Тема урока: «Сочинение-описание картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»
Тип урока: развитие речи
Вид: урок-экскурсия
Технологии: элементы развивающего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Цели урока.
1.Формирование языковой компетенции.
Познавательные:
- научить детей «читать» картину: определять ее тему и идею, осмысливать содержание, подбирать точные слова для описания;
-активизировать лексику, пополнять словарный запас, ввести в активный словарь детей искусствоведческие термины;
Практические:
-научить создавать текст-описание;
-совершенствовать навыки грамотного письма;
2.Формирование надпредметных компетенций.
Деятельностные компетенции (развивающие цели):
-развивать речь, внимание, логическое мышление, творческое воображение, умение сопоставлять и делать вывод;
-учить самостоятельно открывать знания, разрешать нестандартные проблемы;
-учить составлять опорные схемы
Социальные компетенции:
-работать в коллективе, прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.
3.Воспитательные цели.
-вызвать интерес к урокам русского языка;
-воспитывать сознательное отношение к учебе.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, проект «Виртуальный музей живописи», репродукции картин Решетникова «Опять двойка!» и Маковского «Свидание с сыном», пазлы, рабочие листы.
Домашнее задание. Придумать рассказ на тему: «История двойки». Рассказ может быть от 1 или 3 лица.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Взаимное приветствие. Положительный настрой на урок.
2.Слово учителя.
Ребята, урок сегодня у нас необычный, урок-экскурсия, урок-сюрприз. В самом его начале мне хотелось бы услышать от вас, что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (Ответы детей).
Молодцы, я и мои помощники – искусствоведы, постараемся оправдать ваше доверие.
Ребята, а вы любите собирать пазлы? Сегодня на уроке, прежде чем я запишу его тему, мы с вами соберем картину и посмотрим, с какой репродукцией будем работать на уроке. Возьмите конверты, которые лежат у вас на парте, откройте их и вы найдете те самые пазлы, из которых вам предстоит сложить картину. Что у вас получилось? Как называется картина? (Правильно, «Опять двойка!»).
(Начало мультфильма)
3.Постановка целей урока
Художника этой картины уже нет в живых, но сохранилось его письмо к учащимся. Оно лежит у вас в конвертах. Прочитаем его выразительно.
Дорогие ребята!
Мне известно, что на одном из ваших уроков вы будете обсуждать содержание моей картины «Опять двойка!».
Мне очень приятно, что мой творческий труд заслуживает вашего внимания, и поэтому хочется для вас еще многое сделать.
Вообще обсуждение художественных произведений принесет вам большую пользу для развития вашего кругозора. Вы будете в дальнейшем лучше и свободней разбираться в искусстве. Да и нам, художникам, интереснее создавать произведения для тех, кто в них заинтересован, кто их правильно понимает. Поэтому я желал бы, чтобы вы провели обсуждение «Опять двойка!» - на пятерку. Желаю вам здоровья и больших успехов в учебе!
А знаете ли вы, что-нибудь о ее художнике? (Нет)
Сейчас мы с вами окажемся в музее живописи, правда, виртуальном. Проходим в первый зал и наш экскурсовод расскажет вам биографию Федора Павловича Решетникова.
4.Работа по составлению схемы. Биография Решетникова.
Вы будете работать со своим рабочим листом. Нужно составить схему (метапредметные связи), чтобы законспектировать биографию.
Детство | Родился на Украине в 1906 году. Рано потерял родителей, воспитывался старшим братом –живописцем. С детства рисовал. |
Юность | Был шахтером, оформлял клубы и театры. В 20 лет поступил в Московский художественный институт. |
Зрелость | Попал в экспедицию на северный полюс. Много рисовал. |
Мастерство | Погибли во льдах многие работы, но даже на дрейфующей льдине продолжал работать. Воевал на фронте. |
Федор Павлович родился в 1906 году на Украине. Детство его было нелегким: в три года он потерял родителей, воспитание трех малышей взял на себя старший брат – живописец. Мальчик часто ему помогал: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти и при этом присматривался ко всему, что делал брат, а иногда рисовал сам. Федор Павлович рано начал самостоятельную жизнь, работал на шахтах Донбасса и Подмосковья. Свои живописные опыты Решетников применял в оформлении клубов, провинциальных театров, но его не покидало желание учиться. Двадцатилетним юношей он был командирован в Москву на учебу, где поступил в Московский художественный институт.
Решетников любил ездить по стране, и это сыграло свою роль в его творческой судьбе. Так, задумав поглядеть на Север в 1932 году, он приложил немалые усилия, чтобы попасть в экспедицию на ледокол «Сибиряков».
После этого он принял участие в экспедиции на ледоколе «Челюскин». Находясь на борту ледокола, художник много работал в трудных условиях. Краска свертывалась и замерзала, кисть примерзала к полотну, масло приходилось размазывать ножом.
13 февраля 1934 года ледокол был раздавлен льдами в Чукотском море – все работы художника погибли. Люди очутились на дрейфующей льдине, но художник и здесь продолжал работать: оформлял стенгазету, зарисовывал эпизоды из жизни на льдине, хотя обстановка была такая, что коченели от холода пальцы, а карандаш терял от сильного мороза свои свойства.
После окончания института Решетников много работает, но война помешала осуществлению творческих замыслов. С первых дней Великой Отечественной войны Федор Павлович на фронте: с блокнотом, карандашом и оружием в руках он бывал на самых ответственных участках сражений, принимал участие в героической обороне Севастополя.
5.Знакомство с работами художника.
(На экране появляется картина В.Маковского «Свидание с сыном»)
Второй экскурсовод.
Еще в юности, бывая в Третьяковской галерее, художник подолгу задерживался у картины Владимира Егоровича Маковского «Свидание с сыном», не мог без волнения смотреть на голодного, оборванного мальчика, с жадностью жующего калач, принесенный матерью. Наверное, в эти минуты и зарождается главная тема творчества художника – тема детства: для детей он создает свои полотна, их делает героями картин.
И мы переходим во второй зал «Ах, Вернисаж! Ах, Вернисаж!», чтобы познакомиться с картинами Решетникова.
(Второй экскурсовод проводит экскурсию)
Жанр почти всех картин Решетникова – бытовой. Что это значит? (Словарная работа)
Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, их труде, быте, семейных отношениях.
Нас с вами интересует одна картина «Опять двойка!».
6. Работа с картиной. История создания картины.
(Сцена из мультфильма)
Познакомимся с ее композицией. (Словарная работа)
Композиция – это построение, расположение фигур на полотне.
Рассмотрите картину. На кого мы сразу обращаем внимание? (На мальчика).
Правильно, это главный герой картины. Художник нарисовал его в центре, на переднем плане. Мы пока еще не будем говорить о сюжете, т.е. о том, почему мальчик получил двойку. Но сразу становится интересно то, как художник, который, бывает, рисует набросок ни один час, смог заставить позировать ему маленького мальчика – непоседу, как собака стоит на задних лапах довольно долгое время.
Историю создания картины нам поведают в следующем зале, в зале №3.
Совершим небольшую экскурсию в мастерскую художника. Решетников задумал написать картину «Экзамены в школе». Он пришел на урок – и внимание его привлек один мальчик, Сережа. Его вызвала учительница, а он даже книгу в руки не брал: стоит у доски, глаза опустил, не знает, как решить задачу. Двойка!
Через день Решетников вновь пришел в школу, вызвал мальчика и предложил написать его на картине. Сережа был на седьмом небе. Он отправился к художнику, но потом передумал, ведь никому не хочется выглядеть двоечником. Даже на картине.
Однажды Федор Павлович шел по двору и увидел играющих в футбол ребятишек. Он подошел поближе и сразу нашел своего героя – это был вратарь. Он был бойким, со светлыми волосами, живыми глазами и пухлыми губами. Он оказался очень терпеливым натурщиком.
Много пришлось работать над образом шестилетнего братишки. Мальчик не мог и трех минут усидеть на месте спокойно. Чтобы развлечь малыша, достали детский велосипед. И снова вопрос: как заставить позировать малыша, который то и дело разъезжает на велосипеде по квартире? Была придумана такая хитрость: на стене, за спиной двоечника, повесили экран и стали показывать диафильмы. Теперь уже малыша невозможно было сдвинуть с места никакими силами.
Фигура мальчика-двоечника и его сестры были немного скучноваты – нужно было разбить это однообразие. А что если ввести в картину собаку? Ребята привели со двора бойкого мохнатого пса. Но если трудно заставить позировать шестилетнего малыша, то как заставить собаку стоять спокойно? Тут диафильмы не помогут! Как же быть? А что если главному герою держать кусочек колбасы? Тогда собака будет непременно смотреть на него, не спуская глаз. Попробовали. Результат получился отличный.
7. Творческая мастерская.
Посетим зал №4. «Творческую мастерскую», где поближе познакомимся с семьей мальчика.
В этом случае хорошо будет составить синквейн, чтобы дома было легче описывать картину. Напоминаю план составления синквейна:
1 сущ. – тема
2 прил. – характеристики
3 глагола – характеристики
1 короткое предложение – отношение автора
1 слово – вывод, оценка
Итак, главный герой. Сколько по вашему лет мальчику? (9-10)
Двоечник.
Грустный, виноватый.
Гуляет, катается на коньках, не учит уроки
Огорчает маму.
Стыдно!
Почему у сестры красный галстук? (Она пионерка. Принимали в ряды после 3 класса, это была большая честь).
Сестра.
Аккуратная, ответственная.
Помогает маме, хорошо учится, осуждает.
Так держать!
Молодец.
Мама.
Уставшая, расстроенная.
Работает, устает, воспитывает.
Обидно за сына.
Жалко!
Братишка.
Довольный, веселый.
Играет, катается на велосипеде, смеется
Беззаботное детство.
Хорошо!
Теперь давайте обратим внимание на детали картины. Работаем с рабочим листом.
Уточним детали внешнего облика мальчика (как выглядит, в чем одет).
Лицо | Круглое, румяное от мороза, грустное, виноватое |
Брови | Сдвинуты |
Уши | Красные, оттопыренные |
Глаза | Опущены |
Волосы | Белобрысые, торчащие хохолком |
Пальто | Зимнее с рыжим лисьим воротником |
Школьная форма | Темно-серые брюки |
Ботинки | Черные |
Портфель | Старый, потрепанный, в трещинах. Может, служил мячом, санками хозяину. Вместо тетрадей и учебников из него торчат коньки. |
Описание интерьера тоже немаловажная часть картины, особенно бытового содержания.
В комнате чисто и уютно. Стол накрыт белой скатертью, на полу бордовый ковер, у стены стоит кресло, в другой комнате на стене висит географическая карта, на подоконнике стоят цветы.
При описании картины необходимо описать колорит. (Словарная работа)
К
олорит – система цветовых сочетаний.
В
спомним Холодные оттенки (синий, белый, зеленый)
Теплые оттенки (красный, желтый, коричневый)
В картине нет мрачных красок, тона приглушенные (картина не о праздничном событии).
Стены голубовато-серые, пол светло-коричневый, пальто зеленоватое, окрас собаки (белая с коричневыми пятнами).
Выделяются галстук, фартук, ковер. Они красные.
Дома вы будете работать творчески, придумывать историю о том, за что мальчик получил отметку «2». В нашем музее есть зал, где вы можете посмотреть мультфильм с одноименным названием. Давайте мы это сейчас и сделаем.
8.Просмотр мультфильма
9.Заключительный этап урока. Рефлексия.
Итак, чего вы ожидали от урока? Оправдались ли ваши ожидания?
Что знал
Что узнал
Что еще хочу узнать