СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи "Санкт-Петербург. История переименования" (материал к уроку)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалк уроку развития речи об истории переименования Санкт-Петербурга

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Санкт-Петербург. История переименования" (материал к уроку)»

Урок развития речи по теме «Санкт-Петербург. История переименования» (материал к уроку)

▼ ▲ ▼


Кто пос_гнул на дет_ще Петрово?

Кто соверше_ое деянье рук

Смел оск_рбить, отняв хотя бы слово,

Смел отм_нить хотя _ б единый звук?


Не мы, не мы… Ра_терянная челядь,

Что, властвуя, сама боит_ся нас!

Все мечут_ся, да чьи_то ризы делят,

И все др_жат за свой п_следний час.


Изме_икам измены не позорны.

Пр_дет отмщению своя пора…

Но стыдно тем _ кто, весело-покорны,

С пр_дателями пред_ли Петра.


Чему бе_дарное в вас сердце радо?

Славянщине убогой? Иль тому,

Что к «Петрограду» рифм гулящих стадо

Кр_кливо льнет, как будто к св_ему?


Но близок день – и в_згремят перуны…

На помощ_, Медный вождь, скорей, скорей!

Во_станет он, все тот _ же, бледный, юный,

Все тот _ же - в ризе девстве_ых н_чей,


Во влажном вихре ветре_ых раздолий

И в белоперистост_ вешних пург, -

Созданье революцио_ой воли –

Пр_красно-страшный Петербург!



  • О каком переименовании идет речь в стихотворении? Докажите, используя авторские характеристики и оценки.

  • Каковы структура и стилистическая окраска существительного «деяние»?

  • Подберите синонимы к прилагательному «единый».

  • Дайте толкование существительного «челядь». Какова его эмоциональная окраска в контексте?

  • Каково значение глагола «мечутся»? Подберите к нему синонимы.

  • Объясните значение существительного «риза». Какова его роль в контексте?

  • Сравните существительное «отмщение» с однокоренным «месть». Определите, в чем их стилистическое отличие.

  • Каково значение морфем, входящих в структуру существительного «предатели»? Какой эмоциональный эффект создает соседство однокоренных слов в выражениях «Изменникам измены не позорны», «С предателями предали Петра»?

  • Объясните смысл выражения «славянщина убогая».

  • Каково значение эпитета «гулящие» (рифмы)? Подберите к нему синонимы.

  • Каковы значение и эмоциональная окраска глагола «льнет»?

  • Как Вы понимаете смысл пророчества «возгремят перуны»? Какова этимология существительного?

  • Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Объясните их выбор.

  • Ссылку на автора и произведение можно обнаружить в статье Д. Бобышева «Медный сидень» в конце раздела.



▼ ▲ ▼


Ущерб _ потускнение _ «декаданс» Петербурга нач_лся незаметно, как незаметно начина_тся неизлечимая болезнь. Сперва ни больной, ни его бли_кие н_чего не _ замечают. Потом лицо больного начина_т менят_ся все сильнее... И наконец, перед смертью_ оно становит_ся неузнаваемым...

В 1918 – 1919 году Петербург стал неузнаваемым. После разгрома белых армий Петербург ум_рал.

...Зеленая звезда в холодной высоте _

Но разве так звезда сия_т?

О, если ты_ звезда _ воде и небу брат,

Твой брат Петрополь умира_т...


А. Иванов. Из воспоминаний.



  • Почему, говоря о гибели города, автор ни разу не назвал его имени, какое он в те годы носил?

  • Как лексика передает боль за умирающий город?

  • Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Объясните их выбор.



▼ ▲ ▼


Но до ночи – еще жить целый день. И в стра_ом, не_знакомом городе –

П е тр о г р а д е – ра_терянно бр_дили па_ажиры. Так чем_то похоже – и так непохоже – на П е те р б у р г, откуда отплыли уже почти год, и куда едва ли когда_нибудь вернут_ся. Стра_ые, замерзшие за ночь каме_оснежные волны: горы и ямы. Воины из какого_то не_известного плем_ни – в стра_ых лохмотьях, оружие на веревоч_ках за плечами. Чужеземный обычай – ходить в гости с ноч_вкой: на улицах ночью – вальтер-скоттовские роб-рои. И вот тут на Загородном – выжженные в снегу капельки крови… Нет, не Петербург!


Е. Замятин. Мамай. 1919.



  • Как автор связывает новое имя города с изменениями, в нем происшедшими?

  • Какие художественные средства используются в изображении картин города?

  • Что напоминает Петроград? Почему жители города названы «пассажирами»?

  • Объясните смысл постановки тире в первом предложении.

  • Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Объясните их выбор.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!