СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Подготовка к написанию и написание текста-повествования с элементами описания по теме «Имя прилагательное»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока развития речи. Подготовка к написанию и написание текста-повествования с элементами описания по теме «Имя прилагательное».

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Подготовка к написанию и написание текста-повествования с элементами описания по теме «Имя прилагательное»»

Русский язык 5 класс ___.___.___

Урок 93


Тема: Развитие речи. Подготовка к написанию текста-повествования с элементами описания по теме «Имя прилагательное».


Цель: развивать умения анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу; передавать содержание текста с учетом заданного стиля и типа речи.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать функционально-смысловые типы речи, их особенности; уметь анализировать текст с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершен­ствованию.

Ход урока

I. Организационное начало урока.


II. Постановка учебной задачи. Актуализация опорных знаний.

  • Вспомните, какие типы речи вам известны. Чем отличается повествование от описания? От рассуждения?

  • Прочитайте рассказ И. Соколова-Микитова, предложенный в упр. 329. Как вы считаете, относится ли он к одному типу речи? Или в этом тексте встречаются разные типы речи? Обоснуйте свою мысль.

  • Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать тексты, относящиеся к повествованию с элементами описания.


III. Работа по теме урока.

1. Работа со структурой текста.

  • Определите тему текста.

  • Озаглавьте текст.

  • На какие смысловые части можно разделить рассказ? Составьте план.


У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в зеленых широких лугах, даже у самых порогов деревенских домов цветут одуванчики.

Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена. Потому и называется цветок "одуванчик".

Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают одуванчики золотые свои головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свертывают свои лепестки и засыпают.

Всю ночь крепко спят одуванчики. Только с восходом солнца они просыпаются, как бы радостно улыбаясь, широко раскрывают золотые свои лепестки.

В солнечный летний день золотою кажется лесная поляна, на которой растут и цветут одуванчики.


План.

1. Где растут одуванчики?

2. Как выглядят одуванчики. Почему они так называются?

3. Как ведут себя днём и вечером?

4. Поведение ночью и ранним утром?

5. Золотая поляна одуванчиков?


2. Стилистический анализ текста.

  • Как автор объясняет название цветка?

  • Сравните объяснение автора с другим толкованием этого слова: «Слово образовано с помощью суффикса -ан- (активного в северо-восточных и уральских говорах) от глагольной формы одутъ, равной литературному обдуть. В этом названии отражается особенность растения – его опушенные семянки сносятся ветром или лёгким дуновением».

  • К какому типу речи относится второе толкование? (Рассуждение).

  • К какому стилю? (Научно-публицистическому).

  • К какому стилю речи относится рассказ И. Соколова-Микитова? (Художественному).

  • Найдите стилистические особенности в объяснении толкования слова одуванчик в рассказе.


3. Анализ художественных средств.

  • С чем автор сравнивает одуванчик? Выпишите эти сравнения.

  • Вспомните, что такое олицетворение. Найдите в тексте глаголы-олицетворения.

  • Проанализируем цвет этого текста. Как вы думаете, какой цвет преобладает? Обоснуйте.


4. Орфографический анализ по тексту.


5. Пересказ текста.

  • Прочитайте текст еще раз. Устно перескажите текст по плану. Запишите письменный пересказ текста.


IV. Рефлексия.

  • Какой вид работы показался интересным?

  • Что было сложно делать?


Домашнее задание: доработать тексты на черновиках.

_________________________________________________________________________________________________


Русский язык 5 класс ___.___.___

Урок 94


Тема: Развитие речи. Написание текста-повествования с элементами описания по теме «Имя прилагательное».


Цель: развивать умения анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу; передавать содержание текста с учетом заданного стиля и типа речи.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать функционально-смысловые типы речи, их особенности; уметь анализировать текст с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершен­ствованию.

Ход урока

I. Организационное начало урока.


II. Постановка учебной задачи.


III. Работа по теме урока.

1. Чтение и редактирование составленных учащимися текстов.

2. Переписывание готовых работ в чистовики.

3. Самостоятельная проверка текстов учащимися.


IV. Рефлексия. Домашнее задание.

Подготовиться к диктанту по словам, предложенным в орфографическом практикуме на с. 34.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!