Русский язык 5 класс ___.___.___
Урок 93
Тема: Развитие речи. Подготовка к написанию текста-повествования с элементами описания по теме «Имя прилагательное».
Цель: развивать умения анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу; передавать содержание текста с учетом заданного стиля и типа речи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать функционально-смысловые типы речи, их особенности; уметь анализировать текст с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урока
I. Организационное начало урока.
II. Постановка учебной задачи. Актуализация опорных знаний.
Вспомните, какие типы речи вам известны. Чем отличается повествование от описания? От рассуждения?
Прочитайте рассказ И. Соколова-Микитова, предложенный в упр. 329. Как вы считаете, относится ли он к одному типу речи? Или в этом тексте встречаются разные типы речи? Обоснуйте свою мысль.
Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать тексты, относящиеся к повествованию с элементами описания.
III. Работа по теме урока.
1. Работа со структурой текста.
У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в зеленых широких лугах, даже у самых порогов деревенских домов цветут одуванчики.
Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена. Потому и называется цветок "одуванчик".
Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают одуванчики золотые свои головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свертывают свои лепестки и засыпают.
Всю ночь крепко спят одуванчики. Только с восходом солнца они просыпаются, как бы радостно улыбаясь, широко раскрывают золотые свои лепестки.
В солнечный летний день золотою кажется лесная поляна, на которой растут и цветут одуванчики.
План.
1. Где растут одуванчики?
2. Как выглядят одуванчики. Почему они так называются?
3. Как ведут себя днём и вечером?
4. Поведение ночью и ранним утром?
5. Золотая поляна одуванчиков?
2. Стилистический анализ текста.
Как автор объясняет название цветка?
Сравните объяснение автора с другим толкованием этого слова: «Слово образовано с помощью суффикса -ан- (активного в северо-восточных и уральских говорах) от глагольной формы одутъ, равной литературному обдуть. В этом названии отражается особенность растения – его опушенные семянки сносятся ветром или лёгким дуновением».
К какому типу речи относится второе толкование? (Рассуждение).
К какому стилю? (Научно-публицистическому).
К какому стилю речи относится рассказ И. Соколова-Микитова? (Художественному).
Найдите стилистические особенности в объяснении толкования слова одуванчик в рассказе.
3. Анализ художественных средств.
С чем автор сравнивает одуванчик? Выпишите эти сравнения.
Вспомните, что такое олицетворение. Найдите в тексте глаголы-олицетворения.
Проанализируем цвет этого текста. Как вы думаете, какой цвет преобладает? Обоснуйте.
4. Орфографический анализ по тексту.
5. Пересказ текста.
IV. Рефлексия.
Домашнее задание: доработать тексты на черновиках.
_________________________________________________________________________________________________
Русский язык 5 класс ___.___.___
Урок 94
Тема: Развитие речи. Написание текста-повествования с элементами описания по теме «Имя прилагательное».
Цель: развивать умения анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу; передавать содержание текста с учетом заданного стиля и типа речи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать функционально-смысловые типы речи, их особенности; уметь анализировать текст с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урока
I. Организационное начало урока.
II. Постановка учебной задачи.
III. Работа по теме урока.
1. Чтение и редактирование составленных учащимися текстов.
2. Переписывание готовых работ в чистовики.
3. Самостоятельная проверка текстов учащимися.
IV. Рефлексия. Домашнее задание.
Подготовиться к диктанту по словам, предложенным в орфографическом практикуме на с. 34.
4