План-конспект урока № 106
Русский язык
Дата проведения: 15.02.2021
Класс: 3-Б
Тема: Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста
Задачи:
формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности, точно употреблять слова в устной и письменной речи, избегать повторов одних и тех же слов; обучать детей правильно озаглавливать части текста, анализировать текст;
развивать внимание, память, логическое мышление, речь и орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся;
воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру, любовь к природе.
Тип урока: урок развития речи.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадку:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)
– Что вы знаете о медведе? Почему его так назвали? Живет ли он в нашем крае? В каких сказках встречается это животное? Как народ называет медведя?
Медведь – представитель крупных млекопитающих, обитающих в лесах нашей страны.
Длина тела достигает 3 м, высота – 135 см, масса – 700 кг. Шерсть зверя окрашена в черный или бурый цвет в зависимости от вида. Он всеяден, но отдает предпочтение растительной пище, рыбе, насекомым. Живет до 45 лет.
Зимой медведь впадает в спячку. Прежде чем залечь, зверь путает следы. Как заяц, петляет он по кустам, воде, скачет вбок от следа.
В берлоге он ложится головой ко входу. Зимой на подошвах у него нарастает новая кожа, ее медведь облизывает горячим языком, согревая от холода, и причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосет лапу. Если медведя разбудить, то он выходит злой, голодный и может быть опасен. Такого медведя называют шатуном. Охотникам нужно проявлять осторожность, выходя зимой в лес.
III. Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы будем писать изложение текста «B берлоге». Из него вы узнаете еще некоторые интересные моменты о жизни этого удивительного зверя.
IV. Знакомство с текстом
В БЕРЛОГЕ
Всю осень бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал.
Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашел большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил ее мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Получилась берлога – медвежье жилье.
Залегает медведь в берлогу ранней зимой. Там тепло и уютно. Ударит мороз – уснет медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.
V. Беседа по содержанию
1.Где бродил медведь осенью?
2.Что он ел?
3.Что нашёл в лесной глуши?
4.Чем зверь застелил яму?
5.Чем медведь закрыл вход?
6.Когда медведь залегает в берлогу?
7.Когда ему крепче спится?
VI. Коллективное составление плана
- Сколько частей автор выделил в тексте? (Три части)
- Сейчас мы будем читать и озаглавливать каждую часть.
1.Медведь нагуливает жир.
2. Подготовка берлоги.
3.Медвежий сон.
VII. Лексико-грамматическая и словарно-орфографическая подготовка
- Обратите внимание на написание следующих слов. Прочитайте их.
На доске:
растений нагуливал медвежий | нашёл хвоей | жир ранней |
- В тексте встречаются слова на изучаемые орфограммы, требующие проверки и умения их правильно писать. Найдите их. Некоторые из этих слов выписаны на индивидуальную карточку. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов.
На доске:
м...две...ь ос...нь бр...дил сла...кие х...л...днее б...льшую выст...лил | мя...кой нат...скал вхо... медвеж...е зал...гает с...льнее моро... |
VIII. Физкультминутка
IХ. Подготовка к записи текста
Работа в парах. Ученики пересказывают друг другу содержание текста
– Как на письме нужно определять границы предложений? ( Начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку)
Х. Написание текста
ХI. Самопроверка
XII. Итог урока
- Чему мы учились на уроке?