СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи в 7 классе.Тема"Сочинение -описание.Зима"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель урока: научить ребят видеть прекрасное ,научить писать сочинение-описание.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 классе.Тема"Сочинение -описание.Зима"»

Цель урока: продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков

работы с текстом, отработка навыков правописания слов,

постановку знаков препинания в предложениях с деепричастными

оборотами; формирование речевые навыки и умение учащихся;

развивать чувство прекрасного, любви к природе.

Оборудование: Репродукция с изображением зимней природы; запись с циклом

«Времена года» П.И. Чайковского; раздаточный материал с отрывком

из текста Ю. Нагибина «Зимний дуб».

Эпиграф урока: Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

(А. С. Пушкин).


Ход урока.



  1. Вступительное слово учителя.

Под звуки музыки П.И. Чайковского «У камелька» звучит стихотворение С. Есенина «Пороша».

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

  • какие картины вы представляете, слушая эти строки?

  • как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?


  1. Сообщение целей урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о красоте зимнего леса. Познакомимся с отрывком из рассказа Ю. Нагибина «Зимний дуб», поработаем над этим текстом, а потом и сами напишем сочинение-миниатюру.


  1. Работа с текстом.

Чтение отрывка из рассказа Ю. Нагибина «Зимний дуб».


Едва они ступили в лес и тяжело груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, разочарованный мир покоя и беззвучия.


Кругом белым-бело. Лишь в вышине чернеют обдутые ветром макушки рослых плакучих берез, и тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба.


Проскользнув под аркой гнутой ветлы, дорожка вновь сбегала к ручью. Местами ручей был застелен толстым снеговым одеялом, местами закован в чистый ледяной панцирь, а порой среди льда и снега поглядывала темным недобрым глазом живая вода.


Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны, в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела дуб, до самой вершины был покрыт листьями снежных чехольчиках.


Так вот он, зимний дуб.


  • О чем заставил задуматься рассказ? (О том, как красиво в зимнем лесу)

  • Что отражено в заглавии? (Тема текста).

  • К какому стилю можно отнести этот текст? Обоснуйте свое мнение. (К художественному: в тексте словами нарисована картина зимнего леса)

  • А к какому типу речи мы отнесем этот текст? (это описание).

  • Какие изобразительно-выразительные средства языка делают это описание такими яркими? (Ученики находят в тексте эпитеты, метафору).

  • С чем сравнивает автор лес? (С зачарованным миром покоя и беззвучия).

  • Подберите однокоренные слова к нему. (Чары, чарующий, чарующе, чар-«колдовство» (слав)).

  • С помощью чего автор достиг того, что мы увидели зачарованный мир? (автор использовал изобразительно-выразительные средства; причастия, деепричастные обороты).

  • Какую роль в тексте играют причастия? (они показывают признак предмета по действию).

  • Впишите все имеющиеся причастия, объясните их правописание.

  • Какую роль в тексте играют деепричастия? (они показывают, каким образом, почему, когда совершается действия, названное глаголом).

  • Что представляет собой деепричастный оборот? (деепричастие с зависимым от него словами).

  • Найдите в третьем абзаце предложение с деепричастным оборотом, выпишите его.

  • Выделите известные вам орфограммы в словах этого предложения (задание выполняется у доски, ученик объясняет подчеркнутые им орфограммы).

  • Произведите синтетический разбор и составьте схему этого предложения.(задание выполняется на доске).

  • А теперь вы сами попробуйте создать небольшое описание.

  1. Написание сочинения – миниатюры.


  • Перед вами лежат репродукции картин, на которых изображен зимний пейзаж. Представьте себе, что ваша картина ожила, и вы очутились в зимнем лесу.

Напишите сочинение – миниатюру об этом. (задание выполняется под музыку П.И. Чайковского «У камелька» из цикла «Времена года».

После того, как отзвучит музыка, читаем несколько работ.


  • Чье сочинение вам особенно понравилось? Объясните почему.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание.

Сегодня, когда вы выйдите за стены школы внимательно присмотритесь вокруг, постарайтесь разглядеть прекрасное, услышать звуки зимы. А дома напишите сочинение-миниатюру «Звуки зимы».







































ПРИЛОЖЕНИЕ.


  1. Написать сочинение-миниатюру, озаглавить.

  2. Составить 3-4 связных предложения.

  3. Составить и записать сложное предложение.

  4. Выписать прилагательные, сделать морфологический разбор одного из них.

  5. Выписать существительные, сделать фонетический разбор одного из них.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!