Тема урока: «Решение уравнений».
Класс:
6 Предмет:
математика Автор учебника: Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.
Цели урока:
1. формировать умение решения уравнений способом переноса слагаемых из одной части в другую, изменив при этом их знаки;
2. ввести определение линейного уравнения;
3. формировать умение и навыки решать линейные уравнения.
Ход урока.
I Оргмомент. Психологический настрой класса.
II Устная работа.
Привести подобные слагаемые:
а) 9,5m+3,5m; б) 9в-в; в) г) д) 1,2у+3,6у-0,7у; е) -4х-х+3; ж) 7х-6у-2х+8у.
2) Вычислить:
а) -70 -19 :3 ∙(-2)
8
б)
+100 :(-3) -13 +6
-19
3) Решить уравнения, повторяя правила нахождения неизвестного
слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и
делителя.
а) х+15=40; в) 8-х=2; д) х:20=3;
б) у-10= 32; г) 70:у=7; е) 25х=100.
III Объяснение нового материала.
Разобрать решение примера №1 пункта, записать в тетради решение и вывод.
4(х+5)=12.
Решение.
4(х+5):4=12:4,
Х+5=3,
Х=3-5,
Х=-2.
Ответ: х=-2.
Вывод: корни уравнения не изменяются, если обе части умножить
или разделить на одно и то же число, не равное нулю.
Разобрать решение примеров №2 и №3.
2х+5=17. 5х=2х+6.
Решение. Решение.
2х+5-5=17-5, 5х-2х=2х+6-2х,
2х=12, 3х=6,
х=6. х=2.
Ответ: х=6. Ответ: х=2.
Вывод: корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое
перенести из одной части уравнения в другую, изменив при
этом его знак.
Решить №1298 и №1299 с комментариями на месте.
№1298. Перенесите из левой части уравнения в правую то слагаемое,
которое не содержит неизвестного:
а) 8х+5,9=7х+20. б) 6х-8=-5х-1,6.
8х=7х+20-5,9. 6х=-5х-1,6+8.
№1299. Соберите в левой части уравнения все слагаемые, содержащее
неизвестное, а в правой – не содержащее неизвестное:
а) 15у-8=-6у+4,6. б) -16z+1,7=2z-1.
15у+6у=4,6+8. -16z-2z=-1-1,7.
Во всех рассмотренных примерах приведены уравнения вида ах=в , где а≠0. уравнения которые можно привести к такому виду с помощью переноса слагаемых и приведения подобных слагаемых, называют линейным уравнением с одним неизвестным.
IV Закрепление изученного материала.
№1300 (а-г) на доске и в тетради поясняя решение и проговаривая
правила.
а) 6х-12=5х+4. б) -9а+8=-10а-2.
Решение. Решение.
6х-5х=4+12, -9а+10а=-2-8,
Х=16. а=-10.
Ответ: х=16. Ответ: а=-10.
в) 7m+1=8m+9. г) -12n-3=11n-3.
Решение. Решение.
7m-8m=9-1, -12n-11n=-3+3,
-m=8, -23n=0,
m=-8. n=0.
Ответ: m=-8. Ответ: n=0.
№1305.
В первом бидоне в три раза больше молока, чем во втором. Если из первого перелить 20л во второй, то молока в бидонах будет поровну.
Сколько молока было в каждом бидоне?
| Было | Стало |
Первый бидон | 3х л | 3х-20 л |
Второй бидон | Х л | Х+20 л |
3х-20=х+20,
3х-х=20+20,
2х=40,
Х=20(л молока было во втором бидоне).
3∙20=60(л молока было в первом бидоне).
Ответ: 60л, 20л.
№1303(а, б) с комментариями на месте.
Найдите корень уравнения:
а) 0,5х+3=0,2х. б) -0,4а-14=-0,3а.
Решение. Решение.
0,5х-0,2х=-3, -0,4а-0,3а=14,
0,3х=-3, -0,7а=14,
Х=-3:0,3, а=14:(-0,7),
Х=-10. а=-20.
Ответ: х=-10. Ответ: а=-20.
V Повторение раннее изученного материала.
№1322 (1) – самостоятельно.
Докажите, что при любом значении буквы значение выражения
5(7у-2)-7(5у+2) равно -24;
Решение. 5(7у-2)-7(5у+2)=35у-10-35у-14=-24.
№1321 (а).
За какое время израсходует двигатель весь бензин из бака, если
он: а) за 3ч расходует 12% всего бензина?
Решение.
3ч ----- 12% бензина
х ч ----- 100% бензина
(ч)
Ответ: 25ч.
VI Итог урока.
Ответить на вопросы.
1. Обе части уравнения умножили на число не равное нулю. Изменились ли корни данного уравнения?
2. Обе части уравнения разделили на одно и то же число, отличное от нуля. Изменились ли корни данного уравнения?
3. Сформулировать правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.
4. Какие уравнения называют линейными?
Решить уравнения:
а) 14+5х=4х+3; б) 3а+5=8а-15.
VII Домашнее задание:
выучить правила п.42; №1326(а, б, в); №1330; №1333.