Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Средства связи предложений в тексте»
Способы и средства связи предложений в тексте
Виды связи предложений в тексте:
Цепная связь: Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.( Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4…). Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.
Параллельная связь предложений в тексте: Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. (Схема параллельной связи: 1: 2 – 3 – 4 – 5 …). Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
Упражнение 4. Восстанови порядок предложений
1. А бедные люди часто совсем не получали соли.
2. За столом солонка стояла около хозяина.
3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.
4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.
5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.
6. Больше сыпал тому, кого уважал.
7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши , которое означает «уйти, не получив ожидаемого».
8. Он сам сыпал соль гостям.
9. И нередко пересаливал.
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Лексические средства связи:
- Однотематическая лексика
- Лексический повтор, однокоренные слова
- Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
- Антонимы( в том числе и контекстуальные)
- Описательные обороты.
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Грамматические средства связи
- Союзы (преимущественно сочинительные)
- Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)
- Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)
- Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие)
- Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях) – например, все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
- Числительные( количественные, порядковые, собирательные)
- Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста
- Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
- Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и связь между ними
- Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств (Указательное местоимение, синоним и частица)
Упражнение 6. Определи средства связи предложений в тексте.
- Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
- Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости.
- В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
- А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.