СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи в 11 классе по тексту «Дыхание Севера» В.М. Пескова досрочного ЕГЭ по русскому языку 2018 года.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит поэтапный наглядный и иллюстрированный материал к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 11 классе по тексту «Дыхание Севера» В.М. Пескова досрочного ЕГЭ по русскому языку 2018 года.»

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ЕГЭ Урок развития речи в 11 классе по тексту «Дыхание Севера» В.М. Пескова досрочного ЕГЭ по русскому языку 2018 года. Автор: Фролова Татьяна Вячеславовна, учитель ГБОУ СОШ с. Узюково

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ЕГЭ

Урок развития речи в 11 классе по тексту «Дыхание Севера» В.М. Пескова досрочного ЕГЭ по русскому языку 2018 года.

Автор: Фролова Татьяна Вячеславовна, учитель ГБОУ СОШ с. Узюково

« Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать .» Бунин И.

« Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать .» Бунин И.

Тема урока: «В.М. Песков «Дыхание севера». Подготовка к написанию сочинения-рассуждения».

Тема урока: «В.М. Песков «Дыхание севера». Подготовка к написанию сочинения-рассуждения».

Цель: формирование умений и навыков выполнения части С. Задачи: 1. Внимательное прочтение текста. 2. Нахождение ключевых слов. 3. Выявление проблем текста. 4. Выявление авторской позиции. 5. Подбор аргументов. 6. Подбор цитат для написания заключения. 7. Написание вступления. 8. Знакомство с личностью автора текста.

Цель: формирование умений и навыков выполнения части С.

  • Задачи:
  • 1. Внимательное прочтение текста.
  • 2. Нахождение ключевых слов.
  • 3. Выявление проблем текста.
  • 4. Выявление авторской позиции.
  • 5. Подбор аргументов.
  • 6. Подбор цитат для написания заключения.
  • 7. Написание вступления.
  • 8. Знакомство с личностью автора текста.
План урока 1. Знакомство с текстом. Проверка домашнего задания. План, проблемы. 2. Знакомство с личностью и творчеством автора текста В.М. Пескова. 3. Повторение клише. 4. Работа по группам. Подготовка черновика сочинения: а). Вступление; б). Типизация и значимость проблемы; в). Комментарий; г). Авторская позиция; д). Аргументация собственного мнения. Примеры; е). Заключение.  5. Итог урока. 6. Домашнее задание.

План урока

  • 1. Знакомство с текстом. Проверка домашнего задания. План, проблемы.
  • 2. Знакомство с личностью и творчеством автора текста В.М. Пескова.
  • 3. Повторение клише.
  • 4. Работа по группам. Подготовка черновика сочинения: а). Вступление; б). Типизация и значимость проблемы; в). Комментарий; г). Авторская позиция; д). Аргументация собственного мнения. Примеры; е). Заключение.
  • 5. Итог урока.
  • 6. Домашнее задание.
Композиция сочинения 1. ПРОБЛЕМА. 2. Комментарий к проблеме: а). первый пример, б). второй пример. 3. Позиция автора. 4. Собственное мнение. Аргументация. А). Первый аргумент, Б). Второй аргумент. 5. Вывод. Заключение.

Композиция сочинения

  • 1. ПРОБЛЕМА.
  • 2. Комментарий к проблеме: а). первый пример, б). второй пример.
  • 3. Позиция автора.
  • 4. Собственное мнение. Аргументация.
  • А). Первый аргумент,
  • Б). Второй аргумент.
  • 5. Вывод. Заключение.
«Дыхание Севера» ПРОБЛЕМЫ ТЕКСТА: 1. Проблема самоотверженно-го отношения к профессии 2. Проблема нравственного выбора 3. Проблема взаимодействия человека и природы 4. Проблема счастья,  радости жизни 5. Проблема памяти

«Дыхание Севера»

ПРОБЛЕМЫ ТЕКСТА:

1. Проблема самоотверженно-го отношения к профессии

2. Проблема нравственного выбора

3. Проблема взаимодействия человека и природы

4. Проблема счастья,

радости жизни

5. Проблема памяти

Проблема самоотверженного отношения к своему делу, к выбранной профессии Тип проблемы, категория: данная проблема является социальной и нравственной, философской, экологической. Значимость: проблема очень важная. Актуальность: проблема своевременная, очень актуальная, острая, злободневная, наболевшая.

Проблема самоотверженного отношения к своему делу, к выбранной профессии

  • Тип проблемы, категория:

данная проблема является социальной и нравственной, философской, экологической.

  • Значимость: проблема очень важная.
  • Актуальность: проблема своевременная, очень актуальная, острая, злободневная, наболевшая.
Вступление. ОбО 1. Об авторе текста 2. Воп- рос или проб лема 4. Цитата 3. О значимости и актуальности проблемы текста

Вступление.

ОбО

1. Об авторе текста

2. Воп-

рос или проб

лема

4. Цитата

3. О значимости и актуальности проблемы текста

Как начать сочинение?

Как начать сочинение?

Кто же такой Василий Михайлович Песков?

Кто же такой Василий Михайлович Песков?

Что о нём можно написать? Писатель Советский писатель, журналист и фотокорреспондент, тележурналист. Ведущий программы «В мире животных», путешественник. Лауреат Ленинской премии и премии Правительства Российской Федерации 2013 года в области средств массовой информации.

Что о нём можно написать?

  • Писатель
  • Советский писатель, журналист и фотокорреспондент, тележурналист. Ведущий программы
  • «В мире животных», путешественник. Лауреат Ленинской премии и премии Правительства Российской Федерации 2013 года в области средств массовой информации.

« Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями .» Апшерони А. « Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство .» Шевелев И. « Самая трудная профессия — быть человеком .» Марти Х. « Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство .» Шевелев И. « Специалист — это тот, кто знает очень много об очень малом .» Батлер Н. « Высокий профессионализм — обращенное в профессию творчество .» Гинзбург Л.

« Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями .» Апшерони А.

  • « Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство .» Шевелев И.
  • « Самая трудная профессия — быть человеком .» Марти Х.
  • « Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство .» Шевелев И.
  • « Специалист — это тот, кто знает очень много об очень малом .» Батлер Н.
  • « Высокий профессионализм — обращенное в профессию творчество .» Гинзбург Л.
« Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету .» Мураками Х. « Призвание есть течение, которому полезно учинить препятствие в его истоке для того, чтобы увидеть, река ли это или только ручеек .» Декурсель А. « В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца». Де Ниро Р.

« Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету .» Мураками Х.

  • « Призвание есть течение, которому полезно учинить препятствие в его истоке для того, чтобы увидеть, река ли это или только ручеек .» Декурсель А.
  • « В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца». Де Ниро Р.
« Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать .» Бунин И. « Мир — это книга. И кто не путешествовал по нему — прочитал в ней только одну страницу. » Августин А. « Жизнь во время путешествия — это мечта в чистом виде. » Кристи А. « Ничто так не открывает глаза на мир и не расширяет кругозор, как путешествия .» Терон Ш. « Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома .» Франс А.

« Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать .» Бунин И.

  • « Мир — это книга. И кто не путешествовал по нему — прочитал в ней только одну страницу. » Августин А.
  • « Жизнь во время путешествия — это мечта в чистом виде. » Кристи А.
  • « Ничто так не открывает глаза на мир и не расширяет кругозор, как путешествия .» Терон Ш.
  • « Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома .» Франс А.
Ввод проблемы в сочинение: 1. Как надо относиться к выбранной профессии? Когда человек бывает счастлив? Как надо относиться к природе? Что значит любить Родину? Нужно ли писать о том, что прошло, о том, что было? Нужно ли ко всему искать подход и относиться творчески? Нужно ли путешествовать? Что дают человеку путешествия? Чем могут стать в его жизни?

Ввод проблемы в сочинение:

  • 1. Как надо относиться к выбранной профессии?
  • Когда человек бывает счастлив?
  • Как надо относиться к природе?
  • Что значит любить Родину?
  • Нужно ли писать о том, что прошло, о том, что было?
  • Нужно ли ко всему искать подход и относиться творчески?
  • Нужно ли путешествовать? Что дают человеку путешествия? Чем могут стать в его жизни?
Клише для составления комментария проблемы Проблема автора раскрывается на примере  Автор Не случайно писатель изображает Автор искренне восхищён Отмечает; описывает;  приводит пример того, как; обращает внимание на…

Клише для составления комментария проблемы

Проблема автора раскрывается на примере

Автор

Не случайно писатель изображает

Автор искренне восхищён

Отмечает; описывает;

приводит пример того, как; обращает внимание на…

Комментарий к проблеме

  • В первой части текста автор описывает встречу с сокровищницей истории и культуры – храмом в знаменитых Кижах .
  • Для Василия Михайловича важен день прибытия в Кижи – 22 июня, начало войны. Видимо, автор надеется, что вдумчивый читатель знает, что деревянные церкви в Кижах не были тронуты во время войны немцами. НЕ случайно вспоминается война и на ум приходят строки стихотворения о войне.
  • Василий Михайлович – талантливый человек, описывая эпизод съёмки лошади, убеждает читателя в мастерстве фотокорреспондента, творческого человека. Для Пескова важно всё: и памятники старины, и животные, и люди. Он ко всем находит подход, всем оказывает внимание, слушает как стихи о войне, так и строчки из стихотворения Пушкина.
  • Большую часть своего очерка Василий Михайлович посвящает встрече на Чукотке с ветеринаром Сапрыкиным, разговору с Андреем Гавриловичем.
  • Писатель с большой любовью рассказывает о животных, об оленях, которые помогли человеку поселиться на Севере и обустроиться в жизни.
  • Поражает дружелюбие писателя по отношению к тем людям, которых он встречает на Камчатке, к животным, которых автор и кормит, и фотографирует.
Авторская позиция – итог размышлений, вывод, к которому приходит писатель. 1.Всех радует предчувствие момента… 2. Не терпится снимать. Как ещё можно снять это деревянное чудо? 3. Слова чувств, при помощи которых Песков описывает свои действия и действия собеседников. 4. Мне повезло. 5. Какая радость – приход …кораблей.

Авторская позиция – итог размышлений, вывод, к которому приходит писатель.

1.Всех радует предчувствие момента…

2. Не терпится снимать. Как ещё можно снять это деревянное чудо?

3. Слова чувств, при помощи которых Песков описывает свои действия и действия собеседников.

4. Мне повезло.

5. Какая радость – приход …кораблей.

Речевые клише для авторской позиции: Таким образом, автор убеждает нас в том, что… Автор приводит нас к выводу о том, что… Автор считает, что… Автор убеждает нас в том, что… Отношение автора к проблеме неоднозначно Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…

Речевые клише для авторской позиции:

  • Таким образом, автор убеждает нас в том, что…
  • Автор приводит нас к выводу о том, что…
  • Автор считает, что…
  • Автор убеждает нас в том, что…
  • Отношение автора к проблеме неоднозначно
  • Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…
Аргументы М.А. Булгаков «Стальное горло», «Поворот крестиком», «Мастер и Маргарита». Б. Лакшин «А.Т. Твардовский». А.Ахматова, поэма «Реквием». А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». 1. В повести Б.Л. Васильева

Аргументы

  • М.А. Булгаков «Стальное горло», «Поворот крестиком», «Мастер и Маргарита».
  • Б. Лакшин «А.Т. Твардовский».
  • А.Ахматова, поэма «Реквием».
  • А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». 1. В повести Б.Л. Васильева "Летят мои кони..." смоленский доктор Янсон трудится не покладая рук.Читать далее:  http://4ege.ru/russkiy/56021-bank-argumentov.html
  • . В повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант" Пётру Попельскому…Читать далее:  http://4ege.ru/russkiy/56021-bank-argumentov.html
  • Фаддей Беллинсаузен и Михаил Лазарев. Михаил Александрович Анненков.
  • В.Каверин «Два капитана»
Заключение. Вывод. 1) концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения), 2) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), 3) концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения)

Заключение. Вывод.

  • 1) концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения),
  • 2) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения),
  • 3) концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения)
Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение по одной из проблем текста (по выбору), подготовить памятки для написания сочинения по проблеме текста, речевые клише. для однокласснико

Домашнее задание:

  • Написать сочинение-рассуждение по одной из проблем текста (по выбору), подготовить памятки для написания сочинения по проблеме текста, речевые клише. для однокласснико
Памятка Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы! Следите за абзацным членением текста. Избегайте громоздких предложений. Не уверен– не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз) Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перефразы. Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов – и ваше сочинение станет более выразительным.

Памятка

  • Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы!
  • Следите за абзацным членением текста.
  • Избегайте громоздких предложений.
  • Не уверен– не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь
  • Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз)
  • Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перефразы.
  • Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов – и ваше сочинение станет более выразительным.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!