СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. 5 класс. Сочинение по картине

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. 5 класс. Сочинение по картине»

5 класс русский язык

Учитель: Логинова Е. В.

Тема: Р.р. 13. Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Грабаря «Февральская лазурь». Написание сочинения

Цель: подготовка учащихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", ознакомление с особенностями пейзажа как жанра живописи, формирование умения описывать картину (пейзаж).

Задачи:

Обучающая: учить описывать изображённый на картине пейзаж; развивать художественную речь; формировать умение отбирать языковой материал для описания картины; обратить внимание учащихся на имена прилагательные, играющие значительную роль в описании пейзажа;

Развивающая: формировать умение строить текст в соответствии с композицией сочинения-описания; расширить кругозор учащихся (познакомить с творчеством И.Э.Грабаря);

Воспитывающая: воспитывать чувство любви к природе, учить эстетическому восприятию произведения искусства.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целеполагание. Сообщение темы, цели и задач урока.

II. Работа по теме урока.

К какому типу речи мы отнесём с вами наше будущее сочинение? (Описание). Что характерно для описания? (В описании говорится о признаках предметов). Чтобы описание было ярким, выразительным, точным, какую часть речи следует использовать? Почему? (Имя прилагательное) А какие средства выразительности помогут нарисовать словами пейзаж? (Сравнения, метафоры, слова в переносном значении).

Как можно назвать художника, отображающего в своих произведениях   картины природы?

Пейзажист - художник, пишущий пейзаж. Теперь давайте вспомним, что такое пейзаж?

Пейзаж (франц.)-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу. Картина (от русского "карта") - произведение живописи в красках.

Репродукция (лат.) - воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.

IV. Первичное восприятие картины.

А почему художник назвал эту картину именно так? Что значит «февральская лазурь»? (Своё название картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день)

Что такое лазурь?

Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.

Синонимы: Лазурный - лазоревый - голубой.

Сапфировый (цвет) - (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.

V. Слово о художнике.

Игорь Эммануилович Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Грабарь был певцом родной природы. Интересовало художника состояние природы в разные времена года, в разное время дня. Об этом свидетельствуют названия картин живописца. "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др. Все они проникнуты радостным, светлым чувством, любовью к родной земле. «Февральская лазурь» - самый известный пейзаж И.Э.Грабаря. Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга. В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать,  и то будет бесподобно», - подумал художник. Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту.

VI. Беседа по картине.

Рассмотрим репродукцию картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь".

– Каково общее впечатление от пейзажа? (Радостное, праздничное).

– Какие чувства, желания рождает пейзаж?

- Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина? (Художник передаёт красоту февральского дня). Какими именами прилагательными можно охарактеризовать этот день? (Необыкновенный, морозный, необычный, чудесный, солнечный, прекрасный, зимний, ясный)

– Что, по вашему мнению, больше всего нравится художнику на переднем плане? (Берёза).

– Опишите, какие оттенки цвета использовал художник, когда писал её ствол и ветви, прошлогоднюю листву? (Белоствольная красавица – береза)

– Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонкие, белоствольные, статные)

– Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе?

Грабарь сумел уловить её    своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: "Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно", – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину... Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба..."

– А как выглядит снег на картине Грабаря? Много ли его? Какого он цвета на солнце и в тени? (Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый, сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный)

А теперь давайте посмотрим на небо.

– Есть ли на нём облака?

–  Изображает ли художник солнце? (Нет, но мы чувствуем его присутствие, золотистый солнечный свет)

– Какого цвета небо вверху и на горизонте? (Ослепляет голубизной, огромное, синее, лазурное, бирюзовое, голубое)

– Какие краски преобладают на заднем плане? (Тёмные, холодные тона)
– Почему автор дал задний план в тёмных, холодных тонах? (На заднем плане - царство зимы. Солнце не проникает в чащу)

На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица-берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение.

VII. Лексическая работа.

Подберём синонимы:

Художник – живописецмастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы.

Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж.

Картина чудесная – замечательная, прекрасная.

Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать.



VIII. Работа над композицией сочинения. Составление примерного плана сочинения.

          Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся в словесной форме передать настроение автора, его мысли.

Прежде чем начать работать, определим каков тип текста? (Описание)

Какие будут части? (Вступление, основная часть, заключение).

Давайте попытаемся составить план нашего сочинения. О чём можно написать во вступлении? (Немного о художнике, о его картинах, о том, какой теме посвящена картина «Февральскую лазурь»). Как можно озаглавить этот пункт плана? (Варианты предлагают учащиеся).

Что собой представляет основная часть? О чём нужно написать в этой части? (Описание солнечного февральского утра, неба, снега, дать описание берёз).

О чём можно рассказать в заключении? (О своём отношении к картине, о том, что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы).

Попробуйте составить план сочинения.

Примерный план

  1. Художник и его картина.

  2. Солнечное февральское утро.

  3. Гимн берёзам.

  4. Тени на снегу.

  5. Моё отношение к картине

IX. Итог урока.

Рефлексия. Продолжите предложение:

Было интересно узнать, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

X. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя