СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Творческий практикум. Сочинение-рассуждение на основе предложенного текста.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока. Написание сочинения-рассуждения (ЕГЭ)

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Творческий практикум. Сочинение-рассуждение на основе предложенного текста.»

Урок развития речи.

Творческий практикум. Сочинение-рассуждение на основе предложенного текста.

Цель урока: выработать навыки написания сочинения-рассуждения на основе предложенного текста.

Задачи урока: 1)отрабатывать навыки комплексного анализа текста; 2)отрабатывать навыки создания своего произведения; 3)учить грамотно и ясно формулировать проблему, поднимаемую в тексте, позицию автора по проблеме, аргументированно излагать свою точку зрения; 4)расширить кругозор; 5)воспитывать нравственные ценности,формировать критерии «героического»; 6)формировать языковую компетенцию.

Оборудование: текст Д.А.Волкогонова; статья В.Г.Руденко «Степень риска» (газета «Фрунзовец», 1987г.); репродукции картин В.Верещагина «Моление о чаше», «Снятие с креста»; репродукция картины К.Брюллова «Голова Христа»; репродукция картины С.Рериха «Герой»;цитаты из школьных сочинений.

Технологии: ИКТ, интеграция с информатикой, МХК.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

До зимней сессии осталось мало времени. Вам предстоит выдержать пробный экзамен по русскому языку, включающий в себя решение тестов и написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту. Сегодня мы с вами будем продолжать учиться писать такие сочинения.

Беседа.

1)Давайте вспомним структуру таких сочинений–рассуждений:

формулировка проблемы

комментарий к проблеме

позиция автора

мое восприятие позиции автора, моя точка зрения

аргумент, подтверждающий мою точку зрения (подбор аргументов всегда вызывает затруднение)

аргумент, подтверждающий мою точку зрения

вывод

2)Каким должен быть тип текста? (Рассуждение)

3) Каким должен быть стиль текста? (Публицистический)

4)Что характерно для такого стиля текста? (Наличие обществен-

но значимой проблемы)

Помните: приступая к работе над сочинением нужно, внимательно прочитав текст, правильно сформулировать проблему, поднимаемую в предложенном произведении

5) Что же такое проблема? (Наличие разных точек зрения по какому-либо вопросу. Формулировать проблему – значит излагать суть этого спора.

Для того чтобы правильно определить проблему, нужно вдумчиво читать текст, анализируя каждый абзац, выписывая на черновик ключевые слова и тезисы, которые помогут понять суть текста.


  1. Сегодня мы будем вести своеобразный диалог с Дмитрием Антоновичем Волкогоновым, знакомясь с его текстом. И затем на основе этого произведения напишем сочинение.

Справка (на экране портрет Д.А.Волкогонова).

ВОЛКОГОНОВ Дмитрий Антонович (1928-95), историк, публицист, доктор исторических и философских наук, генерал-полковник (1986). В 1984-88 заместитель начальника Главного политического управления Советской Армии и ВМФ. В 1988-1991 начальник Института военной истории Министерства обороны СССР. С 1991 председатель ряда комиссий правительства и президента РФ. Документальная трилогия "Вожди" (о В. И. Ленине, И. В. Сталине, Л. Д. Троцком). Государственная премия Российской Федерации (1995, посмертно).


Задание к тексту (написано на доске).

1)выписать ключевые слова и тезисы из каждого абзаца;

2)на их основе сформулировать проблему;

3)ответить на вопросы: тема текста? идея текста?

тип текста?

стиль текста?

идея текста?

изобразительно-выразительные средства? их роль?

повод и причина написания текста?

4)на основе ответов написать комментарий к проблеме;

Что значит комментарий к проблеме?

5)попутно вы будете заполнять специальную таблицу-черновик:



Вступление


1

Формулировка проблемы


2

Комментарий к проблеме


3

Позиция автора


4

Мое восприятие позиции ававтора, моя точка зрения



5

аргумент, подтверждающий мою точку зрения



6

аргумент, подтверждающий мою точку зрения



7

вывод



Ход работы.

1)весь класс выполняет задание № 1,2;

2)группа из 2-х человек выполняет задание № 3,4;


Выполнение задания №1,2

Читаем 1-ый абзац:

- поступки героические и лжегероические; как их отличать?;

- в центре внимания 1 абз. неординарные поступки людей и их оценка окружающими;

- запомнилось утверждение о том, что «герой – творец подвига»; «творец»…. чтобы совершить подвиг, нужно вдохновение, это душевный порыв, появляющийся под воздействием высоких устремлений; кроме того, творец – это создатель, созидатель. (на экране иллюстрация к рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)Что же создает Данко - герой рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»? Он, творя свой подвиг, создает новый образ человека, убеждающий в том, что, кроме запуганных, задавленных людей, кроме осторожных, есть и такие гордые смельчаки, как Данко, благодаря которым хочется воскликнуть: «Человек – это звучит гордо!» (запишите в таблицу-черновик название произведения в графу «Аргументы»).

Читаем 2-ой абзац:

- для каждой эпохи представления о героическом и герое свои;

- почему? В них отражаются социальные и моральные установки, бытующие в обществе, отношение к добру, злу, справедливости, благородству, мужеству.

На какие размышления наталкивает вас этот тезис? (По восприятию понятия «герой» можно судить о нравственном состоянии общества. – запишите эту мысль в таблицу в строку «Моя точка зрения»).


Читаем 3-ий абзац:

- автор приводит в пример представления о герое древних греков, средневекового общества; цитирует немецкого философа Фридриха Ницше, оказавшего сильнейшее влияние на умы своих современников.


Справка (на экране портрет Ницше).

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (15 октября 1844, Рёккен, Пруссия — 25 августа 1900, Веймар, Германия) — немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.


Кто из героев вспоминается, при цитировании Ницше? – Ларра.

Ларра – герой! Сильный, красивый, независимый....Горький показал героя по Ницше. Он нам понравился? Нет. Почему? То есть такое понимание героя вы отвергаете?

Вот еще один взгляд на понятие «героя».

( На экране появляются три картины В. Верещагина)

Комментарий к картинам.

1.Доклад ученика о художнике и его полотнах, сопровождающийся чтением строк из стихотворения Б. Пастернака «Гефсиманский сад»:

Ночная даль теперь казалась краем

Уничтоженья и небытия.

Простор вселенной был необитаем,

И только сад был местом для житья.


И, глядя в эти черные провалы,

Пустые, без начала и конца,

Чтоб эта чаша смерти миновала,

В поту кровавом Он молил Отца.


Справка.

Василий Петрович Верещагин, профессор в Императорской Академии Художеств, родился в 1835 г. Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 г. поступил в Академию Художеств учеником А.Т. Маркова. В течение шестилетнего пребывания в академии он получил все академические медали. Отправившись за границу пенсионером академии, Верещагин посетил все важные художественные центры, но главным образом работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров. Возвратившись в Петербург в 1869 г., он представил в академию, в виде отчета о своих заграничных занятиях, картины: "Святой Григорий Великий наказывает нарушение монашеского обета", "Свидание узника с семейством", "Ночь на Голгофе", три портрета, две большие картины и двадцать акварелей, за что и сделан профессором портретной и исторической живописи. В 1870 году Верещагин отправился снова в Рим, а по возвращении в Петербург занялся исполнением стенной декорации дворца великого князя Владимира Александровича , на темы из русской народной поэзии. Он, между прочим, написал "Илью Муромца", "Алешу Поповича", "Добрыню Никитича", "Деву-зорю" и "Овсень", в огромных размерах, на особом рубчатом полотне в подражание гобеленам. К наиболее замечательным произведениям его следует причислить: "Крещение святого Владимира", "Водворение христианства в Киеве" и "Закладка десятинной церкви". Эти последние картины находятся в церкви дворца великого князя Владимира Александровича. Капитальными трудами Верещагина считаются колоссальные работы его в Москве, в храме Спасителя. Упомянем еще о следующих его картинах: "Снятие со креста", "Римские девочки", "Чучар", "Ау!". В 1891 г. Верещагин издал "Альбом историй государства Российского в изображениях державных его представителей". На Академической выставке 1891 г. находилась большая картина Верещагина: "Защитники свято-троицкой Сергиевской лавры в 1608 г.".

Учитель.

Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается подвиг Христа. Лишь такой гигант духа, каким был Христос, мог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих распинателей и мучителей, прося Отца Небесного простить их. Обладая сверхчеловеческим знанием и могуществом, он отказался хоть чем-нибудь облегчить свои крестные страдания. Не понятый никем, в свой смертный час покинутый всеми, даже своими учениками, какую твердость и мужество Он должен был проявить! (на экране картина К.Брюллова «Голова Христа»).


Учитель (на экране цитаты из сочинений учеников)

Обратите внимание на экран. Это цитаты из сочинений ваших ровесников.

Что есть в Христе и чего нет в авторах этих высказываний?

(Не хватает величия души, то есть гордости духа. «Гордость духа есть ступень к подвигу». (Гордый смельчак Данко). Не та низшая гордость, которая заставляет относиться свысока и с пренебрежением к стоящему ниже, но возвышающая и положительная гордость – гордость духа высокоразвитой сущности, которая из чувства сострадания к неразвитому человеку берет на себя труд и подвиг поднять его до своего уровня.

Подвиг нужен, первым делом, каждому из нас, ибо, «являя лик подвига, растете гигантам подобно», – сказано в Учении. Во- вторых, подвиг необходим, чтобы продвинуть вперед всех малых, слабых, стоящих на низкой ступени развития.


Отметьте в таблицах в качестве аргумента картины В.П.Верещагина.


Читаем 4-ый абзац:

- современные критерии героического?

- о безрассудно смелом поступке американских парашютистов и реакции на Западе;

- (на экране появляется цитата Сент-Экзюпери: «Простая игра в орла или решку не превратится в подвиг, даже если ставка в ней будет на жизнь или смерть» (Прокомментируйте эти слова. Запишите их в строку «Аргументы», им можно украсить свою работу).


- дает определение героическому (несет прогрессивную социальную нагрузку);

- дает определение героя; исключительная личность лишь в одном: способна к совершению в нужный момент такого поступка, который жизненно необходим людям.


  1. Формулировка проблемы.

Проблема критериев героизма

(Записать в таблицу).

Что можем еще занести в таблицу после подробного знакомства с текстом? – позицию автора из 4-ого абзаца. Согласны?


4. Отчет группы:

тема текста? идея текста?

тип текста?

стиль текста?

идея текста?

изобразительно-выразительные средства? их роль?

повод и причина написания текста?


Пример комментария (на экране).

Поводом к размышлению автора над вопросом о героизме и лжегероизме стала бурная реакция западного общества на бессмысленно смелый поступок американских парашютистов. Что восхитило людей? Неоправданный, никому не нужный риск, игра со смертью? Вспоминаются слова Сент-Экзюпери: «Простая игра в орла или решку не превратится в подвиг, даже если ставка в ней будет на жизнь или смерть»

Автор, приводя примеры восприятия героического в разные исторические эпохи, пишет о том, что это понятие является важной нравственной ценностью, отражающей социальные и моральные установки общества, отношение к добру и злу. Желая привлечь внимание читателей к разговору, публицист делает текст полемически заостренным.


  1. Беседа.

Вспомните, кто из русских классиков и в каком произведении поднимает проблему героизма. Каким образом? – Л.Н.Толстой в «Войне и мире» на примере образов артиллерийского капитана Тушина (Шенграбенское сражение) и князя А.Болконского (Аустрелицкое сражение). Что является важным для Толстого при определении героического? – внутренняя мотивация поступка героя – чувство долга, а не личные амбиции.


  1. Практическая работа (на экране фото А. Вербы и В.Руденко).

Опираясь на критерии героического, предлагаемые Волкогоновым, оцените поведение героя очерка В.Г. Руденко «Степень риска»:

Газета "Фрунзевец", 8 февраля 1987г.

   Степень риска

Солдатами, как известно, не рождаются. Только испытания захватывают человека, формируют его характер, заставляют поверить в собственные силы. Риск и опасность как бы обнажают сущность человека, очищают ее от всего наносного, второстепенного. Критические ситуации проверяют солдата на внутреннюю прочность, на готовность совершить самый главный поступок в жизни, который называется подвигом...

...Прошлой осенью мы получили приказ проверить на наличие взрывоопасных предметов участок местности. Все шло как обычно. Прибыли на место. Приступили к работе. В такие минуты с головой уходишь в дело, ничего не замечаешь вокруг. Все внимание - на грунт. Стараешься не пропустить ни одной детали, которая может говорить о минах: следы маскировок, мягкая земля, лунки, металлические предметы. Какая еще воинская специальность имеет такую степень риска в мирное время? Привычка к риску для нас, саперов, становится профессиональным качеством...

   Старший группы разминирования старший лейтенант А.Бабинцев уточнил задачу. Предупредил о возможных неожиданностях. И уже потом, когда мы стали расходиться по местам, добавил совсем не по-уставному:

   - Ребята, зря не рискуйте.

   Я взял миноискатель, встал в боевой расчет. Двинулись вперед не спеша, метр за метром прощупывая грунт. Первым шел младший сержант Алексей Верба. Слева и справа от него по обе стороны дороги - два сапера. Их задача - поиск проводов на случай, если здесь были установлены управляемые фугасы. Метрах в пятнадцати позади - другая пара. Эти саперы осматривали колею. Путь третьей пары пролегал по обочине.

   Всего несколько метров прошли от поворота дороги, как младший сержант А.Верба предостерегающе поднял руку. Остановились. Первая находка оказалась в небольшой выбоине: фугас из двух противотанковых мин утратил от времени маскировку, но все же при беглом осмотре мог остаться незамеченным. Еще через полкилометра "повезло" сержанту В.Хачкинаеву. Из просевшего после дождей грунта виднелся другой фугас - на этот раз из снарядов. Как говорится, дальше в лес - больше дров. Дорога была буквально нашпигована минами, словно булка изюмом. Так пошутил Верба. За несколько часов работы на его счету было уже одиннадцать обезвреженных мин.

   Вышли на последний участок, требовавший особенно тщательного осмотра. Поверх асфальта ветром намело песок, и трудно было различить, где сухая земля, а где дорожное полотно. В подобных условиях саперам работать во сто крат труднее. И вдруг снова остановка. Алексей отложил в сторону щуп, присел на корточки. Не оборачиваясь, махнул рукой: подождите, мол, сам управлюсь. Работал он дольше обычного, то и дело отирал рукавом хэбэ пот со лба. Уже позже мы догадались, что Алексей столкнулся с очень сложной задачей. И, оценив степень риска, сделал все, чтобы не подвергать опасности нас. Никто не успел даже сообразить, в чем дело, когда Верба спокойно крикнул нам:

   - Ребята, отходите! Я остаюсь...

   Все было как в настоящем бою. Разве что не свистели над головой вражеские пули. Но враг был. Коварный, жестокий. И Алексей, не раздумывая, заслонил нас от него...

   Он никогда не боялся идти вперед, рисковать. Как важной порой в жизни сделать решающий шаг. Моему другу Алексею Вербе это всегда удавалось.

   Младший сержант В.Руденко.

  - есть прогрессивная социальная нагрузка;

- записать в аргументы.

Оцените поведение девочки, почти вашей ровесницы (на экране фото Юли Агаджановой).

5 ноября 2011

В Майкопе десятиклассница спасла из огня трех маленьких детей. Еще до приезда пожарных она вбежала в горящий дом и на руках вынесла самого маленького ребенка, еще двое вышли за ней сами. Деревянное здание сгорело в считанные минуты. Трехлетняя Анжела Романова подсчитывает свои потери. В силу возраста девочка еще не понимает, что только благодаря соседке, десятиклассница Юле Агаджановой, этот пожар так и остался приключением - травм ни она, ни ее две сестры не получили.

- есть прогрессивная социальная нагрузка;

- записать в аргументы.

Обратите внимание на то, что мы набрали с вами богатый материал для аргументации: картины В.П.Верещагина, отражающие подвиг Христа; вспомнили эпизоды из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»; обратились к газетной статье и к репортажу о спасении из огня; записали цитату Сент-Экзюпери.



7. О чем заставила вас задуматься сегодняшняя наша беседа? Актуален ли этот разговор или мы просто потратили время? (оформляется заключительная часть).


Задание: написать сочинение-рассуждение.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!