Тема: Подробное изложение деформированного повествовательного текста.
Цель: совершенствовать умения восстанавливать деформированный текст, определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план и опорные слова, устанавливать связь между частями текста; развивать речь.
Задачи:
развивать умение хронологически располагать части текста и озаглавливать их
развивать умение составлять план текста
развить умение передавать содержание текста
I. Целеполагание
— Чтобы догадаться о ком на уроке пойдёт речь, и какой вид работы нам предстоит сделать, отгадайте загадку:
Из семейства воробьиных.
Буро-жёлтый, видом прост.
Насекомых ест, малину
Небольшой, но певчий… (Дрозд)
— Сядьте правильно, приготовьтесь слушать.
Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.
Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.
Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.
Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.
— Можно ли это назвать текстом? Почему?
Ответы: Нет, т.к. нет связи между частями, все события перепутаны, нарушена последовательность частей.
II. Работа по теме урока
1. Знакомство с текстом.
— Откройте учебник на стр.66. упр.110. Прочитайте части текста. Сложите части так, чтобы получился текст.
2. Анализ структуры текста.
— Прочитайте первую часть текста. Как вы её определили? (она начинается со слова однажды)
— Прочитайте вторую часть текста. Что вам помогло её определить? (последнее предложение первой части связано по смыслу с первым предложением второй части)
— Прочитайте третью часть текста. Объясните свой выбор (в ней говорится о поступке мальчиков)
— Прочитайте четвёртую часть текста. Как вы её определили? (в последней части говорится о том, как всё закончилось)
3. Беседа по содержанию.
— Почитайте весь текст.
— Определите тип текста. (Повествование.)
— Какова его тема? (Спасение птенца дроздов)
— Какова главная мысль текста? (Люди должны помогать птицам и зверям)
— О чём рассказывается в тексте? (О том, как ребята нашли птенца, который выпал из гнезда и положили его обратно)
— Какой заголовок подойдёт к тексту? (Ответы детей)
— Что вы знаете о дроздах? (Ответы детей)
— Послушайте статью (1 ученик читает)
Учёные насчитывают более 50 видов дроздов. Они обитают в Европе, Азии, Америке. Только в России водятся дрозды-белобровники, дрозды-рябинники. чёрные дрозды, певчие дрозды.
Дрозд – перелётная птица. У них стройное вытянутое тело, прямой клюв, высокие ноги и остроконечные крылья. Оперение у многих птиц одинаковое (кроме чёрного дрозда) тёмно-коричневого цвета с крапинкам на груди. Они очень подвижные, ловкие, осторожные и недоверчивые птицы.
Дрозды гнездятся одиночками или колониями на деревьях, пеньках, кустах, земле. Гнёзда они делают из тонких прутиков, сухой травыя. изнутри обмазывают глиной или землёй. За лето дрозды дают 1-2 кладки яиц по 3 – 7 штук в каждой. Из-за такого положения очень часто хищники покушаются на яйца и птенцов дроздов. Но дрозды отважно стараются защитить свои гнёзда! Например, дрозд-рябинник громким криком старается напугать хищника или бомбардирует его помётом.
При выращивании птенцов обязанности родителей разделены. Мама-дрозд только греет птенцов, а папа-дрозд приносит корм и кормит птенчиков.
Чем питаются дрозды? Осенью они лакомятся ягодами садовых и лесных культур: рябиной, смородиной, вишней, иргой, виноградом. Насекомые, улитки, пауки, червячки тоже идут в ход.
4. Составление плана текста.
— На сколько частей можно разделить текст?
— О чём говорится в каждой части?
— Определите главную мысль частей. Придумайте заглавие к каждой из них.
Примерный план
1. Громкие голоса дроздов
2. Птенец в траве
3. Мы водворили птенца в гнездо
4. Крошечные птенчики
4. Орфографическая подготовка
— Как автор рассказа называет птенцов, чтобы не допустить повторы? (птенчики, детишки)
— Как автор рассказа называет взрослых птиц, чтобы не допустить повторы? (дрозды, родители)
— Найдите в тексте группы однокоренных слов (птицы птенцы, птенчик; писк, попискивали)
— Подберите к словам проверочные:
тр…винки – травка, ув…дели – видеть, пт…нца – птенчик, клю… - клювик, п…мочь – помощь, гн…здо – гнёздышко, д…тишки – детки, нак…рмили – корм, в л…су – лес, г…лоса – голос.
— Найдите в тексте слова с орфограммами, на которые нужно обратить внимание:
птенчик, крошечный, кружились, однажды, жёлтый, донёсся
— Найдите в тесте слова, которые надо запомнить: осторожно, невысоко, впервые
III. Физкультминутка
Птички в гнёздышке сидят
(руки скрещены перед собой)
Все по сторонам глядят
(повороты головой влево, право)
Погулять он хотят
(шагают на месте)
И тихонько все летят
(махи руками)
Прилетели и тихонько сели.
IV. Продолжение работы по теме урока
1. Повторное чтение текста.
— Прочитайте текст в последний раз.
2. Пересказ текста по плану.
— Перескажите текст по плану (несколько учеников пересказывают)
3. Самостоятельная запись текста.
— Сейчас вам предстоит написать изложение. Что значит написать изложение? (записать текст по памяти)
— Закройте учебники, отложите их в сторону. Откройте тетрадь, спишите с доски число. Название вида работы. Ниже заголовок. Пользуясь планом и словами опорами, напишите изложение.
— Когда закончите работу, не забудьте проверить орфограммы.
V. Подведение итогов урока
— Чему учились на уроке?
— Какие умения вам пригодились при написании изложения?
— Кто справился с работой?
Домашнее задание
Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).