СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи в 7 классе по теме " Подготовка к сочинению по картине М. Шибанова " Празднество свадебного договора"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок демонстрирует подготовительный этап к написанию сочинения по картине М. Шибанова "Празднество свадебного договора". Проводится своеобразная экскурсия по картине, объясняющая идейный замысел художника.  Также присутствует работа с опорными словами, орфографическо-стилистическая работа, совместное составление  плана сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 классе по теме " Подготовка к сочинению по картине М. Шибанова " Празднество свадебного договора"»

Проект урока развития речи в 7 классе:

«Подготовка к сочинению по картине М. Шибанова «Празднество свадебного договора»


Автор проекта: Кирсанова Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 8 имени К. К. Рокоссовского» г. Курска

Класс – 7

Предмет:  русский язык и литература.

Профиль – общеобразовательный (6 часов в неделю)

УМК «Русский язык» для 5-9 классов. Авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Т.М. Воителева.

Раздел: «Лексикология и фразеология»

Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине М. Шибанова «Празднество свадебного договора» (1 час)
Тип урока: урок развития речи.

Цели урока:

Обучающая: формировать умение понимать идейный замысел художника; научить выражать основную мысль картины в сочинении; обучение учащихся собиранию словарных материалов к сочинению и созданию на их основе сочинения-описания произведения живописи;

Развивающая: развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать навык использования в речи средств художественной выразительности; развивать наблюдательность; ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины.

Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство любви к природе, интереса к живописи и поэзии; формирование положительного отношения к предмету.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые образовательные результаты: 

Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно - нравственного, эмоционально- эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формирование интереса к учению.

Метапредметные:

Предметные: создание осмысленного связного высказывания, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать речевые нормы при письме

Регулятивные: построение плана, а на его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения, цветопись.

Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий, изучение лингвистической и искусствоведческой терминологии, компонентов культуры.

Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения, выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: лекция-рассказ, аналитическая беседа, введение картины.


Этап урока

Содержание урока

Виды

деятельности учащихся

УУД

1.Вводный (организационно-мотивационный)

1) Объявление темы урока.

2) Постановка целей урока.

Цели урока:

  • подготовиться к написанию сочинения по картине;

  • познакомиться со сведениями из жизни художника М. Шибанова;

  • узнать историю создания картины «Празднество свадебного договора»;

  • используя толковый словарь, выяснить значение устаревших слов, называющих предметы одежды;

  • поработать над композицией и цветовым решением картины;

  • повторить признаки типа речи описание;

  • продолжить работу по повышению художественной и речевой компетенции учащихся.



Личностные


Мотивация





2.Основной (информационно-аналитический)

1) Вопросы учителя.

  • Какие типы речи мы знаем?

  • Назовите признаки типа речи описание.

  • Какие тексты-описания мы уже составляли раньше?

  • Какие жанры картин вам известны? К какому жанру отнесём картину М Шибанова «Празднество свадебного договора»?

(бытовая картина – портрет) Вспомните, что такое портрет?

2) Сведения о художнике.

Сведений о жизни Михаила Шибанова, русского художника, жившего во второй половине XVIII века, сохранилось крайне мало. Неизвестны ни год его рождения, ни отчество. Известно, что он происходил из крепостных крестьян, в 1783 г. получил вольную. Имеются документы, в которых Шибанов именуется «живописцем его светлости» графа Григория Алексан­дровича Потёмкина, фаворита императрицы Екатери­ны II. Также известно, что художник писал иконы для церквей в южных городах России — возможно, туда его взял с собой Потёмкин. Кроме того, Шибанов пи­сал для частных заказчиков в Москве и Петербурге. Самое позднее сохранившееся свидетельство о жиз­ни Шибанова относится к 1789 г. Это просьба ху­дожника в канцелярию Екатерины II о назначении ему жалования. Каких-либо данных об ответе не сохранилось.

3) Творчество М. Шибанова.

До наших дней дошло несколько картин, по отно­шению к которым авторство Шибанова не вызывает сомнений. Это несколько портретов современников, в том числе Екатерины II, и две жанровые картины из крестьянского быта — «Крестьянский обед» и «Празд­нество свадебного договора». Тематика этих картин для своего времени уникальна — тогда крестьян не принято было изображать на полотне.
4) Смысл картины.

На картине «Празднество свадебного договора» изображён сговор двух семей о свадьбе их детей. В старину решения о браке детей принимали роди­тели. Дети должны были лишь следовать их воле. Сговор — это окончательная договорённость, и рас­торгнуть её было почти так же невозможно, как и брак. Сговор происходил в доме родителей невесты, на нём определялось время венчания, обсуждалось приданое невесты, количество гостей и тому подобные моменты. Когда отцы заключали соглашение, приглашали неве­сту, и мать подводила её к жениху со словами: «Вот тебе суженая-ряженая, прошу любить да жаловать». После этого молодые люди должны были взяться за руки, тем самым скрепляя договор родителей. Именно этот момент и запечатлел художник. 

5) Беседа по картине.

- Картина называется «Празднование свадебного договора». Как вы понимаете сочетание слов «свадебный договор»?

Экскурсия по картине. ( По ходу экскурсии сделать черновые записи фраз, понравившихся предложений).

- На картине изображена группа людей. Это крестьяне села Татарова Суздальской губернии.

- Как, по-вашему, автор относится к героям своего полотна?

- Опишите крестьянскую одежду, используя опорные слова и словосочетания, записанные на доске. Значение устаревших слов проверяем по толковому словарю.

Опорные слова: серебристый узорчатый сарафан; золотистая с красными цветами душегрея; повязка, вышитая речным жемчугом; длинная фата из коновата; суконные зипуны; кокошники; голубоватый кафтан; зеленоватый полукафтан с пуговицами; вышитая по краю рубаха; белая полотняная рубашка, завязывающаяся у самой шеи.

- Прочитайте, что вы записали, выбрали, что запомнилось, понравилось.

- Давайте с вами выясним, какими изобразительно-выразительные средствами, присущими живописи, передаёт художник свою мысль.

  • Не идеализировал своих героев, а наоборот подчеркивал их широту и значимость.

  • Точно знает данный ритуал (мужчины слева, женщины справа).

  • Это не парадный портрет, а естественные, живые лица.

  • Особая мягкая красота крестьянских лиц.

  • Передает ощущение праздника, радости.

  • Художник очень хотел быть понятым, чтобы зритель мог мысленно «войти» в картину, ощутить себя внутри её пространства, а не оставаться пассивным наблюдателем со стороны.

  • Шибанов создал художественный образ, в котором выразилось понимание живописцем окружающей действительности (объективный мир). Но в тоже время здесь есть и индивидуальный мир автора (субъективный мир, мир в восприятии и ощущении создателя художественного мира).

Композиция картины.



передний план второй план передний средний


дальний

  • На картинах всегда присутствует фон – основной цвет и тон. Что служит фоном картины? (деревенская изба).

  • Что находится в левом углу? (иконы, считается красным, святым углом).

  • Как композиционно расположил художник на картине детали?

(Слева - мужчины, справа - женщины, в углу под иконами - стол. В центре - жених и невеста. Они выделяются на коричневом фоне, особенно невеста – светлый, яркий наряд, вышитый серебром.

  • Что находится на столе? (братина, хлеб).

Эти предметы символичны. Что они обозначают: достаток в доме.

  • Что ещё можно назвать символичным? ( 1) Художник старательно изобразил головные уборы присутствующих на сговоре женщин, и это неслучай­но. В старину головной убор мог многое рассказать о женщине. Головной убор замужних женщин отли­чался от головного убора девушки. 2) Молодые держатся за руки - так, рука об руку, им идти по жизни.)

  • Кроме жениха и невесты есть ещё один яркий образ – образ свахи.

  • Подберите к ней эпитеты. (Бойкая, весёлая, знающая своё дело, деловитая, задорная).

  • О ком ещё мы не сказали? (Образы старух. Они печальные, задумчивые, сосредоточенные, внимательные, следят за точностью исполнения обряда.

  • И конечно, какой же праздник без любопытных глаз детей.

Работа со словарём эпитетов.

- Выберете названия тонов, которыми можно охарактеризовать цветовую гамму картины (корич­невый, чёрный, красный, различные оттенки зелёного).

- Подберите слова, которые помогут вам рассказать о красоте света, создать художественный образ в своем описании картины.

6) Орфографическо-стилистическая работа с текстом.

Уд..вительны образы молодых – жених и невеста. Лица жениха и невесты излучают радость и покой.

К..стюм невесты – сарафан, душегрея, м..нисты на рубашк.., повя..ка женщины незамужней на гол..ве, а (по)верх пл..ток – широк и пёстр ,так что ф..гура кажется ещё дороднее.

Перед ними на стол.. – «братина» - большая чаша и хлеб.

Молодые держатся за руки - так, рука об руку, им идти по жизни.

7) Составление плана сочинения.

Обсуждение вариантов плана. Запись в тетрадь.

Примерный план.

  1. Вступление.

а) Михаил Шибанов – русский живописец 18 века.

б) Тематика картины «Празднество свадебного договора».

  1. Основная часть.

а) Центр полотна – жених и невеста.

б) Родители, сваты, гости.

в) Каравай – знак совершения договора.

г) Атмосфера праздничности, торжественности. Цветовое решение полотна.

  1. Заключение.

а) Чувства участников сговора.

б) Колорит эпохи, её дух.


8) Самостоятельная работа: создание своего текста сочинения.


Отвечают на вопросы (строят речевое высказывание)





Рассказ учащегося






Работают в тетрадях, используют толковый и орфографический словари при затруднении.









Сообщение учащегося













Ответы на вопросы


Записи на черновик



Построение самостоятельного речевого высказывания



Работа с толковым словарём



Проверка домашнего задания (работа в группах)



































Работа со словарём эпитетов










Записи в тетрадях

Личностные





Познавательные




Метапредметные


Коммуникативные
















Познавательные








Личностные
















Регулятивные



Познавательные





















Коммуникативные


Познавательные









































Регулятивные












Регулятивные

Познавательные



3. Заключитель

ный (оценочно- рефлексивный)

  • Что узнали на уроке?

  • Чему научились?

Заполнение карты оценки урока.

Домашнее задание: написать сочинение на черновиках, отредактировать, переписать в чистовик.


Регулятивные

Самоанализ

Самооценка










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!