СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи с использованием стратегии смыслового чтения по сказке Е. Гуз "Сказка о влюбленном ежике"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи с использованием стратегии смыслового чтения по сказке Е. Гуз "Сказка о влюбленном ежике"»

Урок развития речи с использованием стратегии смыслового чтения по рассказу Е.Гуз «Сказка о влюбленном ежике»

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого

и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтения.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность эмоционально- нравственную отзывчивость.



ХОД УРОКА:

1. Оргмомент.


Здравствуйте, ребята. Кодекс психологов всего мира гласит: «Увидишь лицо без улыбки-улыбнись сам» Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и начнем урок. Сегодня нам предстоит встреча с прекрасным и удивительным, сказочным и волнующим миром. Иногда, чтобы остановить время, не нужна волшебная палочка. Достаточно просто взять в руки книгу. Книги - это двери, которые выводят нас из четырех стен.... Они учат, воспитывают, с ними мы путешествуем, мечтаем, воображаем, проживаем другие жизни, а свою умножаем в тысячу раз.

А что есть чтение –

как не разгадывание,

извлечение тайного,

оставшегося за строками,

за пределами слов.

М. Цветаева

-Как вы понимаете эпиграф?

- Эти тайны можно раскрыть, но для этого нужно уметь “беседовать” с текстом, вести с ним диалог. Попробуем разобраться, как это делается на примере нашей сказки.




1. Название стратегии: «Рассечение вопроса»

Тип стратегии: предтекстовая.

Цель: мотивировать учеников на прочтение рассказа

.

Знакомство с любым произведением начинается с его заглавия

«Сказка о влюбленном ежике»



- Найдите в заглавии главное слово

- О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте?

- В кого влюблен ежик?

- Почему сказка? Не рассказ? Не повесть?

-Интересно вам узнать содержание сказки? Давайте познакомимся с текстом


2. Название стратегии: «Попеременное чтение»

Тип стратегии: текстовая

Цель: управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения.


Ребята, такой вид работы мы уже использовали на уроке. Напомню: отдельные ученики читают текст. Все остальные воспринимают на слух и по ходу чтения думают над вопросами, которые будут задавать.

СКАЗКА О ВЛЮБЛЕННОМ ЕЖИКЕ


Эта сказка про влюбленного ёжика. Жизнь его была довольно обычной, как у всех ёжиков принято: утром побегать по мокрой от росы травке, днем поесть улиток и червячков, а вечером зарыться в теплый мох и сладко спать. И каждый день был похож на другой. Но было и то, что отличало нашего ёжика от других…

СТОП



-Какая жизнь была у ежика?

-Что он делал утром? Днем? Вечером?

-Почему каждый день ежика был похож на другой?

-Вы хотите узнать, что же отличало нашего ежика от других?





2-й ученик

Была у нашего ёжика любовь. Да такая светлая и чистая, что ёжику часто даже жмуриться приходилось. И любовью этой была маленькая бледная поганка. Придет он, бывало, к ней, спрячется за еловым пеньком и наблюдает исподтишка, чтобы не смущать ее. Ему почему-то казалось, что она бы непременно возмутилась, если бы могла разговаривать. Поэтому ёжик старался вести себя тихо и просто любовался ею. И было чем! Ножка у поганки была тонкая-тонкая и стройная-стройная. Юбочка легкая и ажурная. И очень красивая и изящная широкополая шляпка. День и ночь стояла она на своей тонкой ножке, словно лесная балерина, которая вот-вот примется кружиться.

СТОП


-Почему ежику приходилось жмуриться?

-Как ежик наблюдал за Поганкой?

-Перечислите глаголы, которые показываю действия ежика? (жмурился, придет, спрячется, наблюдает, любуется)

-Опишите Поганку.

- Для чего автор использует повторы в тексте?


Словарная работа

Широполая- ШИРОКОПОЛЫЙ, -ая, -ое. 1. Имеющий широкие полы. Ш. кафтан. Ш. пиджак. Ш. кардиган. 2. Имеющий широкие поля (о шляпе).

ПОЛА, -ы; мн. полы, пол; ж. Нижний край каждой из половин распахивающейся одежды. П. пиджака. Придерживать полу. Полы пальто расходятся. // Край свисающего полотнища, которое откидывается в сторону. Полы брезентовой палатки. Раздвинуть полы занавеса. ы, в зн. нареч. Разг. Тайно, незаконно. Продавать, покупать, торговать из-под полы.

Что, по-вашему, произойдет дальше?

3 ученик

Одним солнечным утром ёжик снова собрался навестить свою красавицу. А поскольку дорога была неблизкой, бежал он особенно резво, ведь ужасно соскучился. Устроившись за своим любимым пеньком, наш ёжик вдруг увидел мальчика лет восьми, который с ведерком и ножиком в руках прогуливался по лесу в поисках грибов. Вот только грибником был не очень старательным, потому что смотрел по сторонам, отвлекаясь на любые звуки. Мир для ёжика замер! Он не знал, что и делать, столько всего сразу нарисовалось в его маленьких серьезных глазках-пуговках. Еще секунда, и он больше никогда не увидит свою лесную балерину. И сразу станет самым обычным ёжиком, каких только в его лесу несколько сотен. Хотя нет, он станет самым несчастным ёжиком в мире.

СТОП

-Почему ежик бежал резво?

-Почему мальчик был не очень старательным грибником?

-Что чувствовал ежик, когда увидел мальчика с ножиком в руках?

-Сколько лет было мальчику?

-Почему наш ежик – необычный? Что отличает его от других ежиков?

Несчастный ежик- ??? (лишенный счастья, радости)

Вам интересно, что было дальше?

4 ученик

Вдруг мальчик наклонился и стал тянуться с ножиком к стройной ножке поганки. «Стой! Она же живая! Она… она моя!..» закричал наш ёжик. То есть он так думал, что закричал. На самом деле мальчик ничего не услышал – ведь мальчики не понимают ежиного языка. Тогда храбрый ёжик собрался в клубочек и ринулся на защиту своей любви. Ткнувшись иголками в руку мальчику, наш ёжик замер и приготовился к новой атаке. – Ай! – вскрикнул мальчик и дернул ногой, отбросив ёжика далеко за его пенек. – Сумасшедший ёж!

СТОП


-Почему мальчик не услышал ежика?

- Подберите синонимы к слову храбрый


Храбрый- отважный, смелый, доблестный, мужественный, молодецкий, отчаянный, прыткий, неустрашимый, бравый, безбоязненный, бесстрашный, бестрепетный, воинственный, героический, героичный, геройский, дерзновенный, мужественный, удалой

В словаре синонимов Александровой Зинаиды Евгеньевны представлено множество синонимов к слову. (О чем говорит большое количество синонимов? О богатстве нашей речи)


Мы надолго оставили нашего мужественного ежика, посмотрим, что же произошло с ним дальше.

5 ученик

– Никита, ты что остановился? – услышал внезапно ёжик и увидел приближающиеся блестящие сапоги. – Я гриб нашел! – не без гордости ответил мальчик, показывая пальцем на поганку. – Эх ты, грибник! – расхохотались «сапоги». – Это же поганка, ее есть нельзя. Это вообще самый ядовитый гриб. Даже трогать ее не смей! Думаешь, почему она никому, кроме тебя, не приглянулась? Пойдем, со мной будешь ходить, а то насобираешь одних поганок. И две пары сапог неспешно удалились.

СТОП


-Ребята, почему автор не дает имя взрослому, который был с мальчиком? Почему «блестящие сапоги» (автор показывает нам мир глазами ежика)

-Мы продолжаем


6 ученик

Ежик, наконец, открыл глаза и высунул мокрый от слез носик из-за пенька. «Как это никому не приглянулась? Это же самая красивая поганка на свете, балерина…» Полюбовавшись еще немного, наш ёжик тихо вздохнул и побрел домой. С тех пор он приходил в гости к бледной поганке каждый день, боясь, что кто-нибудь ей навредит в его отсутствие. А когда настала зима, и ёжик зарылся в свою норку, каждый день и каждую ночь он видел во сне бледную поганку, которая, как настоящая балерина, стояла на одной ножке, аккуратно расправив юбочку.

СТОП


-Почему ежик приходил к поганке каждый день?



3.Название стратегии: «Ориентиры предвосхищения».

Тип стратегии: послетекстовая.

Ребята, а теперь предлагаю вам поработать в парах и сформулировать вопросы



«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»


Вопросы, на которые предполагается односложный ответ


Вопросы, на которые предполагается развернутый, “долгий” ответ. Толстые вопросы требуют размышления.

Было ли...?

Может (могли)...?

Будет...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?





Объясните, почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите, что будет, если...?




Что автор хотел сказать детям и взрослым?

Содержит ли эта история поучительный урок для вас?

В чём он состоит?

Домашнее задание.

Придумать и записать 3 толстых вопроса.








6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!