Урок в 9 классе по русскому языку.
Тема урока: Развитие речи. Подготовка к сочинению в форме дневника по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения…» упр.№ 52
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с репродукцией картины Т.Г.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой»; научить высказывать свои впечатления от увиденной картины в форме дневниковой записи (Я смотрю, размышляю, чувствую…)
2.Развивать способность свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста
3.Способствовать расширению кругозора учащихся, воспитанию национального самосознания.
Оборудование– ИКТ (презентация).
Ход урока
1 Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке развития речи вам предстоит в сочинении по картине Т.Г. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» передать свои личные чувства и настроения, вызванные изображением мира новой и старой Москвы.
Москва – главный город России, красивейший город, который принято называть «сердцем России». За её русский дух, православный, патриархальный, любили её поэты и писатели.
Что же мы видим? Верность традициям в провинции и потерю национального лица в городе, где ни одного русского названия, сплошные американизмы! То же и в архитектуре: огромные однотипные здания, сверкающие стеклом и пластиком, на месте старинных особнячков. Всё меньше остаётся старинных улочек, домов – свидетелей русской истории - в Москве, украшающих город и охраняемых государством. Не только окраины, но и центр Москвы теряет за домом дом, за улицей улицу. Встаёт проблема сохранения старинных уголков Москвы, которую и поставила в своей картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» (1988).
Учитель: Переходим к следующему этапу нашего урока. Вам предлагается написать сочинение на основе картины. Прочитайте задание к упражнению №52 (стр.29).
Что необычного в задании? (Написать сочинение в форме дневниковой записи).
2. Знакомство с жанром дневника
– Как вы думаете, что такое дневник? (Высказывания учащихся).
- Каково лексическое значение слова дневник?
- Многозначно оно или однозначное?
Давайте познакомимся с его лексическим значением.
На экране высвечивается словарная статья:
Дневник
Энциклопедический словарь: Дневник – это буквальный перевод с французского «журнал» – ежедневник (журнал в переводе с французского – день).
Словарь В.И.Даля толкует так: Дневник – поденные записи.
Малый толковый словарь под редакцией Лопатина.
а) записи, ведущиеся изо дня в день. (Вести дневник).
б) тетрадь для записи заданных ученику уроков и для выставления оценок.
Вывод: (запись в тетрадях). Дневник – это ежедневные записи о событиях текущей жизни.
– В течение дня происходит множество событий.
– Всё ли будете записывать?
– Обязательны ли записи на каждый день?
– А как вы потом определите когда, что произошло? (Обязательно число, месяц, год, иногда время суток) – хронология.
- В каком значении мы будем использовать слово дневник в нашем сочинении?
-Что же отражают люди в дневнике?
Ученик: В дневнике ведущий дневник не только говорит о том, что произошло с ним в этот день, но и высказывает свои мысли в связи с событиями этого дня, общением с другими людьми, выражает свои чувства, описывает свои ощущения, говорит о своих мечтах, надеждах, размышляет. Это очень важно.
Учитель: А кто из вас вёл или ведет дневник? Для чего это нужно?
Ученик: Дневник – это твой собеседник, которому можно всё доверить.
Он – верный друг.
Учитель: А для кого вы пишите?
Ученик: Для самих себя.
Учитель: Дневники – это живое свидетельство напряженных творческих поисков, ежедневной работы души. Высказывания многих известных писателей объясняют, какое большое значение придавали они дневниковым записям. "Верным помощником" в нелегком писательском труде, “постоянным спутником жизни” называл Л.Н. Толстой свой дневник и считал, что его "путь в большую литературу начался с постижения мира собственной души через дневник". Человек фиксирует пережитое, чтобы возвратиться к нему потом, в счастливые или грустные минуты жизни, чтобы лучше разобраться в себе, в своих чувствах. К сожалению, современные люди в своем большинстве утратили привычку ведения дневника.
3. Знакомство с образцами дневников, которые вели писатели(Презентация)
– Вот выдержки из дневников А.С.Пушкина. (Зачитывают учащиеся).
Лицейский дневник А.С.Пушкина
10 декабря. Вчера написал я третью главу. Читал её С.С. и вечером с товарищами тушили свечи и лампы в зале. Прекрасное занятие для философа. Поутру читал жизнь Вальтера.
12 декабря. Вчера не тушили свечи: зато пели куплеты на голос.
Из Михайловского дневника
1824, Ноябрь 19, Михайловское.
Выйдя из лицея, я почти тотчас уехал в псковскую деревню моей матери. Очень обрадовался сельской жизни: русской бане, клубнике и крыжовнику.
Из дневника:
1815 год: Я счастлив был !.. нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не видно было! Наконец потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, – сладкая минута!
… Как она мила была! Предо мной она предстала милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положенье, какая мука! Но я был счастлив 5 минут.
6 мая 1830 г.
Участь моя решена. Я женюсь, т.е. жертвую независимостью, моей беспечной, прихотливой независимостью; моими роскошными привычками, уединениями, непостоянством.
– Ваше мнение об этих дневниковых записях. Чем они вам интересны? (Можно узнать о становлении личности автора. Какими были его взгляды, черты характера на разных этапах жизни. Человек меняется).
– Есть ли указание на дату, место, где происходило действие?
– Всегда ли называются имена, фамилии или их можно зашифровать?
4. Работа в тетради для правил.
– Постепенно мы подошли к «Особенностям жанра дневниковых записей».
- Назовите эти особенности.(ответы учащихся)Презентация
Особенностям жанра дневниковых записей:
– Датированность (указывает число, год, время суток).
– Место (город, село учебное заведение и т.д.).
– Повествование от первого лица.
– Монолог (внутренний диалог).
– Мысли отрывочные, запись краткая.
– Зашифрованность имён и фамилий.
– Пишется для себя.
5. Сбор материала.
Не забывая о том, что ваше повествование дневниковая запись, займемся сбором материала, ведь нам необходимо в своей работе использовать репродукцию картины Т. Назаренко. На дом вам было дано задание: подобрать материал о церкви Вознесения и о художнике Т. Назаренко. Познакомьте, пожалуйста, нас с вашими находками.
(Звучат сообщения учащихся с презентацией)
Приложение№1.
НАЗАРЕНКО Татьяна Григорьевна
Заслуженный художник России, лауреат Государственной премии РФ, премии Правительства Москвы, член президиума, действительный член Российской академии художеств, профессор
Родилась 24 июня в Москве. Отец Татьяны Назаренко, фронтовик, кадровый военный, после войны получил назначение на Дальний Восток, и родители уехали. Таня осталась в Москве у бабушки, Анны Семеновны Абрамовой. Ей она показывала сначала школьные отметки, а потом свои рисунки и картины.
А. С. Абрамова была вдовой с 1937 года. Ее муж, Николай Николаевич Абрамов, был незаконно репрессирован и погиб в заключении. Бабушка имела в себе бесконечный источник любви, но, кажется, главной ее любовью была все-таки Таня, которая тоже любила ее. Анна Семеновна Абрамова осталась жить в картинах художницы Татьяны Назаренко: "Утро. Бабушка и Николка" (1972).
В 1962 году Татьяна Назаренко поступила на живописный факультет Художественного института имени В. И. Сурикова. После окончания института с 1968 по 1972 год она работала в творческой мастерской Академии художеств СССР у Г. М. Коржева.
Картина Татьяны Назаренко "Казнь народовольцев" появилась на Московской молодежной выставке в 1972 году. Картина была замечена всеми, хотя и не всеми принята. За картину "Казнь народовольцев" Назаренко была удостоена премии Московского комсомола. В 1976 году ей была присуждена 1-я премия на Международном конкурсе молодых живописцев в Софии (Болгария).
Во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов Назаренко пишет несколько групповых портретов друзей, собравшихся по праздничному поводу. Это картины "Московский вечер" (1978), "Карнавал" (1979), "Татьянин день" (1982) и многие другие.
Начиная с 1966 года, когда Назаренко впервые показала свои работы на VII Московской молодежной выставке, она постоянно участвует в городских и всероссийских выставках, выставках изобразительного искусства в России и за рубежом.
Творческие работы Татьяны Назаренко отмечены высокими наградами: Государственной премией РФ (1993), премией Правительства Москвы (1999), серебряной медалью Академии художеств СССР (1985), золотой медалью Российской академии художеств (2005).
Т. Г. Назаренко — заслуженный художник России (2002), с 1997 года — член-корреспондент, с 2001 года — действительный член, член президиума Российской академии художеств; профессор кафедры живописи, руководитель мастерской станковой живописи Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова (1998). Член Союза художников с 1969 года.
Живет и работает в Москве.
Учитель: Что вы узнали дома об истории самой церкви?
Приложение№2. (Сообщение ученика)
«Церковь Вознесения построена в честь одного из великих христианских праздников Вознесения Господня, или Преображения, когда Иисус Христос после погребения и чудесного исцеления вознёсся на небо, как гласит библейское предание. Может, оттого эта небольшая церковь будто устремлена ввысь. Двухэтажное здание церковного прихода шириной всего в 3 окна, зато для таких размеров они очень высокие. И вытянутые окна. И арочные полукружья под сводом крыши. И единственный, довольно длинный и тонкий барабан, оканчивающийся небольшим золочёным куполом, украшенным крестом. Лёгкость, воздушность, устремлённость в небо этого архитектурного ансамбля подчёркивает высокая колокольня в 3 свода с продолговатыми вытянутыми окнами-арками. Церковь нарядная: по розовому фону идут вверх белые полосы.
Учитель: Внимательно рассмотрим картину «Церковь Вознесения».
Что мы видим на улице Неждановой?
А вот что увидел на картине и записал в своем эссе «Распятие и воскресение Татьяны Назаренко» Владимир Викторович Орлов.
Приложение №3.
«Приятно пройти Брюсовским переулком (когда-то Вражским), ныне улицей Неждановой, миновав при этом дворцы Брюса и Меншикова (внуков, но все же). Тихий переулок, будто и не впадает он в грохотно-державную улицу, придремавшие автомобили у подъездов, починка обуви и оптики, мемориальные доски во множестве, зелень в сквере, цветники и чистые дорожки, счастливо-нарядные дети резвятся при бабушках у песочниц, псы дорогих пород прохаживаются с достоинством и по праву - "выгул собак разрешен". Церковь Воскресения стоит ухоженная, реальная - в ней служат, но и как бы декоративная - до того благополучной выгладит она, будто бы знак благополучия, хоть лепи ее на патриарший календарь, потому и водят к ней иностранцев, и нашего московского интеллигента, пребывающего порой в душевных сомнениях и раздрызгах, она, возможно, устраивает именно своим благополучием, он в минуты порывов, хоть и состоит в атеистических кружках, вводит себя в нее как бы невзначай, как бы посмотреть, но с полутайным намерением приблизиться ненадолго к самому себе и к существенному в мире, а заодно, на всякий случай, и поставить свечку.
А мимо нее шествуют люди, служивые и творческие, кто в сертификатном виде, с дипломатом в руке, кто с папкой нот или инструментом, кто перетекая из одного чиновного дома в другой, кто в дома музыкальные. А вот степенно прогуливается благородной осанки, с благородными сединами, прекрасно несущий костюм (как его назвать?.. не мужчина же... не гражданин... Господин?.. Сударь? Джентльмен?..) человек... Иван Семенович Козловский. Поклонимся ему...(…)… Впрочем, некогда. Надо спешить в булочную на улицу Станиславского отоваривать талоны на сахар. Туда мимо церкви Воскресения ходит за хлебом Татьяна Григорьевна Назаренко.
6 Обмен впечатлениям. Анализ картины.
- Где, по-вашему, находится церковь? (в центре города)
- Почему вы так думаете? (рядом выросли современные безликие здания, «хрущёвки» - дома 50-60 годов)
- Откуда писала художница картину? (видимо, мастерская художницы находится очень высоко в доме напротив)
- Чем привлекла художницу церковь? (украшает место, похожа на невесту)
- В какое время года написана картина? Омрачает ли хмурая осень вид?
- Что ещё придаёт этому уголку старой Москвы отрадный вид? (маленькие двухэтажные домики, парк, мальчик с собакой)
Вывод: Церковь Вознесения радует глаз прохожего, манит к себе, приглашает зайти, подумать о душе в наш стремительный век, в который человека всё больше привлекают, увы, не духовные, а материальные ценности. Церковь Вознесения – настоящее украшение города. Художница ставит актуальнейшую проблему сохранения уголков старой Москвы, дорогих сердцу каждого русского человека, заставляет нас любоваться небольшой церковью, украшающей современный мегаполис, теряющий своё национальное лицо.
8 Подведение итогов. Сообщение д/з.
Учитель: Дома вам предстоит закончить работу. Что должно быть в вашем сочинении?
Ученики: Сочинение в форме дневниковой записи, значит
- ведется от первого лица,
- каждый пишет о том, какое впечатление оказала на него картина Т.Назаренко,
- обязятельно указать дату, место написания.
9 Д/З написать сочинение по картине Назаренко «Церковь Вознесения».