СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Изложение текста, имеющего фрагменты портретной характеристики.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в помощь учителю, работающему по учебникам Л.М. Рыбченковой. Вместе с тем он будет удобен и учителям, работающим по учебникам и программам других авторов. 

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Изложение текста, имеющего фрагменты портретной характеристики.»

9 класс

Русский язык

Р.Р. Изложение текста, имеющего фрагменты портретной характеристики


Цели урока:

- научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
- подготовить учащихся к написанию сжатого изложения текста, имеющего фрагменты портретной характеристики;
- продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге;

Оборудование: дидактический материал (текст изложения – учебник Л.М. Рыбченковой, 2 ч.), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».

Ход урока.


1. Повторение понятия о сжатом изложении.
- На уроке мы будем готовиться к написанию изложения. Изложения сжатого. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения? При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.
- Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры и портреты действующих лиц передаются без искажений.

2. Постановка целей урока. Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.
- Сегодня на уроке каждый из вас должен научиться воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.

- Что такое микротема? Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

3. Знакомство с текстом.
- Внимательно слушаете текст, воспринимаете его как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение. (Упр. 4, стр.46)

1) Многие испытывали на себе совершенно особое чувство подъема и вдохновения, которое охватывает зрителя перед оригиналом этого портрета в Третьяковской галерее.

Портрет этот предельно скромен по краскам. Он почти сух по строгости позы. Он почти примитивен по распределению пятен и масс. Он лишен антуража и реквизита. Одна черная вертикальная фигура на сером фоне стены и зеркала, режущего фигуру по пояс и отражающего кусок противоположной стены и потолка пустого зала, внутри которого изображена актриса. И вместе с тем от созерцания этого полотна вас охватывает нечто от того же ощущения, которое должна была вызывать со сцены личность великой актрисы.

По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

«Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия», - говорил Грабарь. (С. Эйзенштейн)

2) Мария Ермолова вела довольно замкнутый образ жизни и этому принципу не изменяла и до конца своих дней. С годами окружение актрисы еще более сужалось, включая лишь самых близких друзей и домочадцев. Роскошь и блеск не прельщали ее никогда, хотя и была она замужем за Шубинским, блестяще образованным человеком из высшего общества, богатым и знатным, владельцем имений и конных заводов. Главным отличительным свойством обстановки, которая окружала Марию Николаевну, была простота. Всего того, что обычно окружает жизнь звезды, не было в ней. Комнаты, в которых жила актриса, были просты, строги и тихи, без всякой помпезности – ни традиционных лавровых венков по стенам, ни афиш, ни витрин с подношениями поклонников. Украшением обстановки служили бюст Шекспира, гравюра, изображавшая "Орлеанскую деву", да портреты Шиллера и других любимых писателей.

Ни красного дерева, ни карельской березы, никакого стиля – вещи покупались только в том случае, если были необходимы или удобны. Вещам Мария Николаевна не придавала никакой цены. Одевалась очень просто. Жизнь ее текла также просто, строго и тихо, без всякой суеты, интервьюеров, фотографов, журналистов, которых Мария Николаевна вежливо, но решительно отклоняла. (А. Борисова)



4. Анализ текста.


Работаем с вопросами учебника (стр.47)

А

Б

  1. Как вы понимаете слова художника Э. Грабаря о М. Ермоловой?

  1. Какие черты личности М. Ермоловой авторы фрагментов статей считают главными?


  1. Определите тип речи первого текста:

  1. повествование и описание;

  2. повествование, описание, рассуждение;

  3. описание с элементами рассуждения

  1. Определите стиль второго текста, приведите две-три стилевые черты.

  1. Выпишите из первого текста номера простых предложений с однородными членами. Составьте схемы однородных членов.

  1. Выпишите из второго текста номера сложносочинённых предложений. Составьте схемы этих предложений.

5. Работа над сжатием текста.
-По данному тексту мы должны написать сжатое изложение. Какими способами мы можем сжимать текст?
-Первый способ называется исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.

-Второй способ – обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами.

-Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием.

- Мы будем сжимать текст способом исключения. Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться?

К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.
1. Замены:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
• замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
• замена прямой речи косвенной.

2. Исключения:
• исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
• исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
3. Слияния:
• образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

- Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.


Памятка «Как писать сжатое изложение»


1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

- Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

Первое сжатие текста
- Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?

1.замена однородных членов обобщающим наименованием;
2.замена фрагмента предложения синонимичным выражением
3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
4. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Второе сжатие текста.
- Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?
1. образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
2. исключение повторов;
3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

- Третье сжатие сделайте самостоятельно, хочу предупредить вас и напомнить о логических ошибках.
Логические ошибки :

1. Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
2. Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений.
3. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности.
4. Неудачная концовка (дублирование вывода).

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.
Проверьте написанное используя памятку и критерии оценивания.

ПАМЯТКА
Как проверить написанное


1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.
2.Первый раз читай с целью проверки содержания.
Ответь на вопросы:
• Передано ли основное содержание исходного текста?
• Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
• Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
• Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?
3.Второй раз читай с целью корректировки текста.
Ответь на вопросы:
*Можно ли текст назвать связным?
*Правильно ли выделены абзацы?
*Нет ли грамматических ошибок?
*Нет ли речевых ошибок?
*Выразительна ли речь?
4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!
5.После переписывания текста на чистовик проверь чистовой вариант.







ПАМЯТКА
Как проверить написанное
1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.
2.Первый раз читай с целью проверки содержания.
Ответь на вопросы:
• Передано ли основное содержание исходного текста?
• Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
• Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
• Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?
3.Второй раз читай с целью корректировки текста.
Ответь на вопросы:
*Можно ли текст назвать связным?
*Правильно ли выделены абзацы?
*Нет ли грамматических ошибок?
*Нет ли речевых ошибок?
*Выразительна ли речь?
4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!
5.После переписывания текста на чистовик проверь чистовой вариант.



Памятка

«Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!