Урок развития речи по теме «Санкт-Петербург. История переименования» (материал к уроку)
▼ ▲ ▼
Кто пос_гнул на дет_ще Петрово?
Кто соверше_ое деянье рук
Смел оск_рбить, отняв хотя бы слово,
Смел отм_нить хотя _ б единый звук?
Не мы, не мы… Ра_терянная челядь,
Что, властвуя, сама боит_ся нас!
Все мечут_ся, да чьи_то ризы делят,
И все др_жат за свой п_следний час.
Изме_икам измены не позорны.
Пр_дет отмщению своя пора…
Но стыдно тем _ кто, весело-покорны,
С пр_дателями пред_ли Петра.
Чему бе_дарное в вас сердце радо?
Славянщине убогой? Иль тому,
Что к «Петрограду» рифм гулящих стадо
Кр_кливо льнет, как будто к св_ему?
Но близок день – и в_згремят перуны…
На помощ_, Медный вождь, скорей, скорей!
Во_станет он, все тот _ же, бледный, юный,
Все тот _ же - в ризе девстве_ых н_чей,
Во влажном вихре ветре_ых раздолий
И в белоперистост_ вешних пург, -
Созданье революцио_ой воли –
Пр_красно-страшный Петербург!
О каком переименовании идет речь в стихотворении? Докажите, используя авторские характеристики и оценки.
Каковы структура и стилистическая окраска существительного «деяние»?
Подберите синонимы к прилагательному «единый».
Дайте толкование существительного «челядь». Какова его эмоциональная окраска в контексте?
Каково значение глагола «мечутся»? Подберите к нему синонимы.
Объясните значение существительного «риза». Какова его роль в контексте?
Сравните существительное «отмщение» с однокоренным «месть». Определите, в чем их стилистическое отличие.
Каково значение морфем, входящих в структуру существительного «предатели»? Какой эмоциональный эффект создает соседство однокоренных слов в выражениях «Изменникам измены не позорны», «С предателями предали Петра»?
Объясните смысл выражения «славянщина убогая».
Каково значение эпитета «гулящие» (рифмы)? Подберите к нему синонимы.
Каковы значение и эмоциональная окраска глагола «льнет»?
Как Вы понимаете смысл пророчества «возгремят перуны»? Какова этимология существительного?
Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Объясните их выбор.
Ссылку на автора и произведение можно обнаружить в статье Д. Бобышева «Медный сидень» в конце раздела.
▼ ▲ ▼
Ущерб _ потускнение _ «декаданс» Петербурга нач_лся незаметно, как незаметно начина_тся неизлечимая болезнь. Сперва ни больной, ни его бли_кие н_чего не _ замечают. Потом лицо больного начина_т менят_ся все сильнее... И наконец, перед смертью_ оно становит_ся неузнаваемым...
В 1918 – 1919 году Петербург стал неузнаваемым. После разгрома белых армий Петербург ум_рал.
...Зеленая звезда в холодной высоте _
Но разве так звезда сия_т?
О, если ты_ звезда _ воде и небу брат,
Твой брат Петрополь умира_т...
А. Иванов. Из воспоминаний.
Почему, говоря о гибели города, автор ни разу не назвал его имени, какое он в те годы носил?
Как лексика передает боль за умирающий город?
Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Объясните их выбор.
▼ ▲ ▼
Но до ночи – еще жить целый день. И в стра_ом, не_знакомом городе –
П е тр о г р а д е – ра_терянно бр_дили па_ажиры. Так чем_то похоже – и так непохоже – на П е те р б у р г, откуда отплыли уже почти год, и куда едва ли когда_нибудь вернут_ся. Стра_ые, замерзшие за ночь каме_оснежные волны: горы и ямы. Воины из какого_то не_известного плем_ни – в стра_ых лохмотьях, оружие на веревоч_ках за плечами. Чужеземный обычай – ходить в гости с ноч_вкой: на улицах ночью – вальтер-скоттовские роб-рои. И вот тут на Загородном – выжженные в снегу капельки крови… Нет, не Петербург!
Е. Замятин. Мамай. 1919.
Как автор связывает новое имя города с изменениями, в нем происшедшими?
Какие художественные средства используются в изображении картин города?
Что напоминает Петроград? Почему жители города названы «пассажирами»?
Объясните смысл постановки тире в первом предложении.
Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Объясните их выбор.