СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи "Рассуждение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на развитие речи, формирование навыков в составлении текста-рассуждения. Реализуется метапредметность, в урок включён региональный компонент. Для урока была составлена авторская физ.минутка.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Рассуждение"»

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Учитель: Мархутова Айса Анатольевна

Урок развития речи «Рассуждение»

Тип урока: изучение новых знаний

Цель урока: дать понятие о тексте-рассуждение

Задачи урока:

Обучающие:

- научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод;

- научить включать в рассуждение специальные слова;

- формировать навыки в составлении текста-рассуждения;

- Развивающая:

- содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, обобщать;

Воспитывающая:

- прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.











Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивационный этап.

(на (Настрой на д плодотворную р работу)
 

2 мин.

- Здравствуйте. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. А зовут меня – Айса Анатольевна. Мы с ребятами приветствуем наших гостей и начинаем наш урок.

- Друзья! Сегодня на уроке мы будем слушать музыку, посетим виртуальную картинную галерею, станем участниками квест-игры, и немного творцами. Согласны?


Слушают приветствие учителя, вступают в диалог.


Этап актуализации

Цель:

 воспроизведение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;


7 мин.

- А начнем мы с вами наше знакомство с совместной работы.

- Что вы видите перед собой?

- Набор, бумага, заготовки – это слова какой части речи?

- А теперь я попрошу вас привести примеры глаголов. Что, по-вашему, мы с вами будем делать?

- Отлично. Посмотрите содержимое. Кто догадался, что мы должны сотворить? (вкл.музыку)

- Пожалуйста, приступайте к работе. Настроиться на творческий лад нам поможет «Весенняя увертюра» известного калмыцкого композитора П. О. Чонкушова.

- Готовы? У нас в руках тюльпан – символ Республики Калмыкия.

Небольшой совместный труд, я думаю, нас сблизил, и мы готовы работать дальше.(выкл. музыку)



- Но прежде ответьте на мой вопрос. Мы с вами дружно вспомнили такие части речи как существительное и глагол. Слова какой части речи мы вспомним, описывая эту красоту Приведите примеры прилагательных..



- Как творцы вы сотворили руками настоящую красоту. Ребята, опишите то, что у вас получилось.

- Какой тип речи вы использовали?

- А теперь попробуйте рассказать о своем первом знакомстве с тюльпаном, используя тип речи повествование

- Молодцы, ребята.

1. Работа с имеющимися заготовками



2. Отвечают на вопросы

 


3.Выявление затруднения.

Цель: определить, в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.




































5 мин


















































- А как вы думаете, зачем художники рисуют полотна, музыканты сочиняют музыку, поэты пишут стихи?

- Правильно. Значит, о чем мы будем говорить на уроке? Чему учиться? Будем рассуждать по поводу увиденного и услышанного. Доказывать свое суждение, находить аргументы, делать вывод.



- Итак, сегодня мы будем работать по маршрутным листам. Запишите в них тему урока – «Рассуждение»



- Я предлагаю поработать со статьей С.И.Ожегова и найти толкование слов «рассуждение», «доказательство».

Один ученик зачитывает. Заранее на партах выложить табличку с понятиями новых слов.

- Пока идет работа со словарем, кто желает сделать морфемный разбор слова «рас-сужд-ени-е»



- Таким образом, основная задача этого типа речи объяснить, доказать, установить истину. РАССУЖДЕНИЕ – это всегда стремление человека найти ответ на волнующей его вопрос, то есть прийти в ходе своих размышлений к какому-то выводу. А при повествовании и описании мы просто рассказываем, изображаем.

- Ребята, как вы думаете, в каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип речи рассуждение?



- Я предлагаю вам заполнить таблицу «Типы речи» и стать ее авторами.

(На доске название типа речи дети дописывают самостоятельно)




Типы речи



Какой предмет?

Что произошло?

Почему?

Описание


Повествование

Рассуждение

(примеры зачитывают из карточек на партах)

Тезис

Доказательства

вывод

(примеры зачитывают из карточек на партах)





- Найдите эти типы речи в своих маршрутных листах.

1.Работа с толковым словарем Ожегова.

Приходят к пониманию понятия «рассуждение».


 


 


 


 


 


 

2.Работа с маршрутными листами.

Морфемный разбор слова.

3.Необходимо знать его признаки, отличительные черты.

4. Работают с маршрутными листами.





4.Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения.



























Физминутка
 



8 мин

































2 мин.

- Спасибо вам за ваши примеры. Все верно. Но скажите, пожалуйста, а какой тип речи вы не нашли? Правильно, прежде чем определить тип речи рассуждение, мы должны познакомиться с его структурой. .

У вас на столах есть определения этих терминов

- Что такое тезис – основное положение, мысль, которую нужно доказать.

- Что такое доказательства - доказательства – основные доводы, акты, используемые для подтверждения тезиса

- Что такое вывод - вывод – то, что следует из сказанного выше

А чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, следует использовать слова-подсказки. Зачитайте, пожалуйста.

Слова-подсказки:

для тезиса - я считаю, мне кажется, на мой взгляд

для введения доказательств - во-первых, одна из причин, кроме того, к примеру

для выводов - таким образом, вот почему, итак, следовательно, я пришел к выводу

ребята, я порошу вас сохранить эти закладки, т.к. они вам помогут в дальнейшем при подготовке к итоговой аттестации


Вы так много рассуждали

Вы, наверное, устали?

Я прошу всех дружно встать

И друг друга описать. (поворачиваются друг к другу лицом)

Мой сосед такой бооольшой!

Поднимает вес любой!

Во-вторых он любит драться,

Рожи корчить,улыбаться.

Покрутиться, повертеться

И за парту в миг усесться

1.Работа в группах.. Дети выдвигают множество мнений. Защищают своё мнение.

2. Работают с маршрутным листом.

3.Изучают заметку.

4.Обдумывают ответы на вопросы, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины, подбирают и приводят примеры.



5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.



5 мин

- Предлагаю устроить баттлы – рассуждения, используя слова подсказки.

Ну, например, тезисы по любой теме. А теперь докажите свои тезисы. Представьте свое доказательство. Ну, и выводы?

- Молодцы. А теперь мой пример рассуждения: Я считаю, что вы самые классные! Во-первых, вы хорошо работаете, во-вторых, вы внимательно слушаете. И, пожалуйста, я пришла к выводу, что ваш класс самый крутой в школе.

Я теперь я предлагаю разделиться на творческие группы, чтобы стать участниками квест-игры «Спаси природу».



- Итак, я приглашаю всех вас в виртуальную галерею. Вашему вниманию предлагается картина калмыцкого художника Г. О. Рокчинского «Журавлиная песня». Ответьте, что вы видите на этой картине, в своих ответах используйте типы речи описание и повествование?

А теперь посмотрите, что произошло с картиной.

Почему произошла эта катастрофа? Что делать, чтобы это прекратилось?

Итак , мы должны, следуя по маршруту тезис-доказательства-вывод помочь предотвратить эту катастрофу. Работаем с этим заданием в своих маршрутных листах. Заполните пропущенные строчки.

- А теперь зачитайте ваши ответы.

- Спасибо за работу.

Выкл. проектор.

Устно составляют текст-рассуждение. Ищут структурные элементы текста самостоятельно. Знакомятся с произведениями искусства.

-заполняют маршрутный лист.

6.Первичное закрепление нового знания.



8 мин.

- А сейчас прочитаем текст № 2.

В 1634 году этот цветок был впервые привезён в Нидерланды. Его красота так поразила голландцев, что они увлеклись разведением этих экзотических для их края огненных цветов. Богачи платили тысячи гульденов за луковицу нового сорта. Луковицы выменивали на дома, на кареты с лошадьми, разыгрывали лотерею.

Лепестки этого цветка – красные и чисто белые, жёлтые, темно-вишневые и фиолетовые, почти чёрные, розовые, сиреневые и различного сочетания пёстрые – гордо тянутся к чистому весеннему небу.

Степной тюльпан заслужил право быть занесенным в «Красную книгу». Во-первых, заметно меньше стала алеть степь весной. Во-вторых, людям будет хорошо напомнить, что красоту надо оберегать, а не стараться её «присвоить». Тюльпан напоминает людям о том, как хрупка и нежна наша природа.

Итак, мы будем работать с текстом, тема которого связана с цветком, который мы сотворили в начале урока.

Задание

Вы представили как выглядит этот цветок? В этом нам помог тип речи,,,,. А в каком отрывке мы видим повествование? А теперь найдите абзац с рассуждением. Вы видите в нём т, д, в? Найдите.



1.Работа с листами по выявлению признаков текста-рассуждения.

2.Читают, слушают, анализируют, фиксируют недочеты.

9.Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.



4 мин.

- Спасибо, ребята. Давайте подытожим наши сведения. (отвечают). Ваше домашнее задание носит творческий характер. Необходимо написать сочинение-рассуждение по теме «Что значит для тебя красота родного края?»

- Итак, Мы много работали и бодро читали,

На все вопросы дружно отвечали,

У нас получалось как на собрании

Этот текст называем мы повествование.

Наша поделка чудо блестящее

Новая, яркая и настоящая.

С ней легче исполнить любое желание

Этот текст называем мы описание.

Для чего этот мир? Почему я такой?

Зачем это солнце блестит надо мной?

На эти вопросы ответ, без сомнения,

Найдете вы в тексте рассуждение.

Я хочу всех вас поблагодарить за урок, оценить работу следующих ребят……….,…..,….,…. , а мою работу вы оцените так: если у вас остались вопросы и сомнению по теме нашего урока оставьте свои тюльпаны на парте, а если урок вам был интересен и понятен прошу вас выйти ко мне.

У нас получился красивый букет любви к природе, букет открытых сердец и взаимопонимания.

Нашу встречу я хочу закончить словами калмыцкого благопожелания:

Мудрость предков взяв жизнь ваша да будет крепка

Синеву неба взяв жизнь ваша да будет светла

Подобно жаворонков трели жизнь ваша да будет чиста

Подобно весенним тюльпанам жизнь ваша да будет прекрасна.

Пусть памятью о нашей встрече останутся эти тюльпаны.



Оценивают свою учебную деятельность, эмоциональное состояние.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!