СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи в 6 классе "Описание женского семейского костюма"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 6 классе "Описание женского семейского костюма"»

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»

Урок развития речи

«Описание одежды. Описание семейского костюма»

Класс: 6

Предмет: русский язык

УМК по русскому языку для 5-9 классов (В.В. Бабайцевой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной и др.)

Учитель: Нина Михайловна Фёдорова

План-конспект урока

Цель урока: умение строить текст-описание костюма.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с приемом характеристики человека и литературного героя через описание костюма; научиться писать сочинение-описание одежды, костюма.

Метапредметные: слушать собеседника и вступать в диалог; излагать собственное мнение (устно и письменно) и доказывать его правоту; выстраивать последовательность действий; оценивать результат.

Личностные: формировать толерантное отношение к культуре разных народов, сознание ценности народного искусства, проявляющегося в оформлении национального костюма; формировать понимание необходимости изучения традиций, национальных и культурных ценностей народов, проживающих на территории Бурятии.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Русская речь» (Е.И. Никитина, УМК В.В. Бабайцевой), презентация «Семейский костюм», документальный фильм «Культурное пространство и песенное творчество семейских Забайкалья» (сайт «Культура.РФ»), аудиозаписи семейских песен («Семейские гуляния», «Сидит дрёма, сама спит»)





Ход урока:

Приветствие, настрой на активную совместную работу.

  1. Этап мотивации к учебной деятельности



На слайде 2 слова: кичка, «винтари», станушка, запон, атлас, косник, курмушка, сарафан.

- Прочитайте слова на экране. Знакомы ли они вам?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Приходим к мысли, что все слова связаны с темой «Одежда».

- Может ли одежда рассказать что-либо о человеке?



Ответы детей.

Переход к теме урока. Высказывание мнений. Формулировка темы урока.

Описание одежды, костюма

  1. Актуализация знаний и осуществление первичного действия

  1. Выполнение упр. 107, стр. 86

В результате беседы приходим к выводу: описание одежды, костюма – один из приемов характеристики реального человека и литературного героя.

- «Встречают по одежке, провожают по уму». Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

  1. Демонстрация фотографии женщины в семейском костюме. Слайд 3

- Что вы можете сказать об этой женщине? (Выслушиваются ответы детей. Кто-то скажет, что эта женщина – семейская.

Детям в общих чертах знакома культура семейских, т.к. на уроках русского языка и литературы говорилось об истории старообрядцев, в частности, о песнях, играх; в школе проводились мероприятия, посвященные культуре семейских).

Слово учителя.

Отличительной особенностью семейских, главным образом  женщин, является яркая красочная одежда. В ней нашло свое  выражение  стремление  народа  к  красоте, яркости, сочности  и  свежести  цвета. Это красота  окружающей  русской   природы: багрянец  осеннего  леса, веселый  ситец  лугов, золото  щедрого  солнца и ржаных  полей, белизна  берез, синева  неба.

Сможете ли вы описать костюм женщины? Из чего он состоит? (Возвращаемся к словам 1-го слайда и приходим к мнению, что надо знать, какую часть семейского костюма обозначает каждое слово).

  1. Постановка учебной задачи.

Ученики выдвигают версии:

На уроке будем учиться описывать костюм; знакомиться с семейским костюмом; характеризовать человека.

  1. Построение плана по разрешению возникших затруднений.

  1. Вспомнить композицию текста-описания.

  2. Выяснить значение слов – деталей костюма.

  3. Составить план письменного высказывания.

  4. Написать сочинение-описание костюма семейской женщины.



  1. Реализация на практике выбранного плана

  1. - Какова композиция текста-описания? Слайд 4.

Описательный текст, как правило, состоит из трех частей:

  1. В ступление (общее описание)

  2. Основная часть (детали),

  3. Концовка (отношение автора к описываемому предмету).

  1. Слайд 5 знакомит детей со значением слов-деталей костюма.

  2. Демонстрация эпизода из фильма «Культурное пространство…» с 18:25 до конца фильма).

Говорим о значении костюма в жизни семейской женщины.

  1. Составляем план сочинения: Слайд 6

  1. Вступление. Семейский костюм – память о предках, выражение духа народа.

  2. Основная часть. Описание костюма.

  1. Общий вид.

  2. Детали.

  1. станушка;

  2. сарафан;

  3. запон;

  4. кичка и атлас (платок)

  1. Концовка. Впечатления автора.

  1. Прорабатываем сочинение по частям устно.

  1. Осуществление самостоятельной работы.

Работа с черновиками.

  1. Рефлексия. «Эмоционально-музыкальная концовка»

Приходим к выводу, что народное творчество, выраженное в национальной одежде, самобытно, интересно, разнообразно. Нужно стремиться изучать его, и не только творчество своей национальности, но и народов, живущих рядом с нами.

Урок оканчивается прослушиванием песни в исполнении семейского хора «Семейские гуляния»

  1. Домашнее задание: доработать сочинение и переписать в чистовик.

Приложение

Словарь «Элементы женского костюма»

Атлас – большой шелковый платок.

Винтари - ожерелья из янтаря.

Запон – передник с грудкой.

Кичка - своеобразный головной убор замужней женщины. Представляет собой чепец из хлопчатобумажной ткани, имеющий в налобной части твердое стеганое очелье копытообразной формы в виде складок.

Косник – украшение, привязываемое к концу косы.

Курмушка – укороченная верхняя женская одежда, подобие жакета с клиньями.  

Станушка (стан, становина) – нижняя женская рубаха, состоящая из двух частей: верхней (из шелка или атасной ткани) и нижней (из ситца).

Ресурсы

  • «Изучение кроя женского семейского костюма» (исследовательская работа ученицы 9 класса МБОУ «МСОШ №2» Светланы Чириковой, рук. Н.В. Матвеева)

  • «Культурное пространство и песенное творчество семейских Забайкалья» (документальный фильм, сайт «Культура.рф»)

  • Е.И. Никитина. Русский язык. Русская речь (УМК под редакцией В.В. Бабайцевой и др.)/Дрофа – 2016.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!