МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
Урок развития речи
«Описание одежды. Описание семейского костюма»
Класс: 6
Предмет: русский язык
УМК по русскому языку для 5-9 классов (В.В. Бабайцевой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной и др.)
Учитель: Нина Михайловна Фёдорова
План-конспект урока
Цель урока: умение строить текст-описание костюма.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомиться с приемом характеристики человека и литературного героя через описание костюма; научиться писать сочинение-описание одежды, костюма.
Метапредметные: слушать собеседника и вступать в диалог; излагать собственное мнение (устно и письменно) и доказывать его правоту; выстраивать последовательность действий; оценивать результат.
Личностные: формировать толерантное отношение к культуре разных народов, сознание ценности народного искусства, проявляющегося в оформлении национального костюма; формировать понимание необходимости изучения традиций, национальных и культурных ценностей народов, проживающих на территории Бурятии.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник «Русская речь» (Е.И. Никитина, УМК В.В. Бабайцевой), презентация «Семейский костюм», документальный фильм «Культурное пространство и песенное творчество семейских Забайкалья» (сайт «Культура.РФ»), аудиозаписи семейских песен («Семейские гуляния», «Сидит дрёма, сама спит»)
Ход урока:
Приветствие, настрой на активную совместную работу.
Этап мотивации к учебной деятельности
На слайде 2 слова: кичка, «винтари», станушка, запон, атлас, косник, курмушка, сарафан.
- Прочитайте слова на экране. Знакомы ли они вам?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Приходим к мысли, что все слова связаны с темой «Одежда».
- Может ли одежда рассказать что-либо о человеке?
Ответы детей.
Переход к теме урока. Высказывание мнений. Формулировка темы урока.
Описание одежды, костюма
Актуализация знаний и осуществление первичного действия
Выполнение упр. 107, стр. 86
В результате беседы приходим к выводу: описание одежды, костюма – один из приемов характеристики реального человека и литературного героя.
- «Встречают по одежке, провожают по уму». Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)
Демонстрация фотографии женщины в семейском костюме. Слайд 3
- Что вы можете сказать об этой женщине? (Выслушиваются ответы детей. Кто-то скажет, что эта женщина – семейская.
Детям в общих чертах знакома культура семейских, т.к. на уроках русского языка и литературы говорилось об истории старообрядцев, в частности, о песнях, играх; в школе проводились мероприятия, посвященные культуре семейских).
Слово учителя.
Отличительной особенностью семейских, главным образом женщин, является яркая красочная одежда. В ней нашло свое выражение стремление народа к красоте, яркости, сочности и свежести цвета. Это красота окружающей русской природы: багрянец осеннего леса, веселый ситец лугов, золото щедрого солнца и ржаных полей, белизна берез, синева неба.
Сможете ли вы описать костюм женщины? Из чего он состоит? (Возвращаемся к словам 1-го слайда и приходим к мнению, что надо знать, какую часть семейского костюма обозначает каждое слово).
Постановка учебной задачи.
Ученики выдвигают версии:
На уроке будем учиться описывать костюм; знакомиться с семейским костюмом; характеризовать человека.
Построение плана по разрешению возникших затруднений.
Вспомнить композицию текста-описания.
Выяснить значение слов – деталей костюма.
Составить план письменного высказывания.
Написать сочинение-описание костюма семейской женщины.
Реализация на практике выбранного плана
- Какова композиция текста-описания? Слайд 4.
Описательный текст, как правило, состоит из трех частей:
В ступление (общее описание)
Основная часть (детали),
Концовка (отношение автора к описываемому предмету).
Слайд 5 знакомит детей со значением слов-деталей костюма.
Демонстрация эпизода из фильма «Культурное пространство…» с 18:25 до конца фильма).
Говорим о значении костюма в жизни семейской женщины.
Составляем план сочинения: Слайд 6
Вступление. Семейский костюм – память о предках, выражение духа народа.
Основная часть. Описание костюма.
Общий вид.
Детали.
станушка;
сарафан;
запон;
кичка и атлас (платок)
Концовка. Впечатления автора.
Прорабатываем сочинение по частям устно.
Осуществление самостоятельной работы.
Работа с черновиками.
Рефлексия. «Эмоционально-музыкальная концовка»
Приходим к выводу, что народное творчество, выраженное в национальной одежде, самобытно, интересно, разнообразно. Нужно стремиться изучать его, и не только творчество своей национальности, но и народов, живущих рядом с нами.
Урок оканчивается прослушиванием песни в исполнении семейского хора «Семейские гуляния»
Домашнее задание: доработать сочинение и переписать в чистовик.
Приложение
Словарь «Элементы женского костюма»
Атлас – большой шелковый платок.
Винтари - ожерелья из янтаря.
Запон – передник с грудкой.
Кичка - своеобразный головной убор замужней женщины. Представляет собой чепец из хлопчатобумажной ткани, имеющий в налобной части твердое стеганое очелье копытообразной формы в виде складок.
Косник – украшение, привязываемое к концу косы.
Курмушка – укороченная верхняя женская одежда, подобие жакета с клиньями.
Станушка (стан, становина) – нижняя женская рубаха, состоящая из двух частей: верхней (из шелка или атасной ткани) и нижней (из ситца).
Ресурсы
«Изучение кроя женского семейского костюма» (исследовательская работа ученицы 9 класса МБОУ «МСОШ №2» Светланы Чириковой, рук. Н.В. Матвеева)
«Культурное пространство и песенное творчество семейских Забайкалья» (документальный фильм, сайт «Культура.рф»)
Е.И. Никитина. Русский язык. Русская речь (УМК под редакцией В.В. Бабайцевой и др.)/Дрофа – 2016.