Урок развития речи с использованием стратегии смыслового чтения по рассказу Е.Гуз «Сказка о влюбленном ежике»
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого
и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтения.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность эмоционально- нравственную отзывчивость.
ХОД УРОКА:
1. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Кодекс психологов всего мира гласит: «Увидишь лицо без улыбки-улыбнись сам» Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и начнем урок. Сегодня нам предстоит встреча с прекрасным и удивительным, сказочным и волнующим миром. Иногда, чтобы остановить время, не нужна волшебная палочка. Достаточно просто взять в руки книгу. Книги - это двери, которые выводят нас из четырех стен.... Они учат, воспитывают, с ними мы путешествуем, мечтаем, воображаем, проживаем другие жизни, а свою умножаем в тысячу раз.
А что есть чтение –
как не разгадывание,
извлечение тайного,
оставшегося за строками,
за пределами слов.
М. Цветаева
-Как вы понимаете эпиграф?
- Эти тайны можно раскрыть, но для этого нужно уметь “беседовать” с текстом, вести с ним диалог. Попробуем разобраться, как это делается на примере нашей сказки.
1. Название стратегии: «Рассечение вопроса»
Тип стратегии: предтекстовая.
Цель: мотивировать учеников на прочтение рассказа
.
Знакомство с любым произведением начинается с его заглавия
«Сказка о влюбленном ежике»
- Найдите в заглавии главное слово
- О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте?
- В кого влюблен ежик?
- Почему сказка? Не рассказ? Не повесть?
-Интересно вам узнать содержание сказки? Давайте познакомимся с текстом
2. Название стратегии: «Попеременное чтение»
Тип стратегии: текстовая
Цель: управление процессом осмысления текста во время его чтения.
Ребята, такой вид работы мы уже использовали на уроке. Напомню: отдельные ученики читают текст. Все остальные воспринимают на слух и по ходу чтения думают над вопросами, которые будут задавать.
СКАЗКА О ВЛЮБЛЕННОМ ЕЖИКЕ
Эта сказка про влюбленного ёжика. Жизнь его была довольно обычной, как у всех ёжиков принято: утром побегать по мокрой от росы травке, днем поесть улиток и червячков, а вечером зарыться в теплый мох и сладко спать. И каждый день был похож на другой. Но было и то, что отличало нашего ёжика от других…
СТОП
-Какая жизнь была у ежика?
-Что он делал утром? Днем? Вечером?
-Почему каждый день ежика был похож на другой?
-Вы хотите узнать, что же отличало нашего ежика от других?
2-й ученик
Была у нашего ёжика любовь. Да такая светлая и чистая, что ёжику часто даже жмуриться приходилось. И любовью этой была маленькая бледная поганка. Придет он, бывало, к ней, спрячется за еловым пеньком и наблюдает исподтишка, чтобы не смущать ее. Ему почему-то казалось, что она бы непременно возмутилась, если бы могла разговаривать. Поэтому ёжик старался вести себя тихо и просто любовался ею. И было чем! Ножка у поганки была тонкая-тонкая и стройная-стройная. Юбочка легкая и ажурная. И очень красивая и изящная широкополая шляпка. День и ночь стояла она на своей тонкой ножке, словно лесная балерина, которая вот-вот примется кружиться.
СТОП
-Почему ежику приходилось жмуриться?
-Как ежик наблюдал за Поганкой?
-Перечислите глаголы, которые показываю действия ежика? (жмурился, придет, спрячется, наблюдает, любуется)
-Опишите Поганку.
- Для чего автор использует повторы в тексте?
Словарная работа
Широполая- ШИРОКОПОЛЫЙ, -ая, -ое. 1. Имеющий широкие полы. Ш. кафтан. Ш. пиджак. Ш. кардиган. 2. Имеющий широкие поля (о шляпе).
ПОЛА, -ы; мн. полы, пол; ж. Нижний край каждой из половин распахивающейся одежды. П. пиджака. Придерживать полу. Полы пальто расходятся. // Край свисающего полотнища, которое откидывается в сторону. Полы брезентовой палатки. Раздвинуть полы занавеса. ы, в зн. нареч. Разг. Тайно, незаконно. Продавать, покупать, торговать из-под полы.
Что, по-вашему, произойдет дальше?
3 ученик
Одним солнечным утром ёжик снова собрался навестить свою красавицу. А поскольку дорога была неблизкой, бежал он особенно резво, ведь ужасно соскучился. Устроившись за своим любимым пеньком, наш ёжик вдруг увидел мальчика лет восьми, который с ведерком и ножиком в руках прогуливался по лесу в поисках грибов. Вот только грибником был не очень старательным, потому что смотрел по сторонам, отвлекаясь на любые звуки. Мир для ёжика замер! Он не знал, что и делать, столько всего сразу нарисовалось в его маленьких серьезных глазках-пуговках. Еще секунда, и он больше никогда не увидит свою лесную балерину. И сразу станет самым обычным ёжиком, каких только в его лесу несколько сотен. Хотя нет, он станет самым несчастным ёжиком в мире.
СТОП
-Почему ежик бежал резво?
-Почему мальчик был не очень старательным грибником?
-Что чувствовал ежик, когда увидел мальчика с ножиком в руках?
-Сколько лет было мальчику?
-Почему наш ежик – необычный? Что отличает его от других ежиков?
Несчастный ежик- ??? (лишенный счастья, радости)
Вам интересно, что было дальше?
4 ученик
Вдруг мальчик наклонился и стал тянуться с ножиком к стройной ножке поганки. «Стой! Она же живая! Она… она моя!..» закричал наш ёжик. То есть он так думал, что закричал. На самом деле мальчик ничего не услышал – ведь мальчики не понимают ежиного языка. Тогда храбрый ёжик собрался в клубочек и ринулся на защиту своей любви. Ткнувшись иголками в руку мальчику, наш ёжик замер и приготовился к новой атаке. – Ай! – вскрикнул мальчик и дернул ногой, отбросив ёжика далеко за его пенек. – Сумасшедший ёж!
СТОП
-Почему мальчик не услышал ежика?
- Подберите синонимы к слову храбрый
Храбрый- отважный, смелый, доблестный, мужественный, молодецкий, отчаянный, прыткий, неустрашимый, бравый, безбоязненный, бесстрашный, бестрепетный, воинственный, героический, героичный, геройский, дерзновенный, мужественный, удалой
В словаре синонимов Александровой Зинаиды Евгеньевны представлено множество синонимов к слову. (О чем говорит большое количество синонимов? О богатстве нашей речи)
Мы надолго оставили нашего мужественного ежика, посмотрим, что же произошло с ним дальше.
5 ученик
– Никита, ты что остановился? – услышал внезапно ёжик и увидел приближающиеся блестящие сапоги. – Я гриб нашел! – не без гордости ответил мальчик, показывая пальцем на поганку. – Эх ты, грибник! – расхохотались «сапоги». – Это же поганка, ее есть нельзя. Это вообще самый ядовитый гриб. Даже трогать ее не смей! Думаешь, почему она никому, кроме тебя, не приглянулась? Пойдем, со мной будешь ходить, а то насобираешь одних поганок. И две пары сапог неспешно удалились.
СТОП
-Ребята, почему автор не дает имя взрослому, который был с мальчиком? Почему «блестящие сапоги» (автор показывает нам мир глазами ежика)
-Мы продолжаем
6 ученик
Ежик, наконец, открыл глаза и высунул мокрый от слез носик из-за пенька. «Как это никому не приглянулась? Это же самая красивая поганка на свете, балерина…» Полюбовавшись еще немного, наш ёжик тихо вздохнул и побрел домой. С тех пор он приходил в гости к бледной поганке каждый день, боясь, что кто-нибудь ей навредит в его отсутствие. А когда настала зима, и ёжик зарылся в свою норку, каждый день и каждую ночь он видел во сне бледную поганку, которая, как настоящая балерина, стояла на одной ножке, аккуратно расправив юбочку.
СТОП
-Почему ежик приходил к поганке каждый день?
3.Название стратегии: «Ориентиры предвосхищения».
Тип стратегии: послетекстовая.
Ребята, а теперь предлагаю вам поработать в парах и сформулировать вопросы
«Тонкие вопросы» | «Толстые вопросы» |
Вопросы, на которые предполагается односложный ответ | Вопросы, на которые предполагается развернутый, “долгий” ответ. Толстые вопросы требуют размышления. |
Было ли...? Может (могли)...? Будет...? Согласны ли вы...? Верно ли...? | Объясните, почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если...? |
Что автор хотел сказать детям и взрослым?
Содержит ли эта история поучительный урок для вас?
В чём он состоит?
Домашнее задание.
Придумать и записать 3 толстых вопроса.
6