СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи в 7 классе по теме: "Сочинение-рассуждение "Зачем нам нужен речевой этикет?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке идёт подготовка к сочинению, работа в группах и составление тезисов. На следующем уроке проводится словарная работа и запись сочинений в чистовик.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 классе по теме: "Сочинение-рассуждение "Зачем нам нужен речевой этикет?"»

Конспект урока по развитию речи в 7-м классе по теме:

«Зачем нам нужен речевой этикет?»



Выполнила разработку Костюк Инна Петровна учитель русского языка и литературы МБОУ «Плодовская СОШ» Бахчисарайского района Республики Крым



с.Плодовое, 2018г.



Сочинение-рассуждение по теме: «Зачем нам нужен речевой этикет?»

Цели:

- развивать умение создавать текст в соответствии с заданной темой и стилем речи;

- развивать память, речь, мышление, орфографические навыки;

- воспитывать культуру общения, интерес к познанию русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные: продолжать знакомиться с правилами употребления этикетных слов и выражений в стереотипных ситуациях речевого общения; самостоятельно создавать текст в соответствии с заданной темой.

Метапредметные:

- познавательные: ориентироваться в учебнике, строить логические суждения, самостоятельно искать, выделять и фиксировать информацию;

- регулятивные: осуществлять планирование, контроль и выполнение действий по заданному образцу, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

- коммуникативные: запрашивать и давать необходимую информацию, адекватно использовать речевые средства, вести диалог в ситуации бытового общения;

Личностные: формировать положительное отношение к учёбе, формировать устойчивую мотивацию и интерес к предмету, овладевать культурой письменной и устной речи, устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, презентация, экран, карточки с заданиями для групп, лист рефлексии, видеосюжеты.



Ход урока.

I. Организационный момент.

- Доброе утро, ребята!

- А как ещё можно поприветствовать друг друга? (Варианты ответов детей: здравствуйте, привет, добрый день).

- А всех ли людей можно приветствовать одинаково? (Нет. Старшим по возрасту говорим здравствуйте, доброе утро, а младшим и сверстникам можно «привет»).

- Чем это регулируется? (Речевым этикетом).

II. Актуализация знаний.

Игра «Кто больше» (Класс делится на три команды, по рядам. По очереди выбегают к доске учащиеся и в столбик пишут этикетные слова и выражения, каждый по одному за 2 минуты. Записи команд участники не видят. Кто больше наберёт баллов).

III. Мотивация. Целеполагание.

(Показ сюжета из ЕРАЛАША «Почему мы так говорим»)

_ Ответьте на вопрос главного героя сюжета.

В своих листах рефлексии закончите предложения:

- Я хочу на уроке узнать…

- Хочу понять…

-Хочу научиться…

(Можно заслушать несколько версий).

IV. Работа над сочинением.

1-й слайд

- К каким текстам можно поставить эти вопросы: какая?, почему?, что произошло? (описание, рассуждение, повествование).

- Читая тему нашего сочинения, как вы думаете, какой текст мы будем сегодня создавать? (рассуждение)

2-й слайд

Схема построения сочинения рассуждения 1. Тезис; 2. Аргументы; 3. Вывод.

3-й слайд

Тезисы (вопрос, изречение, пословица, тема сочинения…).

Аргументы (это доказательства и их должно быть несколько).

Вывод (выстраивается из первоначального тезиса).

V. Практическая работа в группах.

(Класс делится на группы и получают задания)

1-я группа Запишите тезисы к сочинению по нашей теме в виде вопросов. 2-я группа Выберите подходящие тезисы к сочинению из пословиц.

3-я группа Выбирает подходящие тезисы из изречений.

Высказывания великих людей об общении


  • И общение с дураком может быть полезным, если он окажется умнее тебя. Эрик Берн

  • Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения. Сент-Экзюпери А.

  • Прекрасная вещь - общение с мудрецом. Аристофан

  • Всякое общение с природой как - то освящает человека, даже если оно выражаетсяв такой грубой форме, как охота. Николай Константинович Рерих

  • Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия... К. Маркс

  • Дружба — это спокойная и тихая привязанность, направляемая и укрепляемая привычкой, возникающей из долгого общения и взаимных обязательств. Дэвид Юм

  • Всем умным людям следует находиться во взаимном общении. Плавт Тит Макций

  • Люди к светскому общению не привыкшие, по неопытности выдают своим видом то, о чем не распространяются на словах. Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд

  • Люди, с которыми мы вступаем во взаимно приятное общение, и есть то, что я называю родиной. Иоганн Вольфганг Гёте

  • Наслаждение общением - главный признак дружбы. Аристотель

  • Всегда теряешь от слишком интимного общения с женщинами и друзьями; и иногда при этом теряешь жемчужину своей жизни. Фридрих Ницше

  • Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве. Фейербах Л.

  • Напрасно трус бьет себя кулаком в грудь, чтобы набраться храбрости; ее нужно иметь прежде того и лишь укреплять в общении с теми, кто ее обладает. Дени Дидро

  • Мы порицаем всякий обман, всякое нарушение слова, потому что считаем, что свобода и широта общения между людьми находятся в полной зависимости от верности обещания. Дэвид Юм

  • Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери

  • Друзья потому находят удовольствие в общении друг с другом, что одинаково смотрят на нравственные обязанности человека. Жан де Лабрюйер

(Группы зачитывают версии тезисов, а все остальные выбирают и записывают первый абзац своего сочинения)


VI. Физкультминутка.

VII. Работа класса над аргументами.

(Учитель зачитывает варианты аргументов из готовых сочинений учащихся. Можно вынести на экран эти варианты и предложить детям самим прочитать).


1-й вариант

Речевой этикет составляет часть воспитания. Чтобы научиться красиво говорить, завлекать человека своим разговором, потребуются годы практики, но обязательными для любого человека являются лишь основы речевого этикета. Они необходимы, чтобы речь была понятной и уважительной. Например, в первый раз начиная разговор с человеком, мы говорим с ним на «Вы». Это тоже часть речевого этикета. Однако даже основы даются не так легко – потребуется довольно много времени, чтобы не обдумывать каждое свое слово, а уверенно говорить. Речевой этикет требует от человека таких качеств, как сдержанность и терпение.

Правила речевого этикета изменчивы. Они меняются в зависимости от социального статуса, культуры народов, сферы деятельности. Например, с человеком, имеющим низкий социальный статус, мы общаемся с меньшей уважительностью, чем с человеком, умеющим высокий статус.

2-ой вариант

Речевой этикет является частью поведенческого этикета. По речи человека можно понять его ум, характер, уровень образования, культурность и деловитость. Правила речевого этикета усваиваются с детства, вместе с воспитанием и обучением. Родители учат детей здороваться, благодарить, извиняться, и этим закладывают основы культурного общения.

Правила речевого этикета могут помочь в разрешении конфликтной ситуации, вовремя сказанные этикетные слова снимут напряженность и успокоят собеседников. Надо чувствовать состояние собеседника, не затрагивать неприятные ему темы, проявлять теплое, уважительное отношение. Ценится умение задавать вопросы, показывать свой интерес к разговору и личности собеседника.

VIII. Самостоятельная работа над сочинениями.

IX. Рефлексия.

- Закончите заполнение листиков рефлексии:

- На уроке я понял…

- Я узнал…

- Я научился…


X. Домашнее задание.

Дописать выводы в своих сочинениях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!