СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Письменное изложение повествовательного деформированного текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет организовать урок русского языка в 4 классе, достичь поставленных задач.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Письменное изложение повествовательного деформированного текста.»


Тема: Подробное изложение деформированного повествовательного текста.


Цель: совершенствовать умения восстанавливать деформированный текст, определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план и опорные слова, устанавливать связь между частями текста; развивать речь.

Задачи:

  • развивать умение хронологически располагать части текста и озаглавливать их

  • развивать умение составлять план текста

  • развить умение передавать содержание текста


I. Целеполагание

— Чтобы догадаться о ком на уроке пойдёт речь, и какой вид работы нам предстоит сделать, отгадайте загадку:

Из семейства воробьиных.

Буро-жёлтый, видом прост.

Насекомых ест, малину

Небольшой, но певчий… (Дрозд)


— Сядьте правильно, приготовьтесь слушать.

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.

Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

— Можно ли это назвать текстом? Почему?

Ответы: Нет, т.к. нет связи между частями, все события перепутаны, нарушена последовательность частей.


II. Работа по теме урока

1. Знакомство с текстом.

— Откройте учебник на стр.66. упр.110. Прочитайте части текста. Сложите части так, чтобы получился текст.

2. Анализ структуры текста.

— Прочитайте первую часть текста. Как вы её определили? (она начинается со слова однажды)

— Прочитайте вторую часть текста. Что вам помогло её определить? (последнее предложение первой части связано по смыслу с первым предложением второй части)

— Прочитайте третью часть текста. Объясните свой выбор (в ней говорится о поступке мальчиков)

— Прочитайте четвёртую часть текста. Как вы её определили? (в последней части говорится о том, как всё закончилось)

3. Беседа по содержанию.

— Почитайте весь текст.

— Определите тип текста. (Повествование.)

— Какова его тема? (Спасение птенца дроздов)

— Какова главная мысль текста? (Люди должны помогать птицам и зверям)

— О чём рассказывается в тексте? (О том, как ребята нашли птенца, который выпал из гнезда и положили его обратно)

— Какой заголовок подойдёт к тексту? (Ответы детей)

— Что вы знаете о дроздах? (Ответы детей)

— Послушайте статью (1 ученик читает)

Учёные насчитывают более 50 видов дроздов. Они обитают в Европе, Азии, Америке. Только в России водятся дрозды-белобровники, дрозды-рябинники. чёрные дрозды, певчие дрозды.

Дрозд – перелётная птица. У них стройное вытянутое тело, прямой клюв, высокие ноги и остроконечные крылья. Оперение у многих птиц одинаковое (кроме чёрного дрозда) тёмно-коричневого цвета с крапинкам на груди. Они очень подвижные, ловкие, осторожные и недоверчивые птицы.

Дрозды гнездятся одиночками или колониями на деревьях, пеньках, кустах, земле. Гнёзда они делают из тонких прутиков, сухой травыя. изнутри обмазывают глиной или землёй. За лето дрозды дают 1-2 кладки яиц по 3 – 7 штук в каждой. Из-за такого положения очень часто хищники покушаются на яйца и птенцов дроздов. Но дрозды отважно стараются защитить свои гнёзда! Например, дрозд-рябинник громким криком старается напугать хищника или бомбардирует его помётом.

При выращивании птенцов обязанности родителей разделены. Мама-дрозд только греет птенцов, а папа-дрозд приносит корм и кормит птенчиков.

Чем питаются дрозды? Осенью они лакомятся ягодами садовых и лесных культур: рябиной, смородиной, вишней, иргой, виноградом. Насекомые, улитки, пауки, червячки тоже идут в ход.


4. Составление плана текста.

— На сколько частей можно разделить текст?

— О чём говорится в каждой части?

— Определите главную мысль частей. Придумайте заглавие к каждой из них.

Примерный план

1. Громкие голоса дроздов

2. Птенец в траве

3. Мы водворили птенца в гнездо

4. Крошечные птенчики

4. Орфографическая подготовка

— Как автор рассказа называет птенцов, чтобы не допустить повторы? (птенчики, детишки)

— Как автор рассказа называет взрослых птиц, чтобы не допустить повторы? (дрозды, родители)

— Найдите в тексте группы однокоренных слов (птицы птенцы, птенчик; писк, попискивали)

— Подберите к словам проверочные:

тр…винки – травка, ув…дели – видеть, пт…нца – птенчик, клю… - клювик, п…мочь – помощь, гн…здо – гнёздышко, д…тишки – детки, нак…рмили – корм, в л…су – лес, г…лоса – голос.

— Найдите в тексте слова с орфограммами, на которые нужно обратить внимание:

птенчик, крошечный, кружились, однажды, жёлтый, донёсся

— Найдите в тесте слова, которые надо запомнить: осторожно, невысоко, впервые


III. Физкультминутка

Птички в гнёздышке сидят

(руки скрещены перед собой)

Все по сторонам глядят

(повороты головой влево, право)

Погулять он хотят

(шагают на месте)

И тихонько все летят

(махи руками)

Прилетели и тихонько сели.


IV. Продолжение работы по теме урока

1. Повторное чтение текста.

— Прочитайте текст в последний раз.

2. Пересказ текста по плану.

— Перескажите текст по плану (несколько учеников пересказывают)

3. Самостоятельная запись текста.

— Сейчас вам предстоит написать изложение. Что значит написать изложение? (записать текст по памяти)

— Закройте учебники, отложите их в сторону. Откройте тетрадь, спишите с доски число. Название вида работы. Ниже заголовок. Пользуясь планом и словами опорами, напишите изложение.

— Когда закончите работу, не забудьте проверить орфограммы.


V. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— Какие умения вам пригодились при написании изложения?

— Кто справился с работой?


Домашнее задание

Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!