СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Средства связи предложений в тексте

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Средства связи предложений в тексте»

Способы и средства связи предложений в тексте

Способы и средства связи предложений в тексте

Виды связи предложений в тексте: Цепная связь: Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.( Схема цепной связи:  1 – 2 – 3 – 4…). Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п. Параллельная связь предложений в тексте: Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. (Схема параллельной связи: 1:  2 – 3 – 4 – 5 …). Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

Виды связи предложений в тексте:

Цепная связь: Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.( Схема цепной связи:  1 – 2 – 3 – 4…). Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.

Параллельная связь предложений в тексте: Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. (Схема параллельной связи: 1:  2 – 3 – 4 – 5 …). Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

Упражнение 4. Восстанови порядок предложений 1. А бедные люди часто совсем не получали соли. 2. За столом солонка стояла около хозяина. 3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться. 4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем. 5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой. 6. Больше сыпал тому, кого уважал. 7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши , которое означает «уйти, не получив ожидаемого». 8. Он сам сыпал соль гостям. 9. И нередко пересаливал.

Упражнение 4. Восстанови порядок предложений

1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

2. За столом солонка стояла около хозяина.

3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.

5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

6. Больше сыпал тому, кого уважал.

7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши , которое означает «уйти, не получив ожидаемого».

8. Он сам сыпал соль гостям.

9. И нередко пересаливал.

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ Лексические средства связи: Однотематическая лексика Лексический повтор, однокоренные слова Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот) Антонимы( в том числе и контекстуальные) Описательные обороты.

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Лексические средства связи:

  • Однотематическая лексика
  • Лексический повтор, однокоренные слова
  • Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
  • Антонимы( в том числе и контекстуальные)
  • Описательные обороты.
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ Грамматические средства связи Союзы (преимущественно сочинительные) Местоимения (личные, указательные, определительные и другие) Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие) Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие) Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях) – например,  все глаголы употреблены в форме прошедшего времени. Числительные( количественные, порядковые, собирательные) Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и связь между ними Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств (Указательное местоимение, синоним и частица)

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Грамматические средства связи

  • Союзы (преимущественно сочинительные)
  • Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)
  • Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)
  • Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие)
  • Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях) – например, все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
  • Числительные( количественные, порядковые, собирательные)
  • Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста
  • Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
  • Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и связь между ними
  • Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств (Указательное местоимение, синоним и частица)
Упражнение 6. Определи средства связи предложений в тексте. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.

Упражнение 6. Определи средства связи предложений в тексте.

  • Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
  • Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости.
  • В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
  • А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!