, остались лишь

черный дым и пар - и еще долго таяли в оцепенелом воздухе.



Приложение 3

Лаборатория
Фантастики https://fantlab.ru/







Lost |  

 



Замечательный, замечательный рассказ! Вчера прослушала/прочитала его на английском языке — и все еще под впечатлением! Великолепное описание пустоши, темноты, ощущений людей, затерянных в темной холодной осенней ночи, в глухой тишине, вне времени.


 

Оценка: 10 


 baroni |  

 




Один из самых великолепных рассказов Брэдбери. Один из самых «атмосферных» рассказов в мировой литературе. И головокружительный финал, переворачивающий всю ситуацию с ног на голову. Это даже не сюжетный поворот, а сюжетный взрыв. Рассказ для многократного перечитывания — перечитываешь, и пытаешься понять: как же в этом рассказе все устроено? в чем заключается его волшебство? Понять не удается. Понимаешь лишь одно: Брэдбери — гений.


 

Оценка: 9 





 Gnbwsyf  

 




Брэдбери не только великий фантаст, но и великий философ!!!

В этом коротком рассказе таится глубокий смысл: что для одного привычно и обыденно, для другого необыкновенно и таинственно!

Страшный и непобедимый дракон оказался всего лишь поездом из нашего времени.

Мне в голову приходит такая шальная мысль — как бы отреагировала моя пра-пра-пра-бабушка на мобильный телефон, компьютер или микроволновую печь, появись они у неё неожиданно?


 

Оценка: 10 


 Alexandre |  

   


 



Совершенно явно — это столкновение прошлого и будущего.  «Здесь, на равнине, нет Времени — только Вечность.»  Бедные рыцари, долг  приказывает им сражаться с драконом, но ведь нет у них шансов.  И все же выходят они на битву.

А сам Дракон — как внезапно это оказывается — нет чудовища, есть только обычная, недобрая, но и незлая машина, зацепившая своим боком кусок другого времени и натворившая, как и положено машине, немало бед.

Эх, огородили бы в прошлом эту лощину, чтоб не забредали туда овцы, да и рыцарям нечего было соваться на верную смерть!  Но легко советовать нам, посторонним наблюдателям, а те, кто живет в том давно прошедшем времени, опять собирают в бой очередного рыцаря, желающего победить кошмарного дракона.

А ведь кто мешал поставить освящённые кресты — и никогда из своего логова не выбрался бы дракон к людским поселениям.  И пусть бы мелькал посреди надёжно огороженного пространства.


 

Оценка: 10

 


 sham   

  


 



Рассказ как-то не поразил, чего-то подобного ожидал на протяжении всего рассказа, и ожидания оправдались. Автор в общем-то красиво изобразил противостояние прошлого и будущего. И эти рыцари напоминали Дон Кихота, бьющегося с ветрянными мельницами, только результат битвы, к сожалению, трагичный. Ведь против поезда не пободаешься, каким бы великим рыцарем ты не был.


 


Оценка: 7 





  ganist  

 




поезд-дракон на перекрёстке времени. чем не теория (пусть не новая), объясняющая и Лохнесское чудовище и инопланетян на постройках пирамид и многое другое.


 

Оценка: 6 





Ваш отзыв:






































































9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!