Күні Сынып Сабақ Пән
Дата:11.11 Класс:7 Урок № 28_ Предмет русский язык
Тема: Р/р. Описание местности, природного явления с использованием кратких причастий. (Роль причастий в тексте)
Цели урока:
- раскрыть роль причастий в тексте с описанием местности, природного явления;
- развивать навыки образной выразительной устной и письменной речи;
-воспитывать языковую личность, владеющую разными видами компетенций;
Материальное обеспечение: презентация.
Тип урока: развитие речи
Ход урока:
Орг. момент
Приветствие. Раздача цветовых стикеров и оценочных критериев. (1 мин) (1 слайд)
Психологический настрой. (1 мин) Ребята, вспомните своё утро. Вот вы встали, потянулись. Не хочется в школу… Но вот вы на улице. Свежий воздух бодрит. Вы вдыхаете его полной грудью. Появляются силы. Вы открыты для всего нового. Вас ждут встречи с друзьями, одноклассниками. Почти целую четверть мы с вами изучали… Они тоже вас заждались. Давайте о них вспомним.
Актуализация знаний. Что такое причастия? Какие причастия по значению вы знаете? (действительные, страдательные) Какие причастия могут быть краткими и полными?
Определение темы и целей урока. Как часто мы используем причастия в речи?
В каких случаях используем? (когда необходимо описать событие или явление в действии) Сегодня я начала урок с того, что вы видите утром на улице. Значит, что мы будем изучать сегодня? (щелчок)
Что мы должны сделать, чтобы раскрыть тему? (2 слайд)
Найдите причастия в тексте. (3 мин) (3 слайд)
Горизонт озаряем еще несмелым солнцем. Тротуары усыпаны.
Игра в снежки и лепка снеговика обожаемы не только детьми, но и взрослыми: они резвятся точно так же, как и лет сорок назад.
Дорожка расчищена дворником, а на ветви деревьев накинут белоснежный пух.
III Изучение темы. Работа с текстом. Какие причастия вы здесь встретили? (краткие страдательные).
Какие чувства вызывает у вас прочитанное? ( восхищение; радость от хорошего зимнего дня)
Не кажется ли вам, что здесь чего-то не хватает? Я предлагаю
Задание 1 (+ проверка домашнего задания): Дописать недостающий объем, добавляя предложения с записанными дома краткими страдательными причастиями. Озаглавить.
(работа по карточкам для более слабых учащихся)
Какой тип речи в тексте? (описание, так как перед нами картина зимнего города)
Задание: - Исключите причастия и прочтите текст.
Как изменился текст? (текст стал менее выразительным, ярким)
Какую роль играют причастия в речи?
(они делают речь выразительной; текст более яркий, образный)
В какой речи употребляются причастия? (употребляются в письменной речи)
Вывод: так какую же роль играют причастия в речи?
(причастия помогают кратко и выразительно описать предмет, создают яркую, образную картину, передают изменения, которые происходят с предметом).
2. Переход к работе с фото. ( 4 слайд)
А) Отвлечёмся немного и представим, что мы на фотовыставке.
Какие впечатления на вас произвела подборка?
(Картины восхищают, радуют красотой природы; на этом пейзаже останавливается взгляд, пейзаж очень красивый; картина привлекает яркостью красок).
Задание 2. Творческая работа.
А сейчас вас ждет творческая работа. То, как выглядит город зимой, мы с вами выяснили. Теперь я предлагаю вам описать природные явления, с которыми мы с вами встречаемся по дороге в школу. Опишите снегопад, метель, иней с использованием причастий и причастных оборотов. Если вы знаете, как называются данные природные явления на других языках – пожалуйста, напишите.
(5 слайд)
- Напишите миниатюру-описание природного явления (по стикерам) «… в Серебрянске», употребляя причастия и причастные обороты.
(6 слайд) А поможет нам в работе соната из цикла «Времена года» великого итальянского композитора 17 века Антонио Вивальди (работа выполняется на музыкальном фоне «Времена года» Вивальди).
Чтение и анализ работ.
Выставление оценок. В этом вам помогут критерии
IV.Итог урока. Рефлексия. ( в виде погодного явления)
V.Домашнее задание.
Повторить все по теме «Причастие» (контрольная работа на следующий урок)