СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи в 9 классе по картине В.Фельдмана "Родина"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 9 классе по картине В.Фельдмана "Родина"»

    УРОК                                                        9 класс.

развития речи с использованием картины В. Фельдмана «Родина».

Цели: 1) развитие воображения, ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся; 2) расширение культуроведческих знаний учащихся; 3) подготовиться к самостоятельной творческой работе; 4) повторение сведений о видах придаточных в СПП; 5)патриотическое воспитание учащихся.

                                           ХОД УРОКА,

Читается стихотворение:                  

                          Я люблю, когда шумят берёзы,

                          Когда листья падают с берёз.

                          Слушаю - и набегают слёзы

                          На глаза, отвыкшие от слёз.

                          Всё очнётся в памяти невольно,

                          Отзовётся в сердце и в крови.

                           Станет как–то радостно и больно,                   2 мин.

                           Будто кто-то шепчет о любви.

                           Только чаще побеждает проза,

                            Словно дунет ветер хмурых дней.

                           Ведь шумит такая же берёза

                           Над могилой матери моей./…/

                           Русь моя, люблю твои берёзы!

                           С первых лет я с ними жил и рос.

                           Потому и набегают слёзы

                           На глаза, отвыкшие от слёз…

                                                                                   (Н.Рубцов)

II. Приветствие.

III.Рассматривание картины, беседа по вопросам.                             

В канун празднования 75 годовщины Победы слово «родина» приобретает особое значение и данная картина как нельзя полнее отображает восприятие русским человеком этого слова.

   - Подберите однокоренные слова к нему.

                      (род, родной, родиться, родня, родственники, родословная).

Работа со словарными статьями.

          Родина – общеслав. Суф. производное от род (*ordъ. Производное от той же основы, что рост, расти). Исходное значение – «семья», далее –  «место рождения» и «отчизна, отечество». /Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2005./

          Родина , -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Защита Родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, место возникновения чего-нибудь. Приехал на родину./ Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2007./

  - Почему автор не взял одно из  близких по значению слов – отечество, отчизна, страна?

                        (Берёт более тёплое, близкое, родное).

        На картине – солдат, который возвращается домой, в то место, где он родился.

  - Что представляет собой родина солдата?

                          (Средняя полоса России, деревня).

  - Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Какое время года?

                          (Прямо к деревне подступает берёзовая роща, ряд деревенских домов, за деревней распаханное поле, высокое светлое теперь уже мирное  небо, первая послевоенная весна, май, пожухлая жёлтая трава под ногами, весенние цветы, еле заметная зелень на берёзках).

    - Почему остановился у берёзки, обняв её? Куда устремлён его взгляд?

                      (Очень соскучился по родным местам, не может наглядеться, взгляд его отдыхает, вокруг всё так, будто бы и не было войны, боли, страданий).

      - О чём говорит его одежда, поза?

                      (Он только с дороги, ещё не был дома, на нём походная шинель, вещмешок за плечами, пилотка в кармане – уже не нужна субординация, он одновременно как будто расслаблен и напряжён – прошлое ещё не отпускает его).

     - О чём он думает? Что чувствует?

                       (Будто не верит, что остался жив, уже и не надеялся вновь увидеть родные места, может быть и боязно: что ждёт его дома, кто из знакомых, друзей уже вернулся, а кто не придёт никогда…).

      - Какие краски подобрал художник? О чём это говорит?

                        (Подобраны тёплые тона: жёлтый, коричневатый, красно-коричневый, зелёный, движение идёт вверх, берёзы будто утопают в небе, много света, простора, раздолья, хочется глубоко дышать).

Итог урока.(Сегодня на уроке мы с вами смогли задуматься над таким казалось бы знакомым словом «родина», ещё раз потренировались в определении видов придаточных предложений, и главное – смогли накопить необходимый материал для творческой работы).

Читается  стихотворение:

                  О Родина! В неярком блеске

                  Я взором трепетным ловлю

                  Твои просёлки, перелески –

                  Всё, что без памяти люблю:

                  И шорох рощи белоствольной,

                  И синий дым в дали пустой,

                  И ржавый крест над колокольней,

                  И низкий холмик со звездой…

                  Мои обиды и прощенья

                  Сгорят, как старое жнивьё,

                   В тебе одной – и утешенье,

                   И исцеление моё.

                                                                         (А. Жигулин.)

   

 Написать сочинение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!